Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для среднего дошкольного возраста "Моя семья".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Давыдова Светлана Николаевна

Воспитание чувства семейной сплочённости на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях и домашнем уюте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx36.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Керчи РК

«Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения № 46 «Солнышко»

               

               

                                                                               

                                       

                           

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для детей среднего возраста «Моя семья».

Цель:

- закрепить у детей представления о семье, ее членах, родственных отношениях;

- воспитывать у детей любовь, ласковое и чуткое отношение к членам семьи;

- развивать коммуникативные навыки детей;

- воспитывать чувства семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте). 

 - обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия;

 -развивать связную речь;

- приобщать к общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, и развивать свободное общение;

-развивать положительные эмоции и чувства;

-воспитание культуры здоровья, способности и умения заботиться о собственном здоровье.

Оборудование: картина «Семья», картинки членов семьи на каждого ребёнка, полоски для выкладывания картинок, мяч, косынка, фартук.

Ход занятия:

От гостей просторный зал

Сразу вдруг светлее стал,

И приветствовать вас рад

Наш любимый детский сад.

(дети проходят на свои места).

 Сюрпризный момент:

Воспитатель:

- Ребята сегодня к нам придёт необычный гость.  Жил он на луне совершенно один, и ему было очень грустно от того, что у него не было семьи. Вы уже догадались кто это?

Воспитатель:

- Давайте позовём его!  (Лунтик, Лунтик)

Лунтик:

- Здравствуйте ребята! Я очень рад видеть всех вас! Недавно я прилетел на Землю, и здесь у  меня появилось много друзей. Сейчас я живу вместе с ними в сказочной стране. А вы ребята с кем живёте?

(ответы детей)

Воспитатель:

- А какое слово объединяет всех названных вами людей?

Лунтик:

- А что такое семья?

Воспитатель:

 - Ребята  тебе сейчас расскажут, но для этого ребятам нужно отгадать загадки.

Ласково и нежно деток обнимает,

Лучшими словами в мире называет.

Самая красивая, самая родная,

Это же, конечно…(мама) дорогая.

Кто в семье высокий, смелый,

Самый сильный и умелый?  

                                       (папа)

Волосы седые, добрые глаза,

Всех внучаток любит…(бабушка) моя.

Добрый, бородатый-

Это папин папа.

С внуками играет.

Кто ж его не знает!

                    (дедушка)

Папа, мама, ты и я

Вместе - дружная (семья).

 Лунтик:

- Что такое семья я понял! А кто кому кем приходиться в этой семье?

Воспитатель:

- В семье много родственников (рассматриваем картину «Семейная фотография»): дети – Таня и Ваня, их родители. Как их называют дети? (папа и мама) И родители родителей. Как их называют дети? (дедушка и бабушка). Как дедушка и бабушка называют Таню и Ваню? (внуками). А мама и папа? (сыном и дочкой). Таня Ване – сестра, а Ваня Тане – брат. Мама с папой – муж и жена: папа маме – муж, а мама папе - жена.

Ребята, предлагаю вам поиграть в игру с мячом « Парные слова».

Папа -…(мама), дедушка - …(бабушка), муж - …(жена), сестра - …(брат),

дети - …(родители). И в обратной последовательности.

Лунтик:

-Какие молодцы!

Воспитатель:

-Ребята, давайте покажем Лунтику шуточную сценку.

Папа, мамочка и я-

Вместе дружная семья.

Папа улыбается,

Мама улыбается,

Улыбаюсь я.

Широко улыбнуться, обнажив зубы.

Папа удивляется,

Мама удивляется,

Удивляюсь я.

Поднять брови, губы сложить, как при произнесении звука [О]

Папочка ругается,

Мамочка ругается,

Погрозить указательным пальцем, нахмурить брови,

Губы поджать.

Извиняюсь я.

Сделать виноватое лицо, глаза

Опустить, закусить нижнюю губу.

Лунтик:

- А, что дети не слушают своих родителей, шкодничают?

Воспитатель:

- Наши дети послушные и любят своих родителей. Послушай, как ласково они их называют: Игра «Скажи ласково». Как можно назвать ласково? (Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)

Дочь – доченька, дочурка.

Сын — сынок, сыночек.

Папа — папочка, папенька.

Дед – дедушка, дедуля.

Мама — мамочка, мамуля.

Сестра-сестрёнка.

Сын – сынок, сыночек.

Бабушка –  бабушка, бабуля.

Внук – внучок.

Внучка – внученька.

Брат – братишка.

 Лунтик:

- Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье. А кто в вашей семье старший, а кто младший?

Воспитатель:

- Лунтик, сейчас мы тебе покажем. Ребята, на ваших столах лежат картинки, на которых изображены члены семьи. Положите карточки всех членов семьи слева направо от самого старшего до самого младшего. Молодцы!

Воспитатель:

- покажем Лунтику, как мы делаем физкультминутку для глаз.

«Глазкам нужно отдохнуть»    

 (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть»

(Глубокий вдох, глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут»

(Глаза открыты, движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

 (Глаза распахнуты, на лице широкая улыбка).

Воспитатель: 

-Семья – это труд, друг о друге забота. Семья – это много домашней работы. И сейчас мы поиграем в игру «Кто как трудиться  в вашей семье?

Договаривать: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат -ходит на работу, шьёт, ходит в магазин за покупками, готовит еду, ухаживает за цветами, вытирает пыль, моет посуду, гладит, читает сказки, мастерит, поёт песни, печёт блинчики, вяжет, мастерит, чинит, зарабатывает деньги.

-Лунтик:

Какие молодцы!

Воспитатель:

  -Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Лунтик, Артём и ребята расскажут и покажут, как они заботятся о своих близких:

Про себя вам расскажу я,

/показывают на себя и легко кланяются/

Как свою семью люблю я.

/разводят руки в стороны/

Как малышку – невеличку укачаю я сестричку,

/качают на раках « младенца»/

У меня есть старший брат, я побегать с братом рад.

/передвигаются бегом по кругу/

Бабушке я помогаю, стол к обеду накрываю.

/имитируют процесс сервировки стола/

Папе я совсем не прочь выбивать ковёр помочь.

/выполняют энергичные движения рукой, кисть сжата в кулачок/

Свою маму я жалею – её ласкою согрею.

/дети показывают, как они обнимают маму, гладят по голове/

Ну а дедушке всё сам

/изображают походку пожилого человека/

Принесу, найду, подам.

/выпрямляются и хлопают в ладоши/

Взрослые и дети любят все вместе  проводить семейные праздники, ходить на прогулки, дружно играть. Вот сейчас и мы поиграем в русскую народную игру: «Бабушка Маланья». Но сначала выберем бабушку Маланью среди девочек. А Саша поможет нам в этом.

Считалка

Раз, два, три, четыре,

Мы считалочку учили:

Бабушка и мамочка,

Дедушка и папочка,

Вот  братишка и сестрёнка,

Он – Антон, она – Алёнка.

Вот и вся моя семья,

Рассказал считалку я!

Игра: Бабушка Маланья.

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей –

(дети двигаются по кругу, держась за руки)

Все без бровей.

Вот с такими ушами, вот с такими носами,

Вот с такими усами, с такой головой, с такой бородой.

(останавливаются и жестами и мимикой изображают то, о чём говорится в тексте).

Ничего не ели, целый день сидели

(присаживаются на корточки),

На неё глядели, делали вот так…

(повторяют за бабушкой Маланьей любое смешное движение: можно погрозить пальцем, сделать рожки или в шутку заплакать).

 Лунтик:

 - Ребята, вы меня поразили своими рассказами о семье. Так здорово, что вы знаете всё о своей семье.

-  Спасибо, ребята! Я решил никогда больше не улетать на луну! У меня нет папы и мамы, но в своей сказочной стране появились бабушка Капа и дедушка Шер. Они очень полюбили меня и стали моей семьёй. Бабушка Капа испекла вкусный пирог, и передала вам.

Воспитатель: Спасибо тебе, Лунтик! Ребята тоже приготовили для тебя и твоей новой семьи подарок  - оберег. Он будет защищать и охранять вашу семью от невзгод, бед и болезней. Ребята положили в мешочек орехи - символ долголетия и мудрости, шишки - символ крепкой и дружной семьи, шиповник - символ здоровья, яблоки - символ любви и радости.

Лунтик:

Спасибо, ребята!  Что-то я задержался у вас, побегу я быстрей к бабушке и дедушке!  До свидания ребята! Ещё увидимся!

Литература:

О. А. Новиковская « Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет».

О.А. Новиковская «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи».

Л. Г. Мухаморина «Играем вместе».


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Керчи РК «Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения № 46 «Солнышко»

                                                   Воспитатель: Давыдова Светлана  Николаевна

                                                   Специалист высшей категории

                                                   Стаж работы 33 года

                                             г. Керчь 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности познавательно-речевой направленности с детьми среднего дошкольного возраста "Иголка"

Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов; закрепить видовые и родовые понятия. Познакомить детей с правилами по технике безопасности при пользовани...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей среднего возраста "Дружная семья"

Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»Вид деятельности: образовательнаяВозрастная группа: средняя группаТема: «Дружная семья». Программа социокультурные истоки. Программн...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста "Сирень в вазе"

Конспект НОД (изобразительная деятельность - рисование) "Сирень в вазе"...

Конспект ОД по художественно - эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) с использованием нетрадиционных техник рисования Тема: «Зимний лес»

Конспект ОД по художественно - эстетическому развитиюдетей среднего дошкольного возраста (4-5  лет)с использованием нетрадиционных техник рисованияТема: «Зимний лес» К конкурсу "...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста «Кто готовит нам еду»

Конспект  занятия по социально-коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста «Кто готовит нам еду»...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста "Дикие животные весной"

Данный конспект разработан с целью закрепления знаний детей о диких животных родного края в весенний период....