Программа "Кто от зимы не улетает?"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Актуальность темы.
Влияние родной природы является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания. Их привлекают зелёные луга, яркие цветы, птицы, ручейки и т.п. Отсутствие у детей знаний о природе, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими птиц, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей и ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили важные сведения о природе. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного и физического.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается. Защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Многие педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы она каждый день приносила что-то новое. В книге В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» отмечается – «чтобы каждый шаг был путешествием и истоком мышления и речи – к чудесной красоте природы. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи». Основная задача в умственном воспитании – образование у детей знаний о неживой и живой природе, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы. Нужно показать детям природу такой, какая она есть в действительности, воздействуя на их органы чувств.
Цель программы:
· Формировать у детей такие качества как отзывчивость, доброжелательность, любовь к живой природе, желание помогать им и заботиться о них.
· Закрепить представления дошкольников о синичках, других зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.
· Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам.
Задачи программы:
· закрепить знания детей о значении птиц в жизни людей;
· учить находить и выделять взаимосвязь в природе;
· воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым;
· развивать экологическую культуру детей.
· научить детей правильно ухаживать за птицами, подкармливать их.
Предполагаемый результат реализации программы:
· дети знают и рассказывают о всероссийском празднике «Синичкин день»
· имеют начальное представление о приспособленности птиц к среде обитания.
· расширились представления о жизни птиц в природных условиях зимой.
· имеют представление о зимующих и перелетных птицах.
· рассказывают о помощи человека зимующим птицам.
· любят и бережно относятся к природе.
· активизировалась коммуникативная функция речи и познавательная деятельность
детей; обогатился словарь, улучшилась грамматическая сторона речи по данной теме.
Реализация программы проводиться с 01.11.15 по 20.11.15 для детей с ограниченными возможностями, проходящих реабилитацию в стационарном отделении, в количестве 15 детей.
Основные формы реализации программы.
Беседы:
· «Синичкин день»
Цель: рассказать детям о создание экологического праздника – «Синичкин день» по инициативе Союза, охраны птиц России который отмечается 12 ноября. Знакомство с народным календарём, обсуждение народных примет.
· «Беседа о птицах».
Цель: рассказать детям о птицах, о правильном отношении к птицам.
· «Жалобная книга природы»
Цель: формировать знания детей о человеке, как части природы.
Учить понимать роль человека в нарушении и сохранении природы.
Повторить основные правила поведения на природе.
· «Перелетные птицы»
Цель: дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд и их размещении.
Уточнение и расширение представлений о перелётных птицах.
· «Птицы леса»
Цель: Формирование знаний о птицах.
Установление причинно-следственной зависимости домашних и птиц леса.
изучить приспособления птиц к жизни в лесу;
осуществлять экологическое воспитание, прививать бережное отношение к птицам.
· «Кто от зимы не улетает? »
Цель: отметить взаимоотношение птиц во время зимовки, вызвать желание помочь птицам в зимний период времени.
· Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
Цель: Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине.
· Чтение сказки А.Толстого «Сорока» и обсуждение о зимующих птицах, обитающих в нашем регионе, их образе жизни, питании, внешнем виде.
· «Познакомимся с птицами» Газета экологического содержания
Игровая деятельность.
Дидактические игры
· Один – много»,
· «Назови ласково»,
· «Счёт птиц»,
· «Кто, где живёт»,
· Словесная - игра «Я знаю пять названий птиц»
· «Угадай птицу по описанию»
Прогулка
· Предложить детям собрать семена для зимующих птиц. Побеседовать о том, как птицам зимой голодно и холодно, ягоды и семена под слоем снега, жучки и паучки спрятались под корой деревьев. Наша задача помочь птицам перезимовать и не умереть от голода.
Цель: воспитывать сочувствие к живой природе, желание ей помочь.
· Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки.
· Цель: узнавать и называть прилетевших птиц, понаблюдать за поведением, отметить предпочтения синички (сало), вызвать эмоциональный отклик.
Длительность занятий.
Индивидуальные – 20 минут.
Групповые – 30 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zima.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность темы.
Влияние родной природы является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания. Их привлекают зелёные луга, яркие цветы, птицы, ручейки и т.п. Отсутствие у детей знаний о природе, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими птиц, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей и ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили важные сведения о природе. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного и физического.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается. Защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Многие педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы она каждый день приносила что-то новое. В книге В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» отмечается – «чтобы каждый шаг был путешествием и истоком мышления и речи – к чудесной красоте природы. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи». Основная задача в умственном воспитании – образование у детей знаний о неживой и живой природе, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы. Нужно показать детям природу такой, какая она есть в действительности, воздействуя на их органы чувств.
Цель программы:
- Формировать у детей такие качества как отзывчивость, доброжелательность, любовь к живой природе, желание помогать им и заботиться о них.
- Закрепить представления дошкольников о синичках, других зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.
- Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам.
Задачи программы:
- закрепить знания детей о значении птиц в жизни людей;
- учить находить и выделять взаимосвязь в природе;
- воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым;
- развивать экологическую культуру детей.
- научить детей правильно ухаживать за птицами, подкармливать их.
Предполагаемый результат реализации программы:
- дети знают и рассказывают о всероссийском празднике «Синичкин день»
- имеют начальное представление о приспособленности птиц к среде обитания.
- расширились представления о жизни птиц в природных условиях зимой.
- имеют представление о зимующих и перелетных птицах.
- рассказывают о помощи человека зимующим птицам.
- любят и бережно относятся к природе.
- активизировалась коммуникативная функция речи и познавательная деятельность
детей; обогатился словарь, улучшилась грамматическая сторона речи по данной теме.
Реализация программы проводиться с 01.11.15 по 20.11.15 для детей с ограниченными возможностями, проходящих реабилитацию в стационарном отделении, в количестве 15 детей.
Основные формы реализации программы.
Беседы:
- «Синичкин день»
Цель: рассказать детям о создание экологического праздника – «Синичкин день» по инициативе Союза, охраны птиц России который отмечается 12 ноября. Знакомство с народным календарём, обсуждение народных примет.
- «Беседа о птицах».
Цель: рассказать детям о птицах, о правильном отношении к птицам.
- «Жалобная книга природы»
Цель: формировать знания детей о человеке, как части природы.
Учить понимать роль человека в нарушении и сохранении природы.
Повторить основные правила поведения на природе.
- «Перелетные птицы»
Цель: дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд и их размещении.
Уточнение и расширение представлений о перелётных птицах.
- «Птицы леса»
Цель: Формирование знаний о птицах.
Установление причинно-следственной зависимости домашних и птиц леса.
изучить приспособления птиц к жизни в лесу;
осуществлять экологическое воспитание, прививать бережное отношение к птицам.
- «Кто от зимы не улетает? »
Цель: отметить взаимоотношение птиц во время зимовки, вызвать желание помочь птицам в зимний период времени.
- Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
Цель: Учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине.
- Чтение сказки А.Толстого «Сорока» и обсуждение о зимующих птицах, обитающих в нашем регионе, их образе жизни, питании, внешнем виде.
- «Познакомимся с птицами» Газета экологического содержания
Игровая деятельность.
Дидактические игры
- Один – много»,
- «Назови ласково»,
- «Счёт птиц»,
- «Кто, где живёт»,
- Словесная - игра «Я знаю пять названий птиц»
- «Угадай птицу по описанию»
Прогулка
- Предложить детям собрать семена для зимующих птиц. Побеседовать о том, как птицам зимой голодно и холодно, ягоды и семена под слоем снега, жучки и паучки спрятались под корой деревьев. Наша задача помочь птицам перезимовать и не умереть от голода.
Цель: воспитывать сочувствие к живой природе, желание ей помочь.
- Наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки.
- Цель: узнавать и называть прилетевших птиц, понаблюдать за поведением, отметить предпочтения синички (сало), вызвать эмоциональный отклик.
Длительность занятий.
Индивидуальные – 20 минут.
Групповые – 30 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концертная программа" Зимушка- зима"
Представляем вашему вниманию концертную программу , которая называется “Зимушка- зима” Основным содержанием этой программы являются: 1. Танцевально-ритмическая гимнастика, в которую входят: - игрор...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО». Тема: Зимующие и перелётные птицы.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» Тема: Зимующие и перелётные птицыВоспитатель дошкольного отделения МОУ СОШ №1 г.Твери Наталья Васильевна Алексе...
программа праздника"Пришла красавица зима"
ЦЕЛЬ: способствовать развитию памяти, внимания, устной речи, общей моторики, чувства ритма, творческих способностей.Способствовать созданию праздничного настроения. Доставить радость детям....
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по программе «Развитие» Тема: «Зима. Изменения в жизни животных»
Образовательная область: «Познание»Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие,...
ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПО ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «КАК ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ».
На занятии у детей формируются знания об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах диких животных перед долгой зимой....
Методическое обеспечение рабочей программы. Комплексно-тематическое планирование прогулок для детей от 4 до 5 лет "От зимы до лета, и от лета до зимы"
Прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Прогулка являе...
Подгрупповое логопедическое занятие старшая группа (5 -6 лет второй год обучения по программе Нищевой Н.В. для детей с общим недоразвитием речи) на тему «Зима. Зимующие птицы»
ЦЕЛИ:- развитие связной речи;- закрепление знаний и представлений детей о зимующих птицах; о их питании; мест обитания; отношении людей к зимующим птицам в зимнее время. ЗАДАЧИ:Коррекционно-...