Подгрупповое логопедическое занятие старшая группа (5 -6 лет второй год обучения по программе Нищевой Н.В. для детей с общим недоразвитием речи) на тему «Зима. Зимующие птицы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
ЦЕЛИ:
- развитие связной речи;
- закрепление знаний и представлений детей о зимующих птицах; о их питании; мест обитания; отношении людей к зимующим птицам в зимнее время.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять в употреблении существительных в форме множественного числа родительного падежа;
- согласовывать числительные с существительными;
- образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- образовывать существительные множественного числа.
-закреплять умения употреблять в речи простые и сложные предложения.
-.закреплять и уточненять названия зимующих птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания, питания; обогащение словаря по данной теме
Коррекционно-развивающие:
- упражнять в узнавании птиц по их описанию;
- развивать внимание, мышление.
- учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах,
-согласовывать существительные в творительном падеже,
-образовывать сложные прилагательные,
-формировать фразовую речь;
-закрепить и уточнить знание детей о зимующих птицах и их жизни зимой
-развивать сенсорно-зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую, общую моторику, координацию движений с речью;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к птицам,
-закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях,
-воспитывать желание защищать и оберегать зимующих птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgruppovoe_logopedicheskoe_zanyatie_starshaya_gruppa_zima._zimuyushchie_ptitsy.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Челябинская область
Город Озерск
МБДОУ № 26
Подгрупповое логопедическое занятие старшая группа
(5 -6 лет второй год обучения по программе Нищевой Н.В. для детей с общим недоразвитием речи)
на тему
«Зима. Зимующие птицы»
Выполнила: Мухина Т. В.
Учитель-логопед группы компенсирующей направленности
МБДОУ № 26
Г. Озерск
Челябинская обл.
Подгрупповое логопедическое занятие старшая группа
(5 -6 лет второй год обучения по программе Нищевой Н.В. для детей с общим недоразвитием речи)
на тему
«Зима. Зимующие птицы»
ЦЕЛИ:
- развитие связной речи;
- закрепление знаний и представлений детей о зимующих птицах; о их питании; мест обитания; отношении людей к зимующим птицам в зимнее время.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять в употреблении существительных в форме множественного числа родительного падежа;
- согласовывать числительные с существительными;
- образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- образовывать существительные множественного числа.
-закреплять умения употреблять в речи простые и сложные предложения.
-.закреплять и уточненять названия зимующих птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания, питания; обогащение словаря по данной теме
Коррекционно-развивающие:
- упражнять в узнавании птиц по их описанию;
- развивать внимание, мышление.
- учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах,
-согласовывать существительные в творительном падеже,
-образовывать сложные прилагательные,
-формировать фразовую речь;
-закрепить и уточнить знание детей о зимующих птицах и их жизни зимой
-развивать сенсорно-зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую, общую моторику, координацию движений с речью;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к птицам,
-закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях,
-воспитывать желание защищать и оберегать зимующих птиц.
Методы и приемы: объяснение, напоминание, повтор, беседа, показ презентации, рассказ логопеда о зимующих птицах, показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.
Оборудование: презентация "Зимующие птицы", предметные картинки зимующих птиц;
Ход занятия:
Логопед: Какое сейчас время года? Почему вы так думаете?
- Много снега, холодно. Деревья стоят голые, покрытые снегом, инеем. Мороз заковал реки и озера в лед. Звери попрятались в свои норки. Люди оделись тепло. Перелетные птицы улетели на юг.
Логопед: Какие еще изменения произошли в природе? Какие деревья зимой? – голые, спящие. Какое небо зимой? – темное, серое, мрачное. Солнце – тусклое, холодное, неяркое, блеклое. Снег зимой какой? – белый, пушистый, серебристый, падающий, сверкающий.
Логопед: Все ли птицы улетели на юг? Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? Каких зимующих птиц вы знаете? Ворона, галка, сорока, воробьи, дятел, снегири.
В детский сад пришло письмо по электронной почте от медвежонка из леса:
«Здравствуйте дети! Осенью сорока на хвосте принесла весть о том, что, она со своим друзьями – птицами, которые не улетают на юг будет всю зиму резвиться в снегу, искать различный корм для пропитания, а я ничего не увижу, потому, что зимой впадаю в спячку. Сейчас поворочаюсь, поворочаюсь от такой новости и усну. Кто же мне расскажет о птицах, которые не улетают зимой на юг и кто мне их покажет? Мне так любопытно!»
Логопед: Дети, как быть? Что будем делать?
(ответы детей)
Я предлагаю вам все выяснить о зимующих птицах и рассказать медвежонку, когда он проснется после зимней спячки.
Основная часть.
Логопед: Да ребята, зима красивое время года, но и очень трудное и суровое, особенно для птиц. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (зимующие)
Зрительная гимнастика "Птички"
Птички вправо полетели,
Птички влево полетели.
Птички вверх полетели и на веточку сели.
Птички посидели и вниз полетели.
Дети вправо посмотрели,
Дети влево посмотрели,
Дети смотрят вверх,
Дети смотрят вниз.
Логопед: если мы посмотрим на всех птичек, то сразу увидим, что птицы похожи друг на друга. Что общего у всех птиц?
Составление описания строения тела птицы с опорой на схему и план.
Голова: глаза, клюв.
Туловище: тело, крылья, хвост.
Лапы: коготки.
(Демонстрируются опорные таблицы. Сначала логопед даёт образец рассказа с показом частей тела на таблице.)
Это птица (показ целостного образа птицы на картинке). У птицы есть голова, туловище, лапки ( далее - показ на таблице-схеме). На голове у птицы находятся глаза и клюв, на туловище – крылья и хвост, на лапках цепкие коготки. Тело птицы покрыто перьями. Птица умеет летать.
Логопед: Ребята, сейчас я загадаю вам загадки о зимующих птицах, и мы с вами расскажем медвежонку, что мы о них знаем.
1.Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет,
Видишь кружат двадцать пар
И кричат – кар, кар.(ворона )
Логопед: Ребята, что мы можем рассказать об этой птице?
2.Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.(снегирь)
Логопед: А что вы знаете о снегире? (ответы детей)
3.Кто в беретке ярко-красной
В чёрной курточке атласной
На меня он не глядит
Всё стучит, стучит, стучит.(дятел)
Логопед: Ребята, расскажите мне об этой птице.(ответы детей)
4.Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила
Быстро к нам спустилась в ноги
Смело ходит по дороге
И боится только кошек
Ей даём семян и крошек
С нами птица круглый год
Воркованием поёт. (голубь)
Логопед: Что вы знаете о голубях? (ответы детей)
Логопед: Молодцы, ребята вы хорошо справились с загадками.
Игра «Опиши птицу»
Логопед: Теперь я спрячу картинки, а вы угадайте, о какой птице я рассказываю.
Красногрудый, ленивый, малоподвижный. (Снегирь).
Желтогрудая, тонкая, юркая, весёлая. (Синица).
Красноголовый, большой, умный. (Дятел).
Непоседа пёстрая, самая болтливая. (Сорока)
Ну а теперь можно отдохнуть. Давайте превратимся с вами в птичек и поиграем.
Подвижная игра «Птицы»
Ну-ка птицы полетели (ходят, машут руками)
Полетели и присели (присели)
Поклевали зёрнышки (нос вверх-вниз)
Поиграли в полюшке (кружатся)
Водички попили (нос вверх-вниз)
Пёрышки помыли (руки на пояс, двигают локтями)
В стороны посмотрели (смотрят по сторонам)
Прочь полетели ( машут руками, уходят на стулья).
Игра « Чего не хватает?»
Раздаются карточки со схематичным изображением птицы с недостающими элементами (нет глаза, крыла, одной лапки или других частей тела).
Детям предлагается назвать, чего не хватает.
Д/и "Один - много".
Один воробей - много воробьёв
Одна ворона - много ворон
Одна сорока - много сорок
Одна синица - много синиц
Один снегирь - много снегирей
Один голубь - много голубей
Игра «Большой – маленький»
Логопед: Если птица большая, мы скажем, что у нее острый клюв, а если птичка маленькая, то остренький клювик.
Тонкие лапы – тоненькие лапки.
Длинная шея – длинненькая шейка.
Белая грудь – беленькая грудка.
Чёрное крыло – черненькое крылышко.
Короткий хвост – коротенький хвостик.
Светлые перья – светленькие перышки.
Логопед: - Ребята, а сейчас я вам расскажу о других зимующих птицах (рассказ логопеда).
Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным хохолком на голове и черным пятнышком на горле. И названа она так потому, что слово "свиристеть" на старорусском языке означает громко кричать, свистеть. Свиристели обитают в смешанных лесах. В начале весны вьют свиристели очень мощное гнездо, причем дно его выстилают исключительно перьями, а не жесткими ветками. Здесь самочка будет терпеливо высиживать будущих птенцов, а самец бережно кормить их. Питаются эти птицы плодами рябины, шиповника, барбариса, зачастую полностью снимая урожай с этих кустарников.
Клест - крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми лапами с сильными пальцами. Главная отличительная особенность клеста - клюв, сложенный крестиком. Этот своеобразный клюв помогает птице добывать семена, доставая их из шишек. Птенцы у клестов появляются и осенью, и весной, но чаще, как это ни странно, зимой. Правда, продолжение семейства возможно лишь тогда, когда "под рукой" запасы корма.
Селится клест в хвойных и смешанных лесах.
Питается клест семенами сосновых и еловых шишек, ягодами.
- Каких птиц называют зимующими?
- Какие части тела есть у птиц?
- Как живётся птицам зимой?
- Как вы понимаете выражение: «Кто сыт, тому холод не страшен»?
- Чем можно помочь птицам в трудное зимнее время?
Но медвежонок ведь сейчас спит и он не увидит зимующих птиц. Давайте, ребята, мы их нарисуем.
Молодцы ребята, вы нарисовали интересные картины для медвежонка. Когда он проснётся и рассмотрит картины, то все узнает о зимующих птицах. А я вас благодарю за интересную работу. На этом наше занятие закончилось. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: «Животные наших лесов зимой»
Цели: Учить детей образовывать притяжательные прилагательные. Тренировать умение образовывать сложные словаЗакреплять умение согласовывать числите...
Конспект подгруппового логопедического занятия старшая группа для детей с общим недоразвитием речи Тема: «Гласные звуки» (закрепление)
Цели:Коррекционно-образовательные:1. Закрепить понятие «гласные звуки», характеристику, обозначение; правильное произношение и различение гласных звуков «А», «У», «И», «О»;2. Продолжить ра...
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте для детей с общим недоразвитием речи на тему: "Дифференциация звуков Т-Д с использованием интегрированных игр "Звуковые кубики""
конспект занятия по дифференциации переднеязычных звуков т-д....
Итогового фронтального занятия в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Мир весной»
Итогового фронтального занятия в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Мир весной»Задачи:Коррекционно-образовательные:- активизировать и закрепля...
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Деревья в осеннем лесу» с использованием ИКТ
Фронтальные занятия — коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедической группы. Занятие в старшей-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи...
Подгрупповое логопедическое занятие старшая группа (5 -6 лет второй год обучения по программе Нищевой Н.В. для детей с общим недоразвитием речи) на тему «Домашние животные и их детеныши»
Задачи:Коррекционно-образовательные:- уточнять и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные»;- учить употреблять предлог у в речи через упражнения. «У кого кто?», ...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи по теме: Пересказ русской народной сказки "Заюшкина избушка" с опорой на серию сюжетных картинок с элементами драматизации
Работа направлена на обогащение словарного запаса, коррекцию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, с использованием здоровьесберегающих технологий. В занятии реализуются такие ...