Проект по экспериментированию «Удивительная Научная Лаборатория »
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Черная Анна Валентиновна

Цель проекта: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Задачи проекта: - Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

 - Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, снег, воздух, вода).

 - Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

 - Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

 - Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

- Привлекать родителей к совместной деятельности. 

Тип проекта: Долгосрочный (срок реализации: сентябрь -декабрь),информационно-практический.

Вид проекта: Исследовательский

Участники проекта: воспитанники старшей дошкольной группы.

Формы взаимодействия С детьми: непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность.

Срок реализации с сентября по декабрь, занятия планируются по одному в неделю

Цели проекта:

1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения  ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

2. Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента,

3. Установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

Задачи проекта:

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего

мира.

2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных

материалов (бумага, снег, воздух, вода).

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при

проведении экспериментов.

4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

6. Привлечение родителей к совместной деятельности.

Методы проведения:

• Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и

эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;

• Проведение опытов (практических);

• Беседы (конструктивные).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по экспериментированию

«Удивительная Научная Лаборатория »

Черная Анна Валентиновна - воспитатель

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская народная мудрость.)

Цель проекта: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Задачи проекта: - Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

 - Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, снег, воздух, вода).

 - Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

 - Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

 - Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

- Привлекать родителей к совместной деятельности. Описание проекта:

 Актуальность  :в  период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества.

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

 Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Тип проекта: Долгосрочный (срок реализации: сентябрь -декабрь),информационно-практический.

Вид проекта: Исследовательский

Участники проекта: воспитанники старшей дошкольной группы.

Формы взаимодействия С детьми: непосредственно образовательная деятельность; продуктивная деятельность; игровая деятельность.

Срок реализации с сентября по декабрь, занятия планируются по одному в неделю

Цели проекта:

1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения  ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

2. Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента,

3. Установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

Задачи проекта:

1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего

мира.

2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных

материалов (бумага, снег, воздух, вода).

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при

проведении экспериментов.

4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

6. Привлечение родителей к совместной деятельности.

Методы проведения:

• Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и

эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;

• Проведение опытов (практических);

• Беседы (конструктивные).

Этапы проекта:

1)Подготовительный этап:

· создание технической базы для детского экспериментирования

(оборудование, природные материалы);

· определение целей и задач проекта.

2) Реализация проекта:

1. теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка

конспектов.

2. практическая часть:

• познавательные занятия с элементами экспериментирования: рисование,

лепка, аппликация, конструктивная деятельность;

• связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная,

познавательно-исследовательская (опыты), коммуникативная (беседы, чтение

художественной литературы), речевое развитие, рисование, аппликация.

Ожидаемые результаты:

· Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира;

· Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной  образовательной программой ДОУ;

Обогащение предметно – развивающей  среды в группе.

· Пополнение научно-методической базы ДОУ по данному методу  исследования.

Реализация проекта:

1 этап – подготовительный:

1.1. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике.

Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.

1.2. Разработка и проведение диагностики детей, с целью фиксации

личностного роста и объема полученных умений у детей.

1.3. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых

результатов.

1.4. Определение основных форм работы с детьми.

1.5 Разработка перспективного плана по внедрению в практическую

повседневную деятельность детей опытов и экспериментов, разработка

конспектов по НОД с элементами экспериментирования.

1.6. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике  опытно-экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка  экспериментирования: · специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки. микроскоп); · природный материал (камешки, песок, яйца листья,семена и т.п.); ·

утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…); · прочие  материалы - лупы, термометры. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

1.7.Подборка практического материала, включающего:

Работу с детьми:  конспекты НОД с элементами экспериментирования;

· перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов;

· картотеку опытов и экспериментов.

Работа с родителями:

· консультации для родителей по данной теме; памятки.

2 этап – основной:

Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:

- непосредственно образовательная деятельность;

- дополнительная образовательная деятельность детей (кружковая работа);

- совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со  сверстником.

Непосредственно образовательная деятельность.

Очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они  необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Например, наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя  исследователями. Совместная деятельность наиболее привлекательна форма организации работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности.

Работа с родителями.

Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи. Так, например, можно предложить детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий. Кроме этого, родители могут помочь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию. Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье. Для просвещения родителей проводились консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,

Экспериментирование с водой.

3 этап – заключительный: В результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества и четко разработанные методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, а также создание дополнительных пространственных условий для реализации детского творчества и творческого потенциала детей и воспитателя.

Опыты и эксперименты с водойC:\Users\User\Desktop\портфолио\опытыты.jpg

C:\Users\User\Desktop\портфолио\опытыто.jpg

C:\Users\User\Desktop\портфолио\опытыт.jpg

C:\Users\User\Desktop\портфолио\опыт.jpg

C:\Users\User\Desktop\портфолио\опыттт.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экспериментированию "Удивительные свойства магнита"

Проект по экспериментированию в подготовительной группе "Удивительные свойства магнита"...

НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования "Путешествие в научную лабораторию"

Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Ребенка-дошкольника нужно заинте...

ПОЛОЖЕНИЕ о смотре – конкурсе центров экспериментирования «Первая научная лаборатория»

ПОЛОЖЕНИЕ о смотре – конкурсе центров экспериментирования «Первая научная лаборатория»...

Проект по экспериментированию «Лаборатория удивительных наук»

Проект по экспериментированию «Лаборатория удивительных наук» СодержаниеКраткая аннотация к проекту. Актуальность проекта.Участники проекта.Цель и задачи проекта.Предполагаемые резуль...

Проект по экспериментированию в ДОУ «Лаборатория удивительных наук»

Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.В соответствии с требованиями ФГОС воспитателям рекомендуется е...

Научная лаборатория -"Лаборатория молока" конспект занятия по экспериментированию в старшей и подготовительной группах.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня в нашей «Научной лаборатории»  был день открытых дверей. Родители получили возможность увидеть как проходят наши занятия!Сегодня мы работали ...