Рабочая программа по ознакомлению с предметным окружением
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
Вид организованной образовательной деятельности: ознакомление с предметным окружением
Возрастная группа: 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_oznakomleniyu_s_predmetnym_okruzheniem.doc | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по реализации образовательной области «Познавательное развитие»
Вид организованной образовательной деятельности: ознакомление с предметным окружением
Возрастная группа: 5-7 лет
Пояснительная записка
Рабочая программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их добрыми, общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творче¬ство в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
Рабочая программа по ознакомлению с предметным окружением у детей группы общеразвивающей направленности (от 5 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой, согласно учебному плану Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Солнышко».
Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:
• Конституция РФ
• Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155
• СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования от 30.08.2013г.
Возрастные особенности развития детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст)
Шестой - седьмой год жизни занимает особое место в развитии дошкольника. Для детей старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому необходимо обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. В этот период открываются новые возможности в познании мира, проявляются различия в темпах индивидуального развития детей. При правильном воспитании интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. В этот период его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
Цель программы: формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
Основные задачи по программе
- Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире.
- Обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).
- Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве (компьютер, роботы, станки и т. д.); об объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице.
- Побуждать детей к пониманию того, что человек изменяет предметы, совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной.
- Расширять представления детей об истории создания предметов.
- Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов и объектов природы. Формировать понимание того, что не дала человеку природа, он создал себе сам (нет крыльев, он создал самолет; нет огромного роста, он создал кран, лестницу и т. п.). Способствовать восприятию предметного окружения как творения человеческой мысли.
- Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Рассказывать, что материалы добывают и производят (дерево, металл, ткань) и подводить к пониманию роли взрослого человека.
Решение задач по данной программе предусматривается не только в рамках организованной бразовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:
«Физическое развитие» | Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, через восприятие предметного окружения. |
“Художественно-эстетическое развитие” | Использование средств продуктивной деятельности для обогащения содержания области «Познавательное развитие» (ознакомление с предметным окружением). |
“Социально-коммуникативное развитие” | Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. |
“Речевое развитие» | Формирование целостной картины мира через чтение художественных произведений. Активизирование словаря в процессе ознакомления со свойствами материалов. |
Целевые ориентиры
- Сформированы представления о предметном мире.
- Называет и различает виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).
- Сформированы представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве (компьютер, роботы, станки и т. д.); об объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице.
- Понимает, что человек изменяет предметы, совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной.
- Знает истории создания некоторых предметов.
- Сформировано понимание того, что не дала человеку природа, он создал себе сам (нет крыльев, он создал самолет; нет огромного роста, он создал кран, лестницу и т. п.). Воспринимает предметное окружение как творение человеческой мысли.
- Характеризует и классифицирует предметы по свойствам и качествам материалов.
Режим реализации программы
Общее количество организованной образовательной деятельности (занятий) в год | Количество организованной образовательной деятельности (занятий) в неделю | Длительность организованной образовательной деятельности (занятий) | Форма организации образовательного процесса |
16 | 0,5 | до 30 минут | групповая |
Педагогическая диагностика
Реализация программы по ознакомлению с предметным окружением для детей старшего дошкольного возраста предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ре5бенка.
Продолжительность диагностического периода;
Стартовая диагностика:
01.09.2015г – 13.09.2015г
Итоговая диагностика:
16.05.2016г – 31.05.2016г
Тематический план
№ п/п | Программное содержание | Количество занятий |
1. | Дерево умеет плавать | 1 |
2. | «Предметы- помощники» | 1 |
3. | Мы - изобретатели | 1 |
4. | Сезонная одежда. Обувь. | 1 |
5. | Две вазы | 1 |
6. | На выставке кожаных изделий | 1 |
7. | Транспорт. Виды транспорта | 1 |
8. | Что предмет расскажет о себе | 1 |
9. | Путешествие в прошлое предмета | 1 |
10. | Волшебница-вода | 1 |
11. | В мире материалов (викторина) | 1 |
12. | Музыка и живопись украшают нашу жизнь | 1 |
13. | Бабушкин сундук | 1 |
14. | Коллекционер бумаги | 1 |
15. | Техника – наша помощница | 1 |
16. | Дорожные знаки | 1 |
Итого | 16 |
Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с предметным окружением
№ | Дата | Организованная образовательная деятельность | Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности | |||
| Программные задачи | Дополнительное методическое обеспечение | ||||
1 | план | факт | 3 | 4 | 5 | 6 |
Дерево умеет плавать | Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах, учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способом использования. | Комплексные занятия Подг. Группа Н.В. Лободина Стр. 120 Р/тетрадь дошкольника «Предметы» Стр. 2-5 | Опыт с водой «Плавает-не плавает» | |||
«Предметы- помощники» | Формировать представления о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять, что эти предметы могут улучшить качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять предмет. Развивать речь, внимание. Воспитывать уважение к профессиям. | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа Занятие №1 Р/тетрадь дошкольника «Предметы» Стр. 16-17 | Д/и «Угадай по описанию» | |||
Мы - изобретатели | Познакомить с понятием «человек-изобретатель», обогатить знание о мире открытий и изобретений; развивать конструкторско-технические умения. | Конспекты занятий. Познавательное развитие. В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова Стр. 100 | Игры сводой. Е.А.Алябьева. Тематические дни и недели в детском саду. Стр. 115 | |||
Сезонная одежда. Обувь. | Закреплять обобщенное понятие «одежда»; учить называть сезонную одежду, отгадывать загадки; познакомить с профессией художника-модельера. | Комплексные занятия Подг. Группа Н.В. Лободина Стр. 390 Р/тетрадь дошкольника «Предметы» Стр. 6-11 | Д/и «Расскажи о…» | |||
Две вазы | Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, причинно- следственные связи между назначением, строением и материалом предмета. Развивать интерес к познанию окружающего мира. Воспитывать умение работать сообща. | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа Занятие №9 Р/тетрадь дошкольника «Предметы» Стр. 4-5 | Игра «Мастерская по ремонту» | |||
На выставке кожаных изделий | Дать детям понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь качества кожи с назначением вещи. Активизировать познавательную деятельность. Вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира. Развивать интерес к познанию окружающего мира. Воспитывать уважение к труду людей. | Комплексные занятия Подг. Группа Н.В. Лободина Стр. 84 О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа Занятие №7 | Д/и «Что лишнее» Рабочая тетрадь дошкольника «Знакомство с окружающим миром» (Предметы) Стр.17 | |||
Транспорт. Виды транспорта | Закреплять знание о видах транспорта и его назначении; повторить правила дорожного движения и значения сигналов светофора; углублять знания о пользовании общественным транспортом; обогащать лексику словами, обозначающими профессии людей, связанных с транспортом. | Комплексные занятия Подг. Группа Н.В. Лободина Стр. 76 Р/тетрадь дошкольника «Предметы» Стр. 24-29 | Оригами «Самолет», «Корабль» | |||
Что предмет расскажет о себе | Учить детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам). Развивать интерес к познанию окружающего мира. Воспитывать аккуратность, уважение к труду людей. | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа Занятие №3 О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа Стр. 24 Р/тетрадь дошкольника «Предметы» Стр. 22-23 | Д/и «Из чего…» | |||
Путешествие в прошлое предмета | Познакомить с историей предметов, с процессом из преобразования человеком; активизировать познавательную деятельность. | Комплексные занятия Подг. Группа Н.В. Лободина Стр. 190 | Д/и «Отгадай инструмент» Р/тетрадь дошкольника «Предметы» Стр. 18-19 | |||
Волшебница-вода | Познакомить с различными явлениями и состояниями воды в окружающей среде; прививать навыки экологически грамотного поведения в быту; воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу. | Конспекты занятий. Познавательное развитие. В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова Стр. 159 | Чтение потешек | |||
В мире материалов (викторина) | Закреплять знания детей о различных материалах. Развивать интерес к познанию окружающего мира. Воспитывать бережное отношение к вещам, умение выслушивать товарища. | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа Занятие №11 | Игра «Прошлое и настоящее» | |||
Музыка и живопись украшают нашу жизнь | Привлечь внимание ребенка к значимости творческого начала в личности человека, воспитывать познавательный интерес и стремление к творческой деятельности. | Конспекты занятий. Познавательное развитие. В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова Стр. 104 Р/тетрадь дошкольника «Предметы» Стр. 20-21 | Рассматривание иллюстраций и прослушивание музыки. | |||
Бабушкин сундук | Познакомить детей с понятием «музей»; развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого; воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле, любовь к родному. | Комплексные занятия Подг. Группа Н.В. Лободина Стр. 272 | Пополнение музея предметами старины. | |||
Коллекционер бумаги | Расширять представления детей о разных видах бумаги и её качествах, совершенствовать умение определять предметы по признакам материала. | О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа Стр. 27 | Беседа «Сделай компьютер своим другом» Т.А. Шорыгина Беседы о здоровье Стр. 31 | |||
Техника – наша помощница | Уточнить знания о различных видах бытовой техники, техники в окружающем мире; познакомить с предметами, облегчающими труд человека в быту; обратить внимание детей на то, что вещи служат человеку, и он должен бережно к ним относиться; акцентировать внимание детей на том, что именно человек создал технику, он её совершенствует и преобразовывает. | Конспекты занятий. Познавательное развитие. В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова Стр. 89 Р/тетрадь дошкольника «Предметы» Стр. 32 | Игра «От зернышка до булочки» | |||
Дорожные знаки | Формировать знания о дорожных знаках и их назначении, образную речь; закреплять знания о правилах поведения на дорогах и улицах; воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте. | Комплексные занятия Подг. Группа Н.В. Лободина Стр. 204 | Лото «Дорожные знаки» |
Содержание коррекционной работы для детей с ОВЗ
Основной целью коррекционной работы для детей с ОВЗ является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, а в дальнейшем – общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ строится с учетом следующих принципов:
• системный подход к коррекционно-педагогической работе, который предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений;
• раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции;
• организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей онтогенетического развития;
• наблюдение за динамикой психоречевого развития;
• сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы;
• тесное взаимодействие с семьей ребенка.
Содержание психолого – педагогической работы с детьми с ОВЗ по ознакомлению с предметным окружением:
Основная цель – формирование у детей целостного восприятия и представлений о различных предметах окружающей действительности.
Задачи:
- формировать первичные представления о многообразии предметного окружения;
- способствовать восприятию предметного окружения как творения человеческой мысли;
- знакомить с основными характеристиками предметов, свойствами различных материалов;
- расширять представления детей об истории создания предметов;
- учить видеть и понимать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
Ознакомление с предметным окружением обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области. Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательную деятельность следует планировать на доступном материале, применяя разнообразные формы работы с детьми. В ходе работы необходимо применять различные формы поощрения дошкольников.
План работы с родителями
Цель: повышение уровня знаний родителей по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Содержание работы с семьей по направлению «Ознакомление с предметным окружением»
Месяц | Формы работы | Цель |
Сентябрь | Консультация «Предметный мир как средство приобщения детей к социальной действительности» | Повышение уровня компетентности родителей по ознакомлению детей с предметным окружением. |
Октябрь | Памятка «Создание предметно-пространственной среды для ребенка в домашних условиях» | Получение рекомендаций по созданию предметно-пространственной среды в домашних условиях. |
Ноябрь | Выставка рисунков «Предметы из металла» (совместное творчество родителей и детей) | Привлечение родителей к взаимодействию, совместному творчеству |
Декабрь | Размещение информации на сайте организации | Обеспечение доступности информации для родителей. |
Январь | Выставка исследовательских работ «Истории обычных вещей» (совместное творчество родителей и детей) | Приобщение родителей и детей к исследовательской деятельности. Привлечение родителей к взаимодействию, совместному творчеству |
Февраль | Буклет «Дидактические игры по ознакомлению с предметным окружением» | Ознакомление родителей с дидактическими играми для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с предметным миром. |
Март | Пополнение музея предметами старины. | Привлечение родителей к совместной деятельности, развитие желания участвовать в жизни группы и детского сада |
Апрель | Экскурсия в музей старины и быта. | Расширение знаний родителей о формах работы по ознакомлению дошкольников с предметным окружением. Привлечение родителей к совместной деятельности, развитие желания участвовать в жизни группы и детского сада. |
Май | Выставка творческих работ «Предметный мир в творчестве детей» (совместное творчество родителей и детей) | Привлечение родителей к взаимодействию, совместному творчеству |
Учебно-методическое сопровождение
1. Дидактические игры.
2. Дидактические и занимательные материалы.
3. Рабочие тетради.
Развивающая предметно-пространственная среда
активное пространство
уголок безопасности
рабочее пространство
уголок творчества
уголок природы
Центры развития
центр экспериментирования
Список используемой литературы
Методические пособия
- Беседы о здоровье: Методическое пособие. Шорыгина Т.А. – М: ТЦ Сфера, 2007-64 с.
- Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Сентябрь-Ноябрь. Подготовительная группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 311с.
- Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Декабрь-Февраль. Подготовительная группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 351с.
- Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Март-Май. Подготовительная группа/авт.-сост. Н.Н. Черноиванова. -Волгоград: Учитель, 2014 – 347с.
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий. Дыбина О.Б. – М.: Мозаика-Синтез, 2009—2010.
- Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий. Дыбина О.Б. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа/авт.-сост. Н.В. Лободина. -Волгоград: Учитель, 2014 – 413с.
- Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Волчкова В. Н., Степанова Н.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.-207 с.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 с.
- Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. Алябьева Е.А. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
- Рабочая тетрадь дошкольника. Знакомство с окружающим миром. Предметы. (Солнечные ступеньки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование непосредственной организованной образовательной деятельности по образовательным областям "Познавательное развитие" (разделы "Ознакомление с предметным окружением", «Ознакомление с социальным миром», «Ознакомление с миром природ
Методическая разработка для занятий детей в старшей группе по НООД....
Рабочая программа по ознакомлению детей с предметным окружением и миром природы с привлечением познавательно-исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ-технологии«Познаю мир» Образовательная область «Познавательное развитие»(3 –7 лет).
Презентация программы, написанной в рамках регионального проекта "Внедрение модели вариативного развивающего образования в условиях дошкольной образовательной организации"...
Рабочая программа по ознакомлению с предметным и социальным окружением для второй группы раннего развития
Цели: Создавать условия для приобщения детей среднего дошкольного возраста к социально-культурным ценностям....
Рабочая программа по ознакомлению с предметным и социальным окружением для младшей группы
Цели: Создавать условия для приобщения детей среднего дошкольного возраста к социально-культурным ценностям....
Рабочая программа по ознакомлению с предметным и социальным окружением для младшей группы
ЦЕЛИ ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Первичные представления об объектах...
Конспект итоговой непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» разделы «Ознакомление с миром природы», «Ознакомление с социальным окружением», «Ознакомление с предметным окружением» по теме «День рождение м
Непосредственно образовательная деятельность в старшейгруппе по познавательному развитию.Тип: непрерывно образовательной деятельностиВид: итоговый.Тема: «День рождение мишки»Цель: Обобщени...