Рабочая программа по ознакомлению с предметным и социальным окружением для второй группы раннего развития
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)
Цели:
Создавать условия для приобщения детей среднего дошкольного возраста к социально-культурным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_oznakomleniyu_s_predmetnym_i_sotsialnym_okruzheniem_2-3.doc | 267 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с Основной Общеобразовательной Программой Дошкольного Образования Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий. ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
ООП ДО разработана на основе:
- Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации;
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от17.10.2013г. № 1155;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.
- и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
Цели и задачи реализации ООП ДО
Ведущие цели ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
- формирование основ базовой культуры личности;
- всесторонне развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе;
- обеспечение жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
- патриотизм;
- активная жизненная позиция;
- творческий подход в решении жизненных ситуаций;
- уважение к традиционным ценностям.
ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий направлены на решение следующих задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей ребенка);
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка ка субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическими и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы и подходы к формированию ООП ДО
Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий
В ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всесторонне развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных.
ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность:
- комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей;
- всестороннее воспитание;
- обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.
Особая роль в ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий строится на принципе культуросообразности, реализации которого обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие как важнейший результат успешности воспитания и образования ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Цели программы «познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ»
Цели:
Создавать условия для приобщения детей среднего дошкольного возраста к социально-культурным ценностям.
Задачи:
Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам.
Рассказывать детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.
Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.).
Помогать устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.
Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).
Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.
Формировать первичные представления о школе.
Через проектную деятельность, экскурсии, игры, произведения литературы продолжать знакомство с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.
Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей.
Расширять представления о профессиях.
Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.
Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.
Принципы
•соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
•сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
•соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
•обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
•строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
•основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
•предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
•предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Во второй младшей группе детского приобщение к социокультурным ценностям проводится как в форме игр-занятий, так и в форме дидактической игры, в которой игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач обеспечивает достижение цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика работы не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе.
ИГРОТЕКА
Цель:
- приобщение ребенка к игровому взаимодействию;
- развитие любознательности и инициативности;
- обеспечение условий индивидуализации в процессе познавательного развития.
Задачи:
- обогащать математические представления детей дошкольного возраста, представления об окружающем мире и мире природ;
- развивать мышление детей в процессе познавательной деятельности;
- расширять сферу применения математических представлений, представлений об окружающем мире и мире природы в ситуациях познавательно-игрового общения;
- актуализировать коммуникативные навыки.
ПОИСКОВО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Цель:
- создание условий для развития любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе познавательной деятельности;
- обогащение партнерской и самостоятельной поисковой деятельности.
Задачи:
- развивать восприятие и наблюдательность детей дошкольного возраста;
- стимулировать развитие аналитических навыков, устанавливать причинно-следственные связи;
- расширять сферу применения способов поисковой деятельности в решении проблемных ситуаций;
- развивать эвристические способы познания окружающего;
- обогащать познавательно-исследовательское общение со сверстниками.
«СОБРАНИЕ ВЕЛИКИХ ИДЕЙ И ЗНАМЕНИТЫХ ИСТОРИЙ»
Опосредованное обучение является одним из важных элементов, составляющих педагогическую технологию, которая разработана для программы. В процессе познавательного общения ребенка с интересным собеседником, во время путешествий, наблюдений, опытов, событий повседневной жизни, во время содержательного досуга расширяется кругозор ребенка. Специальное изучение коллекционирования как известной сферы человеческой деятельности не только доступно дошкольникам, но и привлекательно для них.
Коллекционирование в общем понимании представляет собой собирание однородных предметов: книг, марок, игрушек, предметов быта целевого назначения, предметов старины или искусства, образцов определенного производства и много другое.
Главное в коллекционировании не только собирание большого количества объектов или отыскание редких экземпляров, а их систематизация, а также расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Процесс составления и пополнения коллекции, как правило, эмоционален, потому что коллекционированием занимаются люди тогда, когда им это очень интересно.
При реализации образовательной области «Познавательное развитие» могут использоваться своеобразные формы коллекционирования:
- собирание великих идей;
- изучение истории научных открытий и изобретений;
- истории создания полезных вещей, которыми пользуется человечество.
Тематика такого коллекционирования многообразна и бесконечна.
В процессе «собирания» и обсуждения коллекции дети
- определяют достоинства и недостатки каждого нового прибора, нового принципа работы часов;
- наблюдают за развитием человеческой мысли;
- анализируют;
- находят объяснение выражению, послужившему названием темы;
- делятся своими знаниями с родителями и другими детьми, знакомя их с «экспонатами» коллекции.
КЛУБ ИГР, ПРАЗДНИКОВ, ТУРНИРОВ И ЗАБАВ
Цель:
- создание условий для развития любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе познавательной деятельности;
- обогащение партнерской и самостоятельной поисковой деятельности;
- приобщение к игровому взаимодействию в процессе познавательного развития.
Задачи:
- обогащать математические представления детей дошкольного возраста, представления об окружающем социальном, предметном мире и мире природы;
- расширять сферу применения способов поисковой деятельности в решении проблемных ситуаций;
- актуализировать коммуникативные навыки, обогащать познавательное общение со сверстниками.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель:
- формирование предпосылок обще учебных и регулятивных универсальных учебных действий.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Непосредственная образовательная деятельность (НОД) начинается с 9.00 часов (1,3 неделя).
Продолжительность НОД во второй ранней группе – 10 минут.
Возраст детей 2-3 года
Материально-техническое обеспечение
Методическая литература для педагога
Дыбина. О.В.Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая группа Мозайка-синтез Москва 2014
Плакаты большого формата
«Овощи» М.: Мозаика-Синтез, 2010.
«Фрукты» — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
ООП ДО ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП ПРИ МБОУ «СШ № 24» А.ШЕНДЖИЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Характеристика особенностей развития детей третьего года жизни
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Кризис трех лет.
Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослыми и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
Предметная деятельность.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
Речь
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжа-ют осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500 – 2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
Виды деятельности
В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенны-ми к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.
Изобразительная деятельность
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» – окружности и отходящих от нее линий.
Восприятие
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2 – 3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Мышление
Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т.п.
Мотивы
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.
Поведение
В этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Национально-региональный компонент – педагогически отобранный материал из различных образовательных областей, раскрывающий культурное, национальное, природно-экологическое своеобразие республики; менталитет и духовную культуру Республики Адыгея.
Цель включения НРК в содержание психолог-педагогической работы по реализации основных направлений развития (образовательных областей) – приобщение детей к национальным традициям, особенностям национальной культуры своего народа, многообразному миру музыкального изобразительного и литературного искусства Адыгеи.
Реализация НРК в Дошкольных группах при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий предусматривает следующие направления деятельности:
- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих РА;
- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;
- создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;
- ознакомление с природой Адыгеи, формирование экологической культуры;
- ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих РА, праздниками, событиями общественной жизни республики, ее символикой, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ
- игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, народные подвижные игры);
- экскурсии;
- организация выставок изделий национального декоративно-прикладного творчества;
- театрализованная деятельность, народные праздники.
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Основными задачами в познавательном развитии детей с учетом национально-регионального компонента являются:
- воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного творчества представителей разных народов, проживающих в РА;
- ознакомление с предметным и социальным миром, миром природы с использование возможностей народной и музейной педагогики.
Познавательное развитие детей с учетом НРК с учетом программы «Расти умным, здоровым, смелым и воспитанным», в которой условно выделены четыре учебных блока, разделенных по видам деятельности:
Расти умным – образовательная деятельность
здоровым –оздоровительная деятельность;
смелым - исследовательская деятельность;
умелым – практическая деятельность;
воспитанным – социально-коммуникативная
Первый блок посвящен формированию у детей экологических знаний.
В ходе изучения данного раздела ребенок:
- узнает об особенностях живой и неживой природы о разнообразии живых организмов, связях между ними и с окружающей средой, о необходимости охраны и бережного отношения кто всему живому;
- получает знания о природе своего края как неотъемлемой части природы в целом, о необходимости рационального использования и охраны ее богатств;
- получает опыт применения гигиенических правил (уход за зубами, ушами, руками и т.д.) и условий безопасного поведения (знание правил дорожного движения, поведения в помещении, на улице, с незнакомыми людьми и т.д.).
Второй блок. Оздоровительная деятельность включает в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые осуществляются в режиме дня: утренняя гимнастика, физкультурные минуты во время занятий, физические упражнения и подвижные игры на прогулках, праздники, Дни здоровья.
Старшие дошкольники получают возможность относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Они не только передают знакомый образ в движении, но и учатся создавать новое движение, изменять и и преобразовывать его структуру. Этому способствуют творческие композиции широко используемые в игровом занятий: посредством движений и поз дети отгадывают двигательные загадки, показывают действия, изображенные на картинках и оживляют их; знакомое упражнение «обновляют» новыми структурными элементами, т.е. в процессе двигательного творчества ребенок получает возможность личностного самовыражения.
Третий блок – «исследовательская деятельность» и четвертый – «практическая деятельность» взаимосвязаны, как между собой, так и с другими блоками.
Труд в природе (практическая деятельность):
- способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам);
- позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому;
- позволяет почувствовать радость дружеских контактов с миром природы;
- совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка;
- благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.
Играя с растениями и животными, наблюдая за ними (исследовательская деятельность), дошкольник учится распознавать настроение, повадки, характер живого существа, его своеобразие, что также способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребенка.
В ходе реализации пятого блока:
- у дошкольников формируется целостная система знаний об окружающем мире, которые трансформируются в умения экологически целесообразного поведения в природе, с окружающими людьми, на улице, дома;
- ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
При обучении детей экологической грамотности учитывается возрастные особенности детей:
- на первой ступени – в младшей группе дети только знакомятся с основными правилами поведения, самообслуживания, здорового образа жизни;
- в средней группе эти знания повторяются и закрепляются;
- в старшей (выпускной) группе они трансформируются в навыки.
Аналогично происходит формирование учебных, исследовательских, практических знаний, умений и навыков.
Необходимым условием, повышающим эффективность процесса обучения, является многократное повторение пройденного материала, в различной форме (игра, экскурсия, домашнее задание и т.д.).
Каждое занятие по данной программе является комплексным – интегрирующим разные виды деятельности:
- учебно-оздоровительную;
- учебно-исследовательскую;
учебно-практическую;
- практически-исследовательскую;
- учебно-оздоровительно-воспитательную.
Тематику занятия воспитатели выбирают из программы по своему усмотрению, времени года.
Занятия оздоровительной гимнастикой проводятся с воспитанниками каждый день, утром и после дневного сна. Продолжительность этих занятий составляет от 5 до 15 мин. Занятия оздоровительной гимнастикой:
- способствуют мобилизации, укреплению, оздоровлению организма, повышению активности;
- формируют полезную привычку к одному из правил здорового образа жизни.
Интеграция физического воспитания с другими видами деятельности в рамках данной программы, благотворно влияет на развитие детей дошкольного возраста, формирует у них адекватное экологическое сознание, создает определенный эмоциональный настрой, повышает функциональную активность ребенка, развивает физические качества.
Виды совместной деятельности педагога и детей
- организованная образовательная деятельность;
- изобразительная деятельность (экологическая тематика);
- трудовая деятельность (обучение детей по уходу за растениями, животными в уголке живой природы, на участке);
- развитие речи (умение объяснять, рассказывать);
- совместной наблюдение во время прогулки, в живой уголке;
- постановка опытов;
- игры (дидактические, развивающие, сюжетные, подвижные);
- чтение детской художественной литературы, рассматривание картинок о природе, разучивание стихов;
- сбор коллекции семян, камней, осенних листьев;
- изготовление поделок из природного материала;
- просмотр диафильмов, видеофильмов;
- совместное ведение календаря природы, дневника наблюдений;
- участие в выставках, конкурсах рисунков, показательных выступлениях, экологических праздниках.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Дата прове-дения | Тема | Программное содержание | Прим. |
Сентябрь | ||||
1 | Расскажи о любимых предметах | Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; учить описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал. | ||
2 | Моя семья | Ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым. | ||
Октябрь | ||||
3 | Петрушка идет трудиться | Картинки с изображением предметов, необходимых для игр и для труда на огороде, на кухне, в квартире; три макета: огород, кухня, комната. | ||
4 | Мои друзья | Формировать понятия «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу. | ||
Ноябрь | ||||
5 |
| Петрушка идет рисовать | Продолжать учить детей группировать предметы по назначению; развивать любознательность. | |
6 | Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь | Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть два зала (музыкальный и физкультурный), просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывается помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду. | ||
Декабрь | ||||
7 | Петрушка – физкультурник | Совершенствовать умение группировать предметы по назначению. Уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования. Развивать наблюдательность. -Побуждать детей группировать предметы по назначению. Закреплять умение различать предметы природного и рукотворного мира; определять функцию предмета по схематичному изображению. -Побуждать детей группировать предметы по назначению. | ||
8 | Целевая прогулка «Что такое улица» | Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут. Объяснить, как важно каждому ребенку знать свой адрес. | ||
Январь | ||||
9 | Узнай все о себе, воздушный шарик | Познакомить детей с качествами и свойствами резины. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования. Материал. Воздушные шары (два надутых, один сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос. | ||
10 | Замечательный врач | Формировать понятия о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личных качествах. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к ним. | ||
Февраль | ||||
11 | В мире стекла | Помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); Воспитывать бережное отношение к вещами; Развивать любознательность | ||
12 | Защитники Отечества | Дать представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «Защитники Отечества» Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряк, танкисты, летчики, пограничники) | ||
Март | ||||
13 | В мире пластмассы | Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная.) Воспитывать бережное отношение к вещами; развивать любознательность | ||
14 | В гостях у музыкального руководителя | Познакомить с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к нему. | ||
Апрель | ||||
15 | Путешествие в прошлое кресла | Закреплять знания о назначении предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло); развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма) | ||
16 | Мой город | Продолжать закреплять название родного города (поселка), знакомить с его достопримечательностями . Воспитывать чувство гордости за свой город | ||
Май | ||||
17 | Путешествие в прошлое одежды | Дать понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни; Развивать ретроспективный взгляд на эти предметы (учить ориентироваться в прошлом и настоящем предметов одежды) | ||
18 | Наш любимый плотник | Познакомить детей с трудом плотник; С его деловыми и личными качествами. Воспитывать чувство признательности и уважения к человеку этой профессии, к его труду |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются:
- основанием для формального сравнения с реальными достижениями детей;
- основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
- аттестацию педагогических кадров;
- оценку качества образования;
- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в т. ч. в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников детского сада
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих задач:
- индивидуализации образования, в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории, профессиональной коррекции особенностей его развития;
- оптимизации работы с группой детей.
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
1. Педагогическая диагностика строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях).
2. Педагогические оценки дают взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение, т. е. педагоги (воспитатели и специалисты), работающие в группе.
3. Педагогическая оценка должна быть максимально структурирована.
4. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.
Инструментарий для педагогической диагностики – нормативные карты наблюдений детского развития, разработанные Н. А. Коротковой и П. Г. Нежновым.
В основу нормативных карт положены два критерия оценки: интегральные показатели развития ребенка в дошкольном возрасте и активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах.
Первый критерий – это интегральные показатели развития ребенка в дошкольном возрасте, а именно – интеллектуальные и мотивационные характеристики его деятельности. Развитие ребенка фиксируется в двух крайних нормативных точках, соответствующих началу и концу дошкольного детства – в 3 года и в 6 – 7 лет, а также в точке качественного сдвига в психическом складе ребенка – между 4 – 5 годами.
В диапазоне дошкольного возраста выстраиваются три целостных «образа» ребенка, последовательная смена которых служит самым общим ориентиром для воспитателя в оценивании продвижения детей. Происходит переход от ситуативной связанности окружающим предметным полем и процессуальной мотивации к появлению замысла-цели (осознанного намерения делать что-то уже вне прямой зависимости от наличной предметной обстановки) с тенденцией к его воплощению, пока еще неустойчивой, и далее – переход к достаточно оформленным в соотносимых с ними результатах (т. е. к смене процессуальной мотивации мотивацией достижения результата).
Качественные сдвиги в развитии ребенка в диапазоне дошкольного возраста предстают в виде трех ступеней (уровней):
I уровень – ситуативная связанность наличным предметным полем, процессуальная мотивация;
II уровень – появление замысла, не зависящего от наличной предметной обстановки, с частичным сохранением процессуальной мотивации (неустойчивость замысла, нет стремления к достижению определенного результата);
III уровень – четко оформленный замысел (цель), воплощающийся в продукте (результате), мотивация достижения определенного результата.
Второй критерий оценки, положенный в основу нормативной карты развития, – это активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах.
Наблюдения за тем, что собственно делает ребенок, дают возможность выделить сферы его инициативы:
- сферы, обеспечивающие развитие наиболее важных психических процессов (психических новообразований возраста);
- сферы, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию, полноту «проживания» им дошкольного периода детства, включенность в те виды культурной практики, которые традиционно отведены обществом для образования дошкольника.
Нормативная карта развития задана как индивидуально-групповая, так как образовательный процесс в детском саду ориентирован на группу детей. Это позволяет видеть групповую картину:
- доминирующий уровень развития детей в группе,
- детей, развитие которых отклоняется в сторону запаздывания или опережения.
Наличие такой картины достаточно для принятия эффективных мер по индивидуализации образовательного процесса.
Поскольку речь идет об инициативе ребенка, воспитатель заполняет карту на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности, а не на занятиях или в совместной партнерской деятельности со взрослым, где инициатива задается педагогом.
Воспитателю не нужно организовывать какие-то специальные ситуации наблюдения. Для оценки он использует те сведения, которые уже есть в его сознании (тот «образ» ребенка, который у него сложился).
Карта заполняется воспитателем три раза в год:
первый раз – по прошествии первого месяца учебного года;
второй раз – в середине года (в январе);
третий раз – в конце года, показывая итоговый результат продвижения детей группы.
Заполняя карту, воспитатель против фамилии каждого ребенка делает отметки во всех трех столбцах, используя три вида маркировки:
«обычно» (данный уровень – качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего):
«изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);
«нет» (данный уровень - качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем). Прежде всего, из описаний трех уровней на бланке воспитатель выбирает тот, который характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере, и в данном столбце проставляет маркировку «обычно». Маркировка «обычно» проставляется только в одном столбце, но она обязательно должна быть. В двух других столбцах воспитатель проставляет маркировки «изредка» и «нет». Каждую из них допустимо ставить против фамилии ребенка один или два раза. Главное, чтобы все столбцы были заполнены. Оценивается именно данная сфера инициативы (ее уровень-качество), а не частота появления по сравнению с другими сферами инициативы. Если при заполнении карты воспитатель хочет проставить маркировку «обычно» сразу в двух или трех столбцах или проставить маркировки «изредка» и «нет» во всех трех столбцах, не используя маркировку «обычно», это означает, что относительно данного ребенка у него еще не сложился определенный «образ» и с оцениванием следует повременить, поставив перед собой задачу в ближайшую неделю понаблюдать за ребенком в данной сфере активности. В итоге заполнения карты развития у воспитателя появляется целостная наглядная картина уровня развития каждого ребенка по всем сферам инициативы и картина всей группы по отношению к обще-принятые возрастным нормативам. Заполнив бланк, воспитатель прежде всего ориентируется на маркировки «обычно». В результате для каждой сферы инициативы проявляется как бы «профиль» группы, означающий наличный уровень развития детей.
К концу года дети должны уметь:
- Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
- Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
- В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
- Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
- Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
- Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
- Иметь элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), месте человека в природном и социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных рас.
- Знать что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
- Иметь элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности.
- Знать о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.
- Иметь представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна, представления о Москве — главном городе, столице России.
- Называть Флаг, герб и гимн России.
- Иметь представления об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).
- Иметь представления о родном крае, достопримечательностями региона, в котором живут дети.
- Иметь возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными).
- Иметь представления о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире (Декларация прав ребенка), об отечественных и международных организациях, занимающихся соблюдением прав ребенка (органы опеки, ЮНЕСКО и др.).
- Иметь элементарные представления о свободе личности как достижении человечества.
- Иметь представления о людях разных профессий.
- Иметь целостный взгляд на человека труда: ответственность, аккуратность, добросовестность, ручная умелость помогают создавать разные материальные и духовные ценности.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ БЛОКУ «ПОЗНИНИЕ»
РАЗДЕЛ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ»
К концу года дети младшей группы могут
Называть разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знают их назначение.
Называть признаки предметов.
Называть домашних животных и знают какую пользу они приносят человеку.
Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения. Называть времена года.
Знают свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи.
Знают некоторые профессии.
Код | Сфера инициативы | ФИО | |||||||||||||||||
Т | Творческая инициатива | ||||||||||||||||||
1 уровень | |||||||||||||||||||
2 уровень | |||||||||||||||||||
2уровень | |||||||||||||||||||
Ц | Инициатива как целеполагание и волевое усилие | ||||||||||||||||||
1 уровень | |||||||||||||||||||
2 уровень | |||||||||||||||||||
2уровень | |||||||||||||||||||
К | Коммуникативная инициатива | ||||||||||||||||||
1 уровень | |||||||||||||||||||
2 уровень | |||||||||||||||||||
2уровень | |||||||||||||||||||
П | Познавательная инициатива | ||||||||||||||||||
1 уровень | |||||||||||||||||||
2 уровень | |||||||||||||||||||
2уровень | |||||||||||||||||||
Д | Двигательная инициатива | ||||||||||||||||||
1 уровень | |||||||||||||||||||
2 уровень | |||||||||||||||||||
2уровень | |||||||||||||||||||
обычно | |||||||||||||||||||
изредка | |||||||||||||||||||
нет |
КАРТА РАЗВИТИЯ
КАРТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОНА РАЗВИТИЯ
Код | Составляющие психологического фона | Показатели благополучия | ФИО | ||||||||||||||||||
Б | Растущая независимость в бытовом плане | Уверенно справляется с бытовыми задачами | |||||||||||||||||||
стремиться к самообслуживанию | |||||||||||||||||||||
В | Контакты со взрослыми | Легко обращается за помощью | |||||||||||||||||||
Делится впечатлениями и эмоциями | |||||||||||||||||||||
С | Контакты со сверстниками | Легко вступает в контакты | |||||||||||||||||||
Имеет близких друзей | |||||||||||||||||||||
Я | Демонстрирует свои достижения | ||||||||||||||||||||
Защищает себя и свои права | |||||||||||||||||||||
обычно | |||||||||||||||||||||
изредка | |||||||||||||||||||||
нет |
Дата заполнения___________________________________________
ПАСПОРТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ»
Назначение функционального модуля | |||||||||||||||||
Для педагогов | Для родителей | ||||||||||||||||
- приобщение ребенка к игровому взаимодействию; - развитие любознательности и инициативности; - обеспечение условий индивидуализации в процессе познавательного развития; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира | - приобщение к социокультурным ценностям; - беседы; - создание условий для гармоничного развития детей в условиях семьи | ||||||||||||||||
Источник требований по организации модуля | |||||||||||||||||
Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды | |||||||||||||||||
Реализуемые образовательные области | |||||||||||||||||
Социально-коммуника-тивное | Познава-тельное | Речевое | Художественно-эстетическое | Физическое | |||||||||||||
х | х | х | х | ||||||||||||||
Реализуемые виды деятельности | |||||||||||||||||
игровая | коммуникативная | познавательно-исследовательская | изобразительная | музыкальная | двигательная активность | восприятие художественной литературы и фольклора | конструирование из различных материалов | трудовая | |||||||||
х | х | х | Х | ||||||||||||||
Целевой возраст детей | |||||||||||||||||
Возрастная группа | |||||||||||||||||
вторая группа раннего развития | младшая группа | средняя группа | старшая группа | Подготовительная группа | |||||||||||||
Возраст | |||||||||||||||||
2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | |||||||||||||
х |
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Ведущие цели:
- создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка);
- обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
ВЗАИМОПОЗНАНИЕ И ВЗАИМОИНФОРМИРОВАНИЕ
Возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают:
- специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений;
- посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду;
- разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.
Постоянное взаимоинформирование о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений происходит:
- при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях);
- опосредованно, при получении информации из различных источников:
стендов, газет, журналов (рукописных, электронных),
семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием),
переписки (в том числе электронной).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
В современном быстро меняющемся мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование.
Под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и х воспитания, гармонизация семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. При этом образование родителей строиться не на императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать детей, а на принципе личностной центрированной.
Основные формы просвещения:
- родительские собрания;
- родительские и педагогические чтения.
Родителям предоставляется право выбора форм и содержания взаимодействия с партнерами, обеспечивающими их образование (педагогом-психологом, старшим воспитателем, группой родителей и пр.). Они привлекаются к участию в планировании и формировании содержания образовательных программ «родительской школы».
Программы родительского образования разрабатывается и реализуются исходя из следующих принципов:
- целенаправленности – ориентации на цели и приоритетные задачи образования родителей;
- адресности – учета образовательных потребностей родителей;
- доступности – учета возможностей родителей освоить предусмотренный программой материал;
- индивидуализации – преобразования содержания, методов обучения и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей;
- участия заинтересованных сторон (педагогов, родителей) в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ и его корректировки.
Основные формы обучения родителей:
- лекции;
- семинары;
- мастер-классы;
- тренинги;
- проекты;
- игры.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ
Определяющая цель разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги – родители - дети»: удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.
Формы совместной деятельности воспитывающих взрослых: акции, вечера вопросов и ответов, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность.
Семейные праздники
Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны и Республики Адыгея. Семейный праздник в детском саду – это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события.
Проектная деятельность
Проекты помогают взрослым научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.
Идеями для проектирования становятся любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности.
Образовательная деятельность
по реализации национально-регионального компонента
Национально-региональный компонент – педагогически отобранный материал из различных образовательных областей, раскрывающий культурное, национальное, природно-экологическое своеобразие республики; менталитет и духовную культуру Республики Адыгея.
Цель включения национально-регионального компонента в содержание психолого-педагогической работы по реализации основных направлений развития (образовательных областей) – приобщение детей к национальным традициям, особенностям национальной культуры своего народа, многообразному миру музыкального, изобразительного и литературного искусства Адыгеи.
Реализация НРК в Дошкольных группах при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий предусматривает следующие направления деятельности:
- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Адыгея;
- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;
- создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;
- ознакомление с природой Адыгеи, формирование экологической культуры;
- ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Адыгея, праздниками, событиями общественной жизни республики, её символикой, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.
Работа с семьей по тематическому блоку «познание»
- обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду;
- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми, сверстниками;
- обращать их внимание на ценность детских вопросов;
- побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов;
- показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.);
- совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха;
- привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности;
- проводить совместные с семьей конкурсы, игры–викторины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Открытой непосредственно - образовательной деятельности «Ознакомление с предметным и социальным окружением во второй младшей группе ( с применением игровой, здоровьесберегающей технологии) «Волшебная водичка»
Конспект НОД по теме: "Волшебная водичка"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по «Ознакомлению с предметным и социальным окружением» во второй младшей группе Тема: «В гостях у Варвары».
Конспект непосредственной образовательной деятельности по «Ознакомлению с предметным и социальным окружением» во второй младшей группеТема: «В гостях у Варвары»....
Презентация для демонстрации на занятии по ознакомлению с предметным и социальным окружением во второй младшей группе "Мебель"
Поезентация предназначена для просмотра детьми второй младшей группы на занятии по ознакомлению с предметным окружением.Тема занятия "Поможем Маше обустроить комнату". На занятии дети знаком...
Рабочая программа по ознакомлению с предметным и социальным окружением для младшей группы
Цели: Создавать условия для приобщения детей среднего дошкольного возраста к социально-культурным ценностям....
Рабочая программа по ознакомлению с предметным и социальным окружением для младшей группы
ЦЕЛИ ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Первичные представления об объектах...