План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема «Воздух в жизни человека».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Зайцева Марина Александровна

Познавательное развитие:

1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.

2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарных опытов  и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._konspekt_logika_obraz._vozduh_v_zhizni_cheloveka.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе.

Тема «Воздух в жизни человека».                                                                                            Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», « Физическое развитие».

 Задачи:

Познавательное развитие: 

1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.

2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарных опытов  и делать выводы.

4. Развивать  внимание, любознательность, наблюдательность.

5. Формировать представление детей  о ветре, как движения воздуха.

6. Закреплять умение конструировать из бумаги.

Социально-коммуникативное развитие

1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.

2. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Речевое развитие

1. Активизировать речевую деятельность.

2. Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, невидимый, шелестят, колышутся,  освежающий.

3. Воспитывать культуру общения.

4. Развивать интерес к познавательной и художественной литературе.

Физическое развитие

1. Развивать двигательную активность, координацию движения, умения сочетать слово с движением. Развивать мелкую моторику рук.

2. Закрепить правила безопасного поведения во время проведения эксперимента с воздухом.

Методы и приемы: 

практические: опыты  с мыльными пузырями, с водой, перышком, конструирование из бумаги.

наглядные: рассматривание иллюстраций, наблюдения за опытами.

словесные: словесная игра, беседа, отгадывание загадок.

 Материалы и оборудование:

  • воздушные не надутые шары,
  • банка с водой,
  • пробка (натуральная),
  • прозрачный стакан,
  • иллюстрации (корабль, ветряная мельница, самолет, птица),
  • мыльные пузыри, халаты ученых-исследователей, лист бумаги для опыта,
  • цветная бумага для конструирования.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская

Экспериментирование с перышком

Цель: развивать наблюдательность, видеть изменение, сравнивать и обобщать.

Опыт: «Воздух занимает место»

Показать детям, что воздух занимает место

Коммуникативная

Словесная игра «Скажи наоборот»

Цель: учить подбирать антонимы к словам.

Отгадывание загадок о ветре.

Беседа о значении воздуха в жизни человека.

Игровая

Игры с воздухом, пускание мыльных пузырей.

Цель: формировать умения давать причинно-следственные объяснения своим опытам, проявлять любознательность, интерес к экспериментированию.

Малоподвижная игра «Сели –встали».

Восприятия художественной литературы и фольклора

 Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Ветер, ветер, ты могуч»

Конструирование

Конструирование из бумаги «Вертушок»

Цель: продолжать совершенствовать приемы складывания из бумаги, развивать самостоятельность, творчество.

Двигательная

Физкультминутка «Дует ветер нам в лицо»

Цель: развивать координацию движений, снятие напряжения, утомляемость.

Дыхательная гимнастика «Мы вдохнули глубоко».

Цель: восстановление дыхание.

 Малоподвижная игра «Сели – встали».

Логика образовательная деятельность

№ п/п

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Сюрпризный момент. Стук в дверь, в группу входит Незнайка. «Здравствуйте ребята! Я очень  хочу узнать  для чего нужен воздух, где он прячется, почему он легче воды. Как вы думаете, вы сможете мне помочь    ответить на эти  вопросы

Дети обещают вместе с Незнайкой найти ответы на эти вопросы

Поставлена проблема перед детьми, сформирована мотивация.

2.

Воспитатель задает вопросы: « Что мы с вами знаем о воздухе? Можно ли его увидеть, услышать, потрогать?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Закреплены  знания о воздухе.

3.

Воспитатель предлагает превратиться в ученых-исследователей, работающих в лаборатории и с помощью опытов найти ответы на поставленные вопросы.

Дети одевают халаты и превращаются в ученых.

Созданы условия для решения поставленных задач.

4.

Воспитатель предлагает повторить правила, которые нужно соблюдать при проведении опытов.

Дети повторяют правила поведения в лаборатории.

Закреплены знания о правилах, как вести себя во время проведения опытов.

5.

Воспитатель предлагает детям взять вееры и подуть им перед собой. Спрашивает у детей, что они чувствуют?

Дети выполняют упражнение с веером, рассказывают о своих ощущениях.

Делают вывод о том, что воздух невидим,  его можно почувствовать кожей.

6.

Воспитатель предлагает детям поиграть с воздушными шариками: надуть его, а потом направить струю воздуха на себя.

Дети играют с воздушными шарами, отвечают на вопросы воспитателя, делают предположения и выводы.

Созданы условия для вовлечения в исследовательскую деятельность. Дети приходят к выводу, что внутри шара находится воздух.

6.

Воспитатель показывает опыт детям на определение «Воздух легче воды». На столе  стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка)Задает вопрос: « Есть ли воздух в этих предметах?»  Опускает предметы в воду, спрашивает о том, что происходит.

Дети наблюдают за опытом, отвечают на вопросы.

Делают вывод, что тяжелые предметы тонут и что воздух легче воды. Сформирована мотивация к совместной деятельности.

7.

Воспитатель загадывает загадку о ветре: «Тучи нагоняет,

             Воет  задувает,

             По свету рыщет,

             Поет да свищет.

Читает стихотворения « Ветер-это чудеса».

Рассказывает детям о возникновении ветра и как это связано с воздухом.

Дети отгадывают загадку, участвуют в беседе о ветре

Сформирована мотивация к совместной деятельности, представления о ветре.

8.

Воспитатель проводит физминутку» Дует ветер нам в лицо.( машут руками на лицо                  ладошками)

Закачалось деревцо. (Наклоны в стороны).

 Ветерок все тише, тише. (Приседаем и садимся на корточки).

 Деревцо все выше, выше (подпрыгиваем вверх).

 Вот и кончилась игра, заниматься нам пора

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Обогащается двигательный опыт, сформирована мотивация к двигательной активности.

9.

Воспитатель показывает картинки (корабль, ветреная мельница, самолет, птица) и рассказывает детям о значении воздуха для практических целей человека.

Дети рассматривают картинки, слушают, воспитателя, задают вопросы.

Дети делают выводы, что жизнь человека без воздуха невозможна.

10.

Воспитатель предлагает детям поиграть: надуть мыльные пузыри. После игры спрашивает, как они появляются и почему летают.  

Дети играют с мыльными пузырями. Отвечают на вопросы воспитателя.

Созданы условия для вовлечения в исследовательскую деятельность. Дети приходят к выводу, что пузыри надуваются теплым воздухом, поэтому поднимаются вверх.

11.

Воспитатель предлагает понаблюдать за опытом . Наливает полмиски воды, бросает в воду пробку, накрываем плавающую пробку стаканом. Погружаем стакан в воду.

 

Дети наблюдают  и видят, что участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом и делают предположения и выводы.

Дети делают  выводы, что находящийся в стакане воздух не дает воде заполнить стакан и поэтому накрытая стаканом вода вместе с плавающей пробкой опускается ниже уровня воды в миске..

12.

Воспитатель проводит дыхательную гимнастику.

Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох )
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

Дети выполняют дыхательную гимнастику в соответствии с текстом.

Сформирована мотивация к выполнению дыхательной гимнастики.

13.

Воспитатель предлагает словесную игру « Скажи наоборот:

 Воздух теплый – холодный

Ветер сильный – слабый

Ветер медленный – быстрый

Ветер порывистый – спокойный

Воздух свежий – душный

Ветер южный – северный

Воздух сухой – влажный.

Дети подбирают слова противоположные по смыслу.

Закреплены знания о словах-противоположностях (антонимах).

14.

Воспитатель предлагает игру малой подвижности «Сели – встали». По окончании игры воспитатель спрашивает: везде ли воздух одинаков?

Дети выполняют условия игры, сравнивают, делают выводы.

Дети сняли напряжение, утомляемость, получили положительный эмоциональный настрой. Пришли к выводу, что внизу воздух прохладнее, вверху – теплее.

15.

Воспитатель предлагает детям сконструировать из бумаги «вертушки» и подарить их Незнайке для жителей «Солнечного города»

Дети конструируют из бумаги вертушки. Отвечают на вопросы письма.

Закреплены умения конструирования из бумаги. Подведены итоги занятия.

Приложение:

Загадки о воздухе:

  1. Его никто не видел,

          Но жить без него невозможно

  1. Рыба погибает от него,

     А человек без него

  1.  Чего в комнате не увидишь?
  2.  Дверь не открывает,

А в комнату попадает.

  1.  Есть невидимка: в дом не просится,

А прежде людей в доме.

Загадки о ветре:

  1.  Воет, свистит, ветки ломает,

Пыль поднимает, с ног всех сбивает.

Слышишь его, да не видишь его.

  1.  Без рук, без ног по полю скачет,

Под окном стучится,

В избу просится

  1. Кто зимой в трубе свистит?
  2. Каков на вид - никто не знает,

А он по всей земле гуляет.

  1. Без рук, без ног

По свету рыщет,

Поет да свищет.

  1. Неизвестно, где живет,

Полетит – деревья гнет.

  1. Есть на свете конь –

Всему миру не сдержать.

  1. Расходится детина –

Удержу нет,

Уляжется –

Не видать, не слыхать

  1. Это кто же так могуч,

Что гоняет стаи туч

Описание опытов

  1. Экспериментирование с перышком

положить перышко на горячую батарею – оно полетит вверх с потоком нагретого воздуха.

  1. Опыт «Воздух занимает место»

Материалы. Двухлитровая миска, пробка (натуральная), прозрачный стакан.

Процесс. Наливаем полмиски воды. Бросаем в воду пробку. Накрываем плавающую пробку стаканом. Погружаем стакан в воду.

Итоги. Участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом.

Почему? Находящийся в стакане воздух не дает воде заполнить стакан, и поэтому накрытая стаканом вода вместе с плавающей пробкой опускается ниже уровня воды в миске.

Используемая литература:

  1. Г.Н. Тубельская, Е.Н. Новикова, А.Э. Лебедева «Жемчужины народной мудрости» Издательство «Москва» 2000 год
  2. «Методическое пособие для воспитателей» Издательство «Акцент», Санкт – Петербург 1997 год
  3.  А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка»  - М.: Педагогика, 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Воздух - невидимка».

Цели и задачи:         Уточнить знания детей о космосе, о разнообразии планет, учить различать планету Земля от других планет. Расширять знания о планете Земля. Уточнить...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Воздух - невидимка».

Занятие построено в виде экспериментально-познавательной деятельности, дети выполняют небольшие эсперименты с воздухом и водой, что способствует развитию наблюдательности, умению, анализировать и дела...

Конспект прогулки в подготовительной группе. Тема: «Воздух – наша жизнь».

Цель: систематизировать представления  дошкольников о весенних изменениях и природных явлениях в природе.Задачи: Образовательные.- Закрепить представления детей о неживой природе.- Расширит...

Конспект непосредственной образовательной cовместной деятельности в подготовительной группе на тему «Здоровое питание»

Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми подготовительной группы. Целью занятия является расширение представлений детей о правильном питании и здоровом образе жизни....

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Воздух - невидимка»

Конспект организованной образовательной деятельностив подготовительной группеТема: «Воздух - невидимка»Цель: Расширить представления детей о воздухе, его свойствах.Задачи:Образовательная:-...

Непосредственно образовательная итоговая деятельность в младшей группе Тема: Красивый ковер.

НОД Итоговая деятельность в младшей группе Тема: Красивый ковер...

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в подготовительной группе "Африка"

quot;Путешествие в Африку" с детьми 6 -7 лет, где они знакомятся с природными зонами этого большого континента и учатся составлять интеллект-карту по итогам путешествия....