План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема «Воздух в жизни человека».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Познавательное развитие:
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарных опытов и делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._konspekt_logika_obraz._vozduh_v_zhizni_cheloveka.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе.
Тема «Воздух в жизни человека». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», « Физическое развитие».
Задачи:
Познавательное развитие:
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарных опытов и делать выводы.
4. Развивать внимание, любознательность, наблюдательность.
5. Формировать представление детей о ветре, как движения воздуха.
6. Закреплять умение конструировать из бумаги.
Социально-коммуникативное развитие
1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.
2. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Речевое развитие
1. Активизировать речевую деятельность.
2. Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, невидимый, шелестят, колышутся, освежающий.
3. Воспитывать культуру общения.
4. Развивать интерес к познавательной и художественной литературе.
Физическое развитие
1. Развивать двигательную активность, координацию движения, умения сочетать слово с движением. Развивать мелкую моторику рук.
2. Закрепить правила безопасного поведения во время проведения эксперимента с воздухом.
Методы и приемы:
практические: опыты с мыльными пузырями, с водой, перышком, конструирование из бумаги.
наглядные: рассматривание иллюстраций, наблюдения за опытами.
словесные: словесная игра, беседа, отгадывание загадок.
Материалы и оборудование:
- воздушные не надутые шары,
- банка с водой,
- пробка (натуральная),
- прозрачный стакан,
- иллюстрации (корабль, ветряная мельница, самолет, птица),
- мыльные пузыри, халаты ученых-исследователей, лист бумаги для опыта,
- цветная бумага для конструирования.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Познавательно-исследовательская | Экспериментирование с перышком Цель: развивать наблюдательность, видеть изменение, сравнивать и обобщать. Опыт: «Воздух занимает место» Показать детям, что воздух занимает место |
Коммуникативная | Словесная игра «Скажи наоборот» Цель: учить подбирать антонимы к словам. Отгадывание загадок о ветре. Беседа о значении воздуха в жизни человека. |
Игровая | Игры с воздухом, пускание мыльных пузырей. Цель: формировать умения давать причинно-следственные объяснения своим опытам, проявлять любознательность, интерес к экспериментированию. Малоподвижная игра «Сели –встали». |
Восприятия художественной литературы и фольклора | Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Ветер, ветер, ты могуч» |
Конструирование | Конструирование из бумаги «Вертушок» Цель: продолжать совершенствовать приемы складывания из бумаги, развивать самостоятельность, творчество. |
Физкультминутка «Дует ветер нам в лицо» Цель: развивать координацию движений, снятие напряжения, утомляемость. Дыхательная гимнастика «Мы вдохнули глубоко». Цель: восстановление дыхание. Малоподвижная игра «Сели – встали». |
Логика образовательная деятельность
№ п/п | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Сюрпризный момент. Стук в дверь, в группу входит Незнайка. «Здравствуйте ребята! Я очень хочу узнать для чего нужен воздух, где он прячется, почему он легче воды. Как вы думаете, вы сможете мне помочь ответить на эти вопросы | Дети обещают вместе с Незнайкой найти ответы на эти вопросы | Поставлена проблема перед детьми, сформирована мотивация. |
2. | Воспитатель задает вопросы: « Что мы с вами знаем о воздухе? Можно ли его увидеть, услышать, потрогать? | Дети отвечают на поставленные вопросы. | Закреплены знания о воздухе. |
3. | Воспитатель предлагает превратиться в ученых-исследователей, работающих в лаборатории и с помощью опытов найти ответы на поставленные вопросы. | Дети одевают халаты и превращаются в ученых. | Созданы условия для решения поставленных задач. |
4. | Воспитатель предлагает повторить правила, которые нужно соблюдать при проведении опытов. | Дети повторяют правила поведения в лаборатории. | Закреплены знания о правилах, как вести себя во время проведения опытов. |
5. | Воспитатель предлагает детям взять вееры и подуть им перед собой. Спрашивает у детей, что они чувствуют? | Дети выполняют упражнение с веером, рассказывают о своих ощущениях. | Делают вывод о том, что воздух невидим, его можно почувствовать кожей. |
6. | Воспитатель предлагает детям поиграть с воздушными шариками: надуть его, а потом направить струю воздуха на себя. | Дети играют с воздушными шарами, отвечают на вопросы воспитателя, делают предположения и выводы. | Созданы условия для вовлечения в исследовательскую деятельность. Дети приходят к выводу, что внутри шара находится воздух. |
6. | Воспитатель показывает опыт детям на определение «Воздух легче воды». На столе стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка)Задает вопрос: « Есть ли воздух в этих предметах?» Опускает предметы в воду, спрашивает о том, что происходит. | Дети наблюдают за опытом, отвечают на вопросы. | Делают вывод, что тяжелые предметы тонут и что воздух легче воды. Сформирована мотивация к совместной деятельности. |
7. | Воспитатель загадывает загадку о ветре: «Тучи нагоняет, Воет задувает, По свету рыщет, Поет да свищет. Читает стихотворения « Ветер-это чудеса». Рассказывает детям о возникновении ветра и как это связано с воздухом. | Дети отгадывают загадку, участвуют в беседе о ветре | Сформирована мотивация к совместной деятельности, представления о ветре. |
8. | Воспитатель проводит физминутку» Дует ветер нам в лицо.( машут руками на лицо ладошками) Закачалось деревцо. (Наклоны в стороны). Ветерок все тише, тише. (Приседаем и садимся на корточки). Деревцо все выше, выше (подпрыгиваем вверх). Вот и кончилась игра, заниматься нам пора | Дети выполняют движения в соответствии с текстом. | Обогащается двигательный опыт, сформирована мотивация к двигательной активности. |
9. | Воспитатель показывает картинки (корабль, ветреная мельница, самолет, птица) и рассказывает детям о значении воздуха для практических целей человека. | Дети рассматривают картинки, слушают, воспитателя, задают вопросы. | Дети делают выводы, что жизнь человека без воздуха невозможна. |
10. | Воспитатель предлагает детям поиграть: надуть мыльные пузыри. После игры спрашивает, как они появляются и почему летают. | Дети играют с мыльными пузырями. Отвечают на вопросы воспитателя. | Созданы условия для вовлечения в исследовательскую деятельность. Дети приходят к выводу, что пузыри надуваются теплым воздухом, поэтому поднимаются вверх. |
11. | Воспитатель предлагает понаблюдать за опытом . Наливает полмиски воды, бросает в воду пробку, накрываем плавающую пробку стаканом. Погружаем стакан в воду.
| Дети наблюдают и видят, что участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом и делают предположения и выводы. | Дети делают выводы, что находящийся в стакане воздух не дает воде заполнить стакан и поэтому накрытая стаканом вода вместе с плавающей пробкой опускается ниже уровня воды в миске.. |
12. | Воспитатель проводит дыхательную гимнастику. Мы вдохнули глубоко, | Дети выполняют дыхательную гимнастику в соответствии с текстом. | Сформирована мотивация к выполнению дыхательной гимнастики. |
13. | Воспитатель предлагает словесную игру « Скажи наоборот: Воздух теплый – холодный Ветер сильный – слабый Ветер медленный – быстрый Ветер порывистый – спокойный Воздух свежий – душный Ветер южный – северный Воздух сухой – влажный. | Дети подбирают слова противоположные по смыслу. | Закреплены знания о словах-противоположностях (антонимах). |
14. | Воспитатель предлагает игру малой подвижности «Сели – встали». По окончании игры воспитатель спрашивает: везде ли воздух одинаков? | Дети выполняют условия игры, сравнивают, делают выводы. | Дети сняли напряжение, утомляемость, получили положительный эмоциональный настрой. Пришли к выводу, что внизу воздух прохладнее, вверху – теплее. |
15. | Воспитатель предлагает детям сконструировать из бумаги «вертушки» и подарить их Незнайке для жителей «Солнечного города» | Дети конструируют из бумаги вертушки. Отвечают на вопросы письма. | Закреплены умения конструирования из бумаги. Подведены итоги занятия. |
Приложение:
Загадки о воздухе:
- Его никто не видел,
Но жить без него невозможно
- Рыба погибает от него,
А человек без него
- Чего в комнате не увидишь?
- Дверь не открывает,
А в комнату попадает.
- Есть невидимка: в дом не просится,
А прежде людей в доме.
Загадки о ветре:
- Воет, свистит, ветки ломает,
Пыль поднимает, с ног всех сбивает.
Слышишь его, да не видишь его.
- Без рук, без ног по полю скачет,
Под окном стучится,
В избу просится
- Кто зимой в трубе свистит?
- Каков на вид - никто не знает,
А он по всей земле гуляет.
- Без рук, без ног
По свету рыщет,
Поет да свищет.
- Неизвестно, где живет,
Полетит – деревья гнет.
- Есть на свете конь –
Всему миру не сдержать.
- Расходится детина –
Удержу нет,
Уляжется –
Не видать, не слыхать
- Это кто же так могуч,
Что гоняет стаи туч
Описание опытов
- Экспериментирование с перышком
положить перышко на горячую батарею – оно полетит вверх с потоком нагретого воздуха.
- Опыт «Воздух занимает место»
Материалы. Двухлитровая миска, пробка (натуральная), прозрачный стакан.
Процесс. Наливаем полмиски воды. Бросаем в воду пробку. Накрываем плавающую пробку стаканом. Погружаем стакан в воду.
Итоги. Участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом.
Почему? Находящийся в стакане воздух не дает воде заполнить стакан, и поэтому накрытая стаканом вода вместе с плавающей пробкой опускается ниже уровня воды в миске.
Используемая литература:
- Г.Н. Тубельская, Е.Н. Новикова, А.Э. Лебедева «Жемчужины народной мудрости» Издательство «Москва» 2000 год
- «Методическое пособие для воспитателей» Издательство «Акцент», Санкт – Петербург 1997 год
- А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка» - М.: Педагогика, 1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Воздух - невидимка».
Цели и задачи: Уточнить знания детей о космосе, о разнообразии планет, учить различать планету Земля от других планет. Расширять знания о планете Земля. Уточнить...
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Воздух - невидимка».
Занятие построено в виде экспериментально-познавательной деятельности, дети выполняют небольшие эсперименты с воздухом и водой, что способствует развитию наблюдательности, умению, анализировать и дела...
Конспект прогулки в подготовительной группе. Тема: «Воздух – наша жизнь».
Цель: систематизировать представления дошкольников о весенних изменениях и природных явлениях в природе.Задачи: Образовательные.- Закрепить представления детей о неживой природе.- Расширит...
Конспект непосредственной образовательной cовместной деятельности в подготовительной группе на тему «Здоровое питание»
Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми подготовительной группы. Целью занятия является расширение представлений детей о правильном питании и здоровом образе жизни....
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Воздух - невидимка»
Конспект организованной образовательной деятельностив подготовительной группеТема: «Воздух - невидимка»Цель: Расширить представления детей о воздухе, его свойствах.Задачи:Образовательная:-...
Непосредственно образовательная итоговая деятельность в младшей группе Тема: Красивый ковер.
НОД Итоговая деятельность в младшей группе Тема: Красивый ковер...
Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в подготовительной группе "Африка"
quot;Путешествие в Африку" с детьми 6 -7 лет, где они знакомятся с природными зонами этого большого континента и учатся составлять интеллект-карту по итогам путешествия....