Блокада Совместная деятельность с детьми подготовительной группы (ко Дню снятия Блокады Ленинграда)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данный материал создан с целью расширить представление дошкольников о ВОВ, о трагической странице в истории страны и родного города, о героизме защитников Ленинграда.
Он объясняет понятие "Блокада Ленинграда", рассказывает о героической обороне Ленинграда в годы ВОВ, о знаменательной дате в истории России - Дне снятия Блокады - 27.01.1944 г.
Воспитывает патриотизм и чувство сопричастности к истории своей страны, родного города, вызывает эмоциональный отклик воспитанников.
Кроме выше изложенного, материал предназначен для активизации слов (словосочетаний): блокада Ленинграда, осажденный город, блокадное кольцо, голод, суточная норма хлеба, Ладога - дорога жизни, фашистские самолеты, зажигательные бомбы, эвакуация, ленинградский метроном, ленинградцы, подвиг, памятник, монумент, салют, ветеран.
Материал содержит подборку стихотворений для развивития выразительного чтения наизусть, посвященных блокаде Ленинграда, защитникам города, героям ВОВ. К конспекту я прилагаю презентацию, иллюстрирующую данный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Блокада
Совместная деятельность с детьми подготовительной группы (ко Дню снятия Блокады Ленинграда)
Цель:
Расширить представление дошкольников о ВОВ, о трагической странице в истории страны и родного города, о героизме защитников Ленинграда.
Задачи:
- Объяснить понятие "Блокада Ленинграда", рассказать о героической обороне Ленинграда в годы ВОВ, о знаменательной дате в истории России - Дне снятия Блокады - 27.01.1944 г.
- Воспитание патриотизма , чувства сопричастности к истории своей страны, родного города.
- Активизировать слова (словосочетания): блокада Ленинграда, осажденный город, блокадное кольцо, голод, суточная норма хлеба, Ладога - дорога жизни, фашистские самолеты, зажигательные бомбы, эвакуация, ленинградский метроном, ленинградцы, подвиг, памятник, монумент, салют, ветеран.
- Вызвать эмоциональный отклик
- Развивать умение выразительного чтения наизусть патриотических стихотворений, посвященных блокаде Ленинграда, защитникам города, героям ВОВ.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций на тему ВОВ
- Просмотр и обсуждение к/ф "Зеленые цепочки"
- Беседа на тему: "Что такое подвиг? Кого можно назвать героем?"
Оборудование:
- Оборудование для презентации "Блокада Ленинграда"
- Макет "Блокадная норма хлеба"
- Фотовыставка на тему "Блокада Ленинграда"из семейных архивов сотрудников ГБДОУ и семей воспитанников
- Фонограмма песни "Ленинградские мальчишки" из к/ф "Зеленые цепочки"
- Фонограмма (минус) песни "От героев былых времен..." из к/ф "Офицеры"
- Фонограмма метронома
Звучит мелодия песни "Темная ночь"
1 ребенок:
Башня есть под Ленинградом,
А на башне - циферблат.
Разорвался с башней рядом
Неприятельский снаряд.
Бил по башне в перестрелке
Частым градом пулемет.
Но ползут по кругу стрелки, -
Время движется вперед!
2ребенок:
Весь Ленинград, как на ладони,
С Горы Вороньей виден был.
И немец бил с Горы Вороньей.
Из дальнобойной пушки бил.
Прислуга в землю пушку врыла,
Между корней, между камней.
И, поворачивая рыло,
Отсюда пушка била, била
Все девятьсот блокадных дней...
Ведущий:
Сегодня 27 января 2015 года. Чем знаменателен этот день для жителей нашего города и для всех россиян? (ответы детей).
Сегодня, 27 января, в этот светлый день мы отмечаем памятную дату - день полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Дети, почему я сказала Ленинград, ведь наш город называется Санкт-Петербург? (ответы детей).Не все знают, что обозначает и это слово - "Блокада". Вот сегодня мы собрались, чтобы узнать об этом и уже никогда не забывать, потому что это очень важно для всех россиян.
слайд 2 22 июня на рассвете 1941 г. воскресного дня войска Германии в нарушение договора о ненападении, без объявления войны внезапно вторглись (напали) в пределы нашей Родины. Началась Великая Отечественная Война! Гибли люди, рушились города, горели деревни, взрывались мосты.- слайды --3
Наш родной город Ленинград 8сентября 1941г. был окружен вражескими войсками со всех сторон. Город оказался в блокадном кольце. - слайд 4
На защиту города встали все жители Ленинграда. - слайд 5
3 ребенок:
Медаль за оборону Ленинграда
Не просто наша память о войне
Металл ее откован в дни блокады
И закален в невиданном огне.
Может вам рассказать ветеран, вспоминая,
Как до линии фронта ходили трамваи,
Как стояли ни шагу назад
Ленинградцы за свой Ленинград.
Ведущий:
Вся военная техника была задействована на защиту города - слайд 6
Многие рабочие ушли на фронт защищать свой город и страну! Их место заняли старики, женщины и дети
Звучит песня "Ленинградские мальчишки" из к/ф "Зеленые цепочки"(И. Шварца, В. Коростылева)- слайд 7, 8.
Ведущий:
Школьники дежурили на крышах домов, чтобы не допустить пожаров во время бомбежек, они быстро научились гасить зажигательные бомбы (зажигалки) -слайд 9.
Блокада длилась целых 872 дня, это почти три года, очень долго.
Блокада - это очень страшно. Почему? (ответы детей). Особенно тяжело приходилось зимой. В квартирах было отключено отопление, электричество. Город постоянно бомбили вражеские самолеты: разрушали город. Люди боялись выходить из дома, но дома тоже было страшно, ведь в дом попадали бомбы! Начались перебои с продуктами питания. Затем продукты и вовсе пропали... Люди начали голодать. - слайд 10.
Но город жил и боролся!
4 ребенок:
Вера в победу
Отвага и мужество,
Надежда и стойкость
Людей всех содружество.
Блокада.
5 ребенок:
Никогда не забыть нам
Страшных дней Ленинграда,
Тех, что словом зловещим
зовутся-
Блокада.
6 ребенок:
Черные окна
И взрывов гул.
В грохоте, гари
Питер тонул.
Блокада.
7 ребенок:
Хмурые лица
И взгляд потухший
Город унылый,
Серый и скучный.
Блокада.
Ведущий:
Дети и старики самые беззащитные, им приходилось тяжелее других.
- слайд11.
На ленинградцев обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб. Но и его не хватало. Суточная норма хлеба составляла: рабочие - 250 граммов, служащие и дети всего 125! - слайд 12.
И все-таки ленинградцы нашли выход! По льду Ладожского озера отчаянные смельчаки везли в осажденный город хлеб! "Дорогой жизни" назвали этот путь по Ладоге. Знали фашисты про эту дорогу и бомбили машины, на которых везли хлеб! Дорога была еще опасна и тем, что уже весной лед становился тонким и обламывался. Машина с таким нужным для голодных людей грузом уходила под воду и тонула. Знали водители, что смертельно опасно ехать, но знали и то, что людям нужен хлеб! - слайд 13-14.
"Дорога жизни" - эта дорога спасла многих ленинградцев. На таких машинах привозили хлеб в Ленинград, а детей а стариков эвакуировали (отправляли жить в безопасное место, куда не дошла война. Так тогда и говорили: "Был в эвакуации").
Мы никогда не забудем тех, кто защищал наш город! Кто проложил "Дорогу жизни"! Кто спасал голодающих ценой собственной жизни!
8 ребенок:
Памятник Блокады
В кольцо гранита мы попали,
И звуки скорби зазвучали,
Как память тех тяжелых дней,
Когда гремели пушки и снаряды,
А Ленинград попал в кольцо огней.
Дней 900 тех страшных и ночей,
Не знали люди неба голубого,
Им жизнь спасла холодною зимой
"Дорога жизни", ставшая спасительной тропой.
Ведущий:
Было холодно, голодно. Но ленинградцы не унывали! Они верили: мы победим! - слайд 15.
9 ребенок:
Мы помним с тобою сквозь годы
В разрывах сплошных горизонт
И как из промерзших заводов
Шли грозные танки на фронт.
Душе не давая сгибаться,
Мы верили, с нами страна
Ведь мы же с тобой ленинградцы
Мы знаем, что значит война.
10 ребенок:
Мы знали отчаянье и смелость
В блокадных ночах без огня,
А главное- очень хотелось
Дожить до победного дня,
Нам с этим вовек не расстаться
В нас подвигу память верна...
Ведь мы же с тобой ленинградцы
Мы знаем, что значит война.
Ведущий:
Ничто не смогло сломить ленинградцев! Город не сдался врагу! Не покорился фашистам! - слайд 16
27 января 1941г. блокада была окончательно прорвана. Почти 900 дней Ленинград жил и боролся во вражеском кольце. 9 Мая1945г. наша страна победила в этой войне!
Звучит музыка из к/ф "Офицеры": "От героев былых времен..."
Ведущий:
Дети наравне со взрослыми голодали и мерзли в блокадном городе, тушили вместе с бойцами зажигательные бомбы, работали на заводах - делали снаряды. За мужество и храбрость их наградили медалью "За оборону Ленинграда" и медалью "Доблестный труд в Великой Отечественной войне 1942-1945г.г"
Тем, кто погиб, защищая нашу Родину, защищая наш город, поставлены памятники и монументы, чтобы мы всегда помнили об их подвиге.
- слайд 17
Мы видим Монумент "Разорванное Кольцо" на берегу Ладожского озера, мемориал "Защитникам Ленинграда" и Монумент "Родина-Мать" на Пискаревском кладбище в память жертв Блокады.
Вы все знаете и любите наш "Парк Победы", этот парк тоже создан в память о погибших во время Блокады. Каждый год 9 Мая все поздравляют ветеранов ВОВ, когда они приходят в Парк Победы и возлагают цветы к памятным плитам парка. Теперь вы понимаете, почему они плачут, когда дети дарят им цветы в этот день... - слайд 18,19.
В день снятия Блокады Ленинграда был салют! Непокоренный город ликовал! Враг не сломил ленинградцев! - слайд 20.
11 ребенок:
Он не дрогнул в бою
Бастион над Невою.
Он в едином строю
Был со всею страною.
Лютый холод и сотни тревог:
Все он вынес и все превозмог.
Тихо волны стучат о гранитные плиты,
Сколько б дней не промчалось, ничто не забыто.
Не забудет наш город-герой
Тот январский салют над Невой.
Ведущий:
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало.
Казалось, что все небо грохотало...
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди.
И ежели отныне захотят
Сказать о пролитой бесценной крови,
О мужестве, проверенном стократ,
О доблести, то скажут - Ленинград, -
И все сольется в этом слове.
Город на Неве остался непокоренным, но победа досталась дорогой ценой. Вряд ли найдется семья в нашем городе, у которой блокада не унесла жизнь родных, близких, любимых. Вечная память павшим в суровую годину! Они стояли за свободу родного города и победили!
Давайте же сегодня, именно 27 января, вспомним о тех, кто погиб. И почтим их светлую память минутой молчания. И пусть в эту минуту звучит, как в годы блокады, ленинградский метроном. Когда в осадном Ленинграде звучал метроном, люди знали, что можно выходить на улицу, и пока звучит метроном - безопасно...- слайд 21 - Звук метронома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Творческая мастерская"
В презентации представлена совместная деятельность педагогов с детьми с нарушением зрения по созданию картины, где использовались:технологии: "оригами", нетрадиционная техника рисования;авторские прие...
конспект проведения совместной деятельности с детьми подготовительной группы "путешествие в Африку"
Совместная деятельность по теме классы животных (рыбы, птицы, насекомые, звери) с детьми подготовительной группы с использованием мнемотехники, игрового проблемного обучения, моделирования, испо...
Педагогическое мероприятие в форме совместной деятельности с детьми подготовительной группы "Сила богатырская - могущество Российское"
Педагогическое мероприятие представляет собой интегрирование образовательных областей:- социализации, - художественного творчества (рисование),- музыки....
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по художественно-изобразительной деятельности и развитию речи на тему: «Красно – чёрная Мезень». c использованием инновационных технологий
Дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством- Мезенской росписью.Путешествуя с девочкой Мезеночкой узнают о характерных элементах, символах, цветах мезенской росписи...
Конспект итоговой совместной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «Достопримечательности Санкт-Петербурга» с использованием технологии «Обучение через игровую деятельность»
Цель: развитие интереса у детей к культурному наследию Санкт-Петербурга.Задачи:1) Уточнить и систематизировать знания детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга.2) Формировать репродуктивную позн...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи с использованием элементов здоровьесберегающих технологий. Непосредственно-образовательная деятельность: «Если хочешь быть здоров».
НОД «Если хочешь быть здоров» Цель: Создавать условия для формирования у детей потребности к здоровому образу жизни. Задачи: Образовательная задача: С...
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности "Поможем пингвиненку вернуться домой"
Закрепление элементарных математических представлений....