ПРОЕКТ «Собою можем мы гордиться, Так много знаем о вас – птицы!»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
В настоящее время возникает большая необходимость во внедрении новейших природоохранных технологий. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения и актуально начинать данную работу с дошкольного возраста. Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагогов, родителей, детей в рамках работы ДОО, в которой пропагандируется осознанно бережное отношение к природе, в частности к птицам, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложения: методические разработки для педагогов ДОО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 145 комбинированного вида"
Ново-Савиновского района г.Казани
Проект:
«Собою можем мы гордиться,
Так много знаем о вас – птицы!»
Автор проекта:
Панфилова Алла Геннадьевна, воспитатель
Содержание
Паспорт проекта ………………………………………………… 3
Пояснительная записка …….……………………………….. 5
Этапы реализации проекта …………………………………….. 7
Перспективный план проекта ………………………………….. 9
Список литературы ……………………………………………….… 13
Приложения …………………………………………см. в папке приложения
Паспорт педагогического проекта
Структура | Содержание |
Тема | Птицы |
Адресация проекта | воспитателям дошкольных образовательных учреждений. |
Руководитель проекта | Биктова Алсу Ниязовна – старший воспитатель ДОО. |
Автор – разработчик проекта | Панфилова Алла Геннадьевна – воспитатель |
Место проведения | МАДОУ «Детский сад №145 комбинированного вида» |
Участники проекта |
|
Возраст воспитанников | Подготовительная к школе группа 6-7 лет |
Особенности проекта | По характеру продукта: творческо-исследовательский По количеству детей: групповой. По продолжительности: долгосрочный - 9 месяцев (с сентября 2013 г. по май 2014 г.) По профилю знаний: межпредметный (все образовательные области) По уровню контактов и масштаба организации: на уровне МАДОУ |
Цель проекта | Повышение основ экологической культуры дошкольников, посредством познавательной совместной деятельностью с воспитателем и включением родителей воспитанников в образовательную деятельность на основе активного взаимодействия, направленного на расширение и закрепление знаний воспитанников через систематизацию знаний о птицах. |
Задачи проекта | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Ресурсы проекта |
|
Предполагаемые результаты и продукты проекта | 1. Создание оптимальных и необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по повышению экологической культуры, знаний детей о птицах. 3. Появление интереса у родителей к совместной работе с воспитателем по развитию детей. 4. Овладение детьми знаниями о многообразии птиц, средах обитания, пищевых предпочтениях. 5. Овладение детьми практическими умениями и способами ухаживания за птицами зимой. 6. Появление у дошкольников сформированного навыка самостоятельного ухаживание за объектами «Царства Природы»; решения экологических задач; бережного и ответственного отношения к миру природы. |
Мероприятия проводятся в непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, викторин наблюдений за птицами на прогулке, чтение художественной литературы, отгадывания загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, инсценировки экологической сказки, а также дома с родителями. | |
Этапы работы над проектом | I этап «Составление «Банка идей» (перспективное планирование) II этап «Основной» III этап «Заключительный» |
Пояснительная записка.
В настоящее время возникает большая необходимость во внедрении новейших природоохранных технологий. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения и актуально начинать данную работу с дошкольного возраста. Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие детей. Новые ФГОС ДО требуют от нас реализации не учебной модели, как это было, а продуманной организации совместной деятельности педагога с детьми, прогулок, тематических мероприятий в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме «игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка» и направленное на развитие его мышления, способности чувствовать и понимать многообразие мира, замечать изменения окружающей жизни.
Сегодня экологическое образование в ДОО рассматривается как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры, которая выражается в восприятии дошкольником себя как неотъемлемой части окружающего мира, соблюдении правил и норм поведения, эмоционально-положительном отношении к природе. Экологоориентрованное направление в ДОО можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности.
Основная проблема, которая подтолкнула меня на создание данного проекта это – низкий уровень экологической культуры дошкольников. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Обогащая знания и чувства ребенка, мы формируем у него правильное отношение ко всему живому, желание созидать, а не разрушать. Знания, полученные в входе реализации данного проекта стали базой для самостоятельного осмысления детьми происходящих в природе процессов и явлений.
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагогов, родителей, детей в рамках работы ДОУ, в которой пропагандируется осознанно бережное отношение к природе, в частности к птицам, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложения: методические разработки для педагогов ДОО.
Этапы реализации проекта
Содержание деятельности | Ответственные | Результат |
Подготовительный этап
приобретение атрибутов для сюжетно-ролевых игр, демонстрационного и раздаточного материала для дидактических игр. Оформление уголка природы для детей в группе и информационного стенда для родителей | Воспитатели | Создание методической базы для реализации проекта и обеспечение необходимой информацией родителей. Пополнение уголка природы в группе новыми игрушками и пособиями |
Первый этап «Составление «Банка идей» «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения дошкольников экологии)
| Воспитатели группы, администрация ДОУ, родители | Технологии и методики, советы родителей, которые педагог учтёт при составлении перспективного плана проекта |
Второй этап «Основной»
| Воспитатели, музыкальный руководитель, родители. | У детей:
Сформированный навык экологиически целесообразного поведения в природе, бережного отношения к птицам и заботы о них. |
Третий этап «Заключительный» Подведение итогов проекта Инсценировка экологической сказки «Птицы на кормушке» | Участники проекта, музыкальный руководитель Участники проекта, педагоги | Закрепление знаний о птицах у детей. Материалы по опыту работы по данному направлению |
Перспективное планирование проекта
Образовательная область | Срок | С детьми | С родителями |
1.Социально-коммуникативное развитие | Сентябрь-май | Дидактические игры: «Угадай птиц по описанию» (внешний вид, повадки, пища); «Птичья столовая»; «Четвертый лишний»; «Кто из птиц дружит с водой»; «Где чей дом»; «Кто с кем дружит?»; Подвижные игры: «Птицелов»; «Воробей»; «Совушка»; «Журавль и лягушки»; «Голубь»; «Пчёлки и ласточка» (русская народная игра) | Изготовление кормушек Заготовка корма для птиц (семян арбуза, дыни, тыквы) |
2.Познавательное развитие | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Занятие 1 « Месяц птичьих стай» Программные задачи: Подвести к пониманию того, почему и как птицы готовятся к отлёту. Прививать интерес к жизни птиц. Занятие 2 «Водоплавающие птицы нашего края» Программные задачи: Закреплять знания о водоплавающих птицах, о зависимости их корма от среды обитания. Расширять кругозор детей. Занятие 3 «Зимующие птицы», с творческой коллективной работой ( рисование с элементами лепки см.фото) Программные задачи: Уточнить и пополнить знания о зимующих в наших краях птицах. Зависимость их пищевого рациона от погодных условий. Какая помощь им необходима от людей. Занятие 4 «Что мы знаем о птицах» Программные задачи: Формировать обобщенное представление о внешнем облике птиц. Понимать, что все птицы, несмотря на различия в окраске, форме и величине частей, сходны по строению. Развивать интерес к жизни птиц - слуховое и зрительное внимание, мышление, память, речь детей. Воспитывать бережное отношение к птицам. Занятие 5 «Осёдлые и кочующие птицы» Программные задачи: Понимать значения этих определений. Устанавливать зависимость среды обитания от сезонных изменений. Экологический КВН «Наши друзья - птицы» Программные задачи: Закрепление знаний о птицах. Воспитание экологической культуры дошкольников через любовь к природе и познание окружающего мира. Фольклорный весенний праздник «День птиц» Программные задачи: Знакомить детей с народным творчеством, приметами, фольклором. Учить понимать почему люди издавна почитают птиц. Прививать интерес к народному творчеству. Занятие 6 «Какие гости к нам летят?» Программные задачи: Закреплять знания о разнообразии видов перелетных птиц и местах их гнездования. Развивать желание больше узнать о жизни птиц. Занятие 7 Почему май называют «месяцем плясок и песен» Программные задачи: Подвести к пониманию радостных весенних изменений в природе и их влияние на всё живое, в данном случае на взаимоотношения в мире птиц. Воспитывать бережное к ним отношение. | Совместные наблюдения на прогулках за птицами. Поиск материалов (картинки птиц) для презентации на занятиях |
3. Речевое развитие | Сентябрь-май | Составление описательных рассказов на тему: «Какие птицы прилетают на кормушку». Рассматривание картин «Перелётные птицы», «Водоплавающие птицы», «Зимующие птицы». | |
4.Художественно-эстетическое развитие | Сентябрь – май Май | Чтение В.Бианки «Про птиц»; «Синичкин календарь»; «Лесные домики»; «Кузя двухвостый»; «Кукушонок»; «Плавунчик». С.Городецкий « Как птицы учились строить гнёзда» Г.Снегирёв «Птицы нашего леса» Н.Соколов «Любите и охраняйте птиц» Заучивание стихов А. Яшин «Покормите птиц»; В. Звягина «Воробышки» А. Барто «Синица» А.Прокофьев «Снегири» А.Плещеев «Ласточка» Знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками загадками о птицах. Инсценировка авторской экологической сказки «Птицы на кормушке» | Список рекомендуемой литературы для домашнего детского чтения. Совместное изготовление костюмов |
Список литературы:
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвящение, 1990
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвящение, 1974
- Венгер Л.А. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2006
- Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1976
- Лучич М. В. Детям о природе. - М.: Просвещение, 1989
- Мустаев, Н. А. Народные приметы: хотите верьте, хотите - проверьте / Н. А. Мустаев. - Казань : Татар. кн. изд-во, 1987
- Радзиевская С.Б. Круглый год. - Казань Татар. кн. изд-во, 1985
- Соколов Н.Л. Любите и охраняйте птиц. - М.: Просвещение, 1974
- Шорыгина Т. А Птицы. Какие они? - М.: Гном, 2011
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 145 комбинированного вида"
Ново-Савиновского района г.Казани
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
«Что мы знаем о птицах?»
Выполнила:
Панфилова А.Г.,
воспитатель МАДОУ № 145
Образовательная область: познавательное развитие
Интегрируемые образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: Уточнение и систематизация знаний о птицах.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать обобщенное представление о внешнем облике птиц. Понимать, что все птицы, несмотря на различия в окраске, форме и величине частей, сходны по строению.
- Развивать интерес к жизни птиц – слуховое и зрительное внимание, мышление, память, речь детей. Показать значимость птиц в природе.
- Учить делать коллективную работу по конструированию из бумаги, на основе обобщенных представлений и самостоятельного анализа формы птицы, её строения и пропорций.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.
- Способствовать развитию воспитания экологической культуры.
Материал: Аудиозапись птичьих голосов на CD диске. Мультимедийное оборудование для показа презентации «Перелетные птицы».
Для детей: Цветная бумага, ножницы, клей. Незаконченная поделка на новогоднюю тематику.
Предварительная работа:
- Беседы о птицах
- Чтение произведений художественной литературы
- Рассматривание иллюстративного материала
- Наблюдение за птицами на прогулке
- Прослушивание аудиозаписей разных птичьих голосов
- Украшение части групповой комнаты «под лес»
Ход занятия
Воспитатель:
Мы сегодня рано встали
И в волшебный лес попали
Он как - будто погрустнел,
Потому, что опустел,
Улетели птичьи стаи
Листья с веточек упали.
Кое – где лежит снежок
В лужах заблестел ледок.
И деревья в тишине
Призадумались о сне.
Хоть вокруг пустынно стало
Где- то песня прозвучала.
Включается запись птичьего пения (синица).
Воспитатель: Чей это голосок звучит ребята?
Дети: Синички
Воспитатель: Мы сегодня не случайно путешествуем с вами по осеннему лесу. Много птиц улетело в теплые края и лес опустел. Но те птицы, что в лесу остались не бросят его в это тяжелое время и останутся с ним зимовать. Как можно назвать этих смелых птичек?
Дети: Зимующие птицы
Воспитатель: А как называются те птицы, которые не смогли остаться зимовать?
Дети: Перелетные птицы
Воспитатель: Одни птицы – зимующие, другие- перелетные, а какие у них признаки сходства?
Дети: У птиц есть голова, тело, которое покрыто перьями, 2 крыла, 2 лапки, хвост, они летают.
Воспитатель: А чем они отличаются друг от друга?
Дети: По размерам, по окраске, по форме клюва, по местам обитания, по типу питания.
Воспитатель: А у птиц все перья одинаковые по размеру?
Дети: Нет, на крыльях и хвосте перья большие, чем на голове, спине и животе.
Воспитатель: Чем питаются птицы?
Дети: Насекомыми, личинками, зёрнами, хлебными крошками.
Воспитатель: Какая же нам от них польза?
Дети: Они истребляют насекомых, которые нас кусают, поедают гусениц и слизней и жуков, которые губят леса и наш урожай.
Воспитатель: Как мы – люди, можем позаботиться о птицах?
Дети: Строим скворечники, кормушки. Бережём природу – среду их обитания, не приносим им вреда.
Воспитатель:
Раз уж мы в лесу гуляем
Так давайте поиграем
Я буду мячик вам бросать
Вы – на вопросы отвечать.
Игра «Назови правильно»
(Дети бросают мяч обратно воспитателю и отвечают на вопросы)
- Назови самую большую птицу
- Назови водоплавающую птицу
- Назови перелётную птицу
- Назови птицу, у которой длинные ноги
- Назови любую маленькую птицу
- Назови хищную птицу
- Назови птицу, которая не умеет летать
- Назови зимующую птицу
- Назови птицу, которая питается насекомыми
- Назови птицу, которая умеет плавать.
Звучит музыка, влетает Снегирь.
Снегирь:
Здравствуйте, мои друзья,
Первым прилетел к вам я
Птиц перелетных увидеть так хотел
Но, к сожалению, совсем я не успел.
Теперь они уже давно в пути
А мне ответов на вопросы не найти.
Воспитатель: А что же ты хотел узнать?
Снегирь: Зачем им надо улетать?
Воспитатель: (детям) Ребята, скажите, почему перелетные птицы улетают в теплые края?
Дети: Потому что наступают холода и зимой нет насекомых.
Воспитатель: А как они выдерживают такой длительный полёт?
Дети: Они хорошо едят перед отлётом и много тренируются.
Снегирь:
А я еще хочу узнать,
Как же этих птичек звать?
Воспитатель: Сейчас мы тебе их покажем и назовем (Презентация «Перелетные птицы»).
Снегирь:
Кто же улетает первым,
Это знаете наверно?
Воспитатель: Первыми от нас улетают быстрокрылые птицы, назовите их?
Дети: Стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки.
Воспитатель: Это насекомоядные птицы и они улетают тогда, когда пропадают многие насекомые. В золотые осенние дни улетают другие птицы, какие?
Дети: Журавли
Воспитатель: Позднее, когда уже замерзают реки и озёра улетают водоплавающие птицы, какие?
Дети: Гуси, утки, чайки
Снегирь:
Вам спасибо за рассказ
Как я рад, что встретил Вас
А теперь, чтоб не скучать
Предлагаю поиграть.
Подвижная игра «Птицелов»
Дети подражают крику выбранной птицы, а «птицелов» угадывает её название и имя игрока.
Воспитатель: Мы не случайно пришли с вами в лес, это родной дом для наших друзей - птиц. Теперь, когда мы и поговорили и поиграли, предлагаю вернуться в детский сад и взять с собой Снегиря. Скоро наступит Новый Год мы будем украшать группу к этому празднику, и я хочу, чтобы мы вместе сделали интересную поделку, героями которой станут птички – снегири.
Под музыку и звуки птиц (сороки, воробья, голубя) дети обходят «поляну и лес», и садятся за столы поставленные кругом. Коллективная поделка состоит из Деда Мороза, зверей, «волшебного» зимнего дерева. На эти деревья и помещаются сделанные снегири.
Снегирь:
Вам хочу сказать – спасибо
Птичек сделали красиво
Обо всем мне рассказали
Птицам всем друзьями стали
Молодцы! И так держать!
А мне пора уж улетать.
Зимой вернусь еще не раз
До свиданья, в добрый час! (Улетает)
Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша экскурсия в лес?
Дети: Да, очень!
Воспитатель: Вы порадовали и меня и Снегиря своими знаниями. Берегите птиц и их родной дом - Природу (лес, луг, поле). В следующий раз мы опять совершим какое - нибудь увлекательное путешествие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по пожарной безопасности "Мы много знаем и умеем"
Викторина для старшего дошкольного возраста....
Тема: « Мы много знаем и умеем»
Итоговое занятие в старшей группе....
Образовательный проект "Мы потешек много знаем"
Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь. Дети учатся вслушиваться в тексты потешек, стараются договорить слова и фразы, учатся обыгрывать потешки в соотв...
Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Мы много знаем»
Конспект итогового занятия по подготовке обучению грамоте...
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы, по теме: «Очень любим мы весну, много знаем мы о ней».
Данная методическая разработка предназначена для организации непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы, по теме «Очень любим мы весну, много знаем мы о ней»....
Проект «Что мы знаем о перелетных птицах!»
Цель Проекта: формирование представлений о перелетных птицах.Задачи Проекта: закрепить знание о сезонных изменениях в природе, их взаимосвязь с живыми существами;расширить знания детей о пер...
Проект "Что мы знаем о перелетных птицах?"
Формирование представлений о перелетных птицах...