Конспект занятия на тему: "Смешанный лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Этажи леса
Восзраст: подготовительная группа
Задачи:
- Систематизировать представления детей о лесе, дать понятие «Этажи леса».
- Выявить взаимосвязь между растениями и местом обитания, питания животных.
- Развивать элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле».
Ход занятия
Мозговой штурм
Дети стоят по кругу, воспитатель - в центре.
Воспитатель: у меня в руках волшебный мячик. К кому этот мячик попадет в руки, тот быстро должен ответить на мой вопрос. Кто готов поиграть с волшебным мячиком, приготовьте руки.
Дети выполняют
Воспитетль: что такое лес?
Ответы детей.
Воспитатель: а теперь я вам предлагаю послушать рассказ известного русского писателя Юрия Дмитриева «Что такое лес». Вы его внимательно послушайте и скажите, что такое лес в понимании писателя.
Дети садятся на мягкие подушечки и слушают рассказ воспитателя:
"Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. "А что такое лес? - подумал он.- Лес это ведь деревья." ...Нарисовал берёзы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья... А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой - старичка-лесовичка. Потому что в каждом лесу должен быть обязательно лесовичок. Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зелёных ёлочек и кудрявых берёзок одни лишь сухие стволы..." Старичок-лесовичок подсказал художнику, что необходимо нарисовать кусты, траву и цветы. Лес не может состоять только из одних деревьев. Ещё краше получилась картина. Но через некоторое время деревья опять начали чахнуть. Старичок-лесовичок подсказал, что в лесу обязательно должны быть грибы. Но лес продолжал чахнуть. На этот раз старичок-лесовичок сказал, что в лесу обязательно должны быть грибы. Художник нарисовал грибы. И это не помогло. По совету лесовичка художник нарисовал насекомых. Но, когда он опять подошел к картине, то "...вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля. И деревья стояли совершенно без листьев..." Всю картину покрывали жуки и гусеницы. Так много их стало. Художник нарисовал теперь птиц. Старичок-лесовичок настоял, чтобы художник нарисовал жаб, ящериц и лягушек. Тут послышались шорохи. Это пришли животные. Вот теперь лес стал лесом. В нём были: деревья, травы, грибы, цветы и разные животные.
Воспитатель: что для Юрия Дмитриева лес?
Отеты детей.
Воспитатель: молодцы, ребята! Лес - это дом для деревьев, травы, грибов, цветов, насекомых и разных животных. А хотели бы вы прямо сейчас погулять по лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: прежде чем отправиться в лес, важно вспомнить правила поведения в лесу. У меня есть карточки-напоминалочки, но я забыла свои очки и не могу вспомнить ни одного правила. Вы мне подскажите, какие правила на них нарисованы?
Ответ детей.
Воспитатель показывает карточки, ребята вспоминают правила поведения в лесу.
Воспитатель:правила поведения мы вспомнили, теперь можно отправляться в путь. А как вы думаете, в какой лес мы попадем?
Ответы детей.
Если дети затрудняются с ответом, воспитатель просит детей посмотреть в окно и сказать, какое время года наступило.
Дети выполняют.
Воспитатель: молодцы, на дворе у нас осень, поэтому гулять мы будем по осеннему лесу. А в чем мы пойдем гулять?
Дети отвечают, параллельно имитируя процесс одевания.
Физминутка
Надеваем свитерок, брюки, куртку и сапог.
А точнее целых два резиновых сапога.
Шапку, шарфик и перчатки...
Окончание зарядки!
Воспитатель включает музыкльное произведение А.Вивальди «Осень» и вместе с ребятами проходит в спальню, украшенную в виде леса.
Воспитатель: Вот и оказались мы в осеннем лесу! Присаживайтесь на бревна (скамейки, стилизованные под бревна). Мы с вами вспомнили, что лес – это дом для различных растений, животных и насекомых. (Педагог вывешивает схему с изображением дома слева и лесом справа). Что есть у этого дома?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно. У дома есть крыша, этажи, подвал. Каждый этаж занимает конкретные растения, птицы и звери. Напомните мне, откуда начинаем мы отсчет этажей в наших домах: снизу или сверху?
Ответы детей.
Воспитатель: умнички, а в лесном доме отсчет этажей начинается сверху.
Дидактическое упражнение «Этажи леса»
Педагог обращает внимание детей на картину, на которой изображен смешанный лес.
Воспитатель: какой это лес по типу?
Ответы детей.
Воспитатель: молодцы, это смешанный лес. А какие деревья вы видете?
Ответы детей.
Воспитатель: какие деревья самые высокие?
Ответы детей.
Воспитатель: а в какую группу можно объединить ель и сосну.
Ответы детей.
Воспитатель: вы совершенно правы, друзья. Ель и сосна – хвойные деревья. А почему же они самые высокие?
Ответы детей.
Воспитатель: эти деревья светолюбивые, поэтому стремяться своими макушками к солнцу. (Педагог возвращает внимание детей к схеме). Получается, что первый, самый верхний этаж у нас занимают хвойные деревья. Этот этаж назовем полог. Кто же поселился в нашем лесном доме на втором этаже?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, это лиственные деревья. Назовите их.
Дети отвечают.
Воспитатель: почему же они не такие высокие, как хвойные деревья?
Ответы детей.
Воспитатель: оказывается, эти деревья менее светолюбивые. (Педагог возвращает внимание детей к схеме). Этот этаж мы назовем подрост. Кто же поселился на третьем этаже?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно. На третьем этаже поселились кустарники и начинают расти молодые деревья. (Педагог возвращает внимание детей к схеме). Этот этаж называется подлесок. Кто же занимает нижний этаж?
Ответы детей.
Воспитатель: молодцы, нижний этаж образуют различные травы,цветы и мхи. (Педагог возвращает внимание детей к схеме). В каждом доме есть подвал. Кто же занял его?
Ответы детей.
Воспитатель: в подвале живут у нас корни и грибница.
Дидактическая игра: «Рассели животных»
Воспитатель: как вы уже правильно сказали, не только из растений состоит лес. (Педагог достает макет леса). Когда мы с вами пришли в лес, насекомые, животные и птицы испугались наших шагов и голосов и спрятались в волшебный мешочек. Помогите им снова вернуться в свои дома.
Дети просовывают руки в мешочек, достают лесных жителей и расселяют по местам их обитания. Как только все лесные жители расселены, воспитатель просит еще раз внимательно осмотреть. Если ошибок с расселением обитателей нет, нужно хлопнуть в ладоши. Если есть - топнуть ногойи исправить.
Дидактическая игра «От какого дерева лист»
Воспитатель: вот какой удивительный лесной дом у нас получился! Ребята, а что происходит осенью с деревьями?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, листочки начинают изменять свой цвет с зеленого на желтый, красный, оранжевый, бардовый и многие другие цвета, а затем опадают. В нашем осеннем листу листопад закончился, листочки одиноко лежат на земле. Возьмите себе на память листочек и скажите, от какого дерева он оторвался?
Дети выполняют.
Обсуждение экологических связей
Воспитатель: предлагаю устроить привал и немного отдохнуть. Ребята, когда я была маленькая, моя бабушка часто брала меня в лес,чтобы погулять и повторяла одну и ту же поговорку: «Срубили куст – прощай птицы». Что значит эта поговорка?
Ответы детей.
Воспитатель: мы немного отдохнули, а теперь пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и напоследок прислушайтесь к звукам леса.
Дети выполняют.
Воспитатель включает аудиозапись звуки леса и постепенно делает ее тише. По команде «Раз, два глазки открывать пора» ребята открывает глаза.
Воспитатель: если вам понравилась наша прогулка, поднимите большой палец вверх, если нет – вниз.
Дети выполняют.
Рефлексия. Дидактическая игра «Осенний лес»
Воспитатель: реята, вы такие молодцы, столько знаете о лесе и его обитателях. Так хорошо вели себя в лесу! Мне бы хотелось, чтобы вы в командах нарисовали осенний лес, в котором побывали, с помощью карточек. Но как нам разделиться на команды?
Дети отвечают,затем предлженным способом (например, рассчитаться с 1 по 4) делятся на группы и выполняют задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...
Конспекты развивающих занятий в ясельной группе Развивающие занятия В ясельной группе. (Конспекты занятий) Подготовила: Савченко Алина Рустамовна
Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь с...