Конспект занятия по познавательному развитию №14 в старшей группе Тема: «Смешанный лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познанию в старшей группе «Смешанный лес»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 14_smeshannyy_les.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию №14

 в старшей группе

Тема: «Смешанный лес»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.

Цель: дать понятие о смешанном лесе.

Программное содержание: познакомить детей с особенностями природных условий смешанного леса; дать детям элементарные представления о лесе как о зелёном доме растений и животных; продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания; расширять представления детей о значимости леса; уточнить знания детей о правилах поведения в лесу.

Материалы и оборудование: демонстрационный – физическая карта, карточки для игр «Хищники и травоядные» и «Мемори»; раздаточный – пособие для детей 5-6 лет, простые карандаши.

Планируемые результаты: дети знают, что такое смешанный лес.

Структура занятия

I

Вводная часть

 

1 мин

II

Основная часть

22 мин

1

Игра

«Хищники и травоядные»

3 мин

2

Беседа

О путешествии

5 мин

3

Игра

«Мемори»

5  мин

4

Работа с пособием

«Расскажи, что изменилось за окном»

4 мин

5

Работа с пособием

«Покажите стрелками, кто где живет»

2 мин

Работа с пособием

«Объясните, почему говорят: «Лес – наше богатство»

3 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность 25 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть  

- Где мы с вами побывали вместе с Таней, Ваней и доктором Айболитом в прошлый раз? (В тайге.)

- Что такое тайга? (Это хвойный лес.)

II. Основная часть

  1. Игра  « Хищники и травоядные»

На доске два круга с символами хищников и травоядных. У детей – карточки с изображением животных смешанного леса. Дети подходят к тому или иному кругу и рассказывают про это животное.

- А кто питается растениями?

- Как назвать этих животных одним словом? (Травоядные.)

- Кто охотится на травоядных? (Хищники.)

- Как вы думаете, какого зайца легче поймать лисе – здорового или больного?

- Хищникам проще охотится за слабыми, больными животными. И остаются в лесу сильные и здоровые травоядные.

Затруднение в игре возникает, когда очередь доходит до медведя – ребёнок с карточкой-изображением этого животного, не знает в какой круг ему встать.

  1.  Беседа о путешествии

- Чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит отправиться дальше.

- Но на чём?

- Какими видами транспорта мы уже пользовались? (Воздушными.) 

- Посмотрите на карту (физическая карта).

- О чём говорит большое количество зелёного цвета на карте нашей страны? О том, что это равнинная страна.

- Как вы понимаете это слово?

- Подумайте, какие средства передвижения удобны в таких местах?

- По равнинам удобно прокладывать шоссейные и железные дороги. А как вы думаете, зачем тратить столько сил, времени, средств на постройку дорог, если есть самолёты?

- По многим причинам. Например, в нелётную погоду самолёты не летают, а поезда ходят всегда. Билеты на поезд намного дешевле билетов на самолёт. Итак, решили ехать на поезде. Представьте, что нам подали состав из очень маленьких вагонов, в каждом из которых может ехать только один человек. Сколько вагонов потребуется? (Столько же, сколько человек.)

- Но интересно ли ехать в одиночестве?

- Сколько понадобится вагонов, если мы поедем по два человека?

- Как это узнать? Найти себе своего попутчика, то есть встать парами и сосчитать количество пар.

- А если мы поедем по три-четыре человека в вагоне, сколько нужно вагонов? Давайте поедем все вместе.

- Сколько вагонов нам нужно в этом случае? (Один.)

- Скажите, почему поезда называют составами? (Их составляют из разного количества вагонов.)

- А как вы объясните слово «попутчик»?

- Верно, это человек, с которым вам по пути. И вот мы готовы к отъезду. Прощаемся с обитателями тайги. С кем? (С белкой, куницей, лосем, рысью, дятлом, филином, синицей, клестом.)

- А почему мы не можем попрощаться с медведем? (Он спит в берлоге.)

- Садимся в поезд. Едем. Кто из вас ездил в поездах на большие расстояния?

- Как устроен вагон поезда?

- Он разделён на небольшие комнаты-купе, в каждом из которых едет по 4 человека. Хозяйка вагона – проводница.

- А помните, как называется хозяйка самолёта? (Стюардесса.)

- Проводница выдаст вам постельное бельё, предложит чай. А чем можно заняться в пути?

- Можно почитать книгу, которую вы взяли перед отъездом в библиотеке, или поиграть в настольные игры. Например «меморину».

  1. Игра «Мемори»

На столе раскладываются «рубашкой» кверху парные картинки – 16 штук (8 пар в квадрате 4*4). Дети по очереди открывают по 2 карточки. Если они оказались парными, забирают себе. Если нет, то снова переворачивают «рубашкой» кверху. Ход переходит к следующему игроку.

- Поезд сделал остановку. Прежде чем выйти и размяться, надо спросить у проводницы, сколько минут длится стоянка поезда. Если вышли, не отходите от своего вагона, иначе вы рискуете отстать от поезда. Стоянка окончена. Едем дальше. Вечереет. Ложимся спать.

  1.  Работа с пособием (задание 1)

- Наступило утро. Мы проснулись и посмотрели в окно. Что изменилось? (Появились нехвойные деревья.)

- Как они называются? (Лиственные.)

- Почему? Как вы догадались, что это лиственные деревья?

- Подумайте, почему стали появляться лиственные деревья?

- Зимы в этих местах не такие суровые и длинные, как в тайге, и лиственные деревья способны выдержать зимние холода.

- Заходим в лес. Он называется смешанным. Как вы думаете, почему?

- В нем встречаются хвойные и лиственные деревья. В таком лесу достаточно светло. Почему?

- Солнечный свет свободно проходит сквозь листву. Вспомните лес хвойный, в котором всё время сумрачно. Как вы думаете, в каком лесу больше растительности под деревьями – в хвойном или смешанном?

- Почему?

- Так как в смешанном лесу значительно больше света, то и растительности там больше. В таком лесу различают несколько уровней растений. «Крыша» леса – это листья и ветки самых высоких деревьев – полог. Здесь живет много насекомых, которые являются пищей для птиц. Многие птицы, такие, например, как сойки, вьют гнёзда в верхнем ярусе.

- Невысокие деревья и кустарники растут между большими деревьями. Это уровень кустов – подлесок. Вспомните, чем кусты отличаются от деревьев.

- В самом низу – лесная подстилка. Из чего она состоит?

- Чем она отличается от подстилки хвойного леса?

- Лесная подстилка смешанного леса – это огромное количество опавших листьев. Вы уже знаете, что в природе нет ничего лишнего, случайного. Значит, и эти опавшие листья для чего-то нужны. Если внимательнее рассмотреть землю в лесу, то можно увидеть торчащие из земли кучки. Это листья, которые дождевые черви затаскивают к себе в норки. Под микроскопом в верхнем слое земли можно увидеть множество червей и других организмов. Они очень важны, так как поедают опавшие листья, погибших животных. А бактерии и грибы перерабатывают все остатки, и тем, что получается в результате, питаются растения. Вот и выходит, что эти «мусорщики» не только наводят чистоту в лесу, но и кормят растения.

- А как назвать, например, медведя, который и ягоды ест, и мёд, и рыбу, и небольших животных, то есть всё? (Всеядный.)

- Как вы думаете, кого в лесу больше: хищников или травоядных? Зверей или травоядных? Всеядных или хищников?

- Лес живёт своей жизнью. И если бы не вмешательство человека, лесов на земле было бы гораздо больше. Тем более необходимо беречь то, что осталось. Почему это нужно делать?

- Почему говорят: «Лес – наше богатство»?

- Лес – это удивительный мир. Человек приходит сюда, чтобы отдохнуть от городского шума, послушать пение птиц, шелест листвы, насладиться красотой. А как легко дышится в лесу! «Совсем другой воздух», - говорим мы, входя в лес.

- Вы уже знаете, что дерево живое. Почему?

- Оно растёт, как и все живые существа, питается, спит, размножается и дышит. Дерево, и не только оно, а все растения на земле «вдыхают» тот воздух, который выдыхаем мы и животные. А «выдыхают» растения «живой воздух», который называем кислородом и которым мы дышим. Без растений мы бы просто задохнулись. Вот почему надо беречь каждое деревце, каждую травинку.

  1. Работа с пособием (задание 2)

- Каждое животные живёт в своём ярусе. Покажите стрелками, кто где живёт, и назовите этот ярус.

  1. Работа с пособием (задание 3)

- Рассмотрите рисунки и объясните, почему говорят «Лес – наше богатство».

III. Заключительная часть

- Объясните, зачем в городах люди сажают деревья, разбивают парки скверы.

- Зачем разводят дома комнатные растения?

- Почему ещё дорог нам лес?

- Это дом для птиц и животных. Не будь леса, не было бы и их.

- Что ещё даёт нам лес? Лес – это строительный материал, топливо, бумага.

- Пройдите по группе и найдите предметы, которые не могли бы появиться здесь, не будь леса.

- Мы часто ходим в лес и просто погулять, и собирать грибы, ягоды, орехи. В лесу мы в гостях. И вести себя надо так, чтобы не потревожить хозяев и не навредить дому. Вспомните правила поведения в лесу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема "Знакомство с традиционной кубанской вышивкой"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема «Знакомство с традиционной кубанской вышивкой»   Цель: Познакомить детей с различными видами кубанской вышивки: в...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».

Тема: «Наш родной сибирский лес».                                               ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Правила на всю жизнь

Цель: закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное - правила не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивы...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: ««Наш родной сибирский лес».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».Тема: «Наш родной сибирский лес».         ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...