Тема. «Здравствуй Зимушка – зима!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Михайлина Любовь Валерьевна
Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema._zdravstvuy_zimushka_-_zima.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. «Здравствуй Зимушка – зима!» 

  • Коррекционно-образовательные цели. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.

 

  • Коррекционно-развивающие цели.   Познакомить детей с предметно-схематическими моделями зимы. Формировать умение делать простейшие выводы и умозаключения, уметь отстаивать свою точку зрения.

               Развивать речевую активность.

  •  Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы. Вызвать эмоциональную отзывчивость при помощи художественных средств.

Интеграция образовательной области «Познание» с другими образовательными областями. Познание (развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе), коммуникация, художественное творчество, художественная литература, физическая культура, социализация.

Словарная работа: вьюга, метель, буря, берлога, пруд, лиственное и хвойное (дерево)

Развивающая среда:

Демонстрационный: картины зимнего леса, следы на снегу, модель замерзшей реки, модель времен года - круговая диаграмма;

Раздаточный: снежинки, «фотоаппараты» - заместители, знаки-символы; Игрушка: собачка.

Методы и приемы:

Психогимнастика

Сюрпризный момент

Игровая мотивация

Работа с круговой диаграммой модель «Времена года», знаками-символами

Загадывание загадок

Рассматривание картин

Использование художественного слова, музыкального сопровождения

Проблемные вопросы

Игра «Чьи следы?»

Беседа

Динамическая пауза

Ход деятельности

Воспитатель. Здравствуйте, ребята, давайте с вами поздороваемся. Психогимнастика.

Воспитатель. Ребята, а загадки вы отгадывать умеете? Ну, тогда слушайте.

Запорошили дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям принесла

И на санках подвезла.

О чем эта загадка? 

Дети. О зиме.

Воспитатель. Верно, мы сегодня с вами поговорим о зиме, об изменениях в природе, которые происходят зимой.

Посмотрите, это волшебный круг, в котором живут времена года. Попробуйте угадать, в каком домике живет зима?

Дети. В белом.

Воспитатель. Верно, а почему вы так решили?

Дети. Зимой много снега.

/Тут в гости к детям приходит запорошенный щенок Тяпа. /

Воспитатель. Здравствуй Тяпа! Где ты был?

Тяпа. Я был в лесу. Там так интересно, так интересно.

Воспитатель. Расскажи ребятам, что же ты видел в лесу?

Тяпа. А я забыл. А  давайте вместе сходим в лес  и посмотрим.

Воспитатель. Тяпа ты такой холодный.

Ты, наверное, замерз. Тяпа ты посиди, погрейся. А мы с ребятами сходим в лес и все тебе расскажем. Ребята вы хотите попасть в зимний лес?

 Дети. Да.

Воспитатель. Ну, тогда в путь.

Собирайтесь, ребята, в необычный поход.

Ждут нас тайны лесные, вдаль тропинка зовет.

А чтобы мы не забыли, все, что видели, как Тяпа, что нам надо взять с собой?

(Предположения детей).

Воспитатель. Правильно, давайте возьмем с собой фотоаппараты. Ребята, закройте глазки, и послушайте музыку, она поможет нам попасть в зимний лес.  /На фоне музыки читается стихотворение/.

Светло – пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая, какая смелая!

Дорогой бурною,

Легко проносится

Не в высь лазурную,

На землю просится.

/Пока у детей закрыты глаза, разбросать снежинки/.

 Воспитатель.  Ребята, откройте глаза. Как красиво вокруг, сколько нападало снежинок. Возьмите по две снежинки, посмотрите какие они красивые! Давайте покружимся как снежинки. / Дети кружатся под музыкальное сопровождение/.

Зима дружит с ветром, и когда ветер играет со снежинками, они кружатся, а когда бывает сильный ветер – подхватит много снежинок, и тогда начинается метель. Давайте, изобразим метель. А когда поднимется очень, очень сильный ветер, тогда поднимается, буря.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.

Ну, вот буря стихла, а наш снежный ковер не тает. Почему?

Дети.  Зимой солнце светит, но не греет.

Воспитатель. Ребята, давайте сфотографируем этот красивый ковер. /Дети

фотографируют/

Воспитатель. Ребята идите скорее сюда. Посмотрите здесь чьи то следы.  Как вы думаете, кто оставил эти следы?

Дети.  / Белки и птицы/.

Воспитатель. Верно, это следы белки и птицы. А как вы догадались, что это следы белки? А вы знаете, какая птица здесь прошла?

Дети.  / Версии детей/.

Воспитатель. Здесь прошла сорока. Она оставила не только следы лап, но и хвост отпечатался, так как он у нее длинный. Давайте сфотографируем эти следы.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, здесь что-то  под березкой есть. /Достаю рулон, в котором лежит записка: «Мы, лесные жители, обращаемся к путникам: «Помогите нам определить, чьи следы остались на поляне?»

ЗАДАНИЕ:

  1. Определите, кто оставил  следы на поляне, и проведите линию от животного к его следу
  2. Чьи следы не могли оказаться на этой поляне (кошки, медведя и др.)
  3. А чьих еще следов не может быть на зимней поляне?

Дети.   Ежа, бурундука и других.

Воспитатель. Посмотрите-ка,  ребята, здесь зима высыпала целый мешок снега.  И что получилось?

Дети.  Получился сугроб.

Воспитатель.

И на елке снег,

И под елкой снег.

И на горке снег,

И  под горкой снег,

А под снегом спит медведь

Тише, тише не шуметь.

/Показать детям сугроб – /берлогу медведя/. Дети ее «фотографируют».

Воспитатель. А теперь пойдем дальше.  Очень красиво в лесу:

Вот ели на опушке до небес верхушки. Ребята ель хвойное дерево или лиственное?

Дети. Хвойное

А вот березка белая вся в белом серебре. А березка, какое дерево?

Дети. Лиственное.

Дети «фотографируют» деревья.

Воспитатель. А теперь пойдем дальше.  

/подвести детей к пруду/.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что это такое? Что стало с водой?

Дети. Вода превратилась в лед.

Воспитатель. От чего вода замерзла?

Дети. Вода замерзла от мороза.

Воспитатель. Ребята, скажите, а какой лед?

Дети. Прозрачный…

Воспитатель. Верно, лед прозрачный и через него можно видеть. Что вы видите подо льдом?

Дети. Рыбок, водоросли.

Воспитатель. Верно рыбок, водоросли. А они живые? Да, они живые, вода не промерзает до дна, и они благополучно там зимуют, им тепло и уютно. Ребята, давайте «сфотографируем» пруд.

Ну вот, и закончилось наше путешествие нам пора возвращаться в детский сад и проявить свои «Фотоаппараты», там нас ждет Тяпа.

Дети закрывают глаза, звучит музыка.

Давайте сдадим свои фотоаппараты на проявку, получим фотографии и расскажем Тяпе, что мы видели в лесу.

/Дети получают условные обозначения с сезонными изменениями в природе, вывешивают свою картинку на мольберт и рассказывают о том, что видели в лесу/

Воспитатель. Подводит итог, рассказывая по знакам-символам о сезонных изменениях в природе.

Ребята вам понравилось путешествовать? А что вам больше всего понравилось?

Дети. Высказывания детей.

Воспитатель. Мне тоже понравилось с вами путешествовать, но, к сожалению, пора возвращаться в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "здравствуй зимушка-зима".

Нетрадиционная техника рисования, игровые, здоровьесберегающие технологии....

Тема: "Здравствуй зимушка-зима"

Предлагая свой вариант организации воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста вокруг конкретной темы на основании ФГТ, с учетом комплексно-тематического принципа и интергр...

Конспект НОД по теме "Здравствуй, зимушка-зима"

Занятие по познаваетльному развитию. Интеграция образоваетльнызх областей: познание, коммуникация....

проект- презентация на тему: "Здравствуй зимушка- зима"

Тема: проект  « Здравствуй Зимушка-зима»Здравствуй, в белом сарафанеИз серебряной парчи.На тебе горят алмазыСловно яркие лучи.Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица-душа.Белоснежная лебедка, З...

календарное планирование младшая группа по теме:«Здравствуй, Зимушка-Зима"

Младшая группа Тема: «Здравствуй, Зимушка-Зима!Программное содержание: 1.Расширение представлений о зиме (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц). Знакомство с зимними видам...

Календарный план по теме: "Здравствуй зимушка-зима. Как приходит зима?" - средняя группа

ТЕМА НЕДЕЛИ: «Здравствуй зимушка – зима. Как приходит зима?»Образовательные ситуации:  ОС «Зимний пейзаж»События: общесадовский проект «Дерево добра» - с...

Календарно-тематическое планирование по теме: " Здравствуй, Зимушка Зима! (признаки зимы)" (2-я младшая группа)

Цель -  продолжать знакомить детей с природными явлениями, дать понятие о признаках зимы....