Результативность работы по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством интегрированного подхода.
материал по окружающему миру по теме
Показатели сформированности нравственно-экологической позиции личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravka.docx | 42.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Результативность работы по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством интегрированного подхода
Для определения результативности работы по данному направлению мною регулярно проводится обследование дошкольников по следующим направлениям:
- Выявление представлений детей о животных
- Выявление представлений детей о жизни растений
- Выявление представлений детей об объектах и явлениях неживой природы
- Выявление отношений детей к объектам природы родного края
- Выявление отношений к своему здоровью
Обследование проводится 2 раза в год. Результаты следующие:
2011-2012 учебный год
Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что в процессе систематической, планомерной работы по ознакомлению дошкольников с живой и неживой природой посредством использования интегрированного подхода у детей формируются представления о сезонных изменениях в природе, о признаках живого и неживого, о связях и зависимостях живой и неживой природы. Дети понимают, что от состояния окружающей среды зависит их здоровье.
Это стало возможным благодаря изменению подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса детей.
Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие познавательных способностей, психических процессов дошкольников. Весь учебный год совершенствуется интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развиваются сенсорика и наблюдательность, они учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы; развиваются разные формы речи – диалог, описание, объяснение, рассказ. Дети активно применяют свои знания, навыки, отношения для сохранения окружающегося мира, для поддержания его гармонии и целесообразности. Все это поможет ребенку оценить и во многих случаях изменить свое поведение и даже отношение и поведение в окружающем мире своих сверстников, друзей, а позднее - родителей и взрослых из ближайшего окружения.
Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом: они выступают активными его участниками, а не исполнителями воли отдельных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде. Вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения. Даже не удачно выполненные проекты способствуют развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающего пространства и себя в нем.
Работа в режиме проектной деятельности предоставляет педагогам и детям возможность сотрудничества, развития детско-взрослого сообщества.
Система интегрированного подхода – это целостная система экологического воспитания дошкольников, апробированная в дошкольном учреждении. Ее реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников, что подтверждается результатами диагностики по выявлению уровня экологических знаний и уровня отношения детей к объектам природы.
Итак, практикой и исследованиями доказано, что целесообразной моделью формирования экологической культуры выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности.
Результатами исследования подтверждается заявленная гипотеза. Дети проявляют признаки экологической воспитанности то есть:
- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычке ребёнка;
- наличие потребности в приобретении экологических значений, ориентация на практическое применение их;
- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему.
- проявление эстетических чувств, умении и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности.
- проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различно содержание каждого из показателей, формы их проявления.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась не только в теоретических положениях, но и на практике работы с дошкольниками. Так, в ходе целенаправленной, планомерной и систематической работы у дошкольников происходят качественные изменения в показателях их экологической воспитанности, которые являются результатом использования возможностей интегрированного подхода в формировании экологического сознания детей старшего дошкольного возраста.
Систематическое применение интегрированного подхода позволяет стимулировать познавательные интересы дошкольников к объектам природы, увлекать их, нацеливать на поисковую, самостоятельную деятельность в установлении связей между объектами природы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Экологическое воспитание дошкольников - важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями. Экологическое воспитание в детском саду необходимо вести на базе научно обоснованной методологии, решая задачу формирования начал экологической культуры, которая позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Очевидно, что при освещении вопросов экологического образования необходимо обращение к состоянию окружающей среды на разных уровнях. Понимание проблемы окружающей среды требует определенных действий как со стороны отдельного человека, так и на всех уровнях общества и всего мирового сообщества. Экологическое образование может быть эффективным в том случае, если все человечество будет участвовать в меру своих возможностей в решении задач улучшения отношений «человек – окружающая среда». Из этого следует, что воспитывать экологическую культуру, любовь к природе необходимо с ранних лет.
Самооценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее ценность для всех людей.
Многообразие методов экологического воспитания позволяют решать задачи экологического воспитания сообразно природе психического развития ребенка, т.е. каждый возраст характеризуется определенными особенностями и, исходя, из них должен осуществляться отбор методов, которые наиболее эффективны и уместны в применении с детьми дошкольного возраста
Считаю, что результаты и материалы можно применять на практике в работе с детьми дошкольного возраста по формированию экологических знаний и положительного отношения к объектам природы.
Исследование подтвердило гипотезу о том, что эффективность использования проектного метода по формированию элементарных экологических представлений о природе. /О животных и растениях как о живых существах. О единстве организма и среды. О сущности и взаимоотношения человека и природы. Понимание важности охраны окружающей природы. Воспитание гуманно деятельного отношения к природе, вызванного в бережном отношении к живым существам. В осознанном выполнении определенных норм, во многом определяется системой преподносимых детям экологических знаний.
Устойчивый познавательный интерес и гуманное отношение к объектам природы поддерживаются и углубляются, если каждый ребенок знает и выполняет правила поведения в природе, осознает, к чему приводит отрицательное воздействие на одного из звеньев природы.
Намечены дальнейшие цели в работе:
- продолжать исследовательскую деятельность по экологическому воспитанию детей;
- усовершенствовать перспективный план мероприятий по ознакомлению детей с живой и неживой природой для детей дошкольного возраста с целью развития экологической культуры;
- продолжать пополнять практическую и теоретическую базу исследования.
Намечены дальнейшие цели в работе:
- продолжать исследовательскую деятельность по экологическому воспитанию детей;
- усовершенствовать перспективный план мероприятий по ознакомлению детей с живой и неживой природой для детей дошкольного возраста с целью развития экологической культуры;
- продолжать пополнять практическую и теоретическую базу исследования.
- разработать экологические проекты для детей младшего дошкольного возраста.
- разработать программу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за природными объектами
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, котора...
Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка...
МАСТЕР-КЛАСС «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экологические сказки»
Для воспитания у дошкольников таких качеств как внимательность, бережливость, умение позаботиться о слабом, защитить его и нужно большее общение с природой. Для привлечения внимания и развития и...
Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»
Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...
План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...
СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ"
В данной статье раскрывается и конкретизируется понятие «экологическая культура». Раскрыты особенности формирования основ экологической культуры у старших дошкольников. Рассматривает...
Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством детско-взрослых образовательных проектов
Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения. В настоящее время потерялся непосредственный контак...