«Экологическое воспитание: наблюдение с детьми на прогулках»
методическая разработка по окружающему миру по теме
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место занимает наблюдение. В статье рассматриваются вопросы организации наблюдений во всех созрастных группах ГБДОУ, содержание и методика проведения наблюдений осенью, подвижные игры для ознакомления детей старшей группы с деревьями и кустарниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudenie_na_progulkah.docx | 45.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологическое воспитание: наблюдение с детьми на прогулках»
1. Значение наблюдений на прогулках.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место отводится наблюдению. Наблюдение - это специально организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.
Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений и погодных условий. Метод наблюдения на прогулках является основным в экологическом воспитании детей и направлен, как метод исследования, на познание и формирование у детей представлений и устойчивых знаний об объектах окружающего их мира. Значение и область его применения обусловлены, прежде всего, характером и объемом знаний, доступных детям дошкольного возраста, поэтому для его эффективного использования необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами и явлениями.
Наблюдение на прогулках позволяет показать детям природу в естественных условиях - во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Процесс систематического использования наблюдения на прогулках приучает детей, созерцая окружающий их мир, вглядываться и подмечать особенности природы и ее изменения, что приводит к развитию внимания и наблюдательности, а, значит, к решению одной из важнейших задач умственного воспитания. Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.
Для успешного достижения поставленной цели необходимо использовать специальные приемы, организующие активное восприятие детей: заводить беседы, обращать внимание, задавать вопросы, предлагать осмотреть, обследовать и давать описательную и сравнительную характеристику зрительных образов объектов и явлений, выявлять сходство и отличия, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. При этом наблюдение необходимо комментировать, сопровождая точной речью воспитателя и детей, чтобы получаемые знания усвоились правильно.
Так как наблюдение требует от детей определенной концентрации и сосредоточенности произвольного внимания, воспитатель должен уметь методически грамотно организовывать и проводить его, регулировать его длительность, объем, и содержание. Обязательными являются адаптация содержания наблюдения к сезонам и при этом умное, корректное управление познавательной деятельностью детей. Наряду с этим возможно проведение подвижных игр по темам во время прогулки, что также способствует развитию внимания и общей моторики у ребенка.
2. Организация наблюдений.
Каждый вид наблюдения требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Так, на занятиях можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими подгруппами (3 – 6 человек), так и со всей группой детей. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач стоящих перед воспитателем. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим). Наблюдение на прогулке проводится в первой половине дня и длится от 5 до 15 минут, в зависимости от возраста, умственного и психического развития детей.
Необходимо продумать и организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем. Следует предусмотреть и хорошее освещение объекта.
Общие требования для проведения всех видов наблюдений:
- Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и
конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
- Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их связь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
- Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использования обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).
- Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.
- Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.
- В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.
В младших группах:
В процессе ознакомления детей младших групп с природой воспитатель решает ряд задач: формирует первые представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы, о наиболее часто встречающихся ярких цветущих растениях, учит различать особенности внешнего вида животных, некоторые части тела, особенности движения, издаваемые звуки. Воспитатель обучает малышей первым несложным трудовым умениям: полить растения, обтереть листья влажной тряпочкой, покормить рыбку, птичку в уголке природы. На этой основе воспитывает бережное отношение к растениям и животным, вызывает у детей чувство радостного удивления, первые эстетические переживания.
Основное содержание знаний малыши усваивают через систематические встречи с природой в процессе наблюдения в уголке природы и на участке детского сада.
Занимаясь с небольшими подгруппами детей, воспитатель чередует коллективные и индивидуальные формы работы. Индивидуальное общение с ребенком позволяет вызвать у него больший интерес, успешнее (подробнее, тщательнее) провести наблюдение. Для расширения представлений, уточнения и конкретизации знаний, а также для развития наблюдательности 2 раза в месяц проводятся занятия и целевые прогулки. С детьми первой младшей группы занятия проводятся в первом полугодии с двумя подгруппами, во втором — со всей группой. Во второй младшей группе занятия проводятся со всеми детьми.
В средних группах:
Дети 4—5 лет любопытны, задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами, с окружающей природой и явлениями общественной жизни. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым. Им уже доступно понимание простейших связей в наблюдаемых явлениях. Исходя, из этого воспитатель средней группы решает новые задачи в ознакомлении детей с природой.
Учит ребят видеть в предметах характерные свойства, сравнивать и группировать предметы по этим свойствам, формирует первые элементарные обобщения, подводит к установлению простейших связей между некоторыми явлениями.
Дети ежедневно выполняют поручения по уходу за растениями и животными, получают первые представления о том, что для роста растений нужны влага, свет, тепло. Овладевают и первоначальными умениями выращивания растений. В процессе наблюдений и ухода за растениями и животными у дошкольников воспитывается чувство бережного и заботливого отношения к природе, понимание ее красоты. В средней группе проводятся экскурсии. Лучше всего их организовать тогда, когда сезонные изменения проявляются наиболее ярко.
Продолжается работа в уголке природы, который в течение всего года пополняется новыми объектами, У детей закрепляются ранее полученные умения и навыки ухода за растениями и животными, формируются новые.
Широко используются трудовые поручения, к выполнению которых систематически привлекаются все дети. Форма организации труда разнообразна. Так, уборку участка, посадку растений выполняет вся группа; для других работ дети организуются небольшими подгруппами или получают индивидуальные поручения. Совместный труд воспитывает у ребят чувство ответственности за порученное дело и коллективизма. Закреплению, уточнению и систематизации полученных знаний способствуют дидактические игры.
Кроме непосредственных наблюдений, игр и занятий, должное место в работе с детьми занимает рассматривание картин с изображением природы. Это могут быть отдельные растения, животные, а также картины леса, поля, реки, живописные картины времен года. Отбирают картины такие, которые побуждали бы детей к рассказу, помогали закреплять и уточнять знания. Собирают плоды деревьев и кустарников, составляют из них коллекции и гербарии.
В средней группе детей знакомят с изменениями в природе.
Наблюдение лучше вести за изменением единичного предмета, явления (за такими объектами природы, в которых изменения происходили бы в течение 1-2 месяцев, например рост редиса, гороха, настурции). Более длительные наблюдения трудны для детей среднего возраста.
Дети пятого года жизни учатся вести дневник наблюдений. Форма ведения дневника может быть разной (гербарии, рисунки). Дневник помогает воспроизвести ход развития явлений. В процессе наблюдения, а затем и при составлении гербария или зарисовке воспитатель ставит вопросы, подводя ребят к сравнению: «Что было? Что стало теперь? Есть ли бутон? Что появилось нового?» И т. д. При этом в беседе участвуют все дети.
В старших группах:
У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети шестого года жизни не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. С учетом этого в старшей группе усложняются задачи и программа ознакомления с природой. У детей формируют систему представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы: они узнают причину изменения продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода; учатся видеть основные стадии роста и развития растений, понимать основные изменения в состоянии растений по сезонам, узнают о некоторых особенностях ухода за растениями.
В старшей группе необходимо формировать умения обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям. Важной задачей остается воспитание у детей бережного, заботливого отношения и любви к природе, эстетического восприятия природы. Ознакомление детей с природой осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни — в уголке природы и на участке. Занятия по ознакомлению с природой проводятся еженедельно. Особое место занимают экскурсии, а также занятия, связанные с обобщением знаний детей. Воспитатель широко использует труд, наблюдения, опыты на участке, в уголке природы с тем, чтобы накопить конкретные представления об окружающей природе, углубить знания, полученные на занятиях. Впервые организуются дежурства в уголке природы.
Дети начинают вести календарь природы, в котором фиксируют основные существенные явления в неживой природе, в жизни растений, животных в каждый сезон, особенности сезонного труда взрослых и детей, развлечения на воздухе. В календаре обязательно отражаются коллективные наблюдения.
Одному или нескольким детям поручают изобразить определенные явления природы, а затем выбирают вместе с ними рисунок, который наиболее полно отражает увиденное. Можно поручить это дело дежурному или тому, кто первый заметил интересное явление. Форма ведения календаря разная: в виде настенного панно, альбома, ширмы. Календари используются в итоговых беседах о том или ином времени года. Они помогают подвести детей к простейшим формам обобщения.
Закреплению и систематизации знаний детей о природе в течение года помогают настолько-печатные игры: лото «Времена года», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото» и др.
В подготовительных к школе группах:
При планомерном ознакомлении детей с природой к 6 годам у них накапливаются представления о самых разнообразных предметах и явлениях природы, формируются несложные умения выращивать растения и ухаживать за мелкими животными, развивается наблюдательность. Дети овладевают умениями принимать указания взрослого, следовать его плану, использовать в процессе деятельности усвоенные ранее приемы, оценивать полученные результаты и т. д. В результате дети седьмого года жизни уже способны под руководством взрослого вести целенаправленный анализ воспринимаемых явлений, выделять при этом существенные признаки и свойства, на их основе обобщать и классифицировать объекты. Все это дает возможность в работе с детьми седьмого года жизни решать новые задачи ознакомления с природой, использовать новые способы организации работы.
Каковы же эти задачи?
В подготовительной к школе группе проводится дальнейшая конкретизация и обогащение представлений о природе. При этом детей выводят за пределы непосредственного опыта, знакомя с новыми объектами через художественную книгу, картинку, диафильмы и кинофильмы и т. п. Дети должны получить знания о последовательности некоторых явлений природы (рост и развитие некоторых животных, сезонные изменения в природе и др.).
В подготовительной к школе группе в центре работы стоит систематизация и обобщение накопленных знаний, формирование элементарных понятий и суждений об объектах и явлениях природы. В процессе усвоения элементарных знаний у будущего школьника развиваются важные для обучения способности обобщенного восприятия, элементы словесно-логического мышления, связная речь. Систематизация и обобщение знаний требуют дальнейшего расширения представлений о признаках и свойствах, структуре природных явлений, а также усвоения разнообразных связей и причин; на этой основе у детей возникает познавательное отношение к природе.
Совершенствуется эстетическое восприятие природы. Старших дошкольников учат видеть неповторимость ее явлений, гармонию красок и форм, все разнообразие проявлений жизни. Дети седьмого года жизни способны при участии взрослых поддерживать порядок на участке и в уголке природы, беречь красоту тех мест, где они отдыхают, играют, выращивать красивые цветы, создавать несложные композиции из природного материала, выражать красоту наблюдаемой природы, в изобразительной деятельности.
Большое внимание уделяется воспитанию любви к родной природе, бережного и заботливого отношения к ней. Дети седьмого года жизни устанавливают связь между собственной деятельностью и состоянием растений и животных, находящихся на их попечении, совершенствуют трудовые навыки и умения.
Возросшие возможности детей подготовительной к школе группы позволяют использовать для работы не только уголок и участок, но и ближайшее природное окружение: парки и сады, поле, луг, водоем, фермы, оранжереи, ботанический и зоологический сады и т. д. С детьми систематически проводят целевые прогулки и экскурсии. Желательно провести 1-2 экскурсии и целевые прогулки в лес, парк для того, чтобы проследить изменения природы в течение сезона, осенью и зимой - 1-2 целевые прогулки на водоем. Весной и летом количество экскурсий и целевых прогулок значительно увеличивается (до 2-3 в лес, поле, огород, водоем и др.).
Наблюдения и труд на участке в подготовительной к школе группе организуют фронтально, или отдельные трудовые поручения распределяются между группами и звеньями. Весной можно использовать форму организации детей по звеньям: каждое звено получает длительное трудовое поручение по уходу за определенной, грядкой или клумбой, за тем или другим домашним животным - наседкой с цыплятами, щенком, кроликами, живущими на участке. Длительные поручения дают и индивидуально. Один раз в неделю проводится занятие или экскурсия (целевая прогулка проводится во время, отведенное для прогулок). При организации ознакомления с природой в подготовительной к школе группе следует широко использовать элементарную поисковую деятельность; она обеспечивает усвоение детьми доступных их пониманию связей и отношений в природе.
Дети старшей и подготовительной к школе групп наблюдения на прогулках отражают в календаре природы, где зарисовывают яркие сезонные изменения в неживой природе, в жизни животных, растений, отражают труд людей.
3. Содержание наблюдений в разные сезоны.
ОСЕНЬ
Месяц: Сентябрь
Задачи:
- Формировать представления о первых осенних изменениях в природе: понижение температуры воздуха; стало больше пасмурных и дождливых дней, солнце появляется реже, небо низкое серое; изменения в живой природе: листья на деревьях и кустарниках постепенно желтеют и краснеют, птицы начинают улетать на юг, насекомые прячутся под кору.
- Развивать умения сравнивать, выделять общие и отличительные признаки и обобщать, устанавливать причинно-следственные и временные связи.
- Воспитывать познавательный интерес к насекомым, развивать любознательность, наблюдательность и желание общаться с природой.
Совместная деятельность воспитателя с детьми (наблюдения и опыты):
- Ежедневно во время прогулки отмечать состояние погоды (солнечная, пасмурная, дождливая).
- Проводить наблюдения за солнцем. Обратить внимание, где светит солнышко утром, куда садится вечером. Отметить, какие места участка освещены солнцем во время утренней прогулки, а какие во время вечерней, сравнить. После многократных наблюдений сделать вывод: солнце совершает определенный путь. Закрепить представления о свойствах солнечных лучей.
Опыты:
а). Солнце высушивает предметы. Повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить в песочнице песок и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет.
б). Солнце прогревает предметы. Предложить детям погреть руки на солнышке, потрогать одежду друг у друга.
3. Наблюдение за ветром (по каким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветви деревьев, бегут облака). Предложить детям побегать против ветра и в ту сторону, куда дует ветер, и сделать вывод, когда бегать легче и почему. Иры с флажками, султанчиками, вертушками.
4. Наблюдение за облаками. В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный - быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный и пасмурный дни. Предложить детям представить, на что похожи облака, каким окажется облако, если его потрогать.
5. Наблюдения за дождем. Дожди идут часто, ввести понятие «моросящий дождь». Предложить детям сравнить, какой дождь холоднее - летний или осенний.
6. Наблюдения в живой природе. Наблюдения за деревьями и кустарниками. Обратить внимание на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках постепенно меняются: береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока остаются зелеными. Сравнить кустарники шиповника и сирени: сирень еще зеленая, а шиповник желтеет. Подвести детей к выводу о том, что деревья и кустарники постепенно готовятся к зиме.
7. Наблюдения за пауками и насекомыми. Предложить детям поискать насекомых и сделать вывод, что насекомых стало меньше. В солнечный день обратить внимание на нежные ниточки паутинок на кустах, в воздухе. Объяснить детям, что паучок свернется под засохшим листом и проспит всю зиму. Рассказать, что пауки полезны, они уничтожают мух – разносчиков болезней.
8. Наблюдение за птицами. Вспомнить летние наблюдения за птицами, как они ловили комаров, мух, а теперь их нет, птицам нечем питаться и они улетают на юг.
Труд в природе.
Совместно с воспитателем на участке осуществлять перекопку земли около кустарников и деревьев, уборку опавших листьев.
Месяц: Октябрь
Задачи:
1. Продолжать формировать представления об изменениях в природе (связывать понижение температуры воздуха с изменениями в одежде людей; выявлять первые признаки приближения зимы: заморозки по ночам, появление инея). Умение устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе (деревья готовятся к зиме, сбрасывают листья – закрепить понятие «листопад», - холодный воздух заставил спрятаться насекомых в старые пни и под кору деревьев, а значит, птицам приходится улетать на юг, там тепло и много корма).
2. Развивать умственные операции сравнения и обобщения, формировать простейшие понятия.
3. Формировать навык пользования моделями в практической деятельности.
4. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас.
Совместная деятельность воспитателя с детьми (наблюдения и опыты):
1. Продолжать отмечать состояние погоды, наблюдать за солнцем, ветром, небом, осадками (солнце менее теплое, светит реже). Ветер холодный, иногда порывистый; небо чаще пасмурное, серое, низкое, затянуто тучами; идет моросящий дождь. Отметить резкое сокращение светового дня (дети приходят в детский сад, когда на улице еще темно, а уходят домой, когда уже темно). Сравнить с прошлым месяцем и сделать вывод о том, что день стал короче.
Опыты:
1. Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий. В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать рукой, какая она: теплая: (ее нагрело солнце), сухая (рассыпается в руке), цвет (светло-коричневый). Полить землю из лейки (как будто пошел дождь), предложить детям опять ее потрогать и рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность – она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя. Вывод: изменение природных условий приводит к изменению состояния почвы.
2. Продолжать наблюдения за контрастными по окраске листьев деревьями, ввести понятия «листопад», «золотая осень». Провести длительное наблюдение за «любимой веточкой». Длительное наблюдение за гроздьями рябины (как постепенно меняется окраска). Определить с детьми, какое дерево осыплется раньше остальных, какие деревья долго не осыпаются. По возможности наблюдать за отлетом птиц.
Труд в природе.
Совместно с воспитателем проводить уборку мусора, сухих листьев. Собирать семена для зимней подкормки птиц. Собирать природный материал для поделок и красивые листья для букетов в уголок природы.
Месяц: Ноябрь
Задачи:
1. Продолжать формировать умения детей устанавливать простейшие связи между изменениями в живой и неживой природе.
2. Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные и временные связи.
3. Формировать навык пользования моделями в процессе трудовой деятельности (поливка растений).
4. Воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам.
Совместная деятельность воспитателя с детьми (наблюдения и опыты):
1.Наблюдения за небом (более хмурое, чем в октябре, пасмурных дней больше, чем солнечных; солнце только светит, но не греет; дуют сильные ветры). Объяснить детям понятие «пронизывающий ветер» (продувает насквозь). Ветер сдувает с деревьев последние листочки.
2. Наблюдение за первым выпавшим снегом (первый снег выпадает, но быстро тает). Обсудить с детьми, почему он тает.
3. Наблюдения за льдом (предложить детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лед). Закрепить представление, что лед прозрачный. Для этого провести исследовательские действия; в прозрачную емкость положить мелкие предметы. Залить водой и положить на ночь за окно. Утром рассмотреть с детьми, какие предметы видны через лед.
4. Наблюдение за инеем. Объяснить детям, что такое иней, и чем он отличается от снега.
5. Обратить внимание на перемены в одежде людей, с чем они связаны.
6. Наблюдения за живой природой. На участке провести наблюдение: кого мы можем увидеть на прогулке (подвести детей к выводу, что из диких животных можно увидеть только птиц). В уголке природы отметить изменения в жизни растений глубокой осенью: растения не цветут, у некоторых облетают листья.
Труд в природе.
Совместно с воспитателем готовить кормушки для птиц, расчищать дорожки от снега.
4. Методика проведения наблюдений.
1. Распознающее наблюдение.
Руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя и детей, проведения самого наблюдения и закрепления, полученных детьми представлений. Выбор объекта наблюдения осуществляется воспитателем в зависимости от требований программы детского сада. Чтобы правильно отобрать доступные для наблюдения объекты, необходимо учитывать уровень наблюдательности у детей данной группы. В выборе объектов воспитатель руководствуется и сроками наступления различных явлений в природе. У детей должен быть интерес к предстоящему наблюдению. Проводя наблюдение, воспитателю необходимо учитывать три основных этапа:
а). Необходимо, чтобы дети получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Дети должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.
б). Воспитатель, учитывая возрастные возможности детей должен использовать разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, состояния растения и т. д., устанавливает необходимые связи. Необходимо задавать детям вопросы, загадывать загадки, предлагать обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту. Рассматривание дерева начинается с выделения его частей (ствол, ветки, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.). Воспитатель, таким образом, приучает детей вести наблюдение планомерно.
в). На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей.
2. Наблюдение с использованием раздаточного материала.
Начиная со средней группы во время наблюдения, часто используют раздаточный материал. Каждый ребенок или подгруппа детей получают для рассматривания набор объектов: ветки деревьев и кустарников, листья, кусочки коры и т. д. Такая организация занятия довольно эффективна. Она способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе, развитию дифференцированного восприятия.
Особое место в наблюдении с использованием раздаточного материала отводится обследованию объектов природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства. Однако, такое наблюдение предполагает сочетание индивидуальной работы с детьми с коллективной, что усложняет его организацию. Проводя такие занятия, воспитатель должен учитывать требования охраны природы, побуждать детей к бережному отношению к ней.
3. Длительное наблюдение.
Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т. д. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы развития и роста растений. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко. Воспитатель побуждает детей каждый раз рассмотреть объект, сравнить его состояние с тем, что было раньше, определить признаки, по которым изменение хорошо заметно. Запомнить детям происходящие с объектом изменения помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения. Поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение. Оно может быть организованно в виде рассказов.
Подвижные игры для ознакомления детей старшей группы
с деревьями и кустарниками.
Игра: «Кто где живет?»
Цель игры: Группировка растений по их строению (деревья, кустарники).
Игровые действия: Убежать от лисы.
Правило: Искать дом после сигнала. Правильно найти дом.
Оборудование: Маски лисы, зайцев, белок.
Ход игры: Игра проводится во время прогулки на участке. Воспитатель говорит детям: « Сейчас поиграем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто-то один из вас - лисой. Белочки ищут растение, на котором могут укрыться, а зайчики – под которыми могут спрятаться «. В ходе игры воспитатель помогает детям уточнить, что белки живут и прячутся на деревьях, а у зайцев дома нет, они прячутся в кустах. Выбирают водящего – лису, дают ему шапочку – маску лисы, всем остальным детям – шапочки – маски зайцев и белок. Зайчики и белочки бегают по поляне. По сигналу: « Опасность – лиса!» – белочки бегут к дереву, зайцы – к кустам. Кто неправильно выполнил задание, лиса тех ловит.
Игра: « К названному дереву – беги!»
Цель игры: Тренировка в быстром нахождении названного дерева.
Игровые действия: Убегать от водящего к названному дереву.
Правило: Воспитатель часто меняет название растений. Около названного растения долго стоять нельзя. Можно перебегать к разным деревьям одного названия.
Ход игры: Воспитатель объясняет, что водящий может ловить только тех детей, которые не стоят у названного дерева. Воспитатель называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Например, тополь и осину, желтую акацию и рябину и др. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо и в соответствии с этим, перебегать по сигналу: «Раз – два – три – беги!»
Игра: « Найди дерево по семенам»
Цель игры: Найти целое по части.
Игровое действие: Бег к определенному предмету.
Правило: Бежать к тому дереву, от которого семена, можно по сигналу.
Оборудование: Семена и плоды деревьев и кустарников, которые сохраняются зимой: липы, разных видов клена, ясеня, рябины и др.
Ход игры: Игра проводится зимой. Воспитатель раздает детям семена и просит всех свободно передвигаться по участку. По его сигналу каждый бежит к тому растению, семена которого у него в руках. Чтобы дети не путали семена ясеня и клена, обратить их внимание на отличительные признаки: летучки у ясеня (отдельные «лопаточки»), а у клена семена скреплены попарно. После игры можно рассмотреть и другие отличительные признаки этих растений: окраску и строение ветвей, величину, поверхность, окраску почек.
Список использованной литературы:
1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию».- СПб. Детство - пресс, 2003г.
2. Васильева А.И. «Учите детей наблюдать природу».- Минск: Народная газета, 1972г.
3. Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду».- М.: Мозайка - синтез,2005г.
4. Дедулевич М.Н., Шишкина В.А. « Прогулки в природу».- М.: Просвещение
5. Лучич М.В. «Детям о природе».- М. Просвещение, 1995г.
6. Маневцева Л.М. «Мир природы и ребенок».- СПб, Акцидент, 1998г.
7. Маханева М.Д. «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста».- М. Аркти, 2004г.
8. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников».- М.,1999г.
9. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников».- М., 1999г.
10. Николаева С.Н. «Эколог в детском саду».- М. Мозайка – синтез, 2004г.
11. План - программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Библиотека программы «Детство».- СПб. Акцидент, 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное занятие в первой младшей группе на тему " Экологическое воспитание". "Наблюдение за рыбкой".
Конспект познавательного занятия в первой младшей группе на тему экологического воспитания " Наблюдение за рыбкой"....
Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Весна.
Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке весной....
Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Лето.
Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке летом....
Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Осень.
Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке осенью....
Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Зима.
Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке зимой....
Наблюдения с детьми на прогулке весной
Подобран материал для наблюдения с детьми, как на прогулке ДОУ, так и вместе с родителями....
ОД в средней группе «Огородная страна». Наблюдения с детьми на прогулке
Зарипова Резеда РизвановнаВоспитательМБДОУ «Детский сад №82 комбинированного вида» г.Казани ОД в средней группе «Огородная страна». Наблюдения с детьми на прогулке ...