Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Осень.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке осенью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Осень
Наблюдение №1
За солнцем ( световой день)
Солнце все ниже, тени длиннее, сокращается длительность светового дня.
Тень измеряется в одно и тоже время по одному ориентиру (столбик). Изменение длительности светового дня поможет увидеть схема-модель.
Приход в д\с завтрак занятия прогулка сон ужин уход
Путь солнца укорачивается, день уменьшается.
Художественное слово: Дни стали короче,
Длиннее стали ночи,
Урожай собирают,
Когда это бывает?
Вопросы к детям:
- В какое время дня тень самая короткая?
- В какое время года самый длинный световой день?
Обогащение словаря световой день, тень, длиннее, короче, солнце ниже, измерение тени …
(П/И «День и ночь».).
Наблюдение №2
За солнцем.
Солнце не такое яркое, не такое теплое. Когда оно прячется за облако, становится прохладно, сумрачно. Даже в солнечные дни солнышко греет все меньше и меньше.
Художественное слово: Лучик солнца я поймаю
Зеркальцем своим
И в зайчишку превращая
Поиграю с ним.
Вопросы к детям:
- В какие игры можно поиграть с солнышком?
- Можно ли смотреть на солнце и когда?
Обогащение словаря лучик, солнечный зайчик, сумрачно, не греет, прохладно …
(Игра с зеркальцем «Поймай солнечного зайчика».).
Осень
Наблюдение №3
За небом
Хмурится осеннее небо, клубятся, наползая друг на друга, серые лохматые тучи.
Художественное слово: Белый день недолог.
Вечера длинней.
Крики перепелок
Реже и грустней.
Осень невидимкой
На землю сошла,
Сизо-серой дымкой
Небо облекла…
Вопросы к детям:
- На что похожи облака?
- Кто несет облака по небу? Быстро или медленно двигаются облака?
Обогащение словаря: день не долог, осень невидимкой сошла, сизо-серой дымкой, плывут облака, хмурится, клубятся, наползают …
( Предложить детям нарисовать на асфальте проплывающие облака.)
Наблюдение №4
За дождевой тучей
Туча наползает тяжелая, темная, низко весит над землей. Кажется, будто средь белого дня наступил вечер. Дождя еще нет, но все уже стараются спрятаться – люди в зданиях, птицы забиваются в деревья, под крыши домов.
Художественное слово: По небесной высоте туча, посмотрите,
Носит воду в решете, в решете и в сите.
Донести надеется, да дождики сеются!
И бранится туча - целый день гремуча!
Вопросы к детям:
- Чем отличается облако от тучи?
- Почему туча называется дождевой?
Обогащение словаря: небесная высота, вода в решете, дождинки сеются, туча -гремуча, наползает, висит над землей …
( Подвижная игра « Солнышко и дождь».)
Осень
Наблюдение №5
За ветром
Осенью чаще дуют холодные ветра. Ветер срывает листья с деревьев, гонит их по дорожкам. В ветреную погоду очень трудно смести, собрать листья в кучу.
Художественное слово: Осторожно ветер из калитки вышел,
Постучал в окошко, пробежал по крыше,
Поиграл немного ветками черемух,
Пожурил за что-то воробьев знакомых.
Вопросы к детям:
-Как определить есть ли ветер, не выходя на улицу?
-Как можно определить направление ветра?
Обогащение словаря: ветер дует, воет, гонит, срывает, свистит, завывает
(Изготовление вертушек. Игры с ними).
Наблюдение №6
За туманом, утренней росой
Осенью часто стелятся туманы. Туманы - мельчайшие капельки воды, повисши в воздухе, остывая, они опускаются на траву, кусты росой. Солнышко поднимается выше, пригревает и роса высыхает, испаряется.
Художественное слово: Загадка.
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,-
Стало видно далеко!
Вопросы к детям:
- Из чего состоит туман?
- На что похожи капельки росы?
Обогащение словаря: туман, роса, стелется, остывает, опускается, испаряется…
(Игра - фантазия «Нарисуй туман».)
Осень
Наблюдение №19
За перелетными птицами
Птицы собираются в стаи, усиливается их гомон- это первый признак приближения осеннего перелета. Готовятся к нему птицы по-разному. Скворцы, например, начинают тренировку, часто собираются общей стаей на проводах. В теплые солнечные дни, некоторые певчие птицы пробуют свой голос. При перелете для каждого вида птиц характерно свое построение.
Художественное слово: Скоры белые метели, снег подымут от земли
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет-
Улетает, улетел!
Вопросы к детям:
- Каких перелетных птиц вы знаете?
- Почему и куда они улетают?
Обогащение словаря: скворец, скворечник, журавль, аист, ласточка, грач, стая, косяк, крыльями полощет, перелет, гомон …
(С/ и «Добрые слова». Придумать разные добрые слова для улетающих птиц).
Наблюдение №20
За зимующими птицами
Предложить детям несколько минут посидеть тихо и послушать, не поют ли птицы. Отметить, что пения не слышно, потому что птиц теперь мало. Напомнить детям о перелете птиц, объяснить, что птицам страшнее голод, чем холод. Зимующие птицы осенью переселяются из леса ближе к людям. Следует приучать ребят ежедневно подкармливать птиц.
Художественное слово: Воробушек – воробей,
Ты не бойся, не робей!
Прыгай с веточки сюда,
Дам я вкусного зерна,
Дам я крошки со стола.
Вопросы к детям:
-Каких зимующих птиц вы знаете?
- Нужна ли наша помощь птицам? Какая и зачем?
Обогащение словаря: зимующие, воробей, синица, голубь, снегирь, ворона, крошки, зерно, подкармливать …
(Изготовление кормушек).
Осень
Наблюдение №22
За трудом взрослых
Осенью идет уборка урожая, (хлеба, овощей), производится посадка деревьев, уборка осенних листьев, перекопка земли под кустами. В парках города убирают отцветшие растения, перекапывают клумбы.
Рассказать детям о том, как взрослые заботятся о красоте родного города.
Художественное слово: Грабли дружно мы возьмем
Листья собирать пойдем
Листья кружатся, летят
Собираться не хотят.
Вопросы к детям:
- Какие овощи собирают на грядках в огороде?
- Зачем убирают опавшие листья?
Обогащение словаря: урожай, уборка, перекопка, посадка, цветник, клумба…
(Совместная уборка участка от опавших листьев; наведение порядка в цветнике).
Наблюдение №23
За одеждой людей.
Обратить внимание детей, как одеты взрослые, как одеты они сами, сравнить летнюю одежду с осенней. Закрепить у детей понятие взаимосвязи состояния погоды с выбором одежды.
Художественное слово: Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слушать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!..
Вопросы к детям:
- Почему люди так одеты?
- В какой обуви удобней в сырую погоду? Почему?
Обогащение словаря: сырая, ветреная, дождливая, дождевик, галоши, перчатки, зонты…
( Словесная игра « Когда это бывает?»).
Осень
Наблюдение №7
За дождем
Осенью часто идет дождь. Дождь бывает мелкий, затяжной, бывает ливневый. Предложить детям понаблюдать, как капли дождя стекают по стеклу, пузырятся в лужах, послушать стук по крыше, по карнизу или по зонтику.
Художественное слово: Дождь! Дождь! Надо нам
Расходится по домам!
Гром, гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек;
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят,
Только мой братишка в луже
Ловит рыбы нам на ужин.
Вопросы к детям:
- Почему нельзя гулять под дождем?
- Какой идет дождь?
Обогащение словаря: небесная высота, мелкий, затяжной, ливневый, пузырится, гром, сыплет град, праздник у лягушек…
(Предложить детям самим объяснить пословицы: «Весной дождь растит, осенью - гноит», «Осень идет, дождь за собою ведет».)
Наблюдение №8
За лужами после дождя
После дождя предложить детям рассмотреть лужи. Лужи похожи на маленькие озерца, на зеркала. В них отражаются небо, деревья, люди. В них как кораблики плавают опавшие листья.
Художественное слово: Что делать после дождика?
По лужицам скакать!
Что делать после дождика?
Кораблики пускать!
Что делать после дождика?
На радуге качаться!
Что делать после дождика?
Друг другу улыбаться!
Вопросы к детям:
- Из чего сделаны лужи и кто их сделал?
- Из чего можно сделать кораблики?
Обогащение словаря: лужи, озерца, зеркала, отражаются, плавают…
(Изготовление корабликов из природного материала).
Осень
Наблюдение №9
За заморозками
Ночи стали холодней и пришли первые заморозки. Белым налетом (инеем) покрыты трава и деревья, лавочки и крыши домов. На лужах тонкий лед. Но все это хрупко, до первых лучей солнца. Иней превращается в капельки воды, лед тает.
Художественное слово: Пора пришла, осенние морозы
Уже заходят в лес пред утренней зарей,
Чтоб инеем украсить лист березы
И коркой лужицу задернуть ледяной…
В лесной траве по сторонам тропинок
Кое-где еще виднеются цветы,-
Но по утрам уж нити паутинок,
Усеянных алмазами росинок,
Соединяют ветви и кусты…
Вопросы к детям:
- На что похож иней?
- Откуда взялся лед на лужах?
Обогащение словаря: заморозки, иней, серебрится, хрупкий, ломкий, налет, ледяная корка, алмазы росинок…
( Подвижная игра «Заморожу»).
Наблюдение №10
За первым снегом
Выпал первый снег, вокруг стало бело и светло. Снег лег на землю, крыши домов, кусты и деревья.
Художественное слово:
Что такое за окном? На заборах, на крылечке
Сразу в доме посветлело! Все блестит и все бело!
Это снег лежит ковром, Нет свободного местечка-
Самый первый, самый белый! Всюду снега намело.
Вот о чем всю ночь свистел Нарядилась и рябина
За моим окошком ветер! В белый праздничный наряд.
Он про снег сказать хотел Только гроздья на вершине
И про то, что зиму встретил. Ярче прежнего горят.
Вопросы к детям:
- Что такое снег?
- Что можно сделать из снега?
Обогащение словаря: посветлело, лежит ковром, свистел ветер, блестит, бело, намело, нарядилась, искрится…
( Потрогать снег на ощупь, подобрать определения. С/И «Слова-признаки».)
Осень
Наблюдение №17
За цветами
Цветы отцветает, появляются семена, листья и стебли желтеют от земли. Выкупать куст календулы или бархатцев, пересадить в горшок и занести в помещение, вести сравнительное наблюдение за цветами на улице и в помещение. Подвести детей к самостоятельному выводу.
Художественное слово: Осыпаются астры в садах,
Наш цветник под окошкам тускнеет
И холодный туман на лугах
Укрывает ромашку и клевер.
Вопросы к детям:
-Что нужно растению для хорошего роста?
-Из каких частей состоит цветок?
Обогащение словаря: полив, перестановка в теплое, светлое место, тускнеет, туман на лугах, календула, бархатцы, клевер, …
(Предложить детям собрать семена цветов для будущих посадок).
Наблюдение №18
За срезанными цветами
Срезать цветы и поставить в вазу, следить за состоянием. Первые дни любуются ими, нюхают, рассматривают цветы. Заботятся о цветах (наливают воду в вазу, меняют ее). В последующие дни отмечают скорое увядание растений в вазе, устанавливают причину- отсутствие корней и земли.
Художественное слово: Загадка
Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
Вопросы к детям:
-Какие садовые цветы вы знаете?
-На что похожи лепестки календулы?
Обогащение словаря: календула, бархатцы, астры, георгины, ромашки, васильки, стебель, корни, соцветие, бутон …
(Рисование с натуры « Букет в вазе»).
Осень
Наблюдение №11
За деревьями (начало осени)
Зеленые листья блекнут, изменяется их цвет (время расцвечивания и цвет листьев у разных деревьев имеет свои особенности). Предложить детям сравнить листья клена и березы по цвету, форме, величине. Попробовать найти два одинаковых листочка при кажущейся идентичности осенних листьев почти не возможно найти хотя бы два одинаковых.
Художественное слово: Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в глазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в неба, что оконца…
Вопросы к детям:
- Назовите лиственные деревья? Почему они так называются?
- Как называются деревья, на которых растут яблоки, ранетки и сливы?
Обогащение словаря лес расписной, лиловый, багряный, резной, сквозной, лазурь, просветы…
(Предложить детям собрать гербарий из осенних листьев.).
Наблюдение №12
За деревьями (поздняя осень)
Деревья обнажены, на месте облетевших листьев остаются почки, из которых весной разовьются новые листья. Почки «одеваются в шубу»- покрываются многочисленными чешуйками, чтобы легче пережить зиму. У лиственных деревьев ярче просматриваются особенности ствола (цвет, рельефность, толщина коры), по которым можно их узнать. На голых ветках деревьев можно увидеть, опустевши гнезда птиц, которые летом трудно отыскать.
Художественное слово: Загадка.
В шубе летом, а зимой - раздеты
Их весной и летом видим мы одетыми.
А осенью с тропинок сорвали все рубашки
Но зимние метели, в меха их разодели.
Вопросы к детям:
- Какое чувство вызывают у вас голые деревья? Почему?
- Какую пользу приносят деревья?
Обогащение словаря почки, чешуйки, лиственные, хвойные, рельефность, толщина коры…
(Рисование деревьев мелками на асфальте.).
Осень
Наблюдение №13
За березой
Обратить внимание детей на красоту белоствольной красавицы. Предложить дотронутся до ствола дерева рукой, прислониться к нему щекой, понюхать, обхватить березу руками, рассмотреть ее на расстоянии, отметить высоту, характерную крону, цвет ствола, веток, листьев.
Художественное слово: В белом сарафане
Стоишь ты на поляне
Стройная березонька
Распустила косоньки
Вопросы к детям:
- Чем береза отличается от осины, тополя, клена, ранетки?
- Какими словами можно описать березы?
Обогащение словаря шероховатый, гладкий, ствол, крона, белый сарафан, распустила косоньки…
(Составление композиций из листьев и веточек березы.).
Наблюдение №14
За листопадом
Предложить детям понаблюдать, как падают листья, как много листвы на земле: здесь и яркие свежие листья, и уже потемневшие. Обратить внимание, как по-разному падают листья у различных деревьев: у осины – стремительно вниз, у клена – долго качаются или кружатся в воздухе, прежде чем опуститься на землю.
Художественное слово: Опавшей листвы разговор еле слышен:
- Мы с кленов… Мы с яблонь… Мы с вишен…
С осинки… С черемухи… С дуба… С березы…
Везде листопад: на пороге морозы.
Вопросы к детям:
-Что такое листопад?
-Почему деревья сбрасывают листья?
Обогащение словаря: листопад, осина, клен, яблоня, дуб, черемуха, вишня, кружатся, шуршат …
(Ходьба по опавшим листьям, разные способы ходьбы: скользящим шагом, крадучись, подкидывая листья ногами, кружась на месте и др. Обратить внимание на разные звуковые эффекты.).
Осень
Наблюдение №15
За травой
Трава желтеет, появляется сухостой. Объяснить, что трава сохнет и погибает, только верхней частью(над землей), а корни остаются и после зимнего отдыха прорастет молодая и зеленая травка.
Художественное слово: Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Оземь на полях.
Вопросы к детям:
- Какая польза от травы?
- Что такое луг?
Обогащение словаря: сухостой, луга, оземь, уныло, голые, вянет …
(С/И «Что я вижу в траве, на траве…».).
Наблюдение №16
За плодами, семенами деревьев и кустарников
Отметить, что осенью цветов становится меньше, зато количество плодов возрастает: густо увешаны крылатыми плодами липы, клены, краснеют гроздья калины, рябины, ранетки. Попробовать ягоды рябины, отметить их горечь, сказать, что после заморозков вкус их изменится. Дать детям представления о назначение плодов и семян.
Художественное слово: Весною сад богат цветами,
А осенью богат плодами.
Веселым жарким летом богат зеленым цветом
Зимой пушистый сад надеждами богат.
Вопросы к детям:
-Что такое семена?
- Кто разносит семена по земле?
Обогащение словаря семена, плоды, грозди, горечь, заморозки…
(Игры с семенами и плодами. Запуск «вертолетиков» кленовых, нахождение по описанию..).
Осень
Наблюдение №21
За насекомыми
Насекомые прячутся от холода. Скопление жуков можно обнаружить под камнями, бабочек- в щелях. Нужно отметить исчезновения комаров и мух, рассмотреть свернутые сухие листья плодовых деревьев, которые висят на концах веток: в них можно найти много живых существ. В погожие солнечные дни много летающей паутины – это один из признаков осени. Паучок, перебегая в воздухе по нити, заставляет паутину то опускаться, то подниматься.
Художественное слово: На смолистой ели
Новые качели,
Это дед-паучок
Их повесил на сучок-
Пусть качаются внучата,
Озорные поучата.
Вопросы к детям:
- Куда и почему прячутся насекомые?
- Какие насекомые вредные, какие полезные?
Обогащение словаря: погожие, летающая паутина, скопление жуков, смолистые, озорные паучата, в щелях, под карой, вредные, полезные …
(Подвижная игра «Пчелы и медведи».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл наблюдений за животными на прогулке. Младшая группа.
Наблюдения за животными, загадки о животных ,подвижные игры на прогулке для детей младшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/09/picture-254517-1444384109.jpg)
«Экологическое воспитание: наблюдение с детьми на прогулках»
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место занимает наблюдение. В статье рассматриваются вопросы организации наблюдений во всех созрастных группах ГБДОУ, содержани...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/29/picture-942196-1504030081.jpg)
Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Весна.
Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке весной....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/29/picture-942196-1504030081.jpg)
Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Лето.
Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке летом....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/29/picture-942196-1504030081.jpg)
Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Зима.
Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке зимой....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/17/picture-1072638-1574018309.jpg)
Наблюдения с детьми на прогулке весной
Подобран материал для наблюдения с детьми, как на прогулке ДОУ, так и вместе с родителями....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/06/picture-1488323-1696621539.jpg)
ОД в средней группе «Огородная страна». Наблюдения с детьми на прогулке
Зарипова Резеда РизвановнаВоспитательМБДОУ «Детский сад №82 комбинированного вида» г.Казани ОД в средней группе «Огородная страна». Наблюдения с детьми на прогулке ...