Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Весна.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сергухина Ирина Анатольевна

Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке весной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna_1.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Весна.    

Наблюдение  № 1

За солнцем

       

          Солнце поднимается все выше, лучи его сильнее прогревает землю. Предложить детям подставить щечки солнышку, почувствовать его тепло. Прикоснувшись к дощечкам (лавочка)  сравнить ощущения от той, что в тени и той, что на солнце.  

 

Художественное слово:           Солнышко, колоколнышко,

                                                      Ты пораньше взойди,

                                                      Нас пораньше разбуди:

                                                      Нам в поля бежать,

                                                      Нам весну встречать!   

                                                   

Вопросы к детям:

- Какое солнце было зимой, и каким стало сейчас?

- Почему нельзя смотреть на яркое солнце?

Обогащение словаря:    солнечный зайчик, лучики,  ярко, светит, освещает, греет, нагревает, согревает, ласкает…

 

(Игры с зеркальцами «Поймай солнечного зайчика»).

Наблюдение  № 2

За солнцем (световой день)

       

              На утренних и вечерних прогулках следует обратить внимание детей на то, как стало светло, вспомнить, что, когда они зимой приходили в детский сад и уходили домой, было темно. В начале весны на вечерних прогулках нужно понаблюдать за заходом солнца, обратить внимание на окраску неба, отражение солнца в окнах домов. Отметить, что весенний день все время прибывает; предложить посмотреть, как высоко стало подниматься солнце, вспомнить где оно было в это время дня зимой.

 

Художественное слово:         Что ни сутки, по минутке

                                                    День длинней, короче ночь.

                                                    Потихоньку, полегоньку,

                                                    Прогоняем зиму прочь!         

Вопросы к детям

- В какое время года бывает самый длинный день?

- О ком это говорят: «Была белая да седая, пришла зеленая, молодая.»?

Обогащение словаря:   световой день, восход, закат солнечный зайчик, лучики, высоко, прибывает, ярко, светит, освещает, греет, нагревает, согревает, ласкает…

 (Ведение календаря светового дня по схеме-моделе.)

Весна.    

Наблюдение   № 31

За трудом взрослых

         

               Предложить детям понаблюдать за весенними работами по выращиванию растений и уходу за ними: уборка прошлогодних листьев, рыхление приствольных кругов, перекопка земли для газонов, цветников, посев семян, высадка рассады. Весной, как и осенью, сажают деревья и кустарники, стволы деревьев обмазывают известью от солнечных ожогов и вредителей.

Художественное слово:        

        Весна, весна! И все ей радо.                               Кругом вода журчит, сверкает,

        Как в забытьи каком стоишь                              Крик петухов звучит порой,

        И слышишь свежий запах сада                          А ветер, мягкий и сырой,

                                               

Вопросы к детям:

- Чем мы можем помочь деревьям на участке?

- Как называется профессия людей занимающихся озеленением города?

Обогащение словаря:     газон, цветник, семена, рассада, озеленение, высадка, посадка, взрыхление, перекопка,  обмазывание, побелка…

 (Устройство цветника на участке).

Наблюдение  № 32

За одеждой людей

          Обратить внимание детей на то, как стали одеваться взрослые и дети весной. Учить  определять, как нужно одеваться в разную погоду (солнечную, ветреную, дождливую…), делать вывод от чего это зависит.  

 

Художественное слово:                       Веснянка.

                  А уж ясно солнышко                                  Журавли курлыкают     

                  Припекло, припекло,                                  И летят, и летят.

                  И повсюду золото                                       Расцвели подснежники

                  Разлило, разлило.                                        Да в леске, да в леске,

                  Ручейки на улице                                        Скоро всей земелюшке

                  Все журчат, все журчат.                             Быть в венце, быть в венце.

Вопросы к детям:

- Что такое прогноз погоды?

- Можно ли гулять под дождем? Почему?

Обогащение словаря:   прогноз, погода, температура, дождливо, ветрено, солнечно, галоши, сапоги, куртка, капюшон, плащ, шляпа, зонт…

(Повторение стихов, загадок, пословиц о весне. Подвижная игра «Солнышко и дождь»).

Весна.    

Наблюдение  № 3

За облаками

           

           Обратить внимание детей на облака, напомнить, что облака состоят из капелек воды. Чем больше, темнее, плотнее облако тем в нем больше капелек воды (влаги). Предложить детям ответить, куда и зачем плывут облака, на что они похожи.

Художественное слово:    

         Весна, весна! Как воздух чист!                          Весна, весна! Как высоко

         Как ясен небосклон!                                            На крыльях ветерка,

         Своей лазурию живой                                         Ласкаясь к солнечным лучам,

         Слепит мне очи он.                                              Летают облака!         

           

Вопросы к детям:

- Чем отличается облако от тучи?

- Есть ли крылья у облака? Почему оно двигается?

Обогащение словаря:   кучевые, перистые, плывут, клубятся, небеса, синева, небосклон, небосвод, лазурь, ясен, ласкаясь…

(Игра-пантомима «Покажи облако».)

Наблюдение  № 4

За небом

       

              Обратить внимание детей на красоту весеннего неба.  Весеннее небо высокое, яркое, чистое, ясное. По небу плывут легкие, пушистые, похожие на перышки облака.

Художественное слово:        Над землею воздух дышит

                                                   День от дня теплее;

                                                   Стали утром зорьки ярче,

                                                   На небе светлее.

                                                   

Вопросы к детям:

- Какими красками можно нарисовать небо?

- В какое время суток небо окрашивается в красный цвет?

Обогащение словаря:  небо, небеса, небосклон, небосвод, высокое, чистое, ясное, яркое, плывут, клубятся, легкие, пушистые, перистые…

 (Рисование на асфальте «Самое красивое, удивительное облако).

Весна.    

Наблюдение  № 5

За ветром

        В начале весны дует холодный ветер, часто бывают туманы. Со временем ветер становится теплее. Обратить внимание детей на то, что ветер бывает разный. Сильный ветер гнет деревья и кусты к земле, несет, кружит в воздухе листья щепки, бумагу. Слабый только раскачивает деревья, приводит в движения флажки и султанчики. 

       

Художественное слово:    Играючи, расходится

                                               Вдруг ветер верховой:

                                               Качнет кусты ольховые,

                                               Подымет пыль цветочную,

                                               Как облако; все зелено –

                                               И воздух, и вода! 

         

Вопросы к детям:

- Есть ли сегодня ветер? Как об этом узнать, не выходя на улицу?

- как определить направление ветра?

Обогащение словаря: сильный, слабый, порывистый, верховой, теплый, холодный, раскачивает, расходится, играючи…

(Изготовление вертушек, султанчиков, флажков. Игры с ними.)

Наблюдение  № 6

За радугой

           Особенно яркая, праздничная радуга возникает после шумной грозы. При моросящем дождике цвета радуги бледные, а сама радуга может превратиться в белесый полукруг, так как образуется она при преломлении солнечного луча в каждой капельке дождя. Радуга появляется после дождя, когда из-за туч выглянет солнце, только в стороне, противоположной солнцу.      

Художественное слово:          Там разноцветною дугой,

                                                    Развеселяясь, нарядно дивы

                                                    На тучах строят мост красивый,

                                                    Чтоб от одной скалы к другой

                                                    Пройти воздушною тропой.

                                                   

Вопросы к детям:

- Сколько цветов у радуги?

- Что такое радуга?

Обогащение словаря:  радуга, дуга, коромысло, яркая, праздничная, семицветная, отражаются, преломляются…

 (Рисование радуги. Заучивание стишка «Каждый охотник желает…»).

Весна.    

Наблюдение  № 29

За перелетными птицами.

       

       Весной возвращаются перелетные птицы. Первыми прилетают грачи, за ними скворцы и жаворонки, в начале апреля – зяблики, трясогузки; возвращаются на север стаи журавлей; вслед за вскрытием рек появляются водоплавающие птицы; в мае, когда появляются мухи и комары, возвращаются ласточки, стрижи, мухоловки. Птицы любят купаться в лужах, скользить по мокрой траве, часто устраивают ссоры, громко поют, вьют гнезда, выводят птенцов.

Художественное слово:              Зиме  конец!

                                                         Летит скворец

                                                         И звонко напевает:

                                                         «Идет весна! Красна, ясна!

                                                         Смотрите, как все тает!»

Вопросы к детям:

- Как объяснить пословицу «Увидел скворца, знай, весна у крыльца»?

- Каких перелетных птиц вы знаете?

Обогащение словаря: перелетные, грач, ласточка, стриж, жаворонок, зяблик, скворец, скворечник, гнездо, дупло, стая, птенец, вьют, выводят, поют, купаются…

(Повесить на дереве, расположенном на участке группы, скворечник. Скворечник построенный совместно родителями и детьми.)

Наблюдение  № 30

За зимующими птицами.

       

       Ранней весной оживляются, громко кричат воробьи, вороны, сороки. Птицы любят купаться в лужах, скользить по мокрой траве, часто устраивают ссоры, вьют гнезда, выводят птенцов.

Художественное слово:              Воробей по лужице

                                                         Прыгает и кружится,

                                                         Перышки взъерошил он,

                                                         Хвостик распушил.

                                                         Погода хорошая!

                                                         Чив – чив – чил!

Вопросы к детям:

- Нужна ли наша помощь птицам весной?

- Каких зимующих птиц вы знаете?

 Обогащение словаря: зимующие, синица, воробей, ворона, сорока, голубь, птенец, перышки, клюв, крылья, прыгает, кружится, взъерошил, распушил…

 

 ( Пальчиковая игра «Птицы»).

Весна.    

Наблюдение  № 11

За ручьями

       

       Таяние сосулек, снега, льда ведет к появлению ручейков. Из маленьких ручьев образуются большие и они текут к рекам, озерам, наполняют их талой водой. Весной вскрываются водоемы, начинается ледоход, половодье. Обратить внимание детей на то, что то склонам вода течет быстрее, по равнине – медленнее.

Художественное слово:              

            Солнце ласково смеется,                              Он лучистый, серебристый,

            Светит ярче, горячей.                                   Он  сверкает и дрожит.

            И с пригорка звонко льется                         А другой, такой же чистый,

            Разговорчивый ручей.                                  Рядом весело бежит…

Вопросы к детям:

- Откуда берутся ручьи?

- Как выбирает ручеек себе дорогу?

Обогащение словаря: ручьи, сосульки, реки, озера, ледоход, половодье, пригорок, лучистый, серебристый, разговорчивый, свергает, дрожит, звонко льется…

(Изготовление корабликов из бумаги и бросового материала.)

Наблюдение  № 12

За таяньем снега

       

       С повышением температуры начинается таяние снега. Обратить внимание детей на то, что на пригорках снег тает быстрее, чем в тени. Снег становится твердым и грязным и постепенно тает. Учить детей умению находить связь между повышением температурой и таяньем снега.

Художественное слово:        

         Снег растаял, снег растаял!                        Это значит – теплый воздух,

         Это новость не проста,                                Это значит – яркий свет.

         Это значит – наступает                               Это значит в огородах

         Настоящая весна.                                         Все начнут весенний сев.

                                                   

Вопросы к детям:

- Почему тает снег?

- Почему в тени за верандой снег тает медленнее?

Обогащение словаря:  пригорок, тень, таянье, твердый, грязный,  повышается температура, теплый воздух, яркий свет, весенний сев…

 

 (Словесная игра «Зима надоела»).

Весна.    

Наблюдение  № 7

За снегом

       

          Обратить внимание детей на то как изменился снег. Он потемнел, стал пористым, рыхлым, сугробы покрыты твердой корочкой – это снежный наст. Снег днем подтаивает проседает, снежные хлопья слипаются и превращаются в льдинки.  

Художественное слово:              

    Мы снежную бабу лепили вчера,                            Мы снежную бабу искали с утра.

    И шляпа у бабы была из ведра,                                Нашли мы ведро посредине двора.

    А нос из морковки, а руки из палки,                        Метлу мы нашли возле старой беседки,

    Метла из метлы, а коса из мочалки.                         Морковку в снегу, а мочалку – на ветке.            

Вопросы к детям:

- Что произошло со снежной бабой?

- Что такое снег?

Обогащение словаря: снежный наст, подтаивает, проседает, темнеет, рыхлый, пористый, серый, грязный, влажный…

(Подвижная игра «Санный поезд».)

Наблюдение  № 8

За проталинами

       

             Солнце греет сильнее, начинается бурное таяние снега, появляется освободившаяся от него земля. Это проталины. С каждым теплым днем их становится все больше, они увеличиваются в размерах. Вначале проталины темные и сырые, топом подсыхают и светлеют. На них появляется первая травка.

Художественное слово:        

           К нам весна шагает                                    Черные проталины

           Быстрыми шагами,                                     На полях видны,

           И сугробы тают                                           Видно, очень теплые

           Под ее ногами.                                            Ноги у весны.                                                  

Вопросы к детям:

- Как можно объяснить пословицу «Зима весну пугает, да сама тает»?

- Где появляются первые проталины в ямках или на бугорках?

Обогащение словаря:    проталины,   бугорки,  сугробы,   солнцепек,   таянье,    пробивается,   подсыхают,   светлеют…

 («Поможем солнышку»  перенести снег из темных мест на солнцепек).

Весна.    

Наблюдение  № 21

За первоцветом

         

           Как только земля освободится от снега, появляется первая трава и первые цветы (первоцвет). Один из первых цветов – мать-и-мачиха. Обратить внимание, что пушистые стебельки с низко наклоненными головками появились на солнечном месте. Через несколько дней стебельки вытянутся, а головки зацветут, листья же появятся гораздо позже. Затем появятся такие цветы как перелески, медуница, первоцвет, подснежники, ландыши…

Художественное слово:        

       Только что на проталинках весенних                  Вылетела первая пчелка,

       Показались ранние цветочки,                               Полетела по ранним цветочкам

       Как из чудного царства воскового,                      О красной весне поразведать…

       Из душистой келейки медовой

Вопросы к детям:

- Какие первоцветы вы знаете?

- На что похожи цветы?

Обогащение словаря:  первоцвет, перелески, подснежник, медуница,   мать-и-мачеха,  ландыш,  бутон,  стебель,   восковой,   душистой,    поразведать…

 (Плетение веночков из первоцветов).

Наблюдение  № 22

За одуванчиком

         Предложить детям длительное наблюдение за ростом и развитием одуванчика (бутон, цветы, семена). Предложить детям «поздороваться» с одуванчиком – наклониться, понюхать, бережно провести ладонью по цветку (он пушистый, мягкий, шелковистый). Познакомить детей с особенностью одуванчика раскрываться утром и закрываться вечером в одно и то же время. Они могут предсказывать погоду – если днем одуванчик закрывается, значит будет дождь.

Художественное слово:       

                  Уронило солнце                                      У него чудесный

                  Лучик золотой.                                        Золотистый цвет.

                  Вырос одуванчик -                                  Он большого солнца

                  Первый, молодой.                                    Маленький портрет.             

           

Вопросы к детям:

- На что похож одуванчик?

- Почему насекомые кружатся над одуванчиком?

Обогащение словаря: бутон, цветок, семена, стебель, листья резные, лепестки лучиками, пушистый, ароматный, шелковистый…

(Рисование с натуры выбранного детьми одуванчика.)

Весна.    

Наблюдение  № 19

За цветущими деревьями и  кустарниками (черемуха)

           

             В мае предложить детям понаблюдать за цветением деревьев и кустарников (черемуха, сирень, ранетка). Рассмотреть окраску, форму цветков. Отметить красоту их цветения, аромат, обратить внимание, что над цветущими деревьями жужжат и вьются пчелы.

Художественное слово:        Черемуха душистая

                                                   С весною расцвела

                                                   И ветки золотистые,

                                                   Что кудри, завела…     

                                                   

Вопросы к детям:

- Почему пчелы кружатся над цветущими деревьями?

- Чем отличаются весенние цветущие деревья от осенних?

Обогащение словаря:  черемуха, сирень, акация, ранетка, кисть, бутоны, цветы, цветение, аромат, окраска, форма, душистые, золотистые…

 (Выполнение эстампов с использованием засушенных листьев, кистей цветущих деревьев).

Наблюдение   № 20

За деревьями

       

               Наблюдая за деревьями дети знакомятся  с такими понятиями как  сокодвижение, набухание и распускание почек. Обращают внимание на первую зелено-дымчатую листву, на первый светло-зеленый наряд деревьев. Нужно закрепить знания детей о потребности растений в свете, тепле, влаге. Предложить помочь деревьям: убрать старые листья, взрыхлить землю, побелить стволы, оградить молодое растение и т. д.

Художественное слово:         Зиму всю мели метели –

                                                    Клены, липы поседели…

                                                    А весной повеселели,

                                                    Зацвели, зазеленели:

                                                    Птицы с юга прилетели –

                                                    Ветки лапками согрели.  

Вопросы к детям:

- Почему мы должны помогать деревьям?

- Какие деревья вы знаете?

Обогащение словаря:  лес, тайга, роща, ельник, лиственное, хвойное, фруктовое…

 (Словесная игра «Угадай по описанию»).

Весна.    

Наблюдение  № 23

За березой

       

               Обратить внимание детей, как выделяется своей белизной гладкий шелковистый ствол березы, как весят на ее ветвях толстые сережки, похожие на гусениц. Предложить детям дотронутся до первых клейких листочков, вдохнуть аромат весенней березки. Напомнить о сокодвижении.

Художественное слово:         

           После долгой зимней стужи                            Дышит, стоя на пригорке,

           На снегу синеют лужи,                                    Прилетают к ней тетерки

           И березка ожила                                               Полно, белая, тужить…

           От весеннего тепла.                                          Хорошо на свете жить!

                                                       

Вопросы к детям:

- Есть ли семена у березы?

- Что такое сокодвижение?

Обогащение словаря:    ствол, корни, ветви, листва, почки, сережки, крона,    белоствольная, гладкая…

 (Рисование березы с натуры на асфальте).

Наблюдение  № 24

За елью

       

               Наблюдая за хвойными деревьями отметить, что снега рядом с ними больше, как будто весна сюда еще не успела дойти. Позже обратить внимание на появление на кончиках хвойных деревьев молодых зеленых побегах с желтыми шишечками.

Художественное слово:             Ели до неба хотят дорасти,

                                                        Небо ветвями хотят подмести,

                                                        Что бы в течение года

                                                        Ясной стояла погода.

 

Вопросы к детям:

- Отличается ли весенняя елочка от зимней?

- Какие еще хвойные деревья вы знаете?

Обогащение словаря:    ель, ельник, бор, ствол, крона, кора, ветви, лапник, еловая лапа, хвоя, хвойное…  

(Изготовление поделок из шишек.)

Весна.    

Наблюдение  № 17

За туманом

           

             Предложить детям понаблюдать за таким явлением как туман. Туман стелется над землей. Это мельчайшие капельки воды, повисшие в воздухе, остывая, они опускаются на траву, кусты росой или испаряются когда пригреет солнышко.

Художественное слово:         Опускается туман на дороги, на дома.

                                                    Скрылась речка, скрылся луг,

                                                    И пруда не стало вдруг.

                                                    Мгла надвинулась густая…

                                                    Вот и я во мгле растаю.           

           

Вопросы к детям:

- Что такое туман?

- Почему иногда туман называют молоком?

Обогащение словаря: туман, роса, стелется, опускается, мельчайшие, мгла густая, испаряются,  тают…

 (Чтение сказки «Ежик в тумане».)

Наблюдение  № 18

За росой

        Обратить внимание детей на утреннюю росу. Дождя нет, а трава, кусты – мокрые. Предложить каждому ребенку найти «свою» капельку росы и понаблюдать за ней. Обратить внимание детей, как красивы капли росы, особенно, когда они переливаются под лучами солнца. Откуда берется роса? Капельки воды могут испаряться. Они поднимаются вверх постоянно и находятся в воздухе в виде водяного пара. Если ночью бывает холодно, капельки водяного пара опускаются на землю, превращаясь в капельки росы.

Художественное слово:          Я видел впервые такую красу:

                                                     На листьях зеленых цветную росу.

                                                     Она вся сияла, сверкала, искрилась

                                                     И огоньками цветными светилась.

                                                     И я удивился, задумался сразу:

                                                     А вдруг из росы происходят алмазы?   

Вопросы к детям:

- Откуда берется роса?

- На что похожи капельки росы?

Обогащение словаря:  роса, сияет, сверкает, искрится, светится, переливаются, испаряется, опускаются, превращаются …

(Словесная игра «Чья капля красивее?».)

Весна.    

Наблюдение  № 9

За сосульками

     

         Обратить внимание детей на бахрому сосулек, свисающую с крыш, на то что сосульки образуются на солнечной стороне дома. Проследить как в теплую погоду с них стекают капли воды, найти место куда падают капли. Предложить детям хорошо рассмотреть сосульку и дать определение – какая она. Почему сосульки «растут» кончиком вниз? Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.    

Художественное слово:        Сосулька испугалась высоты,

                                                   Сосулька от испуга стала плакать;

                                                   И потому опять настала слякоть,

                                                   И потому опять в сапожках ты.     

Вопросы к детям:

- На что похожи сосульки?

- Откуда произошло слово «капель»?

Обогащение словаря:  сосулька, капель, слякоть, льдинки, гладкая, сверкающая, прозрачная, холодная, ледяная, солнечная, свисает, плачет…

 (Предложить детям послушать песню капели, а потом самим ее исполнить (быстро, медленно, звонко, глухо…)).

Наблюдение  № 10

За льдом

       

          Днем солнышко топит снег, появляются лужи. Ночью температура понижается и лужи замерзают, поэтому утром можно наблюдать за льдом, кругом гололедица.  Повторить с детьми в каком состоянии бывает вода. Обследовать лед и подобрать к нему слова –признаки. Обратить внимание детей на льдинки, плавающие в лужах (они легче воды).  

Художественное слово:          В этой лужице мы днем

                                                     Пускали корабли

                                                     А с утра замерзло все,

                                                     Вставайте на коньки!    

           

Вопросы к детям:

- Чем отличается зимний лед от весеннего?

- Как нужно вести себя в гололед?

Обогащение словаря:  гололед, льдинки, тает, замерзает, оттепель, похолодание,  скользкий, гладкий, твердый, холодный, прозрачный, блестящий…

(Инсценировка отрывка русской народной сказки «Заюшкина избушка».)

Весна.    

Наблюдение  № 13

За дождем

         Идет дождь – шумит, стучит по крыше, стекает по стеклу. Он нужен, чтобы быстрее росли трава и цветы. Вода быстро уходит в землю. Напомнит, что выходя на улицу в дождь, люди надевают сапог и берут зонтики. После дождя все мокрое: деревья, скамейки, земля. По земле бегут ручьи, они стекают в одно место и образуют лужи.

Художественное слово:              

         Целый день под дождем                                  Мокнут парки и поля,

         Мокнет крыша, мокнет дом,                           Мокнет мокрая земля,

         Мокнут листья и цветы,                                  И далека от земли

         Мокнут лужи и зонты,                                     Мокнут в море корабли.        

Вопросы к детям:

- Все ли дожди одинаковые? Какие бывают дожди?

- Бывает ли дождь веселым или грустным?

Обогащение словаря: капал, моросил, припустил, барабанил, ливень, идет стеной, проливной, слепой, обложной…

(Рисование  «Портрет дождя».)

Наблюдение  № 14

За лужами

          Обратить внимание детей на то как много воды весной. Тает снег появляются лужи, бегут ручьи собираются в лужи,  идет дождь кругом лужи.  Лужи бывают большие и маленькие, глубокие и мелкие, чистые, прозрачные и грязные, мутные.

Художественное слово:       Долго шла весна тайком от ветров и стужи,

                                                  А сегодня – прямиком шлепает по лужам,

                                                  Гонит талые снега с гомоном и звоном,

                                                  Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.

                                                  «Скоро, скоро быть теплу!» - эту новость первой

                                                  Барабанит по стеклу серой лапкой верба… 

                                                   

Вопросы к детям:

- Откуда берутся лужи?

- Куда исчезают лужи?

Обогащение словаря:  мелкая, глубокая, мутная, прозрачная, шлепает, колышется,  булькает,  отражается, плавает…

 (Провести опыт «Как измерить глубину лужи»).

Весна.    

Наблюдение  № 15

За дождевой тучей

       

           Обратить внимание детей на то , что вдруг стало темнее. Кажется, будто средь белого дня наступил вечер. Это тяжелая, темная туча низко весит над землей. Дождя еще нет, но все уже стараются спрятаться – люди в зданиях, птицы забиваются в деревья, под крыши домов.

 

Художественное слово:  

           Первый гром прогремел,                             Обхватила всю даль

           Туча пронеслась,                                          Радуга дугою,

           Чистой влагой дождя                                   Брызнул солнечный луч

           Травка напилась.                                          Ярко над землею.     

Вопросы к детям:

- Почему говорят «туча тяжелая» ?

- Какими бывают тучи? (дождевая, снеговая)

Обогащение словаря:    туча дождевая,   снеговая,   влага,  гром,  тяжелая,   темная,  прогремел,  нависла,   наползает…

 (Словесная игра «На что это похоже?»).

Наблюдение  № 16

За набуханием почек

          С наступлением теплых дней  следует время от времени смотреть, не набухли ли почки на деревьях и кустарниках: березе, тополе, сирени и др. Для наблюдений лучше выбрать одно-два растения и следить за происходящими изменениями. Когда почки набухнут, рассмотреть их с детьми, предлагая определить их форму, цвет, величину, расположение на ветке, запах, сравнить их между собой.

Художественное слово:        Деревья проснулись,

                                                  От спячки встряхнулись.

                                                   Набухают почки на ветвях

                                                   И звенят сережки на ветрах.

                                                   

Вопросы к детям:

- Что такое почки?

- Ч то нужно растениям для быстрого роста?

Обогащение словаря:  набухают, проклюнулись, почки, листочки, липкие, душистые, ароматные, смолистые, смола, клейкие…

 (Провести опыт. Поставить веточку тополя в вазу с водой. Зарисовывать веточку через определенные промежутки времени. Сравнить рисунки.).

Весна.    

Наблюдение  № 25

За травой

        Предложить детям понаблюдать, в течение нескольких дней, за прорастанием травы. Первую травку находят еще под снегом, затем она становится хорошо видна на проталинах. Проходит немного времени и травы становится все больше, она становится ярче и гуще. Обратить внимание на разнообразие трав (внешние данные).

Художественное слово:        По росистой травушке, по траве,

                                                   По зеленой шелковой мураве,

                                                   По садам и по долинам

                                                   Праздник к нам идет

                                                   То весна – красна радость нам несет.      

     

Вопросы к детям:

- Какие травы вы знаете?

- Для чего нужна трава?

Обогащение словаря:    травушка, мурава, газон, шелковая, мягкая, мать-и-мачеха, подорожник, лопух, осока, мокрец, клевер…

 (Предложить детям собрать гербарий из трав. Зарисовать самые интересные образцы.).

Наблюдение  № 26

За посадками

         

            Предложить детям посадить семена цветов, рассаду овощей. Ухаживая и наблюдая за посадками необходимо сопоставлять условия жизни растений весной с появлением большого количества солнечных дней, увеличение длительности световой части суток. Важно подчеркнуть необходимость более обильного полива посадок.

Художественное слово:        У меня на окне маленькая грядка.

                                                   Посадила я горох, посадила травку.

                                                   Солнце согреет  грядочку мою.

                                                   И рассаду дружную я сейчас полью.

                                                   

Вопросы к детям:

- Что нужно растению для быстрого роста?

- Зачем выращивают рассаду?

Обогащение словаря:  семена, рассада, посев, посадка, полив, подкормка, рыхление, проклюнулось, проросли,  ростки, условия роста…

 (Изготовить и регулярно заполнять календарь роста посаженных растений).

Весна.    

Наблюдение  № 27

За насекомыми

         С появлением проталин пробуждаются насекомые, с наступлением тепла и появлением молодых листьев выползают из зимних убежищ гусеницы, в стоячих водоемах начинают плавать дафнии, жуки-плавунцы. Наблюдая за насекомыми, можно обратить внимание детей на то место, где они наиболее часто бывают, на способы их передвижения, особенности внешнего строения, отметить яркую окраску некоторых из них. Надо научить детей различать жуков, бабочек, мух…

Художественное слово:             Муравьишка в чаще

                                                        Дуб тяжелый тащит.

                                                        Эй, товарищи, друзья,

                                                        Выручайте муравья!

                                                        Коли нет ему подмоги,

                                                        Муравей протянет ноги.           

Вопросы к детям:

- Какое главное правило общения с насекомыми? (только наблюдать)

- Какие насекомые полезные, какие вредные?

Обогащение словаря:     насекомые, жук, бабочка, стрекоза, муравей, пчела, лапки, усики,  брюшко, крылышки…

(Подвижная игра «Пчелы и медведь».)

Наблюдение  № 28

За животными

       

           

             Предложить детям понаблюдать за животными весной, кошками, собаками. Как они греются на солнышке. Сообщить детям, что животные чувствуют тепло, радуются ему.

 

Художественное слово:            Кошечка с котятами греется на солнышке,

                                                       Весело мурлыкает, песенку поет. 

                                                       И виляя хвостиком Жучка быстроногая

                                                       Поймать себя мальчишкам не дает.

Вопросы к детям:

- Какие животные просыпаются весной после зимней спячки?

- Каких домашних животных вы знаете?

Обогащение словаря:    спячка,  просыпаются,  чувствуют,  греются,   мурлыкает, ласкается,  радостно,    шерсть,    виляет…

(Подвижная игра «Котята и щенята».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл наблюдений за животными на прогулке. Младшая группа.

Наблюдения за животными, загадки о животных ,подвижные игры на прогулке для детей младшей группы....

«Экологическое воспитание: наблюдение с детьми на прогулках»

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место занимает наблюдение. В статье рассматриваются вопросы организации наблюдений во всех созрастных группах ГБДОУ, содержани...

Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Лето.

Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке летом....

Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Осень.

Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке осенью....

Цикл наблюдений с детьми на прогулке. Зима.

Экологическое воспитание. Цикл наблюдений с детьми на прогулке зимой....

Наблюдения с детьми на прогулке весной

Подобран материал для наблюдения с детьми, как на прогулке ДОУ, так и вместе с родителями....