Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебник – воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Тема: «Волшебник - воздух».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физкультурное развитие».
Цель: закрепление понятия «воздух», его роль в жизнедеятельности человека методом экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_opyta.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Ленинского района
Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности
в средней группе «Волшебник – воздух»
Выполнила:
Белякова Л.Н., воспитатель
МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 294
Нижний Новгород
2014
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе.
Выполнила:
Белякова Л.Н., воспитатель
МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 294
Администрации Ленинского района г. Нижнего Новгорода
Группа: средняя, речевой диагноз детей – ОНР
Тема: «Волшебник - воздух».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физкультурное развитие».
Цель: закрепление понятия «воздух», его роль в жизнедеятельности человека методом экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить с экспериментальной деятельностью детей;
- Уточнить и расширить знания детей о роли воздуха в жизни человека;
- Помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи, необходимых для знания детей;
- Подвести к пониманию, что воздух есть в окружении, в пространстве, что он невидимый, легкий, движется и т.д.;
- Обогащать и активизировать словарь детей: невидимый, легкий, движется, грустный, веселый, большой, маленький.
- Усовершенствовать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов;
Развивающие:
- Развивать представления детей о свойствах воздуха;
- Развивать творческую фантазию, мышление, речевое дыхание, мелкую моторику;
- Развивать умение сравнивать, анализировать;
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность,
Коррекционные:
- Развивать познавательно-психические процессы: произвольная внимание, логическое мышление, память;
- Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
Основные приемы и методы:
- практические: эксперимент, опыты;
- наглядные: рассматривание, показ педагога
- словесные: беседа, вопросы к детям, объяснения.
- игровые: создание проблемной ситуации, физкультминутка, психогимнастика, пальчиковая игра.
Оборудование занятия:
Воздушные шары (большой – веселый, маленький – грустный); ватные шарики, стаканы, трубочки, мыльные пузыри, полиэтиленовые пакеты, весы (плечики).
Пропедевтическая работа:
Подвижная игра «Пузырь», игры – эксперименты с мыльными пузырями, рисование воздушных шаров, дидактическая игра «Ловим воздух», рассматривание иллюстраций и схем, индивидуальная работа по развитию целенаправленной воздушной струи.
Словарная работа: невидимый, легкий, движется, грустный, веселый, большой, маленький.
Формы и методы организации совместной деятельности:
Познавательно-исследовательская экспериментирование, решение проблемных ситуаций, игровая ситуация, двигательная физкультминутка, дыхательная гимнастика, коммуникативные беседы, вопросы, логика образовательной деятельности
Часть | Содержание | Методические приемы | Деятельность педагога, осуществление инвидуально-дифференцированного подхода. Предполагаемые вопросы. | Деятельность детей. Предполагаемые ответы. |
Вводная часть. | Сюрпризный момент герой Буратино | Художественное слово. Вопросы педагога. Использование музыкального фона. Показ Дыхательная гимнастика | Воспитатель: Ребята давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение и будем внимательными, чтобы многое узнать. Стук в дверь. Появляется грустный Буратино. Здравствуйте, мальчики и девочки. Вы меня узнали? Педагог спрашивает, почему Буратино такой грустный. Буратино показывает два шарика. Он не понимает, почему вчера шарики были больше, веселые, а сегодня у него один шарик большой, веселый, а второй – маленький и грустный. В: ребята, а почему шарик стал маленький? Правильно, один шарик сдулся. В: Ребята развеселим Буратино. Покажем Буратино, какой у него большой шарик, надуем щечки, бровки приподнимем. А теперь покажем, какой у него маленький шарик (Щеки втянуть). | Ответы детей Варианты ответов детей |
Основная часть | Организация познавательной беседы, диалога педагога и детей Подведение детей к самостоятельному выводу о том, что нужно сделать, чтобы оказать помощь Буратино | Вопросы педагога. Ответы детей Художественное слов (загадка) Ответы детей Ответы детей Показ выдоха Элементы психогимнастики и дыхательная гимнастика Варианты ответов детей Показ действий с проговариванием. Уточнение. | Ребята, почему же Буратино опять грустный? (Ему нужна помощь) Поможем Буратино. Б: А что нужно сделать, чтобы маленький шар стал большим и веселым? Шарик надо надуть. В: Вот, видишь Буратино какие у нас ребята, они всегда всем помогают и тебе помогут. А теперь послушайте загадку. Буратино, послушай и ты. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! Что это? (воздух) В: А как вы догадались, что это воздух? (ответы детей) Б: ребята, а если мы надуем шарик, что будет внутри шарика? (воздух) Б: Раз внутри шарика у нас будет воздух, тогда, какой у нас шарик? (воздушный шарик). А как же воздух попадает в шарик? (ответы детей) В: Воздух выдыхаем и надуваем. А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть: Носом воздух набираем (вдох), Через ротик выпускаем (выдох). Б: А где мы берем воздух, когда вдыхаем? (варианты ответа детей) В: Раз воздух находится вокруг нас, давайте мы его поймаем с помощью пакетов. Буратино, поиграем с воздухом, раздавай ребятам пакетики. | Дети отвечают на вопросы. Дети рассуждают, высказывают свои решения, обосновывают их. Дети рассуждают, высказывают свои решения, обосновывают их. |
Подведение детей к самостоятельному выводу о том, что нужно сделать, чтобы оказать помощь | Побуждение, поощрение, Ответы детей Показ схемы Показ схемы Ответы детей Вопросы педагога Показ схемы | Ребята и Буратино захватывают воздух пакетами и зажимают отверстие. Воспитатель обращает внимание детей на объем пакетов, они плотные. А теперь откройте пакет и посмотрите, что вы видите? (ответы детей) Правильно ничего не видно, потому что воздух не видимый. А что находится внутри пакетов? (воздух). А давайте его понюхаем (НЕ ИМЕЕЕТ ЗАПАХА) В: ребята, а хотите еще поиграть с воздухом? Давайте положим на ладонь белый комочек и выдохните быстро на него воздух. Что произошло? (ответы детей) Д: комочек упал. Б: А что помогло комочку упасть? В: А помог упасть комочку наш волшебный воздух, он движется. | Дети рассуждают, высказывают свои решения, обосновывают их. | |
Физкультминутка. | Художественное слово. | П/и «Пузырь» (2-3 раза) | Дети выполняют движения, сопровождая их словами. | |
Создание и решение проблемной ситуации. | Ходьба по группе. Вопросы педагога. Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей и Буратино | Б: Как же мне хочется увидеть воздух. А вы, ребята хотите увидеть воздух? Где же может быть воздух? В: Давайте пройдемся, может увидим воздух. Б: Не видно воздуха. В: ребята, почему мы не видим воздух? (ответы детей) Б: Наверное воздух прячется в стакане. В: Давайте посмотрим. Опустим в стакан с водой коктельную трубочку и выдохнем воздух в трубочку. Давайте вдохнем через носик и выдохнем в трубочку. Что вы увидели в воде? (пузыри, воздух). А теперь давайте мы узнаем, сколько весит воздух. Для этого нам понадобится весы и два шарика одинакового размера, подвесим с двух сторон на весы-плечики. А Буратино проколет один шарик своим острым носом. Что мы видим? Надутый шарик опустился вниз, значит он тяжелее, чем лопнувший. А теперь проткнем второй шарик. Что изменилось? (ответы детей) Значит воздух имеет вес. Б: А для чего нам нужен воздух? В: Возбухом мы дышим, мы его вдыхаем и выдыхаем. Давайте, узнаем, можем ли мы обойтись без воздуха? Для этого, зажмите ладошкой рот и нос, а мы с Буратино будем считать, и посмотрим сколько времени вы сможете не дышать. Да без воздуха не обойтись, не прожить и дня! | Дети рассуждают, высказывают свои решения, обосновывают их. | |
Заключительная часть | Анализ деятельности детей. Самоанализ. | Вопросы к детям. Показ схем. Поощрения. | В: Что же мы сегодня узнали о воздухе? Воздух: невидимый, прозрачный-бесцветный, не имеет запаха, необходим для дыхания, воздух имеет вес. Молодцы ребята. Б: Спасибо за помощь и за то, что узнал много интересного о воздухе-волшебнике. Подарю я вам мыльные пузыри. | Ответ детей. Положительное восприятие оценки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе "Волшебник - воздух".
Конспект занятияпо экспериментированию ...
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе "Волшебник - воздух".
Занятие по окружающему миру в средней группе....
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебник - воздух»
Совершенствовать представления детей о свойствах воздуха;Уточнить знания детей и подводить к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий и движется;Развивать у детей...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе Тема: « Воздух – невидимка ».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив средней группеТема: « Воздух – невидимка »....
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебник- воздух»
Програм Программное содержание- развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогат...
Проект образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе. Тема: "Воздух- невидимка".
Цель: формирование знаний детей о воздухе и его свойствах, через исследовательскую деятельность.Задачи:Образовательные: - познакомить детей со свойствами воздуха; - закрепить знания дет...
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебник – воздух»
Конспект занятия в средней группе «Волшебник – воздух»...