Земля
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема «Кладовая Земли»
Программные задачи: дать представление о почве как компоненте природы, о круговороте веществ, о взаимосвязи почвы и растений, рассказать о почвенной фауне. Способствовать воспитанию заботливого отношения к окружающему миру и развитию любознательности.
Материал: разные виды баночки с почвой (плотной и рыхлой), таз с водой, спиртовка, стекла для опытов, схема «Почва в разрезе», иллюстрации дождевого червя, крота, фабрики и заводы сливают грязную воду в реки; баночки с чистой и грязной водой, коробочки с почвой: плодородной, песчаной, глинистой, семена овса, лейки.
Ход занятия.
Воспитатель показывает баночку с почвой.
-Ребята, что это у меня в баночке? (земля, почва)
-Сначала я вам расскажу о различии слов «земля» и «почва». Земля—земной шар, родина, название нашей планеты. Почва—то, из чего состоит земля, верхний слой земной коры. Вот сегодня мы с вами заглянем в кладовую Земли.
Вот банки с почвой. Что такое почва? (верхний слой нашей планеты Земля).
-А кто живет в подземном царстве? (показывает иллюстрации дождевых червей, крота и др.)
-Как вы думаете, чем они дышат? (воздухом)
-А в почве есть воздух? Давайте проверим: бросаем в тазик с водой комок почвы. Что увидели? (пузырьки воздуха).
Воспитатель показывает две баночки с плотной и рыхлой почвой. Дети рассматривают содержимое, сравнивают.
-Ребята, как вы думаете, в какой почве лучше растениям? (в рыхлой)
-В плотной почве не хватает воздуха и воды, чтобы в ней хорошо росли растения. А есть ли вода в почве? (предположения детей)
-Давайте проведем еще один опыт: нагреваем рыхлую почву на огне, образуется пар, он превращается в капельки воды на кусочке стекла. Что значит? ( в почве есть вода)
-Если будем и дальше нагревать почву, почувствуем неприятный запах—это в почве будут гореть остатки отмерших растений и животных. Их называют перегноем. Именно благодаря перегною в почве и могут расти растения, и именно перегной придает почве черный цвет.
Итак, мы с вами выяснили, что в почве есть…(воздух, вода, перегной).
-А что еще есть почве, давайте с вами посмотрим схему «Почва в разрезе». В почве есть немного песка и глины, а под плодородным ее слоем находится слой песка, а потом глина, потом—камни. В почве еще есть и соли.
Чтобы доказать, что в почве имеются соли, проведем опыт. Насыплем в стакан с водой почву и дадим ей постоять. Возьмем несколько капелек воды из этого стакана и поместим на стекло. Стекло с капельками воды нагреем. При нагревании вода испаряется, а на стекле остается белый налет. Это слои, которые были в почве. Какой вывод мы можем сделать? (в почве есть соли, растворяющиеся в воде).
-Значит, почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, растворимых солей, и эти все вещества делают ее плодородной.
Физкультминутка.
Дождя давно не было, и растения давно завяли. Сначала опустили головки—раз—(опустить голову), потом листики—два—(быстро опускают руки вдоль туловища), а потом и весь стебелек согнулся до самой земли—три—(садятся на корточки).
Вдруг пошел дождь, и растения начали оживать (встают, поднимают руки, голову).
А после дождя подул ветер, стебельки закачались (поднимают руки над головой), зашумели (покачивая руками, надо делать спокойный вдох без поднятия плеч и длительный выдох с произнесением звука «ш»).
Итак, подул ветер, зашумели. Ветер, затих, стебельки успокоились. (не торопясь, опускают руки).
Воспитатель приглашает детей рассмотреть воду в двух баночках—чистую и грязную.
-Ребята, как вы думаете, что будет с почвой, если ее полить чистой водой? (рассуждения детей)
-А если—грязной? (рассуждения детей)
-Правильно, в природе, как в сказке, есть «живая» и «мертвая» вода. И человек, который ест овощи, выращенные на грязной почве, может заболеть.
-А откуда берется «мертвая» вода? (предположения детей)
-Правильно, ее сливают заводы и фабрики… (воспитатель показывает иллюстрации) Во многих местах нашей планеты почва «болеет»: в ней не могут жить растения и животные. А почва образуется очень медленно: сантиметр за 100 лет, а разрушается очень быстро: из-за сильных ветров, ливней, неправильной обработки.
-Как нужно относиться к почве? (люди должны заботиться о почве, вспахивать ее, удобрять, поливать, можно было выращивать овощи, фрукты.)
-Правильно. Сейчас мы с вами посадим овес в разные почвы: плодородную, песчаную, глинистую. И будем наблюдать, как станут расти растения.
Дети делятся на три подгруппы и сажают овес в разную почву, проводят наблюдения за их ростом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Земля отцов-моя земля".
Занятие с использованием мультимедиа о Кубани....
Развивающее занятие по психологической поддержке дошкольников «Я люблю мою Землю – Земля любит меня» для детей 4-5 лет по программе Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М. «Тропинка к своему Я!»
работа с одарёнными детьми...
Проект "Сохраним планету Земля, иначе просто не будет Земли"
Проект по окружающему миру "Сохраним планету Земля иначе просто не будет Земли"...
"Малая Земля.."Экскурсия и посещение музея-мемориала "Малая Земля"
Цель:Закрепить знания о том,как защищали свою Родину русские люди в годы ВОВ,как живущие помнят о них,рассказать о мужестве и стойкости,проявленной трудящимися Новороссийска.Задачи:Образовательная:Поз...
Проект "Земля отцов - моя земля"
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному к...
Музыкально-ритмическая игра: "Жили-были гномики". Возьмемся за руки с тобой, и станем лентой голубой, Которая с небес идет, где звезд волшебных хоровод. Листочки на землю летят, под ножками шуршат, шуршат Засыпай, Земля, баю-бай. Снежинки на землю
Музыкально-ритмическая игра: "Жили-были гномики". Возьмемся за руки с тобой, и станем лентой голубой,Которая с небес идет, где звезд волшебных хоровод.Л...
НОД "Былинные герои земли нашей Русской земли"
Открытая непосредственно-образовательная деятельность для детей подготовительной группы и их родителей к 23 февраля....