Использование ТРИЗ - РТВ технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа) на тему
Инновационные подходы к развитию ребёнка раннего возраста в игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_triz_v_igrovoy_deyatelnosti_zaharkina.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование ТРИЗ-РТВ технологии в игровой деятельности детей раннего возраста»
Захаркина Любовь Владимировна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 51»
ЭМР Саратовской области
На третьем году жизни у ребенка активно развиваются все познавательные процессы, в том числе и мышление, которое имеет наглядно-действенный характер. А к концу третьего года жизни, как утверждают ведущие деятели ТРИЗ-РТВ технологии, ребенок начинает фантазировать в «уме», при этом происходят попытки использовать предметы-заместители в процессе игровой деятельности.
Поэтому именно игровая деятельность предоставляет огромные возможности для развития у детей раннего возраста умения сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость, что в дальнейшем послужит основой для развития детского воображения и творчества.
Работая с детьми 2-3 лет, нами систематизирован материал, который позволит педагогам решать задачи развития творческих способностей малышей в процессе игровой деятельности с помощью ТРИЗ-РТВ технологии.
№ п./п. | Название метода | Автор метода |
1. | Мозговой штурм | А. Осборн (США) |
2. | Круги Луллия | Р. Луллия (о. Майолика) |
3. | Морфологический анализ | Ф. Цвикки (Швейцария) |
4. | Синектика (прямая аналогия, эмпатия – личная аналогия) | У. Гордон (США) |
5. | Типовые приёмы фантазирования (увеличение-уменьшение, деление-объединение, оживление) | Г. С. Альтшуллер |
6. | Системный анализ | Г. С. Альтшуллер |
Рассмотрим некоторые из них.
Метод «Мозговой штурм» (МШ): предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей, который помогает решать задачи по формированию умения обсуждать проблемы и находить пути выхода из проблемных ситуаций, создавая при этом условия для развития мыслительной деятельности.
В первой младшей группе используется упрощенный вариант «Мозгового штурма». При создании проблемной ситуации мы спрашиваем у детей: «Кто стучится?» или «Что в мешочке?», «Кто в домике живет?», «Чем мы можем помочь герою или сказочному персонажу». Затем выслушиваем ответы, подводим итог, уточняя обсуждаемую ситуацию, а потом смотрим, кто же стучится или достаем из мешочка игрушку, смотрим, кто в домике живет, либо подводим детей к тому, чем мы можем помочь и как решить проблему.
Данный метод может применяться при проведении НОД, в ходе игровых обучающих ситуаций по любой образовательной области программы, в ходе режимных моментов, при организации прогулок.
Круги Луллия, придуманные Раймондом Луллия используем при проведении игровых обучающих ситуаций и в процессе совместной игровой деятельности, где необходимо получить ответы на имеющиеся вопросы.
Суть метода: раскрутить круги и прочитать ответ на вопрос, зафиксированный в секторах, указанных стрелкой. Каждый сектор имеет своё обозначение: рисунок, слово, фразу. В верхней части стержня устанавливается стрелка.
В первой младшей группе используются 2 круга разного диаметра, состоящие из 4 или 6 секторов. Диаметр демонстрационных кругов может быть 70 и 50 см, а для подгрупповой и индивидуальной работы круги 40 и 30 см.
Использование данного метода в работе с детьми позволяет в процессе игровой деятельности:
-уточнять знания детей в различных предметах и объектах животного и растительного мира,
-развивать вариативность воображаемых образов,
- развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи; развивать словообразование, а также решать воспитательные задачи.
С использованием кругов Луллия мы проводим следующие серии игр.
Например, «Помоги детёнышу найти свою маму» (Объект-объект)
Ход игры.
1.Установливаем пособие, где на секторах расположены объекты:
малый круг – картинки с изображением взрослых животных;
большой круг – картинки с изображением детёнышей.
3.Поставим перед детьми задачу: найти маму детёнышу.
4.Раскручиваем с детьми малый круг и предлагаем найти соответствие на кругах, затем объясняем закономерность соотнесения объектов.
Также можно проводить и другие виды игр:
«Предмет и его части» (Объект- часть)
Большой круг: кукла, машина, чашка, заяц, кастрюля, птица, ствол
Маленький круг: платье, колесо, ручка, уши, крыша, крыло, дерево (Образец)
«Кто, где живет?» (Объект-место)
Большой круг: муравейник, лес, огород, дом, озеро, дерево
Маленький круг: муравей, медведь, морковь, ребенок, яблоня
Большой круг:
Маленький круг:
«Что из чего сделано?» (Объект-материал)
Большой круг: дерево, бумага, стекло, ткань, нитки
Маленький круг: пирамидка, лампочка, книга, платье, носки.
«Определи форму» (Объект-форма)
Большой круг: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник
Маленький круг: мяч, платок, косынка, дом
«Определи цвет»
Большой круг: зеленый, желтый, синий, красный, оранжевый, коричневый
Маленький круг: огурец, солнце, слива, морковь, картофель
Для детей 2-3 лет при определении объектов необходимо брать постоянные значения, которые не меняются.
Метод «Морфологического анализа» разработанный швейцарским астрономом Ф. Цвикки также как и круги Луллия уточняет знания детей о признаках объектов материального мира, развивает способность давать большее количество вариантов имён признаков какого – либо объекта. Применяется при проведении НОД, в игровых обучающих ситуациях, в совместной деятельности.
Для создания нового образа объекта рассматривается взаимодействие горизонтальных и вертикальных показателей морфологической таблицы, осуществляется перебор вариантов соединения характеристик объектов.
В первой младшей группе характеристики объекта заносятся на «волшебную» дорожку, расположенную горизонтально. Это может быть цвет, форма, размер, части. На вертикальной - расположены объекты природного, рукотворного или сказочного мира. Для малышей первой младшей группы берём один вертикальный показатель. Например, петушок.
Детям предлагается творческое задание – сделать красивым петушка, отправив его гулять по «волшебной» дорожке. Петушок гуляет по дорожке и окрашивается в соответствующий цвет. Такое задание уточняет знания детей о некоторых цветах и оттенках; побуждает фантазировать на основе изменения цвета.
Типовые приёмы фантазирования. Автор метода - Г. С. Альтшуллер. Он предложил для развития творческого воображения типовые приёмы фантазирования: увеличение – уменьшение, дробление – объединение, оживление – окаменение, специализация – универсализация, преобразование свойств времени, приём «Наоборот».
С детьми первой младшей группы используются следующие типовые приёмы фантазирования: увеличение – уменьшение, деление – объединение, оживление. С помощью таких приёмов дети учатся делать фантастические преобразования объекта и его признаков.
Чтобы изменить объект к детям приходят волшебники Великан или Кроха, которые дотрагиваясь до объекта, увеличивают или уменьшают его в размере. Детям предлагается ответить на проблемные вопросы. Нужен ли нам такой объект? Хорошо или плохо будет такому объекту? Дети объясняют практическое применение изменённого объекта.
После прикосновения волшебника Дробления к объекту (машина), он распадается на части. Какие? (кабина, кузов, колёса). С волшебником Объединения дети знакомятся во второй половине года. Этот волшебник объединяет части. Здесь дети учатся определять части и целое у объекта, фантазировать, меняя их местами.
С помощью волшебника Оживления дети самостоятельно учатся преобразовывать объекты и решать проблемные ситуации. Волшебник Оживления дотронулся до стула (чайник) и стул побежал (заговорил). Покажите, как побежал стул. Как на нём можно сидеть? (Как налить воду из говорящего чайника?)
Среди других методов ТРИЗ, автором, которого является Г. С. Альтшуллер, используемых в работе с детьми первой младшей группы, можно назвать системный анализ.
Идея метода заключается в том, что окружающий мир устроен системно, где все элементы системы связаны между собой определённым образом и обладают свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов. Метод « системного анализа» способствует формированию системного мышления, позволяет выделять функцию, признаки объекта, рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможности преобразования во времени.
Например, рассмотрим игру с использованием пособия «Умный паровозик» (технологическая цепочка), которая направлена на определение линии развития объекта.
«Поезд времени человека»
На столе изображения: младенец, маленькая девочка, взрослый человек. Каждый ребёнок выбирает понравившуюся ему картинку. Ведущий берёт свою картинку. Встаёт. А за ним встаёт ребёнок со следующей по смыслу картинкой.
Использование в работе с детьми раннего возраста элементов ТРИЗ – РТВ технологии позволяют нам добиться положительных результатов.
Мониторинг показал, что использование ТРИЗ – РТВ технологии благоприятно влияет на развитие познавательных способностей детей раннего возраста.
У детей в процессе игровой деятельности отмечается мыслительная активность, совершенствуется речь, дети становятся более раскованными, уверенными в себе, легче идут на контакт с взрослыми.
Использование ТРИЗ – РТВ технологий помогает нам применять принципы развивающего обучения, сделать образовательный процесс эффективным и познавательным.
Наряду с положительными сторонами данных технологий есть и трудности в подборе материала. Готовых игр нет. На составление картотеки, подбор иллюстрированного материала требуется длительное время. Необходимо время для адаптирования к особенностям восприятия детей раннего возраста. Ведь предметная картинка должна быть яркая, реальных контрастных цветов и не должна быть перегружена деталями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ТРИЗ - РТВ технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Развитие познавательно -речевой активности детей младшего дошкольного возраста с использованием Кругов Луллия и предметных картинок...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качес...
Рабочая программа по самообразованию "Использование ИКТ-технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
НАПРАВЛЕНИЕ: познавательное развитие ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: сентябрь 2019 г.ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ: май 2020 г.ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ: групповаяГР...
Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми является важным фактором сохранения здоровья и своевременного гармоничного развития ребёнка....
План по самообразованию "Использование здоровъесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
План по самообразованию "Использование здоровъесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"...
Сообщение (из опыта работы) «Использование личностно – ориентированной технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
В сообщении говорится, что при использовании этой технологии происходит раскрытие индивидуальности ребенка, создаются комфортные условия для развития его личности и природных потенциалов...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра – это ведущая деятельность, всего дошкольного возраста. Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим ...