Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Ты волна, моя волна...»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

«Ты волна, моя волна...»

Цель. Показать сходство сказочных героев с морской стихией в различных видах искусства.

Задачи:

1.                    Познакомить детей с единением и слиянием образа моря и человека;

2.                    Учить находить изобразительные средства выразительности в различных видах искусства, показывающие сходство сказочных героев с морской стихией;

3.                    Помочь подбирать образные слова и выражения при описании произведений изобразительного искусства и музыки.

 

Материалы: иллюстрации картин М. Врубеля: «Царевна Лебедь», «Тридцать три богатыря»; фонограмма фрагмента из оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова; отрывки из произведений А. Пушкина.

 

 

Ход занятия

 

Воспитатель. Демонстрирует «Прощание А. С. Пушкина с морем». Звучит фрагмент из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова.

Воспитатель. Как вы думаете, о чем задумался Пушкин?

Дети отвечают.

Александр Сергеевич Пушкин любил море, оно его вдохновляло. Может, именно сейчас, всматриваясь в него, он увидел героев своих сказок, которые появляются прямо из морских волн. Давайте всмотримся и тоже увидим эти сказочные образы. Вот сказочный корабль на всех парусах несется к острову Буяну.

На фоне иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» воспитатель читает стихи.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах,

На раздутых парусах.

А может быть, он увидел в волнах моря прекрасную Царевну Лебедь?

На фоне иллюстрации картины М. Врубеля «Царевна Лебедь» звучит тема лебедя из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Глядь, поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

...Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает —

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.  

А сама-то величава,

Выступает, будто пава…

Обратите внимание, как художник изобразил крылья

царевны. Светло-фиолетовые, как бы серебрящиеся, они превращаются в мор­скую пену и сливаются с гладью воды, а закат отражается и в воде и на крыльях розовым сиянием. Создается впечатление, что девушка появляется прямо из морской пучины. Всмотритесь в большие пе­чальные глаза  царевны.

Почему она печалится? (Ей грустно; её заколдовали)

А как вы понимаете «выступает будто пава»?

(Идёт, как будто плывёт)

Вслушайтесь в мелодию, что вам представляется?

(Журчит вода, лебедь плывёт плавно, прозрачная вода)

Много сказочных героев живет вокруг острова Буяна.

Звучит фонограмма фрагмента из оперы Н. Римского-Корсакова, рисующего картину вздымающихся волн, всколыхнувшейся морской пучины. Воспитатель демонстрирует иллюстрацию картины М. Врубеля «Тридцать три богатыря». Затем читает фрагмент сказки.

...Море вдруг

Всколыхалося вокруг,

Расплескалось в шумном беге

И оставило на бреге

Тридцать три богатыря;

В чешуе, как жар горя.

 

  На картине изображен морской прибой и фигуры богатырей во главе с дядькой Черномором. Кажется, что бушующие волны с пе­ной выносят и выбрасывают их на берег вместе с огромными рыба­ми. Мощные, сильные морские богатыри и мощные бушующие вол­ны. Зелено-синяя и фиолетово-розовая вода прекрасно сочетается с блестящими золотом желтыми фигурами. Художник сравнивает их и отмечает, как они едины, показывает слияние людей со стихией моря.

Во все времена море служило источником вдохновения для ху­дожников, поэтов, композиторов. Ребята, от прослушанного и уви­денного на наших занятиях, появилось у вас желание изобразить море, которое более всего взволновало вас и запомнилось вам? Спокойное, торжественное или бурлящее, ревущее, ночью, на утренней заре. Может, вам захочется изобразить сказочных морских героев? В этом вам помогут музыка и иллюстрации картин художников.

Дети выбирают изобразительные материалы (гуашь, акварель, карандаши, мелки, фломастеры) по своему усмотрению. Работа рассчитана на два занятия.

 

Рисунки детей старшего дошкольного возраста

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной школе группе на тему "Горные регионы России".

В конспекте представлен материал по горным регионам России (Кавказские горы,Уральские горы),а также проведено сравнение двух народов ,проживающих в этих регионах(Дагестан и Башкирия). Занятие проведен...

Непосредственно – образовательная деятельность Подготовительная к школе группа. Тема «Удивительная Зима».

Приобщать детей к словесному искусству,  развивать  эмоциональное  восприятие и эстетический  вкус через разные виды детской деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности ( подготовительная к школе группа)

« Большой России малый уголок» (посвящено празднованию 80-летия со дня образования Лямбирского района) ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы на тему: «Волны на море»

Формирование способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы Тема: «Люблю березу русскую»

Тема: «Люблю березу русскую» (зимний пейзаж)Цель: развивать познавательный интерес детей к художественной литературе и искусству.Задачи:Познавательное развитие:Расширять представления детей о пр...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Школа современных волшебников».

Формирование представления детей старшего дошкольного возраста о профессии дизайнера....