Конспект непосредственно – образовательной деятельности Тема: «Яичко не простое, яичко золотое»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
- Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, обычаем красить яйца и обмениваться ими, печь куличи.
- Развивать интерес к традиционным пасхальным играм, самостоятельной творческой деятельности по украшению яиц.
- Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Яичко не простое, яичко золотое» | 47.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
Тема: «Яичко не простое, яичко золотое»
Цель: развивать интерес к русской национальной культуре;
Задачи:
- Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, обычаем красить яйца и обмениваться ими, печь куличи.
- Развивать интерес к традиционным пасхальным играм, самостоятельной творческой деятельности по украшению яиц.
- Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа;
Материалы: кулич, сувенирное яйцо с цыплёнком внутри, крашенки, писанки, трафареты для росписи, материалы для рисования, настольный театр «Курочка Ряба», яйца для игр, желобок, призы.
Ход занятия.
Хозяйка (педагог в русском народном костюме) встречает детей в группе (горнице).
- Дети, отгадайте загадки: Белый камешек разбился,
Богатырь на свет родился,
Богатырь на курьих ножках,
В жёлтых кожаных сапожках.
(цыплёнок вылупился из яйца)
Был белый дом, чудесный дом,
Вдруг что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое, золотистое
К. И. Чуковский
Мягкий, тёпленький комочек,
Словно жёлтенький клубочек.
«Пи-пи-пи» - сказал он маме».
Кто он? Вы скажите сами.
(цыплёнок)
Дети рассматривают сувенирное яйцо, внутри которого находится цыплёнок.
Хозяйка: - Дети, какой цыплёнок прятался в яйце? (маленький, жёлтенький, пушистый, мягкий, беззащитный)
- Кем станет цыплёнок, когда вырастет? Послушайте загадку и вы догадаетесь:
Квохчет, квохчет,
Детей созывает, всех под крыло собирает
(курица)
Согласись со мной соседка:
Я – прекрасная наседка!
Целый день детей кормлю,
Хлопочу, ночей не сплю.
Дети все как на картинке,
Не найдёшь таких ты нынче.
Ими все любуются,» - хвастается …..(курица)
- Правильно, ребята, цыплёнок станет курицей.
Детям предлагается игра «Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать»
Хозяйка: Он кричит «ку-ка-ре-ку!»
Солнцу, речке, ветерку.
И летит на всю округу:
«Добрый день! Ку-ка-ре-ку!»
М. Садовский
Петушок, петушок, Что, ты рано встаёшь?
Золотой гребешок. Голосисто поёшь,
Маслена головушка, Детям спать не даёшь?
Шёлкова бородушка
Педагог предлагает походить. Как петушок,- важно, горделиво
Хозяйка: Расскажу вам сказку «Курочка Ряба». Хотите посмотреть? Усаживайтесь поудобнее.
- Я расскажу вам сказку, сказку старинную, не короткую, не длинную.
Вы слушайте, запоминайте, ума – разума набирайте!
Рассказывает сказку с показом настольного театра.
Жили себе дед да баба. Мышка бежала,
Была у них курочка Ряба. Хвостиком махнула
Снесла курочка яичко, Яичко упало и разбилось!
Яичко не простое – Золотое! Дед и баба плачут, Курочка кудахчет:
Дед бил, бил – не разбил. «Не плачь, дед, не плачь, баба!
Баба била, била – не разбила. Я снесу вам яичко другое,
Не золотое – простое!»
Детям предлагаются к рассмотрению яйца – простые, крашенные, расписные.
Хозяйка: Чем отличаются яйца друг от друга? Из каких яиц мог бы появиться на свет цыплёнок? Для чего красят яйца? Какие из расписанных яиц вам нравятся? Чем? Знаете, дети, что есть праздник, который празднуется на Руси исстари. Называется этот праздник – Пасха, праздник Светлой Пасхи. Старые люди говорят, что в этот праздник солнце по особенному светит – играет своими яркими золотистыми лучиками.
Давайте порадуемся солнышку, его свету, теплу, ласке.
Светит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы похлопаем в ладоши –
Очень рады солнышку.
В этот праздник пекут ароматные куличи, красят яйца. Это стало доброй традицией. К яйцу относятся с особым почитанием – ведь в нем зарождается новая жизнь. Поэтому, поздравляя друг друга с Пасхой, люди обмениваются пасхальными яйцами. А если случится, что кто-то заболел, то умываются водой, в которую опускают крашенку, чтобы снова стать здоровым и красивым.
В каждом доме к Пасхе красят яйца, называют их крашенками. Есть умельцы, которые очень красиво раскрашивают яйца, расписывая их неповторимыми узорами. Такие пасхальные яйца называют писанками.
Дети рассматривают расписанные яйца.
А вы хотите сами украсить яйца?
Детям предлагаются трафареты, краски, кисти для самостоятельного расписывания яиц.
Хозяйка: Пока краска будет сохнуть, мы с вами поиграем. На Пасху есть свои традиционные игры.
Предлагаются игры: «Катание яиц» - дети прокатывают яйцо по желобку. Яйца катятся к разложенным заранее призам, которые дети забирают. «Чьё яйцо дольше покрутится?» - Одновременно раскручиваются яйца, как волчок. Побеждает тот, чьё яйцо крутится дольше. «Обменяемся яйцами» - дети с пожеланиями здоровья и добра обмениваются яйцами.
Хозяйка: А сейчас я приглашаю вас к праздничному столу. Стол накрыт красивой скатертью, на которой находится кулич и пасхальные яйца.
Отведайте моего праздничного угощения, будьте здоровыми да умными, красивыми да послушными.
Творческая мастерская
Тема: «Роспись пасхальных яиц»
Цель: Воспитывать в детях уважительное, бережное отношение к пище.
Задачи:
- Учить родителей действовать совместно с детьми, планировать деятельность, обсуждать замысел, делить обязанности.
- Упражнять детей и взрослых украшать объёмную форму, используя знакомые элементы росписи. Располагать узор на всей форме, по краям, определяя центр и края. Отображать узор симметрично относительно центра и ассиметрично. Использовать элементы растительного, животного и геометрического узора;
- Воспитывать знания о правилах хорошего поведения за столом;
Материалы и оборудование: запись пасхального колокольного перезвона, специально накрытый пасхальный стол, корзинка, деревянные заготовки пасхальных яиц, гуашевые краски, кисти, вода. Вместо деревянных заготовок можно использовать бумажные, тогда понадобятся восковые мелки и акварельные краски.
Ход мастерской:
Под магнитофонную запись пасхального колокольного перезвона ведущий беседует с гостями (родителями и детьми) о пасхальных традициях и пасхальном столе. – Кто знает, что такое трапеза? К жизни, каких людей больше подходит это слово? (царей) Почему такое торжественное слово дано обычному семейному застолью?
Блюда праздничного пасхального стола так отличаются от тех, что люди едят во время Великого поста, что и назвать его хочется необыкновенно, торжественно. Землевладельцы хорошо знают, как не просто достаётся человеку пища. О простой воде и обычном хлебе они говорят: «Хлеб – батюшка, водица – матушка, а гречневая каша – кормилица наша!» А уж праздничный стол для труженика – самая настоящая трапеза, царское вознаграждение за тяжёлый труд.
А кто из вас знает, как нужно вести себя за столом? Каждый ребёнок, кто хочет рассказать об этом, вместе с родителем выходит к специально накрытому столу и сопровождает свой рассказ показом правил хорошего тона.
Что мы видим на пасхальном столе? – куличи, разноцветные яйца.
И вкусно, и красно, Упадёт, разобьётся – Никогда не ест,
И легко и мягко, Никакой кузнец не скуёт. А только пьёт,
И бело, и смугло, (яйцо) А как зашумит –
И всем людям мило. Всех приманит
(кулич) (самовар)
Ведущий: Предлагаю детям и родителям рассказать о семейных традициях праздновать Пасху. После чего приготовить подарок хозяевам, накрывшим
Стол, - наполнить корзинку празднично украшенными яйцами.
Для работы детям и взрослым нужно взять деревянные или бумажные заготовки яиц. Деревянные заготовки расписываются гуашью. Для росписи бумажных заготовок можно предложить смешанную технику рисования (восковые мелки и акварель)
Перед росписью необходимо рассмотреть пасхальные яйца, обратить внимание детей и родителей на элементы росписи. Найти элементы растительного, животного и геометрического узора. Дать понять, что элементы узора могут располагаться симметрично и ассиметрично относительно центра, на всей форме и по краям. Дети и родители при работе могут использовать как знакомые элементы росписи, так и придумать свои.
В конце встречи ведущий вновь включает запись пасхального колокольного перезвона и приглашает присутствующих к праздничному столу.
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
Тема: «Святая пасха»
Цель: Познакомить детей с обычаями, традициями празднования Пасхи.
Задачи:
- Развивать интерес к традициям, обычаям народа: красить яйца, печь куличи.
- Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования Пасхи, произведениями исскуства;
- Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми.
Хозяйка в праздничной одежде встречает детей и загадывает загадки:
Нашёл я шар, разбил его Белый камешек разбился,-
Увидел золото и серебро. Богатырь на свет родился.
(Яйцо) Богатырь на курьих ножках,
В жёлтых, кожаных сапожках.
(Цыплёнок)
Обращает внимание на корзинку с крашенными яйцами – писанками и крашенками. Предлагает полюбоваться, выбрать понравившееся. При этом рассказывает: - «Яйцо – это символ жизни, знак красного солнца, животворящего светила. Яйца красят в праздник Пасхи. Пасха – Светлое Христово Воскресенье – самый торжественный, радостный и великий из праздников русского народа. В этот праздник можно услышать колокольный перезвон – благовест (благая весть)»
Слушание колокольного звона – аудиозапись.
К этому празднику обязательно пекли куличи, зажигали свечи. (Обращается внимание на стол, застеленный праздничной скатертью, кулич, свечу) С раннего утра в старину дети с корзиночками или холщовыми мешочками ходили по дворам, стучали в двери и выкрикивали: «Христос воскресе! А яичко есть?» Ведь в этот праздник существует традиция обмениваться крашеными яйцами. До сих пор в этот праздник мы обмениваемся крашеными яйцами, дарим их родным, гостям, соседям, одариваем встреченных людей, нищих. Это добрый обычай? Почему? А потом детвора играла. В старые времена считалось, что катание яиц по земле должно пробудить её, оживить, помочь плодоношению, росту хлебов, урожая.
Проводится игра : «Катание яиц»
Условие: Установить «катальницу» - деревянный желобок или лоток. Сначала игроки раскатывают по одному яйцу. Затем, по очереди второй раз, стараясь задеть чью-нибудь крашенку. Задел – значит, выиграл чужое яйцо. Или разложить маленькие призы вокруг лотка и раскатывать яйца. Какой приз яйцо заденет, тот приз игрок – хозяин яйца забирает.
Игра: «Чьё яйцо дольше прокрутиться»
Условие: Дети одновременно раскручивают яйца, как волчок. Выигрывает тот, чьё яйцо прокрутится дольше всех.
Игра: «Стуканье яиц»
Дети стукают яйца друг о дружку. Чьё яйцо окажется крепче – тот и выиграл.
Хозяйка продолжает беседу: - С давних пор заметили люди, что при помощи пасхального яйца получают облегчение от всех болезней и хворей. Помогает пасхальное яйцо и при тушении пожаров, но только в том случае, если человек ведёт праведный образ жизни. Праведный – значит какой образ жизни? Для чего зажигали свечи в каждом доме в праздник Светлой Пасхи?
Для чего украшали жилища птицами? В этот праздник можно увидеть, как солнце «играет». Как это происходит? Как может «играть» солнце?
Какое у всех настроение?
Обыгрывание стихотворения «Солнышко»:
Утром солнышко встаёт
К ночи солнышко зайдёт
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо!
Солнышко смеётся
А под солнышком нам всем
Хорошо поётся.
Русская народная игра «Солнышко»
Взявшись за руки, дети идут по кругу. «Солнышко» кружится в центре. Ведущий, совместно с детьми произносит слова:
Солнышко – вёдрышко,
Выглянь-ка в окошко,
Выглянь-ка в окошко,
Посвяти немножко!
Солнце заиграло,
Деточкам сказало:
- А играйте в поле,
Прыгайте на воле.
Дети и «солнышко» выполняют «пружинку», затем бегают врассыпную. Ведущий громко говорит: «тучка!». Дети быстро встают в вокруг «солнышка», образуя круг.
Игра: «Катание на качелях». На Пасху любили детвора и молодёжь на качелях покачаться.
На горе стоят качели, Скоро Пасха придёт,
Пойду я покачаюся Кто нас покачает?
Нынче лето отгуляю Как у нынешних ребят
Зимою повенчаюся. Верёвок не хватает!
Игра: «Карусель»
Еле – еле, еле – еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите
Раз – два, раз – два,
Вот и кончилась игра!
Рисование или аппликация трафаретов из разноцветной самоклеющейся плёнки «Роспись яиц»
Угощение куличом, яйцами.
«Кто не даст нам яйца
Околеет овца!»
Пасха.
После распространения на Руси христианской веры многие языческие обряды сохранились в форме увеселений, обычаев, традиций. Все официальные праздники разделились на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно в одни и те же дни, другие ежегодно, но в разные числа месяца. Таким великим праздником, выпадающим на разные числа месяца, начиная с 22 марта по 25 апреля, была на Руси Пасха.
Слово Пасха – еврейское и обозначает «исход», «избавление», «освобождение». Пасха считалась «праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело.
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идёт, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
(А. Майков)
В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только малые дети да глубокие старики. Около церквей зажигали костры, цветные фонарики. Люди, держа в руках зажженные свечи, ждали, когда из церкви выйдут священники и начнется крестный ход – обход церкви крестом, иконами и хоругвями (вертикально свисающее полотнища с изображением Христа и святых, укреплённые на длинных древках). Во время пасхальной службы всегда читалось поучение святого Иоанна Златоуста. Там есть такие слова: «Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые – пусть одинаково веселятся. Пусть никто о грехах своих не плачет, потому что в этот день Бог дал людям своё прощение. Пусть никто не боится смерти – всех освободила смерть Христа.»
Существовало такое придание: Один монах в первую пасхальную ночь зашёл в пещеру. Войдя в пещеру, он крикнул: «Отцы и братие! Христос воскрес!» И вдруг по всей пещере эхом пронеслось: «Во истину воскрес!» С тех пор традиционным стало пасхальное приветствие: «Христос воскрес!», на которое в ответ говорят: «Воистину воскрес!»
К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса (по гречески - хлеб). Раньше на этом хлебе обязательно изображался крест или сцена воскресения Христа. Считается, что происхождение этого обычая таково:
На совместных трапезах со своими учениками Христос всегда произносил слова: «Я с вами во все дни.» После распятия Христа его место за столом никто не занимал и около него оставляли хлеб. По окончании трапезы говорили «Христос воскрес!» Когда ученики разошлись по разным странам с проповедями учения Христа, каждый продолжал хранить эту традицию. Так этот обычай сохранился в веках, и теперь лежащий в храме хлеб (артос), служит напоминанием о том, что здесь незримо присутствует Христос. После торжественной проповеди (литургии) хлеб освящался, разламывался и раздавался молящимся. И в наши дни сохранился обычай на Пасху печь и освящать куличи.
Вернувшись из церкви ранним утром, люди христосовались и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо – символ Пасхи. По преданию, оно было дано Марией Магдалиной римскому императору Тиберию перед началом своей проповеди. Ещё задолго до появления Христа яйцо у древних народов символизировало Вселенную. У славянских народов Пасха связывалась также с плодородием земли. Освящённому в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь скоту от болезней, сбережение урожая от града. Пасхой заканчивался Великий пост, и можно было есть скоромную пищу (не постную), то есть разговеться. Поэтому праздничный стол был уставлен куличами (домашний артос), всевозможными кушаньями. Каждый, кто приходил в дом, должен был быть накормлен, напоен и обогрет. В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. На площадях устанавливались качели и карусели, разбивались балаганы. Люди ходили, друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах. Было принято обмениваться пасхальными яйцами, сделанными из фарфора, хрусталя, цветного и прозрачного стекла, кости, дерева. Такие сувениры изготавливались как деревенскими умельцами, так и известными ювелирными фирмами. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца. Яиц заготавливали много: для подарков родным и друзьям, для весёлых игр. Вот пример, одной из самых популярных игр: делалась горка, под ней ровная площадка, на которой раскладывались разные мелкие игрушки. Каждый мог скатить по горке яичко, и если оно задевало какую-либо игрушку, то её забирали в подарок. Также «стукались» яйцами любым концом, выигрывал тот, чьё яйцо оставалось целым.
Для того чтобы яйца на праздничном столе выглядели красиво, за неделю до Пасхи в специальную посуду насыпали землю, сажали в неё пшеничные или овсяные зёрна и ежедневно их поливали. К пасхе поверхность земли покрывалась нежной зелёной травкой, и уложенные в ней крашенные, разноцветные яйца очень красиво смотрелись на праздничном столе.
Во время Пасхи было принято навещать могилы близких людей, и класть на них красные яйца.
А теперь сделаем небольшое отступление и расскажем о самых простых способах окраски яиц в домашних условиях. Для этого можно использовать небольшие лоскутки линяющей матери или цветную бумагу. В них заворачивают яйцо, затем оборачивают сверху кусочком льняной ткани; кладут яйцо в воду и, доведя до кипения, варят 15 минут. Затем, как обычно, заливают яйца холодной водой.
Для получения разных оттенков жёлто-коричневого цвета используют луковую шелуху. Раскрашивают яйца и акварельными красками. Для большей красоты и блеска, после того, как яйца обсохнут, их протирают тряпочкой, смоченной в растительном масле.
Кроме крашенных яиц, куличей и пасхи на Руси к праздничному столу пекли очень вкусные булочки – «жаворонки». Для этого замешивали в тёплой воде с дрожжами муку, добавляли сахар, постное масло. Когда тесто поднималось, его разрезали на полоски, каждую полоску скатывали, чтобы получился маленький валик. Валики заворачивались узлом, с одного конца ему придавали форму головки с клювиком, а с другого подрезали ножом, чтобы получилось подобие птичьего хвостика. Вставляли две изюминки – глазки, затем булочка посыпалась сахаром и отправлялась в печь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе по Рисованию «Яичко простое и золотое»
Конспект занятия в средней группе по Рисованию «Яичко простое и золотое»...
Конспект НОД по Художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет. Рисование. Тема: «Яички простые и золотые»
Конспект НОД по Художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет.Тема: «Яички простые и золотые»Интеграция ОО: художественно – эстетическое, познавательное развитие.Форма работ...
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию Тема: «Яички простые и золотые»
Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности детей от 4 до 5 лет....
Конспект организованной образовательной деятельности по декоративному рисованию в средней группе «Яичко не простое, да и не золотое…»
Тема с указанием возрастной группы детей: организованная образовательная деятельность по декоративному рисованию в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Яичко не простое,...
Конспект занятия по рисованию в средней группе "Яички простые и золотые"
Конспект занятия по рисованию...
Сценарий организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (Рисование) для детей 4-5 лет Тема: «Яички простые и золотые»
Цели:Закрепить знание овальной формы, понятия «тупой», «острый». Продолжать учить приему рисования овальной формы.Задачи:Создать условия для развития эстетических чувств ...