«В гости к Ёжику (Грибы)»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект НОД в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_starshey_gruppe_po_teme.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе по теме «В гости к Ёжику (Грибы)»
Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.
Оборудование и средства: игрушки – ворона, ёжик; печенье – «грибочки», лукошко, картинки с грибами, картинка- схема гриба, муляжи грибов, осенние листочки из цветного картона с загадками, аудиозапись «Шум дождя», магнитофон, листы с зашумованными картинками, чёрные фломастеры (по количеству детей), Чудо-дерево (макет дерева), офтальмотренажёры с изображением грибов на стенах группы.
Ход НОД:
I. Орг. момент:
(Дети сидят на стульчиках перед магнитной доской.)
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу гостья прилетела. Вы узнали её?
Дети: Да, это Умная Ворона.
Умная Ворона: Кар-кар! Здравствуйте, ребята. Да, я снова к вам прилетела. Меня прислал из леса Ёжик. Он передал вам вот это письмо на листочке. С какого дерева упал этот листок, узнали?
Дети: Да, с клёна. Это кленовый лист.
Умная Ворона: Молодцы, правильно. Ёжик собрал на зиму много припасов и хотел с вами поделиться. Но живёт Ёж далеко в лесу и путь к его норке долгий и трудный. Поэтому он просил меня вам помочь, подсказать дорогу.
Воспитатель: Ворона, а что-же на листочке-то написано, давай я ребятам прочитаю. Ёжик загадал нам загадку. Когда мы её отгадаем, то узнаем, что ёж любит больше всего собирать в лесу? (Загадка на кленовом листе):
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки
Встала шляпка из травы –
Нет под шляпкой головы? (гриб)
Дети: Это - гриб.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Ворона, а ты всё про грибы знаешь? Нет? Ну, тогда послушай, и вы, ребята, внимательно слушайте и смотрите.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы:
Воспитатель: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами, называют грибниками. Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем, так можно повредить грибницу, тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно срезать ножом.
2. Беседа: «Гриб и его дом».
(Воспитатель, рассказывая о грибе, выставляет картинку с его изображением.)
Воспитатель: У каждого гриба есть свой дом, где он растёт. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него мясистая, упругая, светло серая или коричневая. Ножка толстая – белая. Белые грибы сушат, а потом варят из них суп. В сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так называются? (Ответы детей.) Да, у них шляпка скользкая, словно маслом смазана. А какой гриб мы нашли под осиной?
Дети: Под осиной нашли подосиновик.
Воспитатель: Правильно, а под берёзой?
Дети: Под берёзой нашли подберёзовик.
Воспитатель: Молодцы! У подосиновика и подберёзовика длинная ножка и шляпка коричневого цвета или красноватая (как опавшие осенние листья, в которых грибы прячутся). А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами. Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках. Мы говорили про съедобные грибы. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить. А вот на полянке мы увидели красивый гриб: тонкая белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб?
Дети: Это мухомор!
Воспитатель: Да. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнуться кверху и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор. А какой ещё ядовитый гриб вы, ребята, знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у неё неприятный.
Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные, а какие – ядовитые. Пойдёмте в гости к Ёжику. Возьмём с вами лукошко (как это делают грибники – люди, которые собирают грибы) и по дороге соберём ему гостинец – съедобные грибы, которые нам встретятся. Покажи Умная Ворона нам дорогу к норке Ёжика. (Воспитатель берёт в руки Ворону и лукошко.)
3. Динамическая пауза: физкультминутка и гимнастика для глаз «Дождик».
Воспитатель: Вставайте, ребята, подходите ко мне, беритесь за руки и цепочкой пойдём по извилистой тропинке в лес за Умной Вороной. Напомните, как нужно вести себя в лесу?
Дети: (Предположительные ответы: нельзя шуметь в лесу, ломать ветки деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на гриб, не повредить муравейник.)
(Дети за воспитателем идут змейкой от доски на ковёр. Включается аудиозапись «Шум дождя).
Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите? Что это за звук?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы, слышится шум воды, это дождь начинается! Посмотрим, как идет дождь. (Дети встают в круг в центре ковра.)
Гимнастика «Дождик»
Капля первая упала – кап!
И вторая пробежала!
(Сверху пальцем показывают траекторию
движения капли и прослеживают взглядом.)
Мы на небо посмотрели:
(Смотрят вверх.)
Капельки «кап-кап» запели.
Намочились лица, мы их вытирали.
(Вытирают лицо руками.)
Туфли – посмотрите – мокрыми стали.
(Показывают руками вниз и смотрят на ноги.)
Мы плечами дружно поведём,
Капельки с себя стряхнём.
(Двигают плечами из стороны в сторону, руки на поясе.)
От дождя мы убежим,
(Бегают друг за другом по кругу.)
Под кусточком посидим.
(Приседают.)
(Шум дождя прекращается.)
Воспитатель: Вот и дождик кончился. Сколько вокруг листьев на земле лежит в лесу! И не только листьев. После дождя в лесу быстрее растут грибы.
4. Дидактическая игра «Найди гриб – отгадай загадку».
Умная Ворона: Кто гриб найдёт, берите листочек, на нём загадка.
(Дети находят и подносят воспитателю и Умной Вороне муляж гриба и листочек из цветного картона с загадкой.)
Воспитатель: Ну-ка, отгадайте, что это за гриб.
Загадка 1.
На толстой белой ножке
Коричневая шляпка
Наверняка любой грибник
Найти мечтает … (боровик).
Воспитатель: Ребята, возьмём этот гриб? Съедобный гриб-боровик? Рассмотрите его внимательно, потрогайте. (Дети отвечают, рассматривают муляж гриба, исследуют его на ощупь, кладут в лукошко. Так же с остальными грибами.)
Загадка 2.
Притаился незаметно
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (Подберёзовик)
(Дети находят мухомор и сразу его узнают. Если не узнают, воспитатель читает загадку.)
Загадка 3.
Ножка белая, прямая,
Шляпка красная такая,
А на шляпке, на верхушке
Беленькие конопушки. (Мухомор)
Воспитатель: Ребята, почему вы мухомор в лукошко не положили? Ответы детей.
Умная Ворона.: Правильно, мухомор не надо в лукошко класть, но и топтать его не стоит. Оставьте, пусть растёт. Многие грибы, которые для людей ядовиты, полезны для обитателей леса. Например, мой знакомый лось лечится мухоморами. Давайте ему оставим этого красавца в красной шляпке.
(Дети находят ещё один гриб. Около него нет листочка с загадкой.)
Воспитатель: А что же это за гриб, кто знает? (Дети дают противоречивые ответы или молчат.) Ворона, ты тоже сомневаешься? Запомните важное правило, которое нужно соблюдать при сборе грибов: «Не знаешь, что это за гриб, не уверен, съедобный он, или нет, тогда не рви, пусть растет». Животным оставим.
Воспитатель: Ох, Ворона, долгая дорога к норке Ёжика, устали мы немного. Присядем на пенёчки, отдохнём. (Дети садятся на стульчики возле столов, соединённых по двое. На столах перед каждым ребёнком лист А4 с зашумованной картинкой и фломастеры.) А здесь у нас на картинках тоже грибы спрятались. Прежде чем грибы искать, покажем Умной Вороне, как мы умеем играть нашими пальчиками.
5. Пальчиковая игра «За грибами».
Топ-топ. Пять шагов,
(Дети указательными и средними пальцами обеих рук «идут» по столу.)
В туесочке пять грибов.
(Показывают растопыренные пальчики.)
Мухомор красный –
(На каждое название гриба загибают по очереди пальцы на обеих руках, начиная с больших.)
Гриб опасный.
А второй – лисичка,
Рыжая сестричка.
Третий гриб – волнушка
Розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок.
Пятый гриб белый, ешь его смело.
6. Дидактическая игра «Найди и обведи гриб».
Дети находят на зашумованных картинках контур гриба и обводят его чёрным фломастером. Воспитатель индивидуально помогает, по окончании работы оценивает.
7. Офтальмотренажёр (для снятия зрительного напряжения).
Воспитатель: Ребята, найдите глазами белочку с лукошком грибов. (Дети находят картинку на стене группы.)Видите, сколько грибов она набрала! И у нас в лукошке тоже не мало, посмотрите. (Дети переводят взгляд на лукошко с муляжами грибов, которое стоит перед ними на столе.) А теперь вставайте, пойдем дальше Ёжика искать.
Умная Ворона: Да мы уже почти пришли. Вон видите раскидистое дерево стоит, под ним норка Ежа. (Дети с воспитателем подходят к Чудо-дереву с кленовыми листьями в Уголке природы.)
(Появляется из-за дерева игрушка – Ёжик.)
Ёжик: Здравствуйте, ребята, как я рад, что вы пришли! Я наблюдал за вами, пока вы по лесу шли. Вы такие молодцы! Бережно к лесу относитесь и к его обитателям: ни одной веточки не сломали, ни одного гриба и ягодки не затоптали, не шумели.
8. Дидактическая игра « Что в лукошко мы берём?».
Ёжик называет грибы, которые упоминались в ходе НОД. Если съедобный, дети хлопают (кладут в лукошко), если ядовитый – не хлопают. Ёжик хвалит.
Воспитатель: Ёжик, мы по дороге к тебе набрали полное лукошко съедобных грибов. Угощайся сам и угости Умную Ворону.
III. Итог.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы снова в своей группе. Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями! Понравилось вам путешествие? Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что делали? Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие"В гости к Ёжику Пыху.
Интегрированное занятие в старшей группе, объединяет несколько образовательных областей: коммуникацию, художественное творчество, социализацию, познание. В занятии используется технология ТРИЗ. Разраб...
Конспект организованной образовательной деятельности « В гости к ёжику» во II младшей группе
В конспекте представлена интеграция образовательных областей "Социализация", "Познание", Коммуникация", "Музыка", "Художественное творчество"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) с детьми первой младшей группы "В гости к ёжику"
Интеграция образовательных областей: социализация, познание, здоровье, коммуникация. Безопасность Предварительная работа: знакомство с дидактическим материалом «Палочки Кюизенера», «Блокам...
«В гости к ёжикам» Интегрированная НОД для детей 1 младшей группы.
«В гости к ёжикам» Интегрированная НОД для детей 1 младшей группы. Образовательные области Познание, Коммуникация, Труд...
Интегрированное занятие "В гости к Ёжику"
Занятие проводилось с целью знакомства с повадками и жизнью ежа....
Конспект занятия на тему: «В гостях у ёжика» (старшая логопедическая группа).
Тематическое занятие для по развитию речи в старшей логопедической группе....
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию « В гости к Ёжику» (Грибы).
Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания....