Конспект НОД на тему "По следам заколдованной картины"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Данная деятельность расчитана на  детей 6-7 лет и основана на интеграции образовательных областей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  «ДЕТСКИЙ САД № 22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО

ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

Конспект НОД на тему: «По следам заколдованной картины»

(подготовительная группа)

Воспитатель:

Киселева Любовь Ивановна

г. Шарыпово

 2013 год

Конспект НОД на тему: «По следам заколдованной картины»

ФИО воспитателя: Киселева Любовь Ивановна

Возрастная группа: 6-7 лет

Тема: «По следам заколдованной картины» (в рамках комплексно – тематического планирования по теме «Поздняя осень»)

Интегрированные области: «Познание» (ФЦКМ, ФЭМП),  «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Социализация».

Цель: Закрепление полученных знаний  по теме «Поздняя осень» у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнить и обобщить представления детей об условиях жизни  растений, животных поздней осенью, закреплять знания детей об особенностях строения следов животных.
  2. Учить детей образовывать сложные слова, состоящие из двух основ (белоствольная, длиннокосая, белоснежная).
  3. Закрепить умение детей образовывать порядковые числительные (первая, вторая….).
  4. Закреплять умение детей ориентироваться в числах числового ряда(в пределах 10).
  5. Продолжать формировать представления детей о сравнении чисел второго десятка, обозначать соотношения при помощи цифр и знаков «>» или «<».
  6. Закрепить навыки устного счета в пределах 20 и обратного счета в пределах 10.
  7. Формировать эстетическое отношение к природным явлениям.

 Развивающие:

  1. Развивать монологическую речь.
  2. Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять рассказ с опорой на схему.
  3. Развивать умение сочинять загадки на основе сравнения предметов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать целеустремленность и интерес к выполнению заданий.

Оборудование: экран, деревья, скамейки, мальберт с картиной, стульчики – пенечки, деревья (елка, березка), сундучок, шишки, вуаль, ткань для имитации сугроба, разноцветные кляксы, письмо.

Материал

Демонстрационный: презентация к занятию, картина «Жизнь животных», карточки со следами животных, мнемотаблицы к стихотворению  Людмилы Николаенко «Белка», к рассказу «Жизнь животных»

Применяемые методы:

  • словесные методы (вопросы, художественное слово, напоминание, указание, художественное слово,  индивидуальные ответы детей).);
  • информационно – коммуникативные технологии с целью привлечения внимания и поддержки стойкого интереса детей на протяжении НОД;
  • сюрпризный момент;
  • здоровьесберегающие технологии (физминутка, частая смена деятельности, музыкальная пауза), предупреждающие утомляемость детей.

Предполагаемый результат: систематизировать знания по недельной теме, повысить активность детей, умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения;  активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками.

Предварительная работа:

  • цикл бесед на тему: «Жизнь животных», рассматривание альбома «Животные леса», в котором  иллюстрированы и описаны основные характерные особенности поведения животных в зависимости от сезона, чтение произведений художественной литературы: рассказов, сказок и стихотворений  по предложенной  теме.
  • составлены мнемотаблицы к стихотворению Людмилы Николаенко «Белка», совместно с детьми составлен и схематично оформлен рассказ на тему «Жизнь животных».
  • в ходе НОД и в свободной деятельности использовались игры и игры – упражнения на развитие математических и коммуникативных способностей такие как: «Чей след», «Какой по счету?», «Кто на каком месте?», «Столько - сколько», «Чего больше?», «Собери слово», «Укрась слово», «Новые слова».

План НОД

Этапы НОД

Содержание

Виды детской деятельности

Интеграция           ОО

Ритуал начала занятия

Дети под музыку песни «Тропинка - торопинка» заходят в зал и становятся в круг

Двигательная, музыкально-  художественная

Музыка

Социализация

Психологический настрой на деятельность

Воспитатель:

«Глаза закрываем и представляем,
Здесь и сейчас себя представляем.
Что было вчера, мы забываем,
Думаем только о том, что сейчас.
Хороший, красивый каждый из вас,
Вы самые лучшее, что есть на свете.
Глаза открываем,
Здравствуйте дети!»

А сейчас повернитесь и посмотрите, сколько, к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними, скажите доброе утро! (Дети желают доброго утра гостям)

Игровая,

Коммуникативная.

Социализация

Коммунмкация

I часть

Воспитатель. Ребята скажите, а вы любите сюрпризы и путешествия? (Да)
«В нашей группе неслучайно

Сундучок есть с чудесами,
Сундучок да с чудесами,
Его увидите вы сами!»

Воспитатель:  Обычно я складывала туда все то, что мы с вами изучали, и вчера я положила сюда картину, а сегодня  смотрите, что тут лежит. (Открываем сундучок, а внутри лежит свиток, разворачиваю, читаю), «Ваша картина заколдована и находится очень далеко, отыскать и расколдовать ее смогут только самые смелые, умные и отважные. А с подсказками справиться вам поможет волшебный экран, а путь укажут следы» 

Воспитатель.  Ребята, вы готовы начать поиски картины? (Да) В волшебном свитке было написано, что путь нам укажут следы. Но где, же они? (Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель:  А это что за маленькие картинки? (на полу наклеены цветные пятна в виде клякс) Что они напоминают?  (Ответы детей)

Воспитатель. Наверное, это и есть следы ног нашей пропажи. Мы ищем заколдованную картину. Значит, нам самим надо стать кем?
Дети. Колдунами. 

Воспитатель. Значит, что надо сделать с нашим залом?
Дети. Заколдовать.

Игра «Волшебники»



Воспитатель: Посмотрите, здесь уже есть елочка и березка. Поэтому, во что легче всего превратить наш зал?
Дети. В лес.
Воспитатель. Что ж, колдуйте. Вон там, вдалеке, не скамейки, а что?
Дети. Бревна, поваленные деревья.
Воспитатель: А там не стулья, а что?
Дети. Пеньки.
Воспитатель: Это не ковер, а что?
Дети: Поляна.
Воспитатель: Что мы сделали с лесом?
Дети: Околдовали его.
Воспитатель: Какое время года его очаровало?
Дети.  Осень

 Воспитатель: Значит, кто осень?
Дети: Чародейка.

Воспитатель: Ребята, а какие периоды осени вы знаете?

Дети: Ранняя, золотая и поздняя

Воспитатель: а какая осень помогла нам так очаровать лес?

Дети:  Поздняя

Воспитатель: Да ребята, верно сейчас на календаре еще поздняя осень, а если мы свами посмотрим в окно, то можно сказать, что наступила зима, все это, потому что мы с вами живем в Сибири, и  поздняя осень у нас с признаками зимы. Вот такая у нас волшебница осень.
Воспитатель: Теперь понятно, что заколдованная картина должна быть где-то здесь, в этом лесу, околдованном осенью-чародейкой. Пойдем по следам – посмотрим, куда они нас приведут. Но предупреждаю, что в незнакомом лесу надо двигаться друг за другом, ступая след в след, иначе можно сбиться с пути. (Дети становятся паровозиком и вслед за воспитателем подходят к елке).

Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкально- художественная, двигательная.

Социализация,

 Коммуникация, Познание (ФКЦМ)

II часть

Вокруг елки
(Подойдя к елочке, все садятся вокруг нее на корточки и находят под ней опознавательный знак – цифру «1», протоптанную беличьими следами)
Воспитатель: Кто здесь недавно сидел?
Дети: Белка.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: По следам.
Воспитатель: Чьи это следы?
Дети: Беличьи.
Воспитатель: Какую цифру она протоптала?
Дети: Цифру «один».
Воспитатель: Значит, какая это по счету подсказка?
Дети: Первая.
Воспитатель: Ребята, рассмотрите елочку, потрогайте колючие ветки, провести руками от верхушки к нижним ветвям. А посмотрите под елкой много опавших шишек.

Воспитатель: А кто же набросал столько шишек? Как вы думаете? (белка) А вот и наша первая загадка.

Схема №1

(Мнемотаблица к стихотворению Людмилы Николаенко «Белка») (Слайд №1)

Воспитатель: Что же здесь зашифровано? (Дети высказывают свои предположения), затем рассказывают стихотворение с опорой на схему. После этого на экране возникает изображение белки. (Слайд №2)

Воспитатель: Ну, вот ребята, мы и справились с вами с первой подсказкой, пойдем дальше? Смотрите, ночью в лесу прошел снег, пробирайтесь осторожнее, поднимайте ноги выше (дети имитируют ходьбу снегу и подходят к березке)

Познавательно – исследовательская, коммуникативная музыкально -художественная, двигательная.

Познание (ФКЦМ) Коммуникация, Социализация, Здоровье

III часть

Вокруг березки

Воспитатель: Догадайтесь, кто оставил здесь опознавательный знак?

Дети: Заяц и следы заячьи.

Воспитатель: Назовите цифру и порядковый номер подсказки.

Дети: Цифра «два», подсказка вторая.

Воспитатель: Дети рассматривают березку (белый ствол, длинные ветки, вся в снегу). С чем можно сравнить длинные ветки березки? (с косами).

Воспитатель: Ребята, а если у березки белый ствол, то она какая? (белоствольная) слова белоствольная, длиннокосая, белоснежная.

Игра «Ладошки - хлопки»

Воспитатель: Давайте вспомним, что искала березка под снегом,  когда проказник - ветер трепал ее длинные косы.

Дети: Опавшие листочки.

Воспитатель: А давайте ребята и мы с вами вспомним, как ветерок играл с листочками.

Физкультминутка «Ветер и листья»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Ветер по лесу кружил,

Ветер с листьями дружил,

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой.

К ночи ветер – ветерок

Рядом с листьями прилег.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Тихо дремлет на тропинке.

Воспитатель: Ну, вот ветер стих, давайте присядем на поваленное дерево и прислушаемся к тишине осеннего леса, (Дети садятся на скамейку, звучит музыка П.И. Чайковского «Ноябрь», на экране после нескольких картин осени возникают картинки с зайцами). (Слайды №3 - №13)

Игра «Числовой ряд»

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите на полянку выбежали зайчики. Самому младшему был 1 год, а самому старшему – 10лет. Какой зайчик стоит по счету, столько ему и лет.

- Стали зайки в прятки играть. (Слайд №14) За березкой  спрятались зайки, которым больше 5 лет (щелчок). Арина, назови возраст этих зайчиков. (6-10 лет) (на экране по щелчку возле березки появляются зайчики).

- А за елкой спрятались зайчики младше 4 лет Илюша, назови, возраст этих зайчиков (1-3 года) (на экране по щелчку появляются зайчики маленького роста).

-А за сосной спрятались зайки, которым больше 3, но меньше 6 лет. Ксюша, скажи, какого возраста зайки сидят за березкой (4-5 лет) (на экране возле сосны появляются зайчики). Молодцы, а вот и все  зайки, посмотрите, машут ушками.

Воспитатель: Ну, вот ребята со второй подсказкой мы справились.

Познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, музыкально – художественная, двигательная.

Познание(ФКЦМ), (ФЭМП),Коммуникация,  Социализация, Здоровье,  Музыка

IV часть

(Звучит запись ветра)

-Ой, ребята ветер усиливается, все вокруг загудело, заохало, заговорило. Совсем ничего не видно, но вон там вдалеке пенечки, до них 20 шагов, чтобы не сбиться давайте будем считать шаги, Влада считай (Влада считает от 1 до20)

-Ой, какой сильный ветер и Киру отбросило назад, Кирочка, посчитай от 20 до 1.

Воспитатель: Ветер утих. Куда мы ребята с вами вышли. В этом месте лес словно просекли посередине. Что это?

Дети: Просека.

Воспитатель:  Садитесь на пенечки. А как вы думаете, как появляется в лесу просека? (Ответы детей)

Воспитатель: Когда огромный лось проходит по лесу, после него и остается просека – коридор из сломанных кустов и молодых березок и елок. Но нашу просеку прорубили лесорубы, а как вы думаете что потом делали из спиленных деревьев? (Ответы детей).

Воспитатель: Чтобы хорошенько запомнить слово просека, «вырастим» его, как выращивают новые деревья взамен старым. (Дети садятся на стульчики, ставят руки на локти и сжимают кулачки. Затем поднимают по одному пальцу синхронно – правой и левой руки, проговаривая при этом слово «просека»).

Игра «Новое слово»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много новых деревьев мы с вами вырастили. (Слайд №15) (На экране маленькие елочки и сосенки). Посчитайте,  сколько елочек (Дети считают, на экране появляется цифра 11), а теперь сосчитайте сосенки (Дети считают, на экране появляется цифра 13), а теперь сравните чего больше елочек или сосенок (Сосенок). А какой знак нужно между ними поставить «больше» или «меньше». (Индивидуальные ответы) (Аналогично дети сравнивают снегирей и синиц) (Слайд №16)

Воспитатель:  Ну что ж ребята нам пора идти дальше, посмотрите какая узкая тропинка, куда же она нас приведет, идите за мной. Двигаемся приставным шагом. Куда же мы пришли?

Дети: На лесную поляну (на ковре).

Воспитатель: Ребята, смотрите, что это? (показывает мальберт) что же здесь спрятано под этим  сугробом?

Дети: Картина.

Воспитатель: А давайте посмотрим, помогайте мне разгребать снег лопатками. (Дети имитируют разгребание снега лопатками, а воспитатель снимает занавес с картины). Всю ночь бушевал ветер и намел огромные ворохи листьев и снега. Осень постаралась спрятать все, что было в лесу. Несмотря на ее проказы, на картине можно кого то разглядеть.

Воспитатель: Ребята, давайте отойдем подальше, вот сюда на бревнышко, чтобы никого не спугнуть. Каким образом можно хорошенько разглядеть птиц и животных и не спугнуть их – находиться далеко, а видеть близко?

Дети: Подзорные трубы, бинокли и т.д.

Воспитатель: Для каждого из героев картины есть своя подзорная  труба. Догадайтесь, кого в какую трубу нужно рассматривать? (Форма подзорной трубы соответствует прорезям на картине), тот, кто смотрит в подзорную трубу и загадывает загадки, а все ребята угадывают их.

Воспитатель: Если вы отгадаете правильно, то на волшебном экране появиться часть заколдованной картины. (3 загадки о животных). (Слайд №17) (После того как на экране появиться вся расколдованная картина, детям предлагается составить рассказ  опорой на мнемотаблицу. Дети составляют рассказ по цепочке). (Слайд №18)

Музыкально – художественная, речевая коммуникативная, игровая, двигательная.

Музыка, Познание (ФКЦМ), (ФЭМП),

Коммуникация,

Здоровье

V часть

Воспитатель: Ну что ж ребята молодцы, картину мы расколдовали и можем ее теперь взять с собой в детский сад. Давайте скажем лесу «До свидания!»

Дети: До свидания!

Воспитатель: Чтобы нам не сбиться  с пути, предлагаю пойти по знакомой дороге (Дети под музыку идут за воспитателем)

Коммуникативная, двигательная.

Социализация,

Музыка

Рефлексия. Подведение итогов

Воспитатель: Ну, вот ребята мы и вышли с вами из волшебного леса, а сейчас давайте встанем все в круг и, передавая сундучок, скажем, что понравилось вам в ходе путешествия. (Дети передают сундучок и делятся впечатлениями)

Воспитатель:  Вы знаете ребята, мне тоже очень приятно было с вами путешествовать, вы очень любознательные, веселые и дружные!

Воспитатель: А сейчас давайте скажем нашим гостям «До свидания»

Дети: До свидания!

Воспитатель: И пойдем с вами в группу. (Дети под музыку  идут в группу).

 

Коммуникативная, музыкально – художественная, двигательная.

Коммуникация

Социализация

Музыка

Список литературы:

  1. Николаева С.Н. «Юный эколог»
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»
  3. Ванюхина Г.А. «Вариации интегрированного занятия по развитию связной речи детей (подготовительная группа)»
  4. Подрезова  Т.И. «Материал к занятиям по развитию речи» (Времена года)
  5. Большова,Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  6. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
  7. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по физической культуре "Заколдованная полянка"

Конспект НОД по физической культуре содержит в себе элементы психогимнастики, спонтанный танец....

Конспект занятия по обучению грамоте "Заколдованный замок"

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе  "Заколдованный  замок", Цельзанятия: сформировать у детей необходимую готовность к обучению в школе....

Конспект занятия в старшей группе "Заколдованный лес"

В данном конспекте содержатся дидактические игры по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, позволяющие формировать  представления детей об объектах  рукотворного и природного ...

Конспект НОД по развитию речи "Заколдованный замок"

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Заколдованный замок"...

Конспект по развитию фонематического слуха "Заколдованный замок"

Конспект по развитию фонематического слуха "Заколдованный замок" в старшей группе...

Мастер класс "Заколдованные картины"

Когда человек хочет узнать - он исследует, когда он хочет спрятаться от тревог жизни  - он выдумывает....