Знакомство с архитектурой.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Познакомить детей с архитектурой, её историей, архитектурными памятниками своей страны и современными строениями...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhitektura_zanyatie.docx | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Светлячок».
Занятие для дошкольников по ознакомлению с окружающим миром: «Знакомство с архитектурой»
Программное содержание:
знакомить детей с архитектурой, её историей, архитектурными памятниками своей страны и современными строениями;
уточнять представления детей о профессии архитектора;
стимулировать мыслительные операции сравнения, классификации;
воспитывать уважение к труду архитекторов, строителей, к национальному достоянию своей страны;
вызывать интерес к истории архитектуры и воспитывать художественный вкус, чувство гармонии формы и цвета.
Материал: картины об архитектуре, картинки разнообразных построек, фотоиллюстрации. Иллюстрации дидактической игры «Домики из сказок», портреты Незнайки, Карлсона, Дюймовочки и др. Вырезанные элементы архитектуры разных построек, разные отрезки обоев, коробки разных размеров.
Ход занятия
Ребята, послушайте сказку!
«Жил-был в городе художник. Однажды он увидел цветок, который был такой красивый, что художник решил его нарисовать. К нему подошёл скульптор…
Дети, как вы думаете, кто такой скульптор? (Ответы детей).
Скульптору тоже понравился этот цветок, и он решил высечь его из камня.
Ребята, из чего ещё может сделать цветок скульптор? (Вылепить из гипса, глины, высечь из дерева, вылить из металла и т.д.)
Подошёл к ним ещё один мастер. Он умел строить дома, мосты, площади, украшать здания колоннами, башнями, крышами… Ему тоже очень понравился этот цветок, и он решил построить и украсить свой город такими же цветами».
Как вы думаете, что это за мастер? (Архитектор.) Архитектор — это мастер, который занимается строительством домов, городов, сёл. А все здания и строения города (посёлка) называются архитектурой.
Каждое здание, посёлок, город имеют свою архитектуру. Как вы думаете, что это значит? (Все здания разные по величине, цвету, расположению частей, т.е. по архитектуре.)
Архитектура − это не только сами здания и сооружения, но еще и искусство организовать пространственную среду, необходимую для жизни и деятельности людей. Что это значит?
Вы живете в новом городском микрорайоне. Еще недавно на месте ваших домов были пустыри или старые деревянные домишки. А посмотрите, как сейчас все красиво, продумано и удобно устроено, сколько здесь зелени и простора. Дома стоят так, что в окна попадает много света и воздуха. Рядом − детский сад, в который вы ходите, школа, куда вы скоро пойдете, магазины, парикмахерская, площадки для спорта, а недалеко − завод, где работают родители многих из вас.
И все это придумали, спланировали и спроектировали архитекторы (архитектор − в переводе с греческого означает «старший строитель»)
По своему назначению архитектуру делят на 3 основных вида:
- архитектуру объемных сооружений (жилые дома, сады, школы, театры, магазины, заводы, фабрики, культурные и культовые учреждения);
− ландшафтную архитектуру (сады, парки, городские скверы и бульвары. бассейны, фонтаны);
− градостроительство (создание новых городов и поселков, реконструкция старых городских районов).
Архитектор (греч.) − зодчий, художник, занимающийся практическим зодчеством, составлением проектов и смет, предполагаемых сооружений и руководящий производством строительных работ. Такие задачи архитектора требуют от него обязательного знания не только главных, специальных предметов (строительное искусство, гражданская архитектура, история архитектуры) но и вспомогательных (математика, физика, химия, механика, начертательная геометрия, рисование, черчение и др.)
Из чего строят дома? (Из кирпича, из блоков.). Посмотрите внимательно на фотографии нашего города и скажите, чем отличаются все эти строения от древних замков, монастырей, соборов? (Материалом, из которого строили; формами зданий — они стали необычными, привлекают внимание лёгкостью, воздушностью, простотой и строгостью или оригинальностью и т.п.)
Прежде чем построить дом, нужно решить много задач.
Окна должны быть большими, чтобы было светло, и должны быть маленькими, чтобы было тепло, и не задувал ветер (стеклянные стены и потолки).
Дом должен быть большим, чтобы могло жить много людей, и должен быть маленьким, чтобы занимать на земле мало места (высотные дома).
Дом должен быть, чтобы давать людям кров, и не должен быть, чтобы на земле было много деревьев (подземные и подводные города, межгалактические станции).
У дома должны быть стены, чтобы было тепло, и не должно быть стен, чтобы был хороший вид из окна, чтобы было больше света.
Окна должны быть большими, чтобы в доме было много солнца, и не должны быть большими, чтобы не было видно, что делается в доме (тонированные стекла).
В доме нужно убирать, чтобы был порядок, и не нужно убирать, потому что не хочется и чтобы не уставать (игрушки с магнитами, летающие, управляемые голосом: поиграл – и она сама на место встала).
Дверь в доме должна быть закрыта, чтобы не пускать чужих и не должна быть закрыта, чтобы могли пройти хозяева (двери нет, стена реагирует на биополе хозяина).
Воспитатель подводит итог: дети вместе с воспитателем выявили много противоречий, задач, на которые может дать ответы архитектор.
Здание вашего детского сада — тоже работа архитектора.
А сейчас рассмотрите и угадайте сказочные постройки.
Поочерёдно показываются картинки сказочных домиков: избушка на курьих ножках Бабы Яги, домики трёх поросят, заюшкина избушка, теремок, дворец царя Салтана, избушка старухи из сказки «О рыбаке и рыбке», дворец Снежной Королевы, Кащея Бессмертного и др.
Чей это дом? Как вы это узнали?
При правильном ответе педагог отдаёт ребёнку картинку сказочного дома.
Представьте, что к вам пришёл Незнайка. Какой дом вы ему предложите? Объясните свой выбор: внешний вид дома и назначение, как подходит к характеру, увлечениям данного героя. Будет ли предложенный вами дом удобен для этого героя?
Карлсон, медведь Михайло Потапыч, Колобок, Дюймовочка тоже просят вас о помощи в выборе сказочного дома. Какой дом вам больше всего нравится? Чем он хорош?
Когда вы станете взрослыми, может и кто-то из вас станет архитектором — это очень важная, почётная профессия.
Я предлагаю вам уже сейчас попробовать себя в роли архитекторов. Вот вам разные коробки, которые станут основой ваших построек, и детали к ним различных строений, элементы украшений зданий и прилегающей территории: колонны, башни, скульптуры, ограды, лепнина, арки, мозаичные панно, витражи, барельефы, разнообразные окна, крыши, крыльцо, навесы, заготовки разных геометрических форм и т.д.
Сейчас мы с вами попробуем построить необычный город из всех этих заготовок и деталей. Но постараемся, чтобы все постройки были разные по назначению: и театр, и школа, и библиотека…
В.Данько Кто построил дом
Я решил построить дом.
Ямку выкопал с трудом.
Вышла ямка мелковата,
Толь лопата маловата?
Толи силы маловато?
Тут бы нужен экскаватор!
– Экскаваторщик, сюда !
Без тебя мне тут – беда!
Экскаватор выгнул шею,
Вырыл ровную траншею.
***
Стал я дальше строить дом,
Нужен железобетон.
Стал бетон месить лопатой,
То ль цементу маловато?
То ль песочку многовато?
День трудился – глянуть жалко,
Тут бетоно - бы- мешалку!
В рукавицах и в спецовке
Подошел бетонщик ловкий,
Закрутил свою машину,
Стал бетон месить как глину,
Гнал бетон за тонной тонна,
Встал фундамент из бетона.
***
Стал я дальше строить дом,
Побежал за кирпичом.
Навалил кирпич на тачку-
Задал я себе задачку!
То ли тачка маловата,
Кирпича ли многовато?
День возил- напрасный труд,
Самосвал бы нужен тут.
– Не горюй! – шофер воскликнул,
Самосвал мотором фыркнул,
Кирпичей привез- гора!
И умчался со двора.
***
Стал я дальше строить дом,
Клал кирпич за кирпичом.
То ль сноровки маловато,
То ль погода жарковата?
В результате всех трудов
Сделал за день пять рядов.
Где ты, каменщик?
Сюда!
Без тебя мне тут - беда!
Замелькал мастерком
Каменщик, играя,
То кирпич кладет бочком,
То на спину, то торчком,
То пристукнет молоточком,
То пристукнет с края.
Вверх бежит за рядом ряд,
Шьется каменный наряд.
Дом растет все выше, выше…
Стены есть, дела за крышей.
Стал я дальше строить дом.
Обзавелся долотом,
И рубанком, и стамеской.
И пилой, и топором,
А работа- ну ни с места!
Только пот бежит ручьем.
То ль рубанок виноват?
То ль топорик туповат?
То ли бревна толстоваты?
То ль работник плоховат?
Плотника и столяра
На подмогу звать пора.
Вот и плотники идут,
Столяров с собой ведут.
Застучали молотки
И запели пилы.
Будут рамы, косяки,
Двери и стропила
***
В небесах ударил гром!
Стал я дальше строить дом.
С ножницами для железа
Поскорей на крышу лезу.
Гнуть железо и сшивать:
Надо крышу накрывать!
А железо не дается,
Не сшивается, не гнется!
Поработал до обеда,
Стал на помощь звать соседа;
Кровельщик, скорей, сюда,
Без тебя мне тут беда!
***
.
Начал с неба дождик лить,
Стал я комнаты белить.
Известь дымную гашу,
Кистью длинною машу.
Час машу, другой машу…
Объясните мне, прошу, -
То ли краски жидковаты?
То ли кисти длинноваты?
То ли слишком волосаты?
Стены вышли полосаты!
- Эй, маляр, скорей сюда!
Без тебя мне тут беда.
Кисть в руках у маляра
И послушна, и быстра!
По стене летит, как белка,
Пахнет свежестью побелка.
***
Вдруг подуло ветерком,
Потянуло сквозняком,
В окна дождик начал лить,
Надо рамы застеклить!
Взял стекло я, взял алмаз,
По стеклу царапнул раз-
Только писк идет да скрежет,
А стекла алмаз не режет!
Я к стекольщику бегу,
-Помогите!
-Помогу!
Взял стекло он, взял алмаз,
Р-р-р-а-з!
Разрезал, словно масло.
Вбил гвоздочки, взял замазку.
Вот и вставлено стекло!
В доме сухо и тепло
***
Люди смотрят, веселятся,
Дом готов, пора вселяться!
Вот за праздничным столом,
Все, кто строил этот дом.:
Экскаваторщик, бетонщик,
Каменщик, шофер, маляр,
Слева кровельщик, стекольщик,
Справа плотник и столяр.
Я не зря их усадил на почетном месте,
Что не сделает один- сделаем все вместе!
Загадки
1.Сами белые, а рёбра чёрные.(окна и рамы у них)
2.Что это за дорога? Кто идёт, тот хромает? (лестница)
3.На крыше сидит и трубку курит (печная труба)
4.Не живые, а пищат (ворота)
5.Целый день кланяется, придёт домой - растянется (топор)
6.Зубы острые имеет, мелко жуёт, а глотать не умеет. (пила)
7.Сам деревянный, а голова железная (молоток)
8.Что растёт без корня? (камень)
9. Не лает, не кусает, но в дом не пускает (замок)
10. Молчаливая собачка дом стережёт (замок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Знакомство с архитектурой"
Подробный конспект по ознакомлению детей с конструированием...
Конспект занятия для детей старшей группы "Знакомство с архитектурой города Талдом"
В данном занятии поставлены задачи:Знакомство детей с архитектурными памятниками родного города Талдом и современными строениями;Уточнить представление детей о профессии архитектора;Закреплять у...
Мастер-класс: Знакомство с архитектурой Санкт-Петербурга через приемы мнемотехники
С искусством архитектуры ребенок соприкасается очень рано: объекты архитектуры крупных и малых форм, ландшафтная архитектура ежедневно попадают в поле его зрения. Изучение и освоение дошкольником свое...
«Знакомство с архитектурой города Нефтекамск» (старшая группа)
На занятии по знакомству с городом, дети знакомятся с архитектурой современного строения, закрепляют умение образовывать прилагательные от существительных, подбирают однокоренные ...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности "Знакомство с архитектурой детского сада"
В процессе НОД дети уточнят знания архитектуры домов разного назначения. Познакомятсяс архитектурой детского сада. Уточнят из какого материала строят дома (дерево, кирпич, бетон). Ут...
Программа дополнительного образования "Знакомство с архитектурой"
Знакомство детей с архитектурой как с видом в искусстве...
Знакомство с архитектурой
Познакомить детей с понятием «архитектура», с архитектурой зданий, имеющих художественное и историческое значение, в том числе со зданиями своего города, учить различать здания разного назначени...