Мастер-класс: Знакомство с архитектурой Санкт-Петербурга через приемы мнемотехники
методическая разработка (средняя группа) по теме

Ромашенкова Анна Петровна

С искусством архитектуры ребенок соприкасается очень рано: объекты архитектуры крупных и малых форм, ландшафтная архитектура ежедневно попадают в поле его зрения. Изучение и освоение дошкольником своего «место проживания», как правило, начинается с восприятия архитектуры, а окружающие его здания и сооружения оказывают решающее влияние на формирование образа родного города, края. Не случайно ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой сегодня осуществляется, прежде всего, в контексте ознакомления с родным городом, его историей, культурой, достопримечательностями и памятниками.
Архитектура обладает значительным потенциалом в художественно-эстетическом, познавательно-речевом и социально-личностном развитии ребенка-дошкольника, потенциалом, который, к сожалению, недостаточно осознается и далеко не в полной мере используется в практике дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Знакомство с архитектурой

Санкт-Петербурга через приёмы мнемотехники»

С искусством архитектуры ребенок соприкасается очень рано: объекты архитектуры крупных и малых форм, ландшафтная архитектура ежедневно попадают в поле его зрения. Изучение и освоение дошкольником своего «место проживания», как правило, начинается с восприятия архитектуры, а окружающие его здания и сооружения оказывают решающее влияние на формирование образа родного города, края. Не случайно ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой сегодня осуществляется, прежде всего, в контексте ознакомления с родным городом, его историей, культурой, достопримечательностями и памятниками.

Архитектура обладает значительным потенциалом в художественно-эстетическом, познавательно-речевом и социально-личностном развитии ребенка-дошкольника, потенциалом, который, к сожалению, недостаточно осознается и далеко не в полной мере используется в практике дошкольного образования.

При знакомстве детей с современными зданиями и некоторыми доступными для их понимания памятниками архитектуры, как отмечает Т.С. Комарова, развивается умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого архитектурного сооружения заключается не только в соответствии, но и в его оформлении.

По мнению С.Ю. Барышниковой, приобщение к архитектуре способствует формированию художественного восприятия, осознанию художественной и эстетической ценности архитектуры, образованию устойчивой потребности воспринимать, переживать эстетические ценности.

С.Ю. Барышникова подчеркивает, что приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругов предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности.

В исследовании Д.С. Салария раскрываются принципы построения материала по ознакомлению с архитектурой:

  1. использование архитектурного наследия родного края;
  2. учет возрастных особенностей детей при освоении этого вида искусства;
  3. оптимальное соотношение теоретической и практической деятельности в процессе изучения архитектуры.

Л.В. Яхнин в своей работе выделяет факторы развития восприятия архитектурно-художественной среды:

  1. архитектурная среда, непосредственно окружающая ребенка и создающая своим воздействием основы художественного вкуса и художественного отношения к архитектуре;
  2. общая художественная подготовка, приобретаемая на занятиях по изобразительной деятельности, в чтении художественной литературы, просмотрах кинофильмов, телепередач;
  3. специальная архитектурно-художественная подготовка, включающая в себя теоретическое изучение данного вида искусства, экскурсии и практическое изучение.

С.Ю. Барышникова предлагает принципы отбора содержания знаний об архитектуре:

  1. доступность содержания знаний;
  2. учет теоретических положений эстетики и искусствознания;

Включение в содержание знаний краеведческого материала, предлагает в содержание знаний об архитектуре включить два блока:

  1. Об архитектуре и людях, которые ее создают.
  2. О древнерусском зодчестве.

     К формированию у детей понимания архитектуры как необходимого для человека объекта окружающей действительности мы обращаемся уже, начиная с младшего дошкольного возраста. Позже мы представляем детям архитектуру и как вид искусства.

     

Знакомя их с окружающим, мы обращаем внимание на здание детского сада – дома, в котором дети занимаются, играют все вместе, участвуют в праздниках, радуются любым игрушкам  и т. п., подчеркивая, что для этого в здании детского сада есть все необходимые комнаты. Мы рассматриваем окружающие детский сад дома, в которых живут дети с родителями, их друзья, сверстники; здания школ, магазинов. Обращаем внимание на то, что сельские дома отличаются от городских: жилые городские дома высокие, многоэтажные, по архитектуре более строгие: простые окна, двери, крыша. В сельских домах все части могут быть украшены резьбой, они по-разному раскрашены.

При ознакомлении детей с архитектурой надо ориентироваться прежде всего на окружающие их объекты, чтобы дети видели те архитектурные сооружения, которые расположены вблизи от их дома, детского сада и составляют окружающую среду.

Образы различных сооружений, воспринимаемые детьми через посредство художественного слова, рождают у каждого свой образ, что способствует развитию воображения.

Необходимо знакомить детей с основными чертами разных типов сооружений и спецификой каждого вида. У каждого дома должны быть стены, крыша, окна, двери, может быть крылечко, труба. Части дома иногда украшены узором. Дворцы – это красивые большие сооружения, они также имеют стены, крышу, двери, окна. Но все архитектурные части дворца отличаются тем, что они необычной формы, а само здание дворца может завершаться башенками, шпилями.

Следует включить знакомство детей с художественными альбомами памятников архитектуры и с художественными открытками.

                                   

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5-Й ГОД ЖИЗНИ)

дать детям представление о том, что дома, в которых они живут, - детский сад, школа и другие здания – все это архитектурные сооружения.

Познакомить детей с тем, что дома бывают разные по форме, по высоте, по длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д.

Вызвать у детей желание рассматривать здания, выделять их части, называть местоположение, форму.

Вызывать интерес к различным строениям, находящимся вокруг детского сада: дом, в котором живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр.

Обращать внимание на сходство и различие разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенности.

Учить замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей).

Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-7-Й ГОД ЖИЗНИ)

Продолжать знакомство детей с архитектурой. Закреплять сведения о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, кинотеатры и др.

Обращать внимание детей на сходство архитектурных сооружений одинакового назначения и на имеющиеся отличия: форма, пропорции (высота, длина, украшения и т. д.). Подвести детей к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.

Развивать наблюдательность у детей, учить внимательно рассматривать здания. Замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих здание деталей.

В художественной деятельности учить детей передавать образы разных архитектурных сооружений, поощрять стремление передавать такие детали, как наличники, резной подзор по контуру крыши.

Познакомить детей со специфическими архитектурными частями храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и другие. Знакомя детей с архитектурой, с памятниками архитектуры, прежде всего надо опираться на региональные особенности той местности, в которой они живут.

Вместе с тем важно рассказать детям, что, как в каждом виде искусства, в архитектуре есть замечательные памятники, которые известны во всем мире.

Мнемотаблица «Архитектура Зимнего дворца»

  1. Зимний дворец
  2. Сейчас это музей
  3. Архитектор Бартоломео Франческо Растрелли
  4. Дворец был построен по приказу Екатерина Второй
  5. Здание из 3х этажей
  6. Здание формы прямоугольника с обширным внутренним двором
  7. Расцветка зимнего дворца:  цвет морской волны, белая и золотая лепнина
  8. Здание украшено пилястрами и колонными коринфского ордера
  9. На крыше расположена балюстрада с 186 статуями и вазонами
  10. На главном входе 4х колонный портик
  11. Окна прямоугольной и арочной формы
  12. Над окнами есть сандрики
  13. Здание украшено  ангелами-херувимами, львиными мордами
  14. Здание украшено  волютами, курантами
  15. Парадный вход со стороны площади украшают  кованные ворота


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с памятниками культуры и архитектуры Санкт -Петербурга с одновременным развитием мелкой моторики рук

Предлагаемая методическая разработка имеет своей целью пробуждение интереса и желания детей-дошкольников ознакомиться  и изучить достопримечательности  Санкт -Петербурга. Используемый подход...

Формирование у старших дошкольников познавательного интереса к архитектуре Санкт – Петербурга средствами дидактических игр в дополнительном образовании.

Дополнительное образование является специфической системой построения дополнительного (к базовому) образовательного пространства развития ребенка и решает не только утилитарные задачи, но позволяет ра...

СКУЛЬПТУРЫ СФИНКСОВ, ЛЬВОВ И ГРИФОНОВ В АРХИТЕКТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Познавательно-обучающая образовательная технология

      Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Скульптуры сфинксов, львов и грифоновв архитектуре санкт-Петербурга...

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с историей и архитектурой Санкт-Петербурга

Рабочая программа  дополнительной образовательной деятельности по ознакомлению с историей и архитектурой Санкт-Петербурга...

Архитектура Санкт - Петербурга

Занятие по программе Т.М. Дороновой "Миры детства. Конструирование возможностей", путешествие по реке времени....

Влияние знакомства с искусством архитектуры Санкт – Петербурга на развитие речи детей дошкольного возраста.

Я полагаю, что искусство архитектуры родного города может использоваться и для развития речи детей, так как оно обладает достаточным для этого потенциалом. Санкт – Петербург – город с уник...

Историческая и современная архитектура Санкт-Петербурга.

Подборка для создания альбона "Архитектура Санкт-Петербурга"...