«Знакомство с архитектурой города Нефтекамск» (старшая группа)
план-конспект занятия по теме
На занятии по знакомству с городом, дети знакомятся с архитектурой современного строения, закрепляют умение образовывать прилагательные от существительных, подбирают однокоренные слова (слова-родственники), составляют слова по первому звуку названий картинок, описывают предметы, используя слова-признаки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Знакомство с архитектурой города Нефтекамск»
(старшая группа)
Интеграция образовательных областей: «Познание» «Коммуникация» «Художественное творчество» «Физическая культура»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-иследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель:
1знакомство детей с архитектурой города.
2 по схеме строить постройку
Задачи:
- познакомить детей с архитектурой современного строения; уточнить представление детей о профессии архитектора;
- закреплять умение образовывать прилагательные от существительных: подбирать однокоренные слова (слова-родственники), составлять слова по первому звуку названий картинок, описывать предметы, используя слова-признаки.
- развивать эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорций, творчества и фантазию),
-воспитывать уважение к труду архитекторов, строителей, к национальному достоянию своей страны.
Планируемые результаты: знает и называет улицы, современные строения своего города, может рассказать о своем городе, последовательно по схеме может строить строения из строительного материала.
Материал к занятию: художественные фотографии с видами архитектуры города Нефтекамска, предметные картинки, конструктор.
Предварительная работа: рассматривание буклетов с изображением видов города. Просмотр мультфильмов «Три поросёнка», «Теремок». Чтение и обсуждение стихотворений В.В.Маяковского «Кем быть?», Джанни Родарри «Чем пахнут ремёсла». Экскурсия по улицам родного города, в библиотеку, музей. Рассматривание зданий, находящихся вблизи детского сада и самого дошкольного учреждения.
Содержание организованной деятельности детей
1 Организованный момент. –
- У каждого человека есть место, где ему по- особому тепло и хорошо. Это его город, где он родился и живет, это его родина. Ребята, как называется город, в котором вы живёте? (Нефтекамск)
- Сейчас я прочту вам стихотворение о нашем городе.
Нефтекамск Анатолия Бельтюкова
Здесь поначалу были лишь палатки –
Любая стройка начиналась так.
Со всех концов с задорною ухваткой
Спешили люди, чтоб создать костяк.
Хотя порою было очень «жарко»,
Но каждый помогал, чем только мог.
Росли заводы, фабрики и парки,
А также рос больничный городок.
И вот построен этот чудо-город –
Он точно своим жителям под стать
И знаменит, хотя он очень молод, –
Сегодня юбиляру пятьдесят.
2 Беседа педагога с детьми о профессии архитектор
- В нашей стране, России, очень много городов и все они отличаются друг от друга своей архитектурой. А в каждом городе есть много красивых зданий. Они все разные по своему назначению и строению. (Рассматривание фотовыставки) К какому виду искусства относится то, что запечатлено на фотографиях? (Ответы детей – это архитектура).
-А вы знаете, что такое архитектура? Это искусство проектировать и создавать сооружения для жизни и деятельности людей, это все окружающие нас постройки –дома, магазины, дворцы культуры, школы.
- Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие по нашему городу. Наш город очень молодой, и вы гуляя с родителями по улицам города видели очень много интересных и красивых зданий. На площади Ленина, стоит здание (Показ здания торгового центра) Как называется это здание? (Это торговый центр, и там расположен музей.)
- Обратите внимание, сколько много окон в этом здании, как вы думаете для чего архитектор украсил четырех этажное здание таким количеством окон? (ответы детей)
-(фото «Маяка») Ребята, вы видели это здание? На какой улице расположено это здание? Что расположено в этом здании? (магазины, дворец бракосочетания) Посмотрите и сравните два здания, чем они похожи и чем отличаются? (ответы детей)
-А сейчас мы посмотрим с вами снимок ещё одного здания. Как называется это здание? Что расположено в этом здании?(фото «Арсенала») Ребята, посмотрите, какое красивое здание спроектировал архитектор, а строители использовали в работе много пластика, стекла, керамики. Здание получилось очень красивым.
- Наш город Нефтекамск очень молодой и современный город, поэтому в нашем городе так много современных зданий. Представьте себя строителями и вам нужно построить дом для проживания людей.
( пальчиковая игра « Строим дом»)
3 Рассматривание иллюстраций
-Молодцы посмотрите какие красивые дома вы построили
(Выставляется фото пятиэтажного и девятиэтажного дома.)
-Ребята, что вы сможете рассказать об этих домах? Чем они похожи и чем отличаются? (Оба дома построены из красного кирпича, в обоих домах есть фундамент, красивые крыши, большие светлые окна, есть лоджии и балконы. Один дом пятиэтажный, второй дом девятиэтажный)
- Подумайте, если здание построено из кирпича, мы говорим о нём оно … (кирпичное), из камня - …, из стекла - …, из дерева - ..., из блоков Дети, вы видели в нашем городе дома, построенные из блоков? (фото блочного дома) А может кто-то живет в таком доме?.
- Ребята, благодаря кому в нашем городе были построены красивые дома?
(Архитекторам, которые спроектировали эти здания и строителям, которые их построили.)
(Раздаётся стук, входит «архитектор», встает у доски с листом)
Архитектор: Здравствуйте, ребята!
Архитектор я известный
Нарисую дом чудесный (рисует на листе дом)
Очень прочный и большой
И красивый и цветной.
Будут в доме магазины
Продаваться лимузины
Детский сад «Андрейка»
И вокруг скамейки.
Архитектор: Проект готов, где же найти строителей, которые смогут по нему построить дом?
Воспитатель: Уважаемый архитектор, у нас есть строители. Ребята, сможем мы построить дом по этому проекту? (Дети строят дом из конструктора).
4 Конструирование
Дети самостоятельно выполняют построение дома из конструктора
-Дети, давайте расскажем о нашем доме, какой он. (Он разноцветный, большой, пластмассовый. Весёлый и лёгкий.)
- А может он у нас получиться, как домик у Ниф-Нифа. Давайте проверим, прочный он у нас или нет.
(Дети становятся вокруг домика и дуют на вертушки)
- Домик устоял, значит он добротный, надёжный и прочный.
Архитектор: Молодцы, ребята вы смогли построить отличный дом по моему проекту. Мне пора идти придумывать новые проекты.
5 Игра «Родственные слова»
- Дети, давайте подберём слова-родственники к слову «дом».
(Дети подбирают слова: домище, домашний, домовой, домик)
- Есть ещё одно слова «домовёнок» (объясняет значение этого слова). Ребята, домовёнок Кузя приготовил для вас сюрприз, но чтобы узнать, какой сюрприз вас ждет, вы должны ответить на вопросы.
6 Рефлексия.
-О чем мы сегодня беседовали?
-Что мы можем рассказать приезжему человеку?
- Расскажите о профессии архитектор?
Воспитатель: Кузя спрятал свой сюрприз в эту шкатулочку. Давайте её откроем и посмотрим, что там.
(дети открывают шкатулку, в которой лежат конфеты)
Тема: «Дома в нашем городе»(средняя группа)
Интеграция образовательных областей: «Познание» «Коммуникация» «Художественное творчество» «Социализация» «Физическая культура»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-иследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель:
1.познакомить с архитектурой города.
2 выкладывать из геометрических фигур дом.
Задачи:
-познакомить детей с гражданской архитектурой родного города: дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные, многоэтажные, каждый дом имеет свои особенности. Научить детей выделять части дома – окна, крыша, стены, крыльцо, познакомить с их образными названиями.
-Расширять словарный запас: ставни, наличники, двускатная крыша, конек, крыльцо.
-Воспитывать чувство любви к родному дому и городу, умение видеть его красоту в жилых постройках
Планируемый результат: может рассказать о архитектуре города, умеет различать дома, называет части дома, выкладывает части дома из геометрических фигур.
Материал, оборудование:
Макеты, фотографии старинных и современных домов, наборы геометрических форм, картинки к игре.
Предварительная работа:
Составление экспозиции мини-музея «Что нам стоит дом построить», целевая прогулка по ближайшим улицам, рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных зданий, фото «Мой дом», с рассказами детей, в каком доме они живут.
Содержание организованной деятельности детей
1Организованный момент
Педагог предлагает детям поиграть. Пальчиковая игра «Строим дом»
Тук да тук - раздается всюду стук (стучим кулачком о кулачок)
Строим дом, дом большой (показываем крышу дома ладонями над головой)
И с крылечком и трубой, (складываем ладошки вместе)
Из трубы идет дымок, (движениями губ показываем дым)
На двери висит замок, (руки в замок)
Кто его открыть бы мог?
Потянули, покрутили,(соответственно словам выполняем движения руками)
Постучали и открыли.
Отворяем ворота,
Проходите все сюда. (разводим ладони рук в стороны)
2 беседа педагога с детьми о домах
-Мы с вами в музее «Что нам стоит дом построить» Вы видите много разных домов. Посмотрите, как выглядел старинный дом.
(Дети рассматривают иллюстрации).
-Из чего он построен? (ответы детей) Дома строили из дерева. Деревянный дом был теплый. Бревна плотно лежали друг на друге – даже щелочки не увидишь. Такой дом строили всей семьей, а семьи были большие: жили все вместе дедушка, бабушка, папа, мама, дети. Та часть дома, которая выходила на улицу была «лицом». Дом смотрел на улицу окнами, в старину их называли глаза дома. Для чего нужны окна? (ответы детей) Правильно, через них в дом входил солнечный свет, и можно было видеть, что делается на улице. Окна украшали наличниками – резными узорами, чтобы дом выглядел нарядными. Каждый хозяин дома вырезал и украшал наличники своим узором, как вы думаете почему(чтобы дома отличались друг от друга)
Давайте посмотрим, из чего состоит узор? (из цветов, листьев, квадратов, кругов, волнистых линий)
Были у окошек и ставенки. Ставни – небольшие «дверцы» на окнах, их тоже украшали резьбой. С улицы каждый мог видеть: открыты ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит, еще спят или ушли куда-то.
У дома была крыша со скатом (показать ладошками), чтобы вода стекала, и не задерживался снег. Крышу дома украшали, вырезанные из дерева: голова коня, петушок, солнышко.
С бока дома ставили крыльцо, старались сделать его красивым, нарядным. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями.
Хозяин выходил на крыльцо своего дома и приглашал соседей в гости:
«Вы, соседи, проходите, чаем с медом угоститесь».
Стоит перед нами дом, светится на солнце. Сколько в нем красоты, как талантливо все придумано!
:В каком доме вы хотели бы жить? Почему? (Ответы детей)
2 Игра «Что забыл нарисовать художник?»
Воспитатель показывает карточку, на которой нарисован дом без окон.
-Что забыл нарисовать художник? (окна).
-Давайте вспомним, как в старину называли окна? (глаза дома)
-Чем украшают окна, чтобы дом выглядел красивым? (Наличниками)
-Зачем в старину нужны были ставни?
Карточка - дом без крыльца.
-Что не нарисовал художник у этого дома? (крыльцо)
-Как в старину люди называли крыльцо? (руки дома)
Карточка – дом без крыши.
-Чего не хватает у дома? (крыши)
-Какие были в старину крыши? (двускатные)
-Почему они были такими? (чтобы не задерживался снег, стекала вода)
- Со временем человек стал строить другие дома. Давайте посмотрим, как выглядят современные дома (рассматривание макетов).
-Из чего строят дома сейчас? (из кирпича)
Давайте посчитаем, сколько этажей у дома с зеленой крышей? (пять), а у этого дома? (четыре)
Современные дома многоэтажные, много больших окон, есть балконы, лоджии.
-Для чего нужны балконы, лоджии? (Люди выходят на них, чтобы посмотреть на улицу, на балконах выращивают цветы, чтобы было красиво). Как называется вход в дом? (подъезд)
В современных домах живет много людей. Они следят за порядком в подъезде, сажают около дома деревья, цветы, чтобы воздух был чистый, и всем было приятно, жить в таком доме. Давайте сами построим дом.
4 Игра «Будем вместе строить дом»
(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и выкладывают геометрические формы согласно тексту).
*Пришел квадрат к квадрату
Помочь родному брату.
И построили вдвоем
Два квадрата новый ... (дом)
*На квадрат кладем квадрат
Получается одно
В доме светлое ... (окно)
*Треугольник видит - дом,
- Можно поселиться в нём?
И залез повыше,
Дом накрыл он ... (крышей)
*Прямоугольник на крыше
Буквой П. стоит всех выше.
Кольцами дымов клубы
Валят дружно из ... (трубы)
*Прискакали линии черные и синие
И построили на спор Вокруг домика ... (забор)
*В небо покатился круг,
Согревая всех вокруг
И лучом в оконце
Постучалось ... (солнце)
Воспитатель предлагает полюбоваться построенными домами. У нас получилась целая улица. Давайте придумаем ей название (ответы детей). Выбираем название.
5 Рефлексия.
-Какие бывают дома?
-Из чего строят дома?
-Назовите части дома?
«Город, в котором я живу» (подготовительная группа)
Интеграция образовательных областей: «Познание» «Коммуникация» «Художественное творчество» «Социализация» «Физическая культура»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-иследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Цель:
1 познакомить с архитектурой города,
2 упражнять в рисовании углем
Задачи:
- уточнить знания детей об архитектуре как виде искусства, её видах, функциях (прочность, польза, красота);
-закрепить знание типичного, обобщённого в сооружениях и характерного индивидуального (арки, колонны, решётки); уточнить и закрепить названия элементов архитектуры ;
-формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения; познакомить детей с архитектурными особенностями своего города.
-Развивать познавательные процессы и логические операции) сравнение, анализ, выделение характерных признаков, обобщение); эстетические особенности (чувство формы, цвета, пропорций), творчество, фантазию. --Воспитывать любовь к своему городу и интерес к его архитектуре; активизировать желание детей высказывать предпочтения, ассоциации.
Планируемые результаты: знает и различает виды архитектуры, называет части строения ( у всех домов есть фундамент, стены, крыша, двери, окна), называет элементы архитектуры(этажи, балконы, лоджии и т.д.), узнает и называет знакомые строения, может рассказать о своем городе.
Материал к занятию:
Художественные фотографии, набор открыток с видами архитектуры города; карточки со схематическим изображением элементов архитектуры, мяч, листы бумаги, уголь.
Содержание организованной деятельности детей
1 Организованный момент.
Новый дом
Грузовик привез, рыча,
Полный кузов кирпича.
А другой привез шофер
Щебень, известь и раствор.
Звон и гром стоят кругом.
Быстро строят новый дом. Л. Рашковский
2 Беседа о архитектуре
В каждом городе есть много красивых зданий. Они все разные по своему назначению, привлекательности и особенностям. Посмотрите внимательно на фотовыставку, все здания вам знакомы. (Рассматривание фотовыставки детьми и выделение наиболее понравившегося снимка). К какому виду искусства относится то, что запечатлено на фотографиях? (Архитектура) Что такое архитектура? (искусство создавать сооружения для жизни и деятельности людей). Какие сооружения нужны для комфортного проживания людей? (магазины, школы, аптеки…) Какими должны быть сооружения в нашем городе? (прочными, красивыми, полезными, большими…)
3 Работа по составлению схемы.
-Дети перед вами карточки со схематическим изображением элементов архитектуры (колонны, арки, балконы, окна, двери, стены...), возле каждого здания мы будем ставить значки, справа обозначающую различия, слева сходства. (После чего, каждый ребёнок выбирает карточку понравившуюся, и располагает её под тем или иным зданием аргументируя свой выбор). (После составления, схема «прочитывается» совместно с педагогом. Где дети наглядно видят, что все здания имеют не только сходства, но и различия).
4 Игра с мячом «Я люблю свой город…»
Воспитатель бросает мяч, по возвращению, ребёнок дает слово признак ..Я люблю свой город, потому что он…красивый, большой, чистый, сказочный….)
5 Рисование «Мой город»
Дети, а вы видели, как строят настоящие дома? А кто их строит? (Строители)
Строители строят все здания по специальным чертежам, которые разрабатывает архитектор. Эти рисунки и чертежи называют проектом дома. Любое строительство начинается после работы архитектора. Архитектор - это художник строитель. Он продумывает план города, рисует чертежи, различных домов в зависимости от их назначения, показывает, как выглядит дом. Проект дома даётся руководителю стройки, он знакомит с ним рабочих, и они точно по проекту возводят дом.
Предлагаю вам превратиться в настоящих архитекторов и создать свой проект (рисунок углём)
6 Рефлексия
-Что вы нового узнали о зданиях?
-Какие бывают дома?
-Что вам понравилось и запомнилось?
Тема «Наш любимый город» (средняя группа)
Интеграция образовательных областей: «Познание» «Коммуникация» «Художественное творчество» «Социализация» «Безопасность»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-иследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Цель:
1 познакомить с достопримечательностью города;
2выполнять коллективную работу «Коллаж города»
Задачи:
- формировать знания детей о своем городе;
-воспитывать чувство патриотизма;
-развивать воображение и стремление изобразить в рисунках свой город; самостоятельно выбирать материалы и способы изображения, находить композиционные решения сюжета; формировать умение работать в коллективе.
Планируемые результаты: может рассказать о своем городе, видах транспорта, достопримечательностях, работать с ножницами, составлять композицию из вырезанных деталей.
Оборудование: цветные карандаши; фломастеры; пастель; шариковые ручки; ножницы; клей; ватман; фотографии: города, строений, парков, аллей и др.
Содержание организованной деятельности детей
1 Организованный момент.
За окном мороз и стужа,
Может быть, пурга завьюжит.
Ну а нам все нипочем,
Рисовать сейчас начнем.
Поудобней сесть прошу,
Чем займемся, расскажу...
2 Беседа педагога с детьми о городе.
-Сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие по нашему родному городу. А кто из вас знает, как называется наш город? Правильно – нефтекамск.
Как называют жителей нашего города? (нефтекамцы). Все нефтекамцы любят свой город, потому что это наша с вами родина – место, где мы родились. А вы, дети, любите свой город? Стало быть, вы – настоящие нефтекамцы.
Посмотрите на фотографий и рисунков с видами города и его окрестностей.
Какие дома есть в нашем городе? (бетонные, многоэтажные и др.)
Дома бывают разные
Высокие и низкие,
Далекие и близкие,
Панельные, кирпичные
Вроде бы обычные.
Домашние, лечебные,
Торговые, учебные,
Театры и жилые –
Красивые такие –
Полезные, прекрасные
Дома бывают разные.
А какие общественные здания есть в нашем городе? (музей, школа, детский сад, кинотеатр и др.)
3 Беседа о транспорте.
Ребята, а на каком транспорте можно попасть в наш город? (Ответы детей). Какой городской транспорт вы знаете? (Ответы детей).
А у вас есть любимые уголки в нашем городе? (Ответы детей)
Молодцы, я вижу, что вы многое знаете о родном городе.
4 Аппликация.
Город наш очень красив. В Нефтекамске много прекрасных мест, где мы любим гулять.
А теперь представьте себя архитекторами, строителями и подумайте какие ещё здания можно построить в нашем городе? (цирк, лунопарк, зоопарк...).
Какие замечательные постройки, я надеюсь, что когда вы станете взрослыми, то осуществите свои мечты. Молодцы.
(После рассматривания фотографий города педагог предлагает всем вместе нарисовать город . Дети на отдельных листочках рисуют то, что они считают нужным. Затем вырезают свои работы).
Ребята, давайте вспомним правила работы с ножницами (с ножницами работаем аккуратно, не подносим их к лицу, не размахиваем). А теперь вырезаем свои дома, машины, деревья и др. для того, чтобы приклеить их на ватман.
5Рефлексия
Какие мы с вами молодцы! Какой прекрасный город нарисовали! Ребята, наш город Нефтекамск – это наша малая родина, самое родное место на Земле. Мы с вами – жители нашего родного города. Мы все должны гордиться, что живем в таком красивом городе. Любите свой город, ухаживайте за ним: не сорите, высаживайте цветы, деревья вместе с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшей группы "Знакомство с архитектурой города Талдом"
В данном занятии поставлены задачи:Знакомство детей с архитектурными памятниками родного города Талдом и современными строениями;Уточнить представление детей о профессии архитектора;Закреплять у...
Конспект проведения занятия по математике «Знакомство с блоками Дьенеша» в старшей группе
Конспект проведения занятия по математике«Знакомство с блоками Дьенеша»в старшей группе ...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Занятие-досуг «Приключения Буратино в городе» в старшей группе.
Воспитание культуры поведения в обществе и в процессе совместной игровой деятельности....
Творческий отчёт по долгосрочному проекту «Знакомство с архитектурой» в подготовительной школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи №8 «Речецветик»
Творческий отчётпо долгосрочному проекту «Знакомство с архитектурой»в подготовительной школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи №8 «Речец...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Знакомство с родным городом" для старших дошкольников.
Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с целью расширения знаний детей о родном Брянском крае; ознакомления детей с признаками, по которым в старину называли города, реки, на прим...
Знакомство с архитектурой города Нефтекамск
Занимательное путешествие по городу Нефтекамск.Знакомство с достопримичательностями молодого города....
Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через знакомство с картой нашей Родины » старшая группа
Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творч...