Детская музейная проектная деятельность. Проект мини - музей "Русская изба"
проект (старшая группа) на тему
Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни.
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях.
Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
№6 «Рябинушка»
Детская музейная проектная деятельность.
Проект
Мини – музей « Русская изба».
Составила воспитатель ДОУ – Стенина А.В.
Проект « Мини – музей «Русская изба».
Проблема. Как раньше жили люди.
Цель:
- приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам Руссой народной культуры, ее наследию;
- формирование чувства любви и добра;
- воспитание патриотизма.
Задачи:
- Познакомить с русскими народными традициями и обычаями, обрядовыми праздниками, с таинственным языком символических образов народного декоративного искусства.
- Прививать любовь к русским народным традициям, традиционным праздникам, развивать понимание названий традиций.
- Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству.
- Воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве.
Описание продукта, полученного детьми в результате выполнения проекта:
Презентация проекта «Русская изба», заключительный детский праздник.
Вид проекта:
- познавательный,
- творческий,
- групповой.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги группы.
Взаимодействие педагогов: музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО.
Сроки реализации: долгосрочный (2 года)
Основной раздел программы: познавательное развитие.
Области программы, содержание которых включено в проект:
Коммуникация: беседы, рассказы из личного опыта.
Социализация: экскурсия в краеведческий музей, сюжетно – ролевые игры.
Познание: рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов.
Художественная литература: чтение русских народных сказок, поговорок, пословиц, потешек, отгадывание загадок.
Художественное творчество: художественное конструирование, ручной труд, рисование, аппликация, лепка.
Безопасность: соблюдение правил безопасности при использовании предметов быта.
Музыка: заучивание колыбельных песен, хороводы, русские народные песни.
Физкультура: русские народные игры, игры – забавы, игры – соревнования.
1 этап - подготовительный
Обеспечение проекта:
Материально-техническое:
1.Подбор исторической литературы,
2. Подбор произведений русского народного творчества,
3. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
4. Подготовка материала для продуктивной деятельности,
5. Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты).
6. Мини-музей « Русская изба», подбор предметов быта русского народа (самовар, ухват, коромысло, самотканые коврики, полотняные дорожки и др., коллекция образцов народно – прикладного искусства)
7. Коллекция русских обрядовых кукол, кукол народов мира.
8. Русские народные музыкальные и шумовые инструменты, детские народные музыкальные инструменты.
9. Аудио, видео – системы, фотоаппаратура.
2 этап
Составление диагностики по воспитанию детей народных традиций, провести диагностику с родителями по данной теме. (приложение 1)
3 этап - основной
Перспективный план работы
по воспитанию и развитию детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной культуры.
Специфика данного плана состоит в возможности его интеграции с перспективными и календарными планами специалистов дошкольного образования для повышения информированности детей о народных традициях, формирования преставлений о родной культуре, а также закреплении полученной информации в различных видах детской деятельности.
Форма взаимодейст вия педагога с детьми | Содержание взаимодействия педагога с детьми. | |||||
Ознакомление с | Декоративно-прикладное | Устное народное | Музыкальный фольклор; | |||
Сентябрь | ||||||
Организованная деятельность с детьми. | «Своя хатка – родная матка». Цель: Познакомить детей с жилищем русского народа; дать представление о строительстве русской избы. | Рисование «Русская изба». Цель: Развивать у детей творческие способности при изображении русской избы. | Пословицы о труде. | Прослушивание грамзаписи «Как у наших у ворот», «Ах, вы сени». | ||
Совместная деятельность | Конструирование макета избы из деревянного строителя. | Художественное конструирование из бумажных трубочек «Вот моя деревня. Вот мой дом родной». Коллективная работа. | Драматизация потешки «Ай, туки, туки. туки -застучали молотки». | Подвижная народная игра «Колышки». | ||
Самостоятельная деятельность | Д/и «Построй избу». «Помоги плотнику». | Д/и «Укрась избушку узором». | Стихотворение «Вот моя деревня». | Слушание по аудиозаписи русских народных песен. | ||
Октябрь | ||||||
Организованная деятельность с детьми | «Без печи хатка – не хатка». Цель: познакомить детей с предметами обихода в избе, с убранством, рассказать о функциях главного в избе-печи. | Работа с глиной «Горшки». | 1.Пословицы о труде. | Пение: «Лиса рожью шла»; | ||
Совместная деятельность | Сюжетно – ролевая игра «Мастерим печь». (Роли: хозяин, хозяйка, печник, подмастерья). | Лепка из пластилина и из глины горшков. | Игра драматизация по русской народной сказке «Лисичка сестричка и серый волк». | Подвижная народная игра: «Селезень утку догонял». | ||
Самостоятельная деятельность | Сюжетно-ролевые игры «Дом, семья». | Пользование ухватом. | Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. | Народная подвижная играя «Слепой козёл». | ||
Ноябрь | ||||||
Организованная деятельность с детьми | «Все вместе и печки, и лавочки». | Рисование: «Украсим стены и двери в избе». | Отгадывание загадок о предметах быта. | Пение: «Вот те гребень, вот те лень». | ||
Совместная деятельность | Конструирование мебели для макета избы. | Аппликация «Домик». | Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». | Подвижная народная игра: «На горе-то мак». | ||
Самостоятельная деятельность | Обыгрывание ситуаций с атрибутами в музее избы. | Рассматривание иллюстраций изб с предметами декораций | Изготовление настольного театра к русской народной сказке «Лисичка со скалочкой». | Слушание в грамзаписи танцевальных наигрышей на гармошке, шуточные песни. | ||
Декабрь | ||||||
Организованная деятельность с детьми | «Подворье». | Лепка из глины: | Чтение отрывка из былины «Добрыня и змей», загадки про домашних животных. | Подготовка к Новому году, вождение хороводов вокруг ёлки. | ||
Совместная деятельность | Конструирование хозяйственных построек по схемам. | Рисование домашних животных. | Рассматривание иллюстраций к былинам В. Васнецова «Богатыри | Подвижная игра «Олень» | ||
Самостоятельная деятельность | Обыгрывание построек с использованием мелких игрушек домашних животных. | Обыгрывание поделки из глины «Лошадка на подворье». | Использование сюжета былин в театрализованной деятельности. | Подвижная народная игра «Петушиные бои». | ||
Январь | ||||||
Организованная деятельность с детьми | «Была б мука да сито, и сама б я была сыта». Цель рассмотреть несколько видов различных круп; познакомить детей с блюдами русской кухни из них. | Лепка из глины: «Барыня». | Отгадывание загадок о крупах. | Пение: колядные песни. | ||
Совместная деятельность | Беседа «С чем пили чай у самовара?» | Рисование: Украсим «Барыне сарафан» (дымковская роспись). | Заучивание потешки: «Ладушки оладушки» | Подвижная игра «Как у дяди Трифона». | ||
Самостоятельная деятельность | Д\и «Приготовь кашу». Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». | Лепка из пластилина пряников, баранок, печенья. | Альбом «Русское чаепитие». | Русская подвижная игра «Сковорода». | ||
Февраль | ||||||
Организованная деятельность с детьми | «В меду да в масле и лапоть съешь». Цель: Обратить внимание детей, какие блюда готовили в старину, чем они отличаются от современных блюд; способ их приготовления | Рисование «Я был на Масленице» | Пословица «В меду да в масле лапоть съешь». | Пение: «Едет Масленица», «Блины». | ||
Совместная деятельность | Приготовление с детьми блюд по их желанию (мучные, крупяные, молочные) | Коллективная работа из глины «Праздничный стол». | Чтение русской народной сказки «Каша из топора». | 1.Прослушивание масленичных песен. | ||
Самостоятельная деятельность | Изготовление чучел из тряпочек и ниток. | Рассматривание иллюстраций с изображением масленичных гуляний. | Игра – драматизация по русской народной сказке «Каша из топора». | Подвижная игра «Два Мороза». | ||
Март | ||||||
Организованная деятельность с детьми | «Как рубашка в поле выросла». зать детям о последовательности обработки льна; как выращивают лён; как его обрабатывают, прядут, ткут, шьют. | Рисование «Полотенце». Цель: познакомить детей с росписью на полотенцах, показать разнообразие узоров. | Рассказывание сказки: «Как рубашка в поле выросла». | Пение: заклички «Жаворонушки». | ||
Совместная деятельность | Рассматривание приспособлений для ткачих (ткацкий станок и т. д.). | Рассматривание репродукций о весне | Потешки о весне. | Подвижная игра «Мужичок». | ||
Самостоятельная деятельность | Рассматривание альбома «Весна». | Изготовление с родителями скворечника | Загадки о птицах. | Слушание «Голоса птиц». | ||
Апрель | ||||||
Организованная деятельность с детьми | «Хвалят на девице шёлк, коли в девице толк». | Рисование: «Украсим сарафан девице». | Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка». | Весенние хороводы «Улица широкая», Подвижная игра «Ручеёк» | ||
Совместная деятельность | Д\и «Соберём приданное девице». | Пословицы о труде. | Подвижная игра «Я на бочке сижу». | |||
Самостоятельная деятельность | Рассматривание иллюстраций с русскими народными костюмами. | Д\и «выложи узор по подолу сарафана». | Загадки об одежде. | Хоровод «Во поле берёзонька стояла». | ||
Май | ||||||
Организованная деятельность с детьми | «Оберег». | Изготовление русской обрядовой куклы из тряпочек «Нянюшка». Цель: научить своими руками делать игрушку-оберег. | Потешка «Расти коса до пояса». | Пение: «Была у нас Дуня», «Вот пойду я младёшенька»Колыбельные песни. | ||
Совместная деятельность | Сборка бус из бисера. Сюжетно-ролевая игра «Дом». | Рисование «Кокошник». | Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» | Подвижная игра «Шишки, жёлуди, орехи», «Горелки». | ||
Самостоятельная деятельность | Рассматривание сундука с разного рода принадлежностями (одежда, обереги, пояса и т. д.). | Уголок ряжения. | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. |
Работа с родителями включает:
- Посещение открытых мероприятий и активное участие в них.
- Изготовление совместно с детьми пособий и выполнение творческих заданий.
- Посещение музея с детьми.
- Проведение консультаций, использование как практических, так и теоретических материалов, накопленных в нашем музее.
- Оформление папки – передвижки «Наш мини-музей» с фотографиями детей и родителей.
- Пополнение мини-музея предметами народно-прикладного искусства.
4 этап - заключительный
Основными критериями результативности являются:
- Проявление у ребёнка познавательного интереса к культуре и истории русского народа:
- задаёт познавательные вопросы (почему? зачем? как?);
- знает различные источники информации;
- владеет элементарными навыками их использования для реализации своих познавательных интересов и потребностей;
- обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение «потому что»;
- стремится к упорядочиванию, систематизации фактов и представлений.
- Желание активно участвовать в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках;
- Умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мини – музей « Русская изба».
Воспитание, созданное самим народом и основанное на Народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет В самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях Или заимствованных у других народов. К. Д. Ушинский
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».
Проявление у ребёнка познавательного интереса к культуре и истории русского народа; Желание активно участвовать в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках; Умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества.
1 этап организационно – подготовительный Материально техническое обеспечение. методическая литература, -детская литература, - подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки), подготовка материала для продуктивной деятельности. 2 этап - диагностический Составление диагностики по воспитанию детей народных традиций, провести диагностику с родителями по данной теме.
3 этап - практический : Реализация воспитательно – образовательных мероприятий с детьми в группе. Разработка итоговых занятий. Организация участия родителей в данном проекте (совместные прогулки, составление альбомов ). 4 этап – заключительный: Анализ достижения целей и полученных результатов. Обобщение опыта работы по знакомству детей с культурой и историей русского народа. Проведение итоговых мероприятий в группе по данной теме.
ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Игровая деятельность: Дидактические игры: «В русской горнице», «Выложи узор по подолу сарафана» «Подбери головной убор к сарафану», «Приготовь кашу» «Укрась избушку узором». Пальчиковая игра «Маланья» Сюжетно – ролевая игра «Дочки-матери».
Подвижные игры: « Жмурки», «Скакалка», «Салки», «Гуси-гуси», «У дядюшки Трифона», «Ручеек», «Пастух и стадо». Игры - драматизации: «Теремок», « Заюшкина избушка».
Быт русских людей Что летом родится, зимой пригодится; Хлеб всему голова; Пришла коляда отворяй ворота; Ой ты, Масленица; Красная горка; Как рубашка в поле выросла.
Изготовление народных кукол оберегов
Лепка: «Посуда» Аппликация: «Русская изба» Рисование: Роспись «Дымковских игрушек», «Матрешек», «Пасхальные яйца, куличи, шаньги».
Загадки о назначении кухонной утвари. Пословицы: о труде, о чаепитии, о русской печи, о Масленице . Скороговорки про Масленицу. Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», « Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок».
Подбор музыкальных инструментов (свистульки, трещетки , гусли, дудочки, балалайка, ложки). Музыкальные произведения: Слушание песни «Русская изба» Е. Птичкина, М. Пляцковского в исполнении М. Пахоменко ; «Мы давно блинов не ели…»; «Как у наших у ворот»; Слушание в грамзаписи танцевальных наигрышей на гармошке, шуточные песни; Прослушивание масленичных песен; Разучивание частушек.
У носатого, у Фоки Постоянно руки в боки. Фока воду кипятит, и как зеркало блестит. Чёрный конь скачет в огонь. Длинная рука чугунок держит за бока. Новая посуда, а вся в дырках. На плечах дуга держит вёдра, в них - вода. На стене висит, болтается, за него всяк хватается.
В создании мини – музея; Покровская ярмарка; Рождественский сувенир; Пройдем по деревеньке;
1. Дети знают народные праздники. 2. Знают колыбельные и русские народные песни. 3. Знают русские народные сказки, поговорки, пословицы, потешки . 4. Есть навыки в изготовлении народных кукол и игрушек.
сс Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детское экспериментирование в проектной деятельности. Проект "Чудеса "Кока-колы" (старшая группа)
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.Детское экспериментиров...
От проектной деятельности до мини- музея.
В этой презентации представлен опыт работы по художественно-эстетическому направлению с детьми подготовительной группы. Проект "Такие разные ложки" стал призером окружного конкурса проектн...
Детское экспериментирование в проектной деятельности. Проект "Чудеса "Кока-колы" (старшая группа)
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.Детское экспериментиров...
ДЕТСКАЯ МУЗЕЙНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТ: МИНИ – МУЗЕЙ «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»
lllllllllllllllllllllllllllll...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Посещение мини-музея "Изба"
приобщение к истокам русской народной культуры...
Проектная деятельность "Букет для мамы" Продукт проектной деятельности сценарий мини - концерта "8 марта"
Ведущая:Весна шагает по дворам в лучах тепла и света,Сегодня праздник наших мам и нам приятно это!С песней, с первыми цветами мы встречаем праздник мамы,Всех с весною поздравляем, счастья, радости жел...
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...