конспекты занятий опытно-экспериментальной деятельности
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_zanyatiy_na_sayt.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: Можно ли воздух слышать.
Цель и содержание эксперимента:
В этом эксперименте рассматриваются колебания воздуха, которые мы воспринимаем как звук. Детям предстоит понять, что воздух можно услышать только тогда, когда он находится в движении. Кроме того, они узнают, как духовые музыкальные инструменты производят свои звуки. Пояснительная записка:
Под звуком мы понимаем колебания воздуха. Мы можем ощущать звук, когда колебания воздуха достигают нашей барабанной перепонки. Если эти колебания имеют периодическую природу, мы воспринимаем их как тональное звучание или звук, а если они непериодические, то мы воспринимаем их как шум. В случае коротких сильных колебаний воздуха мы говорим о хлопках.
В духовых музыкальных инструментах воздух вдувается в трубу, и в его потоке создаются колебания, которые выходят наружу и достигают наших ушей. Высота звука регулируется путём удлинения или укорочения трубы, т.е. вибрирующего столба воздуха.
Если подуть в пробирку сбоку, можно вызвать колебания находящегося в ней воздуха, который мы слышим как свист.
Примечание:
После проведения эксперимента пробирки следует по соображениям гигиены вымыть или дезинфицировать.
Наливая в пробирку воду до разного уровня, можно изменять высоту звука. Устройства и приспособления:
4 пробирки.
Порядок работы:
Вопрос: В последнем опыте мы выяснили, что, несмотря на то, что мы не
видим воздух, он всё же занимает объём и таким образом защищает
носовой платок от намокания. Вы верите, что воздух можно услышать?
Ответ: __ __ __
Вопрос: Давайте на минутку замолчим, чтобы стало тихо – тихо. Вы слышите
воздух?
Ответ: Нет.
Вопрос: Правильно. Я тоже не слышу. А теперь все откройте рот и сильно
подышите ртом. Избегайте при этом любого шума. Теперь вы слы шите воздух?
Ответ: Да.
Вопрос: Почему теперь вы можете слышать воздух, а прежде – нет?
Ответ: До этого воздух был в состоянии покоя. Поэтому мы не могли его
слышать. А сейчас мы привели воздух в движение. И теперь его
можно слышать.
Вопрос: Хорошо. Теперь возьмите пробирку и прижмите её верхний ободок к
нижней губе. Подуйте над ободком пробирки. Что вы слышите?
Ответ: Мы слышим свист.
Вопрос: Кто-нибудь знает, какой музыкальный инструмент таким способом
производит звук?
Ответ: Флейта, причём поперечная. Любой другой духовой музыкальный
инструмент производит звуки подобным образом. При пении мы
тоже приводим воздух в движение.
Предлагаем детям послушать звучание флейты.
Выводы:
Мы слышим воздух только тогда, когда он приходит в движение. В форме музыки мы воспринимаем колебания воздуха как приятные звуки, в форме шума – как неприятные.
Тема: Что показывает компас?
Цель и содержание эксперимента:
В ходе проведения этого эксперимента дети узнают, что стрелка компаса – это маленький магнит, который используется для определения направлений, потому что Земля имеет магнитное поле.
Проведя эксперимент, дети
- видят, что стрелка компаса показывает в сторону ненамагниченной скрепки в сторону стержневого магнита;
- приходят к выводу, что в отсутствии магнита стрелка компаса всегда показывает одно и то же направление;
- узнают о том. Что у Земли есть магнитное поле.
Пояснение эксперимента:
Компас появился в Европе примерно в 1300 г. Нашей эры. В больших путе - шествиях, например, в плаваниях Христофора Колумба, он имел огромное значение. В Китае компас появился примерно на 1000 лет раньше.
Стрелка компаса – это маленький магнит, что подтверждает её приб-лижение к скрепке. Полярность стрелки можно определить стержневым магнитом. Своё название полюса магнита получили по недоразумению. Поскольку свободно вращающийся магнит устанавливается в географическом северо- южном направлении, его полюс, показывающий на север, был назван северным полюсом. И только позже было установлено, что одноимённые полюса магнита отталкиваются, а разноимённые полюса притягиваются. Земля имеет магнитное поле, как если бы внутри неё находился гигантский стержневой магнит. Полюса этого магнита находятся вблизи географических полюсов Земли. Но поскольку северный полюс стрелки компаса может притягиваться только южным полюсом другого магнита, магнитный южный полюс Земли находится вблизи её географического северного полюса. Соответственно магнитный северный полюс Земли находится вблизи её географического южного полюса, что звучит несколько запутанно.
Рекомендации:
В конце эксперимента предложите детям выйти с компасами во двор или на улицу, чтобы они убедились в том, что стрелки всех компасов поворачи-ваются в одну сторону. После этого по солнцу и времени дня можно опреде-лить, что в этом направлении находится север. А повернув стрелку компаса точно на букву N розы ветров, можно определить, где находится остальные страны света.
Устройства и приспособления:
4 круглых стержневых магнита
4 компаса
1 баночка со скрепками
Порядок работы:
Вопрос: Перед вами лежит круглый предмет. Кто из вас знает, как он назы- вается?
Ответ : Компас.
Вопрос : А для чего нужен компас?
Ответ: По нему можно определить, где находится север.
Вопрос: А почему стрелка компаса показывает на север?
Ответ : Это связано с магнетизмом Земли.
Вопрос: Для определения магнетизма мы в предыдущих экспериментах
использовали один и тот же предмет. Какой это предмет?
Ответ: Скрепка.
Вопрос: Правильно. Что происходит, если поднести скрепку к компасу с
разных сторон? Как ведёт себя стрелка компаса?
Ответ: Стрелка компаса поворачивается вслед за скрепкой.
Вопрос: А что происходит, если поднести к компасу не скрепку, а магнит?
Поднесите магнит к компасу разными полюсами.
Ответ: Стрелка компаса притягивается северным полюсом магнита и отталки
вается южным полюсом магнита.
Вопрос: Какой вывод вы можете сделать из этого?
Ответ: Стрелка компаса намагничена, её конец – это северный полюс магнита.
Вывод:
В компасе подвижно установлена намагниченная стрелка. Её конец соот-ветствует северному полюсу. С помощью компаса можно определить на местности, где находится север.
Тема: Почему цветок опускает голову?
Цель и содержание эксперимента:
Этот эксперимент посвящён теме потребления воды цветами. Дети наблю-дают, что если цветы долго не поливать, они вянут и умирают, а так же узнают, что всем организмам для жизни нужна вода.
Пояснение эксперимента:
Все живые организмы состоят из клеток. Эти клетки выполняют различные функции и поэтому имеют разную форму. Клетки впитывают, перерабаты-вают, накапливают и передают дальше химические вещества. Одна из главных функций клеток – обеспечение роста организма. Для всех этих процессов клеткам нужна вода.
Поэтому и люди испытывают жажду и утоляют её водой.
Примечания:
В весенние и первые летние месяцы бегонии продаются во многих цветоч-ных магазинах. Кроме того, их можно вырастить самостоятельно из семян цветов. Состояние цветов рекомендуется проверять примерно через каждый час.
Устройства и приспособления:
4 штатива для пробирок 8 пробирок
Дополнительно : бегонии в горшке, вода,
4 листа бумаги и шариковая ручка,
столовые или рулонные салфетки.
Порядок работы:
Часть 1.
Вопрос: Что вы делаете, когда вы чувствуете жажду?
Ответ: Мы что – нибудь пьём.
Вопрос: А если у вас никаких напитков нет?
Ответ: Мы просим родителей или других людей дать нам что - нибудь попить.
Вопрос: А что делают грудные дети, которые ещё не могут разговаривать, когда им хочется пить?
Ответ: Они кричат.
Вопрос: И родители понимают, что ребёнку хочется пить. А как же
показывают цветы, что их мучает жажда?
Ответ: Они опускают головы и начинают увядать.
Давайте посмотрим, как это происходит. Я выдам каждому из вас по две пробирки. Такие пробирки используют в своей работе учёные. Пробирки бывают стеклянные и пластмассовые. Вставьте обе пробирки в свои штативы, налейте в одну из них воду и поставьте в каждую пробирку по одному цветку.
Цветам захочется пить не сразу, а через некоторое время. Поэтому поставьте штативы на подоконник и подложите под них лист бумаги. Напишите на этом листе своё имя, а я припишу к нему:
Внимание! Важный эксперимент!
Руками не трогать!
Часть 2:
Вопрос: Что вы видите?
Ответ: Цветок, который стоит в воде, совсем не изменился. А цветок,
стоящий без воды, опустил голову. Скоро с него опадут лепестки.
Вопрос: а почему это происходит?
Ответ: Для жизни цветку нужна вода. Все живые организмы не могут
жить без воды. Если цветы опускают головы, мы видим, что
им хочется пить, и можем полить их. Если цветы долго стоят
без воды, с них начинают опадать лепестки, чтобы выжили
хотя бы остальные части растения. А, простояв без воды слишком долго, цветы умирают.
Вопрос: А почему всем живым организмам для жизни нужна вода?
Ответ: Потому что все живые организмы состоят из клеток. Без воды
клетки не могут делать свою работу. Клетки отвечают и за рост
организмов. Если клетки не получают воды, организмы умирают. Люди тоже не могут жить без воды.
Вывод:
Как и все живые организмы, растения состоят из клеток. Клеткам для работы и роста нужна вода. Без воды живые организмы умирают.
Тема: Как можно увидеть, что вода холодная или тёплая?
Цель и содержание эксперимента:
Этот эксперимент посвящён теме броуновского движения молекул. В ходе это дети видят, что капля цветной жидкости растворяется в воде тем быст-рее, чем выше температура воды. Вы подводите их к выводу о том, что скорость движения частиц воды зависит от температуры воды.
Пояснение эксперимента:
Британский ботаник Роберт Броун (1773 – 1858 гг.) открыл в 1827 г. Под микроскопом, что маленькие частицы фруктового сока движутся в разные стороны, и что скорость их движения увеличивается с повышением температуры жидкости. В этом эксперименте дети делают аналогичное наблюдение. Тепло – это форма существования энергии. При передаче энергии твёрдому телу, жидкости или газу эта энергия превращается в энергию движения частиц. И, наоборот, при охлаждении частицы вещества теряют энергию движения.
Примечания:
Поскольку имеет поверхностное натяжение, каплю жидкости нужно добав-лять в воду немного ниже поверхности воды. Чаша Петри названа в честь немецкого бактериолога Й.Р.Петри (1852- 1921), который впервые применил её в 1887 г. Горячая вода должна иметь температуру примерно 60 C. Эффект будет более наглядным, если капнуть чернила из патрона сначала в холодную, а затем в горячую воду. Вместо патрона с чернилами можно использовать пипетку и большую банку (пластмассовый стакан) с цветной жидкостью. Главное, чтобы и в этом случае при капании цветной жидкости в воду конец пипетки находился немного ниже поверхности воды.
Устройства и приспособления:
2 маленькие чаши Петри 2 пластмассовых стакана
Дополнительно:
Вода 1 чернильный патрон 1 кипятильник
бумажные салфетки или рулон кухонной бумаги
Порядок работы:
Вопрос: Кто нальёт мне в стакан холодную воду?
Вопрос: Перед вами стоит стакан с холодной водой. Во второй стакан я наливаю тёплую воду. В каком из стаканов находится холодная, а в каком тёплая вода, можно определить, если прикоснуться к ним рукой. А можно ли различить, в каком из стаканов находится холодная, а в каком тёплая вода, не дотрагиваясь до них и до воды руками?
Ответ: Нет, наверное, нельзя.
Вы абсолютно правы. Но я знаю трюк, как отличить холодную воду от тёплой только одним взглядом на воду. И этот трюк я вам сейчас покажу.
Я нагрею воду в кипятильнике. Пока вода нагревается, я налью в чашу холодную воду примерно до её половины. Такие стеклянные чаши применяют в своей работе учёные – химики и биологи. Они называются чашами Петри.
Теперь я налью горячую воду сначала во второй стакан, а затем из него – во вторую чашу Петри.
А теперь смотрите внимательно, что произойдёт. В обе чаши Петри я капаю в самую середину воды по одной капле чернил. Для этого я погружаю патрон с чернилами под поверхностью воды.
Вопрос: Что вы видите?
Ответ: В холодной воде чернильное пятно остаётся почти без изменений, а в
тёплой воде оно увеличивается до самых краёв чаши.
Вопрос: Кто может мне объяснить, почему это происходит именно так?
Выводы:
Частицы воды находятся в постоянном движении. В холодной воде они движутся медленнее. Поэтому чернильное пятно почти не изменяется. В тёплой воде частицы движутся быстрее. Они сталкиваются с чернильным пятном, поэтому пятно увеличивается в размере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия опытно- экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы "Ох, водичка хороша!"
Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы....
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница вода и чудеса из снега"
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница вода и чудеса из снега" во второй младшей группе. Опыты для детей с использованием воды и снега....
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Такая удивительная соль»
Занятие поможет уточнить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни человека; -сформировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выв...
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода»
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода» Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность в ходе экспер...
Педагогическая находка. Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Соль и ее свойства"
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Соль и ее свойства"...
деятельности в старшей группе Конспект занятия опытно-экспериментальной «Волшебница соль»
Систематизировать представление детей о соли и её свойствах....
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Удивительные свойства соли.»
Цель:способствовать развитию познавательного интереса у детей;развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности.Образовательные задачи:уточнить знания детей ...