Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Такая удивительная соль»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Вера Николаевна Юркина

Занятие  поможет уточнить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни    человека;  

-сформировать  навыки  постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;

-развивать внимание, воображение,  наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышлении;

-воспитывать у детей любознательность, аккуратность при выполнении опытов,  эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, потребность в получении информации о соли,  чувство удовлетворения от выполненной работы,  бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления;

-укреплять здоровье детей используя здоровьесберегающие технологии, благотворно влиять на эмоциональное состояние детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_takaya_udivitelnaya_sol.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности

 в подготовительной группе «Такая удивительная  соль»

Цель:  развитие познавательных способностей детей 6-7 лет с помощью опытно-экспериментальной  деятельности.

Задачи: 

Обучающие:

  • Уточнить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни    человека. 
  • Формировать умения выполнять задания четко следуя рекомендациям воспитателя,  устанавливать причинно – следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать выводы.
  • Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

  • Развивать внимание, воображение, фантазию, желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнаваемого.
  • Развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками,  познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов.
  • Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельность, память, речь, логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей любознательность, аккуратность при выполнении опытов,  эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, потребность в получении информации о соли.
  • Воспитывать чувство удовлетворения от выполненной работы,  бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

Оздоровительные:

  • Укреплять здоровье детей используя здоровьесберегающие технологии, благотворно влиять на эмоциональное состояние детей.

Используемые педагогические технологии:

  • Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
  • Информационно-коммуникативная технология.

Технология сотрудничества:

  • Здоровьесберегающая технология
  • Интеграция образовательных областей
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Познавательное развитие

Предварительная работа: 

  • Изучение материла энциклопедий, рассматривание иллюстраций и фотографий.
  • Беседа о добычи соли, о значении соли в жизни человека.
  • Чтение сказок, пословиц и поговорок  о соли, загадывание загадок.

Оборудование: тарелочки с солью,  ложечки, одноразовые

стаканчики, салфетки, лупы, холодная и тёплая вода, ватные палочки.

Ход занятия

Воспитатель: Дорогие ребята, я очень рада видеть вас.

                         Давайте поприветствуем друг друга.

Станем рядышком по кругу,

Скажем «здравствуйте»  друг другу.

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день.

Если каждый улыбнётся,

Утро доброе начнётся.

Давайте крепко за руки возьмемся, друг другу улыбнемся и поделимся улыбками и теплом друг с другом.

Я держу в ладонях лучик

И дарю его друзьям,

Улыбайтесь, это просто,

Лучик солнца - это вам.

Воспитатель: 

Дети, ой, что утром было!

Я же вам сказать забыла –

Только в садик я зашла

Ко мне Совушка пришла (показывает на картинку Совы).

Воспитатель: Она просила передать вам посылку.

 Хотите узнать, что там  лежит? (ответы детей)

Воспитатель: Ой, ребята,  здесь загадка для вас.(Достаёт мешочек с солью).

                         Отгадаем загадку, узнаем, что там лежит.

Без неё, ребята, повар, просто как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадёт – испытаешь боль.

Вы, наверно догадались. Ну, конечно – это… (соль!)

Воспитатель: Хотите посмотреть, правильно ли мы отгадали загадку и заглянуть  в мешочек?  (открывает мешочек и показывает воспитанникам) Правильно, это – соль!   Ой, ребята, а тут ещё записка лежит. Откроем?

 Дорогие умники и умницы!

Я предлагаю вам посетить мою научную лабораторию и провести опыты с солью. Но попасть в неё смогут только те, кто ответит на мои вопросы.  

                                                                                С уважением, Мудрая Сова

Воспитатель: Ребята, а вы хотите попасть в лабораторию? (ответы детей) Тогда отвечаем  на вопросы?

  1. Что такое лаборатория? (Помещение, где учёные проводят опыты и эксперименты). 
  2. От какого слова произошло слово «соль»? (Солнце – Солонь).
  3. Какие виды соли вы знаете? (Морская, каменная, поваренная).
  4. А как же соль добывают? Какие способы вы знаете? (Ручной, с помощью техники – механический).

Воспитатель. Молодцы, ребята. Как вы думаете, соль полезна? (Да)

Верно, ребята, соль полезна, но только в небольших количествах.

Игра «Дополни предложение» (воспитатель подаёт мешочек соли ребятам и начинает предложение, а они продолжают его )

«Соль используют  для того, чтобы ….»

  1. Чтобы консервировать овощи.

  2. Чтобы посолить пищу.

  3. Чтобы использовать в медицине.

  4. Чтобы полоскать нос и горло солевым раствором. 

  5. Чтобы посыпать дорожки зимой в гололёд.

  6. Чтобы соль давать  животным в пищу.

  7. Чтобы  чистить посуду.

Ребятки, Мудрая Сова предлагает вам отправиться в научную лабораторию.

-А кто работает в лабораториях? (Ученые).

Верно. Чем они там занимаются? (Они проводят разные опыты и эксперименты.)

- Здесь находится очень много различного оборудования.Что бы правильно выполнять опыты, нужно быть  внимательными и аккуратными. Нужно соблюдать правила. Давайте повторим  правила поведения в лаборатории. (На доску вывешивается опорная схема)

Правила поведения в лаборатории:

1. Необходимо соблюдать тишину.

2. Ничего нельзя трогать без разрешения.

3. Ничего нельзя пробовать на язык без разрешения.

4. Соблюдать аккуратность  на рабочем месте.

5. Нельзя толкать соседа во время работы.

6. Нужно внимательно смотреть и  слушать воспитателя.

Вы хорошо справились с заданиями Мудрой Совы и можете  занимать рабочие места в лаборатории. Поудобнее садитесь, не вертитесь, не крутитесь.

И так внимание!!! Приступаем к работе!!!

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель.  Перед вами тарелочка с солью. Давайте   рассмотрим её и приготовимся делать выводы. 

1. Какого цвета  соль? (Дети рассматривают и отвечают, что соль белого цвета).

2. Пахнет ли соль? (Дети нюхают и отвечают, что соль не имеет запаха)

3. На что она похожа? (Соль похожа на порошок).

- Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте  соль рассмотрим в увеличительное стекло (в лупу).

4. Что вы видите? Из чего состоит соль? (Соль состоит из частичек)  

5.Ребята, может вы знаете, как эти частички называются?  (Кристаллы)

(Если дети не дают правильного  ответа, говорит воспитатель)

- Попробуйте набрать соль в ложку и высыпать её снова в тарелочку.

 5.Что вы можете о ней сказать? (Соль сыпучая)

- Возьмите ложечки и нажмите на соль. Что вы услышали? (Хруст)

-На что похож этот хруст. (На хруст снега).

-Соль хрустит, потому, что она состоит из кристаллов.

Воспитатель. Какой сделаем вывод?

(1.соль белого цвета; 2.без запаха, 3.похожа на порошок;  4.состоит из  кристаллов; 5.она сыпучая; 6.хрустит).

Но не вся соль сыпучая, есть каменная соль. (Показ образца на выставке).

Опыт № 2: «Соль растворяется в воде».

Воспитатель.  Ребятки, а вы знаете, что про  соль говорят:

                                   «В воде родится, а воды боится».

- Как вы думаете, действительно ли соль боится воды? (Ответы детей). Хотите проверить?

Воспитатель. У вас на столах стоят стаканы с холодной и тёплой водой. А теперь наберите в ложку немного  соли, добавьте   в стакан с холодной водой и, придерживая стакан рукой, аккуратно размешайте её.

-Что произошло с солью? (Соль растворилась)

Воспитатель. Какой можно сделать вывод? (соль растворяется в воде).

Воспитатель. Как вы думаете, какой теперь стала вода на вкус? (солёная).

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, в какой воде соль растворится быстрее в холодной или тёплой? (в тёплой).  Хотите проверить, правы мы или нет? (Дети растворяют соль в тёплой воде).

Воспитатель. Давайте сделаем вывод. В какой воде соль растворяется быстрее?  (Соль растворилась быстрее в тёплой воде)

- Молодцы. Вы очень старательные учёные. Мудрая Сова очень довольна вами и предлагает Вам поиграть?

Физминутка. Игра «Солёный - несолёный». 

Ребята, у меня есть картинки. На них изображено то, что нужно солить и не нужно солить. Если вы увидите то, что нужно солить, вы прыгаете и хлопаете в ладоши. Вот так. (Показ воспитателем) А если вы увидите, то, что солить не нужно, приседаете. Вот так.). (Показ воспитателем). 

«Раз, два, три, игру начни: банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо».

Опыт № 3.  «Тонет не тонет».

Воспитатель.  Ребята, соль очень удивительное вещество. Просто волшебное.  Я сейчас  проведу опыт, а вы внимательно наблюдайте.

     Для проведения этого опыта мне понадобятся 2 стакана с водой, соль и 2 сырых яйца. Один стакан с чистой водой. Во втором  стакане с водой я размешаю несколько ложек соли.

-Что произошло с водой? (Она стала мутной).

-Как вы считаете, почему? (В ней много соли). 

-А теперь опущу в стаканы яйца. Что произошло с яйцами? (Одно яйцо утонуло, другое нет).

-В каком стакане  яйцо утонуло, а в каком плавает на поверхности? Как вы думаете, почему?

 Какой сделаем вывод? (Во втором стакане яйцо плавает, потому, что она солёная). В соленой воде многие предметы не тонут.  Кто был на море, тот испытал это на себе. В солёной, морской воде плавать легче.  Благодаря соли, вода хорошо держит предметы на поверхности. В том числе и тело человека.

Воспитатель. Ребята,  мы  с вами убедились, что соль-это удивительное вещество. Мы с вами из соли делали подсвечники в стаканчиках, рисовали солью. (Работы на выставке). А сейчас вы удивитесь ещё больше. Как вы думаете, можно рисовать на соли? Хотите проверить?  Я предлагаю вам  порисовать на тарелочках с  солью.  Но перед тем как начать рисовать, давайте подготовим наши пальчики к работе.

        Пальчиковая гимнастика        

Можно пальчики считать     (сжимаем кулачки)

Один, два, три, четыре, пять.   (загибаем пальчики по одному)

На другой руке опять,     (сжимаем кулачки)

Один, два, три, четыре, пять.  (загибаем пальчики по одному)

10 пальцев, пара рук,        (сомкнули пальцы)

Вот твоё богатство друг.   (вращения рук)

Воспитатель: И так, я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете ватными палочками  на тарелочке с солью. Слушайте внимательно:

  1. «Появился во дворе.

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной,

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык,

Наш приятель (снеговик).  

  1. «С неба падают зимою

И кружатся над землёю.

Лёгкие пушинки, белые (снежинки) 

           Листьев вовсе не найдёшь,

           Как красавица стройна.

           И на новый год важна (ёлка) 

     (Дети рисуют отгадки и звучит вальс Фредерика Шопена)

Воспитатель: Как красиво у вас получается! Все рисунки разные. Каждая работа интересна по своему? Можете рассмотреть  рисунки друг у друга. Вам нравятся ваши работы? Можете сказать чем?

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение?

-Вам понравилось быть учёными?

-С чем мы сегодня экспериментировали?

-Что узнали нового о соли?  

-Что вам запомнилось?

-Чему вы научились?

-Вам понравилось рисовать по соли?

-Вы сможете дома научить  своих родителей? (Рассказы и ответы  детей.)

-Ребята, вы молодцы. Мудрая Сова очень довольна вашей работой. Ей у нас очень понравилось, и она решила остаться. Она нам расскажет и покажет ещё много интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе: «Такие разные зонтики»

Задачи: Учить детей рисовать узоры на полукруге. Показать связь между орнаментом и формой украшаемого изделия (узор на зонтике). Систематизировать представления о декоративных мотивах (геометриче...

Конспект занятия по изобразительной деятельности (подготовительная группа) ТЕМА: «Сказочный осенний лес»

Конспект занятия по изобразительной деятельности(подготовительная группа)ТЕМА: «Сказочный осенний лес»...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Такая разная осень»

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Такая разная осень»...

Конспект занятия по познавательной деятельности подготовительной группы "Мы по городу гуляем, вместе город изучаем"

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности подготовительной к школе группы....