План-конспект НОД с дошкольниками старшей группе "Волшебный песок"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Хасанова Эльвира Ханифовна

По методике 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elvira.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

на тему:

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности»

«Волшебный песок» по методике А.И. Ивановой

время обучения: 06.04.2015 – 10.04.2015 г.

                           

                                                                           

Выполнила:

Хасанова Эльвира Ханифовна

воспитатель
МБДОУ  ЦРР д/с № 180 г.о. Самара

Самара, 2015г.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе (5-6 лет)

Тема: « Волшебный песок»

Интеграция образовательных областей:   «Познавательное развитие»        ,                                                        «Социально-коммуникативное  развитие»,                                                «Художественно-эстетическое развитие»,

«Физическое развитие»,

«Речевое развитие»

Задачи:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах песка (сахара и соли) («Познавательное развитие»)
  • Закрепить знания детей о сахаре и соли, их значении  в природе, в жизни человека («Познавательное развитие»)
  • Развивать любознательность, мышление, наблюдательность, внимание память («Познавательное развитие»)
  • Обобщать,  умение делать выводы («Познавательное развитие») 
  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру («Социально-коммуникативное развитие»)
  • Обогащать представления детей об окружающих их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях («Социально-коммуникативное развитие»)
  • Развивать связную и диалогическую речь; зрительное внимание, развивать речевой слух, слуховое внимание; развивать умение ориентироваться в пространстве;  развивать мелкую и общую моторику («Социально-коммуникативное развитие»);
  • Обогащать словарный запас, активизировать словарь у детей («Речевое развитие»);
  • Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений («Художественно – эстетическое развитие»);
  • Развивать двигательную активность через физминутку.(«Физическое развитие»)

Методы и приемы:

 Практические:  - опыты с сахаром, с солью, рассматривание кристаллов  через лупу, выставка поделок  из песка;

Наглядные: - рассматривание слайдов, иллюстраций, наблюдение.

Словесные: - беседы, рассказ воспитателя,  рассказ детей, объяснение, обсуждение, анализ работы.

Материалы и оборудование: чашки, кипяченая вода, сахар, соль, палочки для размешивания, нитки, чистая ткань, бесцветный лак, сырое яйцо, микроскоп, тарелка.

                     Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Игровые упражнения,  физминутка

Игровая

Игровые ситуации

Продуктивная

Мастерские по изготовлению предметов из «волшебного песка»

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, экспериментирование

Коммуникативная

Беседы, речевые проблемные ситуации, ситуативные разговоры, вопросы

Чтение художественной литературы  (восприятие)

Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание

Трудовая

познавательные опыты и задания

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

 1

Беседа воспитателя с детьми на тему «Есть на свете волшебный песок»

Загадки. 

В воде родится, да воды боится. (соль).

Бел, как снег, в чести у всех, в рот попал – там пропал. (сахар) и др.

Дети проявляют интерес во время познавательной работы. Беседуют с воспитателем.

У детей сформировано   представления о свойствах сахара и соли.

Закреплены знания детей о необходимости сахара и соли в жизни человека.

2

Беседа «Волшебный песок в народном творчестве».

Народ всегда уделял сахару и соли особое внимание. Чтение пословиц про соль и сахар. Много народных загадок о сахаре и  соли сложено.

«Отдельно – я не так вкусна, но в пище — каждому нужна». «В воде родится, а воды боится».

В русской народной сказке «Волшебный песок» говорится о том, как Иван продал заморскому королю корабль простой соли за полный корабль золота и серебра.

Дети обсуждают материал с воспитателем.

Развит интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.

3

Инструкции по безопасности и защиты при проведении опытов.

При работе с сахаром и солью надо соблюдать правила безопасности:

не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы песок не попал в них.

Внимательно слушают меры безопасности

Закреплены знания  о безопасном проведение опытов.

 4

Опыты с «волшебным песком».

«Выращивание кристаллов»

Так хотелось, чтобы выпал снег, но такого не бывает, решили сделать снег сами. Мы взяли чашку, налили в нее тёплой кипячёной воды, потом  насыпали  в воду много соли, размешали, обыкновенную палочку опустили в чашку с солью. Поставили на окно.

Дети помогают наливать кипяченую воду, размешивают в ней соль, опускают палочку в эту чашку с солью. Ставят на окно. На следующий день на палочке появился первый налёт. Две недели дети наблюдают за чудом, которое происходило на наших глазах. Рассмотрели под микроскопом, увидели на палочке становилось всё больше и больше «солёного снега», а по краям чашки и на дне появились крупные квадратные  кристаллы.
Вывод:

Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.

Развито любознательность, мышление, наблюдательность, внимание память.

 У детей накоплены конкретные представления о свойствах, формах и видах песка (сахара и соли).

5

Опыт № 2.

«Выращивание кристаллов». Чтобы вырастить кристаллы сахара, мы опять налили в стакан тёплой воды, насыпали сахар, постоянно помешивая, чтобы он быстрее растворился. Добавляли сахар до тех пор, пока он не перестал растворяться. Потом сахарную воду процедили через чистую ткань. Это мы сделали для того, чтобы грязь не попала в раствор. Для начала роста кристаллов берут затравку - маленький кристаллик, на котором и станет образовываться большой кристалл.

Через четыре дня кристаллик, оброс новыми кристаллами  из сахара.

Когда кристалл принял  красивый вид, вынули его из раствора, дали подсохнуть, покрыли бесцветным лаком.

Дети наблюдают, определяют, анализируют.

Продолжать накапливать опыт, установления   частных связей при наблюдении.

Развиты творческие способности, воображение, любознательность. Узнают что и в домашних условиях можно изготовить сахар и соль. Узнают что при большом количестве «волшебного песка» и маленьком количестве воды, «песок» не растворяется.

 6

Опыт № 3

«Плавающее яйцо».

Опустили сырое яйцо в баночку со сладкой водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий солёный раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать на поверхности. В эту банку потихоньку начали подливать пресной воды.  Яйцо стало опускаться вниз, но не утонуло. Оно плавало в середине раствора, но при этом казалось большим и круглым.

Дети наблюдают, определяют, анализируют.

После анализирования делают вывод что в сладкой воде яйцо тонет, а в соленой - нет.

7

Соль и сахар, как и снег, состоит из кристаллов. Когда мы идём по снегу, то он скрипит под ногами. Если в тарелочку насыпать «волшебный песок» и нажимать на него сухой ложечкой, то слышен хруст.

Нажимают ложечкой на соль и сахар в тарелочке.

У детей сформировано представления о свойствах «волшебного песка», хрустящее.

8

Физминутка  «Капуста».
Мы капусту рубим-рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём,

(«мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём.

(сгибание и разгибание кистей рук)

Дети выполняют упражнение за воспитателем

Снимают напряжение, восстанавливают умственную работоспособность детей, расслабляются, снимают мышечную утомленность, успокаивают нервную систему.

9

Рассказ о проведенном исследовании.

Дети делают вывод

 

Узнали что соль и сахар вредный продукт, который может нанести вред здоровью человека.

«Волшебный песок» неблагоприятно влияет на рост и развитие растений. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.

«Волшебный песок» добывают в России.

«Волшебный песок» растворяется в воде (в горячей воде соль растворяется быстрее).

Итоговое мероприятие: выставка «кристаллов» полученных в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План –конспект образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема:«Экологическая сказка про воду»

Конспект занятия по развитию речи  "Экологическая сказка про воду"включающий в себя опыты....

План-конспект экологического досуга с дошкольниками в старшей комбинированной группе Тема: «С любовью к природе».

Государственное  бюджетное  общеобразовательное  учреждениеСамарской  области  средняя  общеобразовательная  школа  №  9городского  округа  Чапае...

План конспект занятия по коммуникации детей старшей группы. Тема: «Лимерики как средство формирования у дошкольников навыков самостоятельного словотворчества» в рамках образовательной области «Речевое развитие» для детей 5 - 6 лет»

Цель: Вызвать интерес у дошкольников к самостоятельному словотворчеству. Сформировать навык подбирать рифмующиеся между собой слова, составлять лимерики на заданную тему   Развивать спо...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности дошкольников старшей группы «Моя малая Родина»

Интеграция образовательных направлений: «Социальное развитие»,  «Художественно - эстетическое развитие».Цель: развивать  у детей интерес к знаниям о малой Родине.Зада...

План - конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе для дошкольников с ТНР "Звук Ы"

Практикующим логопедам хорошо известно, что формирование фонетико-фонематических процессов является основной, первостепенной задачей при коррекции таких нарушений речи, как ОНР. Очень важно вовлечь до...