КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» Тема: «Волшебные тайны магнита»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_kazyonnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Березка» д. Рябиновщина Нолинского района
Кировской области
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Познание»
Тема: «Волшебные тайны магнита»
Автор составитель: Стяжкина Наталия Юрьевна –
воспитатель первой квалификационной категории
Пояснительная записка
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов использовать в своей деятельности более эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.
От дошкольника требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является, детское экспериментирование.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно- образное мышление.
Экспериментирование, как никакой другой метод соответствует возрастным особенностям. Дошкольник учиться ставить цели, решать проблемы, проверять их опытным путем, делать выводы
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему природную любознательность, найти ответ на множество вопросов, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этой деятельности взрослый не учитель, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять свою собственную познавательную активность.
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков).
В своей работе я использую нестандартные формы, приемы и средства организации деятельности, которые способствуют развитию познавательной активности. Применение инновационных технологий – использование ИКТ стимулирует познавательный интерес дошкольника.
Разработка была апробирована в 2013 году с детьми старшего дошкольного возраста.
Предполагаемые результаты:
- Проявление детьми инициативы в экспериментальной деятельности, наличие интереса к познанию окружающего мира.
- Развитие диалогической речи, умение общаться с взрослыми, со сверстниками.
- Умение самостоятельно выражать доброжелательность, оказывать помощь и сотрудничать со сверстниками, согласовывать свои действия с партнером, высказывать свое мнение и вносить предложение.
- Умение соблюдать правила безопасного поведения во время экспериментальной деятельности.
Цель: создание условий для развития познавательной активности у детей через экспериментальную деятельность.
Задачи:
- способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах.
- создать условия для развития любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения, желание приходить на помощь другим.
Приоритетная образовательная область – познание.
Интегрируемые образовательные области: социализация, коммуникация, музыка, безопасность, здоровье.
Оборудование:
Железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы; магниты разного вида, музыкальная шкатулка, контейнера, карточки с изображением различных предметов для игры «Найди пару», картонная «трасса» - крышка от картонной коробки, машинки с пластмассовым и металлическим корпусами, алгоритмы проведения опытов, схемы правил поведения в лаборатории, таблица-схема для занесения результатов эксперимента, шапочки волшебников, банки с водой, стаканы, скрепки.
Техническое оснащение: мультимедиа.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент, эмоциональный настрой: дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки.
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Я хочу рассказать вам одну интересную легенду: В старину рассказывали, что есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы.
Неподалеку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому, ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей.
Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был - возле той самой горы. С детства, рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает.
Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется.
Но как, ни был Магнитолик силен и отважен, гора все равно притянула его к себе.
Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.
- Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?
- Какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы? (снял доспехи, сделанные из железа).
Воспитатель показывает камень – магнитный железняк.
Воспитатель: Вот из этого камня люди научились получать магнит.
Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть, он притягивает и другие предметы?
Воспитатель: А давайте вместе узнаем, какие секреты в себе хранит магнит? И проверим, действительно ли он обладает способностью притягивать к себе различные предметы.
Воспитатель: А как же мы сможем это сделать?
Дети: Нужно взять магнит и поднести его к разным вещам и посмотреть притянул ли их магнит.
Воспитатель: Да, было бы интересно провести такой эксперимент. А я знаю, как это организовать! Я приглашаю вас в школу волшебных наук, кто хочет попасть туда вместе со мной?
Дети: Я, я, я……
Воспитатель: Здорово, значит, отправляемся все вместе! Чтобы легче было в пути и веселее, чтобы было с кем посоветоваться и быстрее справиться с заданием, давайте разобьемся на пары. Я помогу вам в этом. У меня есть предметы, они сделаны из разных материалов, я раздам вам их, а вы подберете себе пару – того, у кого будет предмет сделанный из такого же материала, как и у вас.
Дидактическая игра «Найди пару». Дети разбирают предметы и находят свою пару.
Воспитатель: Ну вот, вы и разделились на пары. Возьмите за руку своего напарника, мы отправляемся в волшебную страну. Теперь закройте глаза и начинаем обратный отсчёт от 10 до 1.
Дети считают, по окончании звучит волшебная музыка.
Воспитатель: Вот мы и прибыли в волшебную страну! Открывайте глаза. А теперь, чтобы стать похожими на волшебников, превратимся в них. Наденьте головные уборы, которые носят волшебники.
Дети одевают колпачки.
Воспитатель: А сейчас, слушайте и повторяйте волшебные слова:
Топ- топ! Хлоп – хлоп! Вокруг себя повернись
В маленьких волшебников скорее превратись!
Дети повторяют слова и выполняют соответствующие действия.
Воспитатель: Вот теперь вы настоящие волшебники, маленькие ученики школы волшебных наук. У меня тоже есть колпачок, как вы думаете, кем я могу быть в волшебной школе?
Дети высказывают свое мнение (главным волшебником).
Воспитатель: Здорово! Я согласна.
Надевает свой колпак.
Ой, я чуть было не забыла познакомить вас с правилами поведения в волшебной стране. Вспомнить эти правила вам помогут волшебные картинки.
Воспитатель вывешивает на магнитную доску картинки (поочередно) и дети рассказывают о правилах безопасности, которые нужно соблюдать:
1. Нельзя ничего брать в рот!
2. Будь осторожен со стеклянными предметами!
3. Будь осторожен с колючими предметами, не играй с ними!
Воспитатель: Ну что ж, мои волшебники, сегодня нам предстоит открыть тайны Великого магнита, сделать это вы сможете с помощью экспериментов с ним.
Итак, тайна первая, все ли может притянуть магнит? Как же нам это узнать? Какие будут ваши предложения?
Дети: Нужно взять разные предметы и поднести их к магниту.
Воспитатель: А другие предложения есть?
Дети предлагают другие (провести магнитом над предметами и посмотреть какие из них притянутся к магниту).
Ну что ж, мне нравятся ваши предположения. Решайте сами, как вам поступить.
У вас на столе вперемешку лежат предметы. Разберите предметы таким образом: в контейнер положите предметы, которые реагируют на магнит, а остальные оставьте на столе.
Самостоятельная работа в парах.
Воспитатель: Расскажите, что вы делали? И что получилось?
Дети рассказывают и делают вывод: Мы провели магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул?
Дети: Пластмассовую пуговицу, бумагу, деревянный карандаш, ластик.
Воспитатель: У меня есть волшебная шкатулка, я проведу ею над контейнерами, если вы правильно рассортировали предметы, она заиграет.
Воспитатель проносит шкатулку и проверяет правильность выполнения задания.
Воспитатель: Молодцы, мои волшебники, а теперь, для того чтобы мы запомнили и еще другим рассказали, запишем результаты эксперимента в таблице при помощи знаков «+» и « - ».
Обратите внимание, слева обозначены материалы, из которых сделаны предметы. Если материал притягивался магнитом, рядом поставьте знак «+», если нет « - ».
Работа в парах.
Дети ставят условные значки, сверяют данные с образцом на доске.
(Для тех детей, которые не умеют читать, читает педагог)
Рабочий лист «Магнит»
резина | - |
дерево | - |
железо | + |
пластмасса | - |
бумага | - |
Воспитатель: Итак, мои маленькие волшебники, какой первый секрет магнита мы узнали?
Дети: Магнит притягивает только металлические предметы.
Воспитатель: Молодцы! Но это только первый секрет магнита. Продолжим работу и узнаем другие его секреты?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда нам предстоит узнать - действует ли магнит через другие материалы?
Для этого мы проделаем следующий эксперимент.
Воспитатель демонстрирует стакан с водой и бросает в него скрепку.
Дети, как вы думаете, можно ли достать скрепку, не замочив рук и не выливая воду из стакана?
Дети выдвигают гипотезы
Воспитатель: Узнаем, как это сделать? Попробуйте расшифровать схему, лежащую на вашем столе, она подскажет, в какой последовательности выполняется этот эксперимент.
Воспитатель: Вы думаете, магнитные силы будут действовать через стекло?
Дети самостоятельно проделывают эксперимент.
Воспитатель: Кто из вас смог достать скрепку?
Дети: Я! Я! Я!
Воспитатель: Что же двигало скрепку?
Дети: Магнитная сила.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Дети делают вывод: Магнитные силы проходят через стекло.
Воспитатель: А вода не помешала магнитным силам притянуть скрепку?
Дети: Не помешала.
Воспитатель: Тогда сделаем еще один вывод о том, проходят ли магнитные силы через воду?
Дети делают вывод: Магнитные силы проходят через воду.
Воспитатель: Ребята, вы меня сегодня порадовали своей сообразительностью и находчивостью. Я хочу сделать для вас сюрприз. Берите свои магниты, они вам еще пригодятся. Пойдемте со мной на ковер. Я покажу вам фокус, смотрите внимательно и попробуйте разгадать секрет этого фокуса. Но я должна вас предупредить, вы должны сохранять полную тишину, иначе фокус не получится, согласны?
Воспитатель проделывает фокус «Магнитные гонки».
Воспитатель: Кто разгадал секрет моего фокуса?
Дети: Машинки двигались с помощью магнита.
Воспитатель: Попробуйте повторить фокус сами.
Воспитатель дает детям пластмассовые машинки. Фокус не получается. Почему?
Дети высказывают свои догадки.
Воспитатель: Я предлагаю вам обследовать машинки и сравнить их.
Дети рассматривают машинки.
Дети: Одна машинка пластмассовая, а другая из металла.
Воспитатель: Ну и что? Пластмассовая легче, быстрее должна ехать!
Дети: Нет, магнит притягивает только металлические предметы!
Воспитатель: Молодцы ребята, разгадали мой секрет. А картонная коробка не мешает магнитным силам?
Дети делают вывод: Нет, не помешала, картон пропускает магнитные силы.
Воспитатель: Ой, ребята мы тут совсем заигрались и забыли о времени, но нам надо возвращаться в детский сад, хоть и интересно было в волшебной стране.
Снимайте колпачки, становитесь в круг (дети встают в круг), закрывайте глаза. Начинаем обратный отсчёт от 10 до 1.
Дети считают, по окончании звучит волшебная музыка.
Воспитатель: Вот мы и прибыли в детский сад! Открывайте глаза. Наше путешествие закончилось. Ой, а что это за коробочка?
Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку.
Дети: Это волшебная шкатулка из школы волшебных наук!
Воспитатель: Наверное, волшебники сделали нам подарок. Посмотрим, что в ней.
Дети открывают волшебную шкатулку, а там магнит.
Воспитатель: Магнит. А зачем он нам нужен? Где он используется?
Дети перечисляют, где используется магнит.
Показ презентации «Волшебный магнит»
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось сегодня быть волшебниками? Если понравилось, поставьте магнитик к радостному солнечному зайчику, а если не понравилось – к грустному.
Мне тоже понравилось сегодня быть с вами волшебницей. У меня есть для вас маленький сюрприз. Это диск с мультфильмом «Лунтик и магнит».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область "Познание". Тема: "Волшебная бумага".
Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги - точное копирование рисунка; развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости; разви...
Конспект непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область: «Познание» Тема: «Снежные комочки»
МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» Конспект непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область: «Познание»Тема: «Снеж...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» Тема: «Путешествие со звездочетом»
МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» Конспект непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область: «Познание»Тема: «Путешестви...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» Тема: «Водичка-водичка»
МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» Конспект непосредственно образовательной деятельности....
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» Тема: «Математика»
МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» Конспект непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область: «По...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности (образовательная область познание) Тема: «Мы всегда спешим на помощь»
Применяемая технология: ТРИЗ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» Тема: «Путешествие к звездам»
Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений.Задачи:-закрепление знаний прямого счета в пределах пяти-умение находить посл...