"Воздух- загадка" Область познание(средняя группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Магдалинова Галина Сергеевна

Данное занятие можно разделить на 2. Занятие- исследование, где дети узнают многое овоздухе, о котором и не задумывались в своем возрасте. Превращаясь в ученых понимают его свойства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию в средней группе «Воздух загадка».

Воспитатель: Магдалинова Г.С. БДОУ №9

Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское эксперементирование.

Задачи:

Образовательные:

  • Создать условия для получения детьми знаний о воздухе,
  • Дать возможность при помощи взрослых узнать об использовании воздуха,
  • Сформировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения.

Развивающие:

  • Развивать стремление к познанию через эксперементально-исследовательскую деятельность.
  • Развивать речь детей, учить отвечать полными ответами, активизировать словарь детей, умение делать выводы.

Воспитательные:

  • Продолжать способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств. Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.
  •  Продолжать воспитывать доброжелательность между детьми при совместной коллективной работе.

Оздоровительные:

  • Физкультминутка.

Методы и приемы:

Словестный (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);

Наглядный;

Игровой;

Практический (эксперимент);

Педагогические технологии: проблемное обучение.

Оборудование:

Ход занятия:

Раздается стук в дверь группы, на пороге почтальон с письмом в руках.

Протягивает письмо воспитателю и говорит, что оно из города «Почемучек» страны «Нетландии».

В: Ребята, давайте его откроем, что нам написали? Ой, тут какая-то загадка, Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (воздух)

В:Для чего нам нужен воздух? (слушаются ответы детей). Сделайте глубокий вдох, выдох.

В: Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.

А каким воздухом полезно дышать?(ответы детей).

В: Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? (ответы детей).

В:А кому ещё нужен воздух? (ответы детей).

В:Правильно, всему живому.

И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. И поможем жителям из страны «Нетландии» разобраться, что же такое воздух. Пришло время побыть немного волшебниками, прошу всех Вас пройти в нашу лабораторию(дети подходят к вешалке одевают халаты и проходят в «лабораторию».

В: Ребята, мы с вами можем видеть воздух? (ответы детей), правильно нет, так давайте раскроем тайну, где спрятался воздух?

Опыт 1.

Показать детям пустой прозрачный пакет и спросить: «Что в пакете?». Конечно же, дети  скажут, что в пакете ничего нет. Тогда воспитатель  отворачивается и раскрывает пакет, набирает в него воздух и закручивает край пакета так, чтобы воздух из него не мог выйти. Пакет станет упругим. Поворачивается  к детям и показывает им, что стало с пакетом, спросите, что в пакете.

Пусть дети потрогают пакет. Поставить большой палец вниз, а остальные пальцы вверх и сжать пакет — станет понятно, что в нем что-то есть. Пусть и дети попробуют так сжимать пакет. После этого вместе с ребятами открыть пакет. Воздух выйдет, и пакет перестанет быть упругим. Делаем выводы. Что же такое было в пакете? Это был воздух. А почему же его было не видно? Потому что воздух прозрачный, невидимый, бесцветный. Попросить детей самостоятельно проделать такой опыт.

В: Ребята, а давайте все-таки попробуем увидеть воздух, ведь мы свами немного волшебники! Как увидеть воздух?

Опыт 2.

Дать ребятам трубочку для коктейля и стаканчик с водой. Попросите подуть через трубочку на свою ладошку. Что почувствовала ладошка? Дети почувствуют движение воздуха – ветерок. Расскажите, что воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем. Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим? Давайте попробуем.

Пусть дети  погрузят трубочку в стакан с водой и подуют. На воде появились пузырьки. Делаем вывод. Откуда взялись пузырьки? Это воздух, который мы выдыхали. Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? Воздушные пузырьки плывут вверх, потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет. Можно предложить детям надуть воздушный шарик и опустите его отверстием в воду. Шарик будет сдуваться, а воздух начнет выходить пузырьками на поверхность воды.

В: Ребята а как вы думаете где бывает воздух? (выслушиваются ответы детей), для этого мы проделаем наш следующий опыт

Опыт 3.

Для этого опыта  дети берут  одноразовые стаканчики,  наливают  в них воду. В стаканчик бросают кусочек пластилина, глину, землю, кусочек поролоновой губки. Рассматриваем  пузырьки, которые появились в воде. Делаем выводы. Что изменилось? Откуда взялись пузырьки воздуха дети  уже знают из предыдущего опыта, что это воздух выходит с пузырьками. Значит, в  земле есть воздух. Попросить детей догадаться, зачем нужно рыхлить землю. Показать детям, как  рыхлить землю в горшках комнатных растений. Землю рыхлят, чтобы в нее попал воздух. Воздух нужен не только людям, он нужен и растениям, чтобы они хорошо росли. Если в земле нет воздуха, то растение плохо развивается и растет чахлым. (Можно дать желающим палочку, чтобы они помогли рыхлить землю по окончанию проведения познавательного занятия).
Далее детям дается время провести эксперимент на обнаружение воздуха и с любыми другими материалами(камни, резиновые шарики, мелкие пластиковые предметы, кора дерева). Наличие большого количества пузырьков покажет детям есть ли в используемых предметах воздух. Очень нравится дошколятам и такой «фокус с воздухом».

В: Ребята, а сколько места занимает воздух? (ответы детей).

В: Сейчас, дети, немного отвлечемся, встанем из-за наших столиков и немного разомнемся.

Физминутка.

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

В: Прошу всех пройти на свои места.

Опыт 4.

В: Что будет,  если в воду бросить бумагу? Она размокнет. А можно ли достать бумагу сухую из воды?
Берется  обычный стеклянный стакан и прикрепляется  ко дну кусочек салфетки.  Дети  должны обязательно убедиться, что бумага сухая! В та с водой погрузить стакан. Достать. Бумага сухая! Как это получилось? Воды не было в стакане? Что же в нем было?
Делаем вывод.  В стакане был воздух, и он не дал возможности воде намочить бумагу.
Проверяем, действительно ли воздух был в стакане. Снова погружаем стакан в воду и чуть приподнимаем один его край. На поверхность воды вышел большой пузырь. Это выходит воздух.
Делаем вывод, оказывается, воздух – это не пустота! Воздух хотя и невидим, но занимает место!

Дети повторяют подобное самостоятельно.

В: Детки, а движется ли воздух?

Опыт 5. 

Сначала воспитатель показывает па примере свечи, что воздух двигается, подув на нее, с начало медленно, спокойно, после сильно. Делаем вывод, по направлению свечи можно отследить движение воздуха.

Воспитанникам предлагается поиграть в игру «Морской бой».

Задача – выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Оборудование – емкость с водой, бумага (прямоугольник) для корабликов.

     Воспитатель  вместе с детьми обсуждает, что может произойти с лодками,    если будет сильный ветер (они могут утонуть. Дети с помощью воспитателя делают бумажные кораблики,  делятся на рапы, опускают свои кораблики на воду (заранее была приготовлена емкость с теплой водой)и дуют на лодки друг друга (одновременно или по очереди), пока чья-нибудь не перевернется. Воспитатель определяет победителей, обсуждает, как дуть, чтобы ветер был сильнее и резче (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать). Делаем выводы.

В: Наш эксперимент подошёл к концу, вы все были внимательными, активными. Уважаемые ребята, вас сегодня родители разберут по домам, надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, и сможете придумать новые. Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие научные сотрудники. Спасибо за работу!

В: Ну а сейчас, мои хорошие, мы немного поиграем, я вам раздам мыльные пузыри и мы проведем конкурс «Самый большой пузырь». По ходу конкурса выясняется, почему надувается и лопается мыльный пузырь (в каплю воды попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвешь его оболочку).

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность, область "Познание", средняя группа

Непосредственно образовательная деятельностьКонспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе.Образовательные задачи.Совершенствовать навыки счета в пределах 5.Формировать ум...

Методическая разработка ( образовательная область "Познание", средняя группа) по теме "На ракете в Цифроград"

Данный конспект занятия по ФЭМП направлен на закрепление знаний детей среднего дошкольного возраста о цифрах в пределах 7, на умение соотносить цифру с количеством; упражнять в счёте; закреплять знани...

Конспект - физическая культура и познание- средняя группа "Правила дорожного движения"

Программное  содержание:- закреплять навыки ходьбы по уменьшенной опоре по склонной плоскости;- тренировать в прыжках с небольшой высоты;- уточнять и обобщать знания детей о правилах дорожного дв...

Конспект НОД "Море бывает в беде" в области ."Познание" - средняя группа.

Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Познакомить с тем, что человек своей деятельностью загрязняет море:от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности ОО «Познание» средней группы с использованием элементов технологии ТРИЗ-РТВ «Путешествие в Страну Веселых Человечков»

ЦЕЛЬ. Создать условия для формирования  математических представлений. ЗАДАЧИ.Образовательные.Продолжать знакомить детей с цифрами,  соотносить цифру с числовой карточкой. Составля...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности ОО «Познание» средней группы с использованием элементов технологии ТРИЗ-РТВ «Путешествие в Страну Веселых Человечков»

ЦЕЛЬ. Создать условия для формирования  математических представлений. ЗАДАЧИ.Образовательные.Продолжать знакомить детей с цифрами,  соотносить цифру с числовой карточкой. Составлять узо...

Непосредственная образовательная деятельность - образовательная область «Познание». Средняя группа.

Обобщить и систематизировать знания детей о лесе; формировать у детей установку на ЗОЖ, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы....