План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной группы «Осенний мир насекомых» с использованием ИКТ и ТРИЗ.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, расширять представления детей о насекомых, как живых существах, живущих на земле, знакомить с их разнообразием; продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку. Развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи (поведение насекомых – время года). Воспитывать любознательность и желание защищать насекомых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osenniy_mir_nasekomyh.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект непосредственно образовательной деятельности
с дошкольниками подготовительной группы
«Осенний мир насекомых» с использованием ИКТ и ТРИЗ.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художестенно-эстетическое развитие», «физическое развитие», «речевое развитие».
Задачи:
«Познавательное развитие»: устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, расширять представления детей о насекомых, как живых существах, живущих на земле, знакомить с их разнообразием; продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку. Развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи (поведение насекомых – время года). Воспитывать любознательность и желание защищать насекомых. Активизировать познавательный интерес к природе. Учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
«Социально-коммуникативное развитие»: приобщать детей к элементарным правилам взаимодействия со сверстниками в процессе деятельности, толерантное отношение к ближнему, умение слушать друг друга. Создать атмосферу творческого поиска.
«Речевое развитие»: актуализация и активизация словаря. Помогать детям активно, правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять слова. Поощрять попытки детей по собственной инициативе рассказывать о представленном для обозрения объекте природы или явлении. Продолжать развивать речь как средство общения.
«Художественно-эстетическое развитие»: развивать творческое воображение, умение с помощью эмпатии вживаться в образ, передавая характерные особенности насекомых, развивать творчество и воображение.
«Физическое развитие» развивать двигательную активность и умение сочетать движение с музыкой.
Методы и приемы:
Практические – работа со схемами, рисование, игра, игровое упражнение;
словесные - беседы, вопросы, загадки, рассказ о наблюдениях;
наглядные – наблюдения.
Материалы и оборудования: Электронное методическое пособие «Обитатели леса», домашние заготовки о наблюдениях (иллюстрации о насекомых, фотографии, коллекции), шапочки (паук, муравей, бабочка, стрекоза), «Жалобная книга», значки «Знатоки природы», презентация «Насекомые в загадках».
Предварительная работа: наблюдение за насекомыми летом и осенью во время прогулок; рассматривание иллюстраций с изображением насекомых; чтение художественной и природоведческой литературы.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации |
Игровая деятельность | 1.Игровое упражнение «Жалобная книга» Цель: Закрепить умение логически мыслить. |
Коммуникативная деятельность | 1.Беседа «Куда осенью исчезают насекомые» Цель: формировать умение быть доброжелательными и корректными собеседниками. Умеют вести повествование, делится своими впечатлениями о наблюдениях. 2.Вопросы Цель: формировать умение вести скоординированный диалог, отвечая на вопросы и задавая вопросы на интересующую тему. |
Познавательно — исследовательская | 1. Загадки о насекомых Цель: описывать насекомых, составляя загадку. 2. «Домашние наблюдения» Цель: развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей. |
Двигательная активность | 1.Игра «Пауки и мухи». Цель: активизация двигательной активности детей. |
Художественное творчество | 1. Игра – имитация «Отгадай, кого я загадал?» Цель: совершенствовать умения импровизировать. |
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1.Включает детей в образовательную деятельность. Заходит грустная хозяйка леса (воспитатель), в руках у неё «Жалобная книга»: Здравствуйте ребята. Я хозяйка леса. У меня в руках жалобная книга. Я обошла, все свои владения и повсюду слышала жалобные голоса растений, насекомых и животных. Обращает внимание на экран (Электронное методическое пособие «Обитатели леса» слайд №1-5: Сейчас я вам расскажу, что я слышала, может, вы мне поможете. Раньше в лесу была замечательная полянка, там было очень красиво, но пришли туристы и берёзку на дрова срубили. На других деревьях ободрали кору, и теперь они засохнут и погибнут. Забросали полянку пустыми банками, грязной бумагой) Как же помочь полянке? | Проявляют интерес к предстоящей теме. | Поставленная задача принята детьми, есть мотивация к сотрудничеству. |
2.Слайд №6 ЭМП (Жалуются муравьи: «Мы такие крохотные, что самая маленькая хворостина для нас как бревно. Из тысячи и тысячи брёвен – хворостинок создан наш дом – муравейник. А для многих людей ничего не стоит пнуть муравейник ногой. Для них забава, а для нас беда. Пожалейте нас»). Беседа о насекомых. Задаёт вопросы: муравей это насекомое? А каких вы ещё знаете насекомых? Как передвигаются? Чем питаются? Как спасаются от врагов? Почему осенью их становится меньше? | Внимательно воспринимают информацию. Отвечают на поставленные вопросы | Вызван интерес к деятельности, обследованию предмета. Сформировано умение вести скоординированный диалог между воспитателем и детьми, между детьми. |
3.Презентация загадок о насекомых (Слайд №7 ЭМП) Уточняет: если вписать в пустые клеточки верную отгадку, то на экране появится этот обитатель леса. | Дети подходят к интерактивной доске отгадывают загадки о насекомых, вписывают названия (одновременно на экране появляется изображение насекомого) | Умеют отгадывать загадки, знают характерные признаки насекомых. Формируем умение проводить звуковой анализ слов. |
4. Игра – имитация «Отгадай, кого я загадал?» | Дети выбирают ободок – шапочку, подходящую по цвету к его любимому насекомому, и при помощи движений и звукоподражания передает образ насекомого, а остальные дети отгадывают. | Активизирована двигательная активность детей. |
5. «Домашние наблюдения» Воспитатель предлагает поделиться своими домашними наблюдениями за насекомыми, которые дети проводили вместе с родителями. | Дети делятся своими наблюдениями. Рассказывают и показывают фотографии, сделанные родителями во время наблюдений: паук, сидит в засаде, он лапкой держит натянутую паутинку, прикреплённую другим концом к паутине. Муха, попав в паутину, сотрясает её, ниточка дёргает паука за ногу и он узнает, что в паутину попалась добыча; Если паук забился в угол – к сильному ветру; Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закупоривают входы в него; Когда пчелы летят к своим ульям, то скоро будет дождь. Паук не раскидывает сетей перед бурей или перед дождем; Если паук принимается за работу над новой сетью, то погода скоро переменится к лучшему; Если много комаров – готовь короб для ягод; Много паутинок на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме; Светляки ярко горят в траве – на хорошую погоду; Комары и мошки вьются столбом в воздухе - к хорошей погоде; Муравьи, перед наступлением суровой зимы строят большой муравейник; Если вы увидите комаров осенью, то предстоит теплая зима. | Развито экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей. Умеют вести повествование, делится своими впечатлениями о наблюдениях. |
6. Показ слайдов ЭМП №8-12 (Куда осенью исчезают насекомые?) Большинство бабочек погибает с первыми холодами. Но некоторые забираются под кору деревьев, в щели заборов, домов и там зимуют. Большинство зимующих гусениц зарываются в лесную подстилку или, как и бабочки, забираются в отставшую от стволов деревьев кору, в трухлявые пни и другие места. Многие гусеницы бабочек, зимующие в стадии куколки, зарываются в землю и там окукливаются. А некоторые окукливаются там, где не заметна их камуфляжная окраска. У представителей отряда перепончатокрылых (ос, шмелей) зимуют оплодотворённые самки, забившись в щели трухлявых пней, под стволы упавших деревьев, именно там их и можно найти зимой. Личинки жука бронзовки золотистой зимуют в компостных кучах. Перегнивающий компост выделяет тепло, и личинки благополучно доживают до весны. В гниющих древесных опилках проводят зиму личинки жуков-носорогов. Зимуют и представители отряда двукрылых — мухи, их часто можно видеть между оконными рамами. Многие насекомые и их личинки зимуют в воде. Например, крупные жуки плавунцы окаймлённые. Зимой живое племя насекомых исчезает из поля нашего зрения. Под снежным покровом они ждут часа праздничного возрождения — долгожданной весны. | Дети внимательно слушают, воспринимают информацию. | Развито умение слушать, не перебивая. Сформировано представление о взаимосвязи природных условий и жизни насекомых с приходом осени. Умеют быть доброжелательными и корректными собеседниками. |
7. Игра «Пауки и мухи». Хозяйка леса (воспитатель) предлагает всем вместе поиграть в игру «Пауки и мухи». | Дети выполняют движения согласно правилам игры | Развиты самостоятельность и творчество в двигательной деятельности. Сформирована правильная осанка. |
8.«Сюрпризный момент» Выходит паук с корзиной угощений: Пусть звенят песенки – росинки, Я бегу по паутинке, Я не злой, не злой совсем, Мух – красавиц я не ем. Вам на праздничный обед Вкусных я принёс конфет. Это угощенье – ну просто объеденье! Хозяйка леса (воспитатель). Спасибо, ребята, вы меня порадовали. А теперь я пойду в лес к своим растениям, животным и насекомым, расскажу им, где я была и познакомилась с хорошими ребятами, которые будут заботиться, и беречь всё живое и неживое в природе. | Развивать эмоции, возникающие в ходе совместной деятельности. Развито умение выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные средства выразительности. |
Литература
1. Шиленок Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников / Дошкольное воспитание, 1992. № 7-8.
2. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Дошкольное воспи-тание. 2005. № 7.
3. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию / Дошкольное воспитание. 2005. №7.
4. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании / Дошкольное воспитание. 2005. № 7.
5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. / М.: Карапуз, 2000.
6. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников./ Дошкольное образование 2004. № 11.
7. Ушакова О.Д. Загадки, считалки и скороговорки: Словарик школьника./ СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Золотая осень"
Конспект, развивающий способность детей составлять описательный рассказ осеннего содержания, активизировать в речи детей сравнения и метафоры, · развивать речевое дыхание,· вырабаты...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на основе использования ИКТ Тема: «Путешествие по сказкам»
Конспект позволяет в доступной, привлекательной и игровой форме вызвать интерес к содержанию знакомой сказки через использование ИКТ...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы «Зима-портниха» с использованием ИКТ.
систематизация знаний детей о времени года (зима), с использованием наглядных пособий (мнемотаблиц)....
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы «Одежда. Словообразование», с использованием ИКТ.
расширение и активизация словаря (существительные, прилагательные, глаголы) по лексической теме «Одежда». Закрепление употребления предлогов «с», «в», «на», «из» (платье с карманом, с манжетами и т.д....
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной группы «Электрические помощники», с использованием ИКТ.
воспитывать аккуратное обращение с электроприборами, закрепить и систематизировать представления об электрических приборах и действиях, совершаемых с их помощью; познакомить детей с правилами техники ...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группы «Приключения Снеговика» посредством ТРИЗ и РТВ технологий.
упражнять составлять сложные предложения, отвечая на поисковые вопросы педагога; закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи; развивать воображение и фантазию детей; способствовать развит...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы « Поможем Осени» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»
Тема: « Поможем Осени»Интеграция образовательных областей:«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&ra...