ОО с ИКТ Животные степи
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Обухова Галина Витальевна

 Образовательная  область по познавательному развитию  

 (ознакомление с миром природы) с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oo_s_ikt_zhivotnye_stepi.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Алёнушка»

Моя малая Родина

Конспект

 Образовательная  область по познавательному развитию  

 (ознакомление с миром природы) с использованием ИКТ

 Тема:  «Животные степи»

  старшая группа

                                                                                                   Обухова Г.В.

                                                                                            Воспитатель

Городовиковск

2014 год

Цель:

Познакомить детей с особенностями природных условий степи малой Родины;  Образом жизни животных;

Приобщение детей к калмыцкой национальной культуре;

Развитие  у детей способности наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы;

Задачи:

- обучающие: формировать у детей представление о животных Калмыкии (сайгак, тушканчик, суслик, хомяк), их внешнем виде, образе жизни и повадках;

- развивающие: развивать познавательный интерес ко всему живому; развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы;

- воспитательные: воспитывать эмоциональное и бережное отношение к животным, чувство эмпатии к родной природе.

Воспитывать любовь  и уважение к малой Родине, национальной  культуре.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Планируемые результаты: имеет элементарные представление о том, что  республика Калмыкии - Элиста, поддерживает беседу с педагогом; выражает положительные эмоции при прослушивании художественного произведения (стихов), музыкального произведения, знает животных Калмыкии.

Методы и приёмы: игровой, словесный, наглядный. Аудиозаписи национальных мотивов, игрушка - верблюжонок

Материал и оборудование:   Средства ИКТ: презентация, проектор, экран                      ( слайды животных Калмыкии), игрушка – верблюжонок,  картинки животных -  тушканчик, суслик, хомяк, «хвостики» - для подвижной игры, ватман, цветные карандаши.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с картинками животных степи Калмыкии, просмотр видеоролика о жизни животных, чтение художественной литературы и стихов,  разгадывание загадок.

Проблемная ситуация: Помочь верблюду найти друзей, которые живут в степи.

Содержание организованной деятельности детей:

 Звучит музыка - национальные мотивы.

  1. Игровой сюрпризный момент.

В гости к детям приходит верблюжонок. 

Веселился на лужайке
Верблюжонок в рыжей майке... 
В рыжей майке он родился – 
Потому и веселился.

Верблюжонок: — Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать? (Ответы детей).

Я предлагаю вам отправиться в степь, помогите найти мне моих друзей.

Воспитатель предлагает детям посмотреть на экран.

Слайд 1     (фото верблюда)

Это друг нашего верблюжонка.

Где он живёт? (ответы детей)

Слайд 2

- Что вы видите на картинке? (ответы детей)

-Правильно – это степь весной. А какая степь весной?

- Растут ли в степях деревья?

Весна - чудесное время в Калмыкии. Вся степь зеленеет. Как вы думаете почему? Земля еще пропитана талой водой. Но летом стоит такая жара, что вода очень быстро испаряется,  и растения не успевают вдоволь напиться.

Где же они берут воду летом? У степных растений очень длинные и густые корни, которые берут влагу из земли.

  • Как вы думаете, какие животные живут в этих местах? (ответы детей)
  • Травоядные. Раньше их было очень много: дикие лошади, сайгаки.
  • Но люди все больше места в степях занимали под поля  пастбища. Негде стало жить крупным травоядным животным.
  • Дикие лошади вымерли.

Слайд 3 (воспитатель обращает внимание на фото сайгака и просит описать его)

  • Сайгаков осталось очень мало, их даже занесли в Красную книгу.

Верблюжонок: Сейчас в степи много грызунов.

Отгадаете мои загадки, тогда и узнаете этих животных.

  1. Загадки о животных:

Позапасливее всех я: 
У меня, друзья, щека 
Вроде сумки для орехов 
Или, скажем, вещмешка. 

Проживает не в горе –  
В тёмной, земляной норе.
Там он спит и там он ест,
Выглянув, глядит окрест.
Смотрит влево, смотрит вправо,
Хвост пушистый свой расправив,
Греет солнцем нежный мех… (суслик)

Слайд 4-5 (фото суслика)

Воспитатель просит описать сусликов.

- Суслики — самые осторожные животные. Они становятся на задние лапки и смотрят вдаль: не бежит ли лиса? Не летит ли орел? Не ползет ли змея? И самые наблюдательные из них получают автомобильным бампером в лоб. Суслики живут колониями, в норах, которые выкапывают сами. Длина норы и её устройство зависят от вида суслика и конкретного ландшафта.                              Суслики известны своей привычкой при опасности вставать «столбиком» и издавать характерные свистящие звуки. При этом часто сусликов не видно, а они есть.  На холодный период года суслики впадают в спячку.

Верблюжонок:   Слушайте следующую загадку. 

Вы знаете, я встретил  зверёнка.
Ни медвежонка, ни какого-там козленка.
Глазищи добрые на маленькой мордашке,
Большие уши, как у Чебурашки,
На хвостик прицепился одуванчик,                                                                                          Ой, как же мне понравился … тушканчик!

Слайд 6-7 (фото тушканчика)

Воспитатель спрашивает, кого дети видят на фото и просит описать тушканчика.

-Это тушканчики. Их норы находятся глубоко под землей, там не так жарко.        А пищу они себе находят на поверхности.

Тушканчики — типично ночные животные, появляющиеся на поверхности только с наступлением темноты. Перед рассветом они прячутся в норы, которые строят сами. Нора тушканчика устроена так: главный ход, идущий наклонно под поверхностью, с одним или несколькими ' слепыми запасными ходами, подходящими почти к поверхности. Главный ход на день закупоривается земляной пробкой, которая называется копеечкой. Зимний период тушканчики проводят в глубокой спячке в своих норах. Весной и летом происходит размножение зверьков, самка рождает 1—8 детенышей (обычно 2—5). Пищей тушканчикам служат семена различных растений, луковицы лилейных, которые они выкапывают из грунта, оставляя характерные копанки. Тушканчик занесен в Красную книгу. Тушканчик прыгает на длинных задних лапах, балансируя длинным хвостом с кисточкой. Этим он похож на кенгуру.

Передние лапки он использует только для неторопливого передвижения, роет ими землю, берет пищу. Зато  на задних,  может совершать двухметровые прыжки, а убегая, развивает скорость до пятидесяти километров в час. А сам меньше ежика! Его постоянные норы до трех метров глубиной, сложного строения, с запасными выходами. Для зимней спячки тушканчик готовит помещение под землей еще глубже и теплее. Поедает он и насекомых. В длину прыгает вот так (показ рулеткой 2 м), в высоту может подпрыгнуть вот так (показ рулеткой 50 см).
Хвост для тушканчика и подпорка – тушканчик на него опирается, когда сидит, и толкач – тушканчик отталкивается им от земли при прыжках, и руль – он в прыжках помогает сохранять равновесие, и указатель – хвостом можно указать, просигналить другим тушканчикам: «Я здесь!», и обманщик – спасаясь от врага, взмахнет тушканчик хвостом вправо, сам прыгнет влево и промахнется хищный враг.                                                                                                                                          

3. Пальчиковая гимнастика «Тушканчик»

Наш тушканчик хочет спать,
Не нужна ему кровать.
Ну и соня, что за соня,
Улегся прямо на ладони.                                                                                                            
Дети растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать мизинцы, касаясь подушечками соответствующей ладони.  А сейчас мы немного попрыгаем. Постараемся прыгать как тушканчики – зигзагами.                            Прыгайте легко, приземляйтесь на носки.

4.Дидактическая игра « Найди и назови лишнюю картинку».

 Дети рассматривают картинки и называют лишнюю, показывают только те, на которых изображены животные степи. Называют их, и рассказывают о них в двух, трёх предложениях: внешний вид и чем питаются.

5. Загадка:

Мы зверька, конечно, знаем,
Мигом, тут же угадаем.
Он совсем уж небольшой,
Хоть грызун, но он не злой.

Любит в клетке прошуршать,
Также любит поиграть.
Отгадаем что и как,
Дети, это же 
ХОМЯК!

Слайд 8-9    (фото хомяка)

Хомяк очень красив. С этим согласится большинство читателей, взглянув на цветное изображение зверя. Величиной он с очень крупного пасюка (длина тела 25—30 см). Иногда встречаются почти черные или черно-белые экземпляры. Хомяки живут в степных районах Калмыкии  и лесостепных районах юга Европы.

6. Воспитатель предлагает  поиграть в подвижную игру:  «Хвосты»

( на полу разложены обручи – это домики зверушек,  раздаёт  детям плетёные «хвостики», дети прикрепляют  их сзади – как хвосты у тушканчика.  

По считалке выбирается водящий: «Апчин  чипчин, келмн  зелмн, харда  барда, чикн  таш.

Дети двигаются под  быструю музыку,  играют, прыгают, бегают. По сигналу -«опасность»  должны убежать в «домики» – обручи,  не потеряв хвостика,                        а водящий должен, как можно больше  хвостов сорвать у зверушек).

7. Рисование коллективное на ватмане:  «Весна в степи»                                   (звучит инструментальная музыка  П. Чонкушов,  сл. Д. Кугультинова             песня  «Как ты прекрасна степь моя в апреле»)

8. Рефлексия.  В каких животных превращались,  что рисовали, какую музыку слушали? Что понравилось, каких животных запомнили, где они живут?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Животные степи"

Презентация "Животные Степи"...

Раскраска "Животные степей"

Материал для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста....

Проект "Животные Кулундинской степи"

Проект "Животные Кулундинской степи"...

НОД «Знакомство зайца Степана с животными жарких стран».

Занятие  по уточнению знаний детей о животных жарких стран. Направленное на формирование у детей старшего возраста  желания бережного отношения к природе,  развитие познавательных...

Конспект занятия в средней группе по нетрадиционному рисованию тычком жесткой кистью «Животные степи»

Конспект занятия в средней группе по нетрадиционному рисованию тычком жесткой кистью «Животные степи»Задачи:• Учить рисовать животных, обитающих в степи, в нетрадиционной технике...

Интегрированное занятие «Животные степи» (старшая группа)

Интегрированное занятие «Животные степи»(старшая группа)...

конспект занятия " Животные степи"

Конспект логопедического занятия « Животные степи»Цель:Систематизировать знания детей по теме. Использовать знания детей в создании игрового образа. Уметь внимательно слушать педагога, быс...