НОД «Знакомство зайца Степана с животными жарких стран».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Андреева Наталья Викторовна

 Занятие  по уточнению знаний детей о животных жарких стран. Направленное на формирование у детей старшего возраста  желания бережного отношения к природе,  развитие познавательных способностей   воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта мероприятия

Разработала воспитатель первой категории Андреева Наталья Викторовн воспитатель ГБДОУ детский сад № 49 Калининского района Санкт - Петербурга

Тема, форма проведения

НОД «Знакомство зайца Степана с животными жарких стран».

Цели, задачи

Цель. Уточнение знаний детей о животных жарких стран. Развитие познавательных способностей   воспитанников.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Расширять знания детей о животных жарких стран. Формировать представления о зависимости внешнего вида, способов питания животных от среды обитания.
  2. Расширять представления детей о материках, климатических условиях жарких стран.
  3. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой.

Развивающие задачи:

  1. Развить познавательного интереса у детей к жизни живых обитателей Земли.
  2. Развивать умения работы с мнемотаблицей.
  3. Уточнять и активизировать словарь. Развивать лексико-грамматическую сторону речи.
  4. Активизировать двигательную активность через выполнение имитационных движений, динамических пауз.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать стремление изучать и сохранять живую и не живую природу.

2. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

3.

Планируемые результаты

Уточнение знаний детей о животных жарких стран. Формирование желания бережного отношения к природе. Развитие познавательных способностей   воспитанников.

4.

Этапы работы

  1. Подготовительный этап:

Подбор методической, научной и художественной литературы. Рассматривание, чтение познавательных энциклопедий, художественной литературы о жизни животных жарких стран, их среды обитания.

Изучение географической карты, глобуса. Просмотр документальных фильмов о жизни животных жарких стран, климатических условиях их существования.

Подготовка атрибутов и наглядного материала к НОД:

Карточки «признаки живого», картинки с изображением животных жарких стран, глобус, географическая карта, мольберты, игровой персонаж, мяч,

листы с заданием по нахождению предметов, простые карандаши;

съёмный носитель с музыкальным сопровождением, презентацией, ноутбук.

  1. Основной этап.        

Вводная часть. Создание эмоционально-положительного фона.

(Дети стоят полукругом, передними мольберт, глобус, географическая карта, картинки с животными жарких стран)

Воспитатель: - Дорогие ребята, я очень рада быть сегодня вместе с вами! Я знаю, что вы любознательны, позитивны, любите узнавать что-то новое! И так, начнем мы с шутки!

Координация речи с движением

Не идётся и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато отлично падается!

Почему ж никто не радуется?  (В. Берестов)

Воспитатель: - Зима принесла нам много сюрпризов: снегопады, морозы, метели, оттепели!

Но, несмотря на это, мы сегодня вместе.

Воспитатель: - Что бы вы сегодня хотели пожелать друг другу: добра, вдохновения, удачи, мудрости, побед, хорошего настроения!

(дети произносят пожелания и рассаживаются на стулья вокруг мольберта).

Воспитатель: - Сегодня утром я услышала какой- то шорох в коробочке. Степан наш что-то придумал!?

(достать из коробочки зайца)

Посмотрите, какой головной убор на Степане?  Как вы думаете, для чего он ему?

Воспитатель: - Согласна с вами. Для того, чтобы не было солнечного удара, солнце не светило в глаза.

Воспитатель: - В каких странах этот головной убор ему пригодится?                    

Активная часть.

Воспитатель: - Соскучился Степан по теплу, солнышку. Вот что он мне рассказал:

В жарких странах носороги просто ходят по дороге.

Мокнут в речке бегемоты, львы выходят на охоту.

Стайкой движутся жирафы и могучие слоны. Вы всему удивлены!

Воспитатель: - Сколько животных было названо? (5) Разместите на мольберте картинки с животными в той последовательности, в которой они были перечислены. (картинки с животными выставляются на мольберт детьми)

Воспитатель - Давайте поделимся со Степаном знаниями о жарких странах!

Воспитатель: - Это глобус - уменьшенная модель Земли. (демонстрация глобуса)

Воспитатель: - По середине земного шара проходит воображаемая линия, которая называется экватором.  На экватор и по обе стороны от него попадает больше всего солнечных лучей. Поэтому там всегда жарко, лето круглый год. Солнце здесь не только светит, но и греет!  (демонстрация солнца и Земного шара).

Воспитатель: -  Экватор как бы делит Землю на две половинки —  два полушария.

Воспитатель: - Как они называются? (Северное и Южное полушария) Крайние точки полушарий называются Северный полюс и Южный полюс. Это самые холодные места на Земле. Здесь вечные льды и морозы.

Воспитатель: - А как вы думаете, почему на полюсах всегда морозы и снега?  На полюса попадает очень мало солнечных лучей. Лучи слегка лишь касаются земли.

Воспитатель: - Жаркие страны –  это не только пустыни. Это саванны– полупустыни, плодородные степи, влажные тропические леса - джунгли. 

Воспитатель: - Покажите, где на географической карте располагаются жаркие страны? (Материки Африка, Австралия, Южная Америка, полуостров Индостан)

Воспитатель: - А давайте подумаем: что хорошего и что плохого есть в жизни жарких стран? Ответе на вопросы. Если вы согласны с утверждением, согните руки перед собой в локтях и сделайте круговые движения кулачками. Если, не согласны, скрестите ладони рук.

Словесная игра «Хорошо – плохо»

Цель: Учить детей делать правильные умозаключения, основываясь на знания о климатических условия жарких стран.

В жарких странах всегда лето – это хорошо;

Здесь не нужно одевать теплую одежду – это хорошо;

Здесь можно купаться круглый год – это хорошо;

Здесь редко идут дожди – это плохо;

Здесь могут идти проливные ливни- это плохо;

Здесь могут быть цунами – это плохо;

Здесь много разнообразных фруктов – это хорошо;

Здесь нет снега, и нет возможности играть в снежки, кататься на санках – это плохо;

Здесь могут быть песчаные бури – это плохо.

Воспитатель: -  Но именно здесь живут удивительные живые существу, которых вы не встретите в наших местах.

Воспитатель: - А какие «признаки живого» вы знаете? (картинки с «признаками живого» выставляются на мольберт)

Воспитатель: - В жарких странах живут хищные и травоядные животные. Давайте опишем их.

Словесная игра с мячом «Составь слово»

Цель: Упражнять в словообразования существительных путем сложения основ слов.

У слона длинный нос – слон какой? - длинноносый;

У бегемота толстая кожа – толстокожий;

У антилопы длинные рога – длиннорогая;

У носорога один рог – однорогий.

У обезьяны длинный хвост – длиннохвостая;

У кенгуру короткие лапы - коротколапый;

У крокодила острые зубы – острозубый;

У жирафа длинные ноги – жираф какой? – длинноногий.

Воспитатель: - А где можем увидеть животных жарких стран, ближе с ними познакомиться? Я вам предлагаю посетить Зоологический музей виртуально, а затем попробовать себя в роли экскурсовода.

Презентация «Зоологический музей. Животные жарких стран»

Воспитатель: Представитесь и расскажите о животном. Поможет вам мнемотаблица.

Составление описательного рассказа о животном жарких стран

Цель: Развитие грамматически правильной речи в процессе закрепления представлений о животных жарких стран, среде обитания.

Воспитатель: - Вы были замечательными экскурсоводами. А теперь можно и отдохнуть.

Динамическая пауза «Где- то в джунглях на лианах»

Воспитатель: - Степан собирается домой. Предлагаю сделать ему подарки на память.

(дети садятся за столы, на которых лежат листы с изображением животных жарких стран, цветные  карандаши)

Воспитатель: - Положите ладони рук на стол. Рассмотрите, что у вас нарисовано на листах, назовите что увидели. Я назову животное, вы находите его глазами. Показать его необходимо только после слова «Можно».

Игровое упражнение «Будь внимателен!»

Цель: Учить своевременно реагировать на звуковые сигналы, координировать действия мелкой моторики руки. Развивать произвольное внимания.

Воспитатель: - Вы нашли всех животных, соедините красной линией хищных животных, синей травоядных.

Итоговая часть.

Воспитатель: - Замечательная у нас получилась встреча с животными жарких стран. Степан благодарит вас за интересные рассказы.

Координация речи с движением «Мы по Африке гуляли».

Мы по Африке гуляли и животных по видали:

Длинноногого Жирафа, высотою аж в три шкафа.

Черепаху, Тигра, Льва и огромного Слона.

Мы с Жирафом поиграли: ананасы доставали.

С черепахой у реки поиграли в пузырьки.

Мы со Львом не отдыхали. Тигра полосы считали:

Один, два, три, четыре, пять…Всех полос не сосчитать!

Со слоном играли в прятки. Он нашелся! Все в порядке!

Рефлексия.

Воспитатель: - Спасибо вам за работу. Давайте вспомним, что мы делали? Что было самым интересным? Какие задания вызвали затруднения?  Давайте поблагодарим друг друга и гостей за внимание! (Аплодисменты)

Удачи вам, радостного и счастливого детства!

5.

Ресурсы

https://detstvo-press.ru/books/pdf/978-5-90731-728-4.pdf

https://www.spbmuzei.ru/zoologicheskiy.htm

http://semeynaya-kuchka.ru/wp-content/uploads/2019/08/kartinki-ovoshchi-49.jpg

https://www.vospitatelru.ru/categories/5/articles/296

https://stihi.ru/2016/10/24/7863

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/01/11/slovesnye-igry-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta

https://kartaslov.ru/книги/Виктор_Мороз_Расскажите_детям_о_животных_жарких_стран/1

https://muzofond.fm/search/звуки%20животных%20жарких%20стран

Технические средства (съёмныйэлектронной носитель, ноутбук)

6.

Методы, приемы, задания

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание предметов, иллюстраций, демонстрация наглядных пособий, показ способов действий. Словесные: беседа, художественное слово, вопросы, объяснение, инструктаж, словесная оценка. пояснение, указания. Игровые: создание игровой ситуации., дидактические, пальчиковые, словесные игры, координация речи с движением.

7.

Подведение итогов

 Где мы свами были? Что делали?

Что было самым интересным? Какие задания вызвали затруднения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знакомство детей с животными жарких стран".

Ознакомление детей с животным миром....

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми: Окружающий мир «Знакомство с животными жарких стран»

Расширить представления детей о животных жарких стран посредством мотивационной деятельности....

Календарно-тематическое планирование в средней группе "Дикие животные жарких стран и их детёныши, где живут, чем питаются, как передвигаются, как приспосабливаются к жаркому климату"

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ АПРЕЛЬ 2020Тема III недели: Дикие животные жарких стран и их детёныши, где живут, чем питаются, как передвигаются, как приспосабливаются к жаркому...

Конспект занятия в старшей группе (5-6 лет) с использованием фрагмента уголка сюжетно – ролевой игры «Дрессировщик-укротитель» Тема занятия: «Знакомство с животными жарких стран»

Цель: Способствовать возникновению игры на темы наблюдений из окружающей жизни. Закреплять представления детей о  профессии циркового артиста- дрессировщика хищных зверей (укротителя). Закреплять...

Загадки о животных нашей страны, о животных жарких стран и морских обитателях для подготовительной группы

Отгадывая загадки дети развивают логоическое мышление,память,внимание и воображение.Это занятие способствует изложению своих мыслей,воспитываеит интерес к окружающей среде....

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы в рамках общеобразовательной программы по дополнительному образованию «Речецветик» Лексическая тема: «Знакомство с животными жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы в рамках общеобразовательной программы по дополнительному образованию "Речецветик". Лексическая тем: "Знакомство с...