Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чудо вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Рублева Анна Владимировна

Коспект занятия в старшей группе. Материал поможет воспитателю организовать занятие, познакомить детей со свойствами воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_s_ikt.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

п/п

        Этапы  работы

      Содержание этапа

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:

     Подготовка к коммуникативной деятельности, позитивно настроится на опытническую деятельность.

Цель, которую воспитатель хочет достичь на данном этапе:

      Способствовать созданию условий для эффективной работы в процессе непосредственно образовательной деятельности, обеспечивающих положительных эмоциональный настрой детей, подготовить воспитанников к деятельности познавательного характера, мотивировать детей на активную плодотворную работу.

Задачи:

 .Способствовать созданию проблемной ситуации для постановки учебной задачи.

.Способствовать подготовке воспитанников к коммуникативной, познавательной и продуктивной деятельности.

.Создать положительный эмоциональный настрой, желание выполнять деятельность.

Методы:

- эмоциональный (сюрпризный момент);

- словесный ( беседа, высказывание детей);

- наглядный (презентация)

Критерии:

-достижение цели;

-заинтересованность детей.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня в гостях необычный гость. А что это за гость вы узнаете, отгадав загадку: 

Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши.
(Лунтик)

Предполагаемые ответы детей (Под): Лунтик. (На мульимедийном экране появляется Лунтик)

Лунтик: Здравствуйте, ребята. Шлю  вам свой привет с Луны.

Воспитатель: Давайте ребята мы также необычно поздороваемся с нашим гостем. Привет Лунтик. Наш привет с планеты – Земля.

Лунтик: Ребята, я узнал от  своих друзей, что на вашей планете есть необычное чудо, это такое чудо которого  нет у нас на  Луне.

Воспитатель: Что же это ребята за чудо, которое есть у нас на планете, но нет его на Луне? Я вам сейчас загадаю  загадку, и вы сразу поймёте, что это за чудо.

Сама пить не пьёт,
А нас вынуждает. (Вода)

Предполагаемые ответы детей (Под): Вода

 Лунтик: Правильно, правильно вода. А какая она?

Воспитатель: А на этот вопрос мы тебе ответим,  проведя опыты с ней в нашей волшебной лаборатории. Давайте пройдем в неё. (Дети вместе с воспитателем подходят к первому столу, где всё приготовлено для проведения первого опыта).  Вода ребята состоит из множества капель, поэтому у нас на эмблемах нарисованы капельки и мы с вами капельки воды. (Воспитатель каждого  по имённо называет капелькой.)

 

2

Изучение нового материала

Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:

  Применить имеющиеся знания и личный опыт, чётко формулировать выводные знания, учатся определять свойства воды  и осознавать удовлетворение своей деятельностью.

Цель, которую воспитатель хочет достичь:

   Способствовать созданию условий для эффективной работы на занятии, побуждать обучающей активности при изучении нового материала, определять степень заинтересованности воспитанников предметным материалом.

Задачи:

.Развивать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение, доказать свою правоту

.Способствовать развитию мыслительных операций: внимания, памяти, воображения. Умение делать умозаключения.

.Учить определять свойства воды (прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель.)

Цель физкультурной минутки:

- снятие умственной утомляемости детей, развитие двигательной активности.

Методы:

- словесный (беседа, объяснение педагогом способа выполнения заданий;

- практический (опытно – экспериментальная деятельность с водой)

- познавательный (установление свойств воды)

- волевой (формирование ответственности за выполнения заданий, выявление познавательных затруднений детей)

Критерии достижения цели:

-заинтересованность;

- проявление активности;

- усвоение программного материала;

- умение самостоятельно делать выводы;

- правильные ответы на вопросы педагога.

Воспитатель:  Ребята, скажите мне, пожалуйста, что мы с вами будем делать в лаборатории?

 Под: Проводить опыты.

Воспитатель: Прежде чем приступить к проведению опытов  напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории:

ПОД: Не шуметь. Аккуратно обращаться с посудой. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод и найти картинку с результатом нашего опыта. Мы с вами соберём все картинки с результатами наших опытов, вложим их в конверт и отправим их Лунтику.

Лунтик: А я когда получу от вас письмо, покажу их своим друзьям и расскажу, что я узнал о воде.

Воспитатель: Молодцы! Все правила помните. Ну, что приступим!

Опыт № 1 «Лед – твердая вода».

Воспитатель: Ребята, возьмите в руку кусочек льда, сожмите в кулак и проследите, что с ним будет происходить? Как вы думаете, почему лёд растаял?  Что осталось на ладошке?

Вывод: лед –  вода.

Воспитатель: Найдите мне картинку с результатом нашего опыта. (Дети находят)

Лунтик: Ой, ребята просто чудеса  лёд превратился в воду.

Воспитатель: Да Лунтик вот такие чудеса у нас происходят. Ребята скажите мне, пожалуйста, что ещё состоит из воды? Ответить на этот вопрос нам поможет игра, в которую мы сейчас поиграем.

Словесная игра: «Загадки – отгадки»

Воспитатель: Я вам буду загадывать загадки, а вы, подумав должны их отгадать. Если вы правильно отгадаете, то картинка с отгадкой у нас появится на нашем экране. Давайте сейчас мы к нему подойдём. Итак, внимание первая загадка:

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.  

                               (Роса)

(Ответы загадок демонстрируются мультимедийной презентацией)

Воспитатель: Вторая загадка: Если плачу – не беда,
Вместо слёз течёт вода.
Я такой плакучий
Из-за серой тучи.

                             (Дождь)

Следующая загадка: Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло.

                             (Снег)

И последняя загадка: Он белёсый и сырой,
Опустился над землёй.
Словно облако упало,
И домов не видно стало.
Над рекою он плывёт,
А с рассветом пропадёт

                              (Туман)

Воспитатель: Ребята росу, дождь, снег, туман мы называем  одним словом, каким?

ПОД: Вода.

Лунтик : Ребята оказывается это всё тоже вода. Как интересно.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю  провести следующий опыт. (Дети вместе с воспитателем подходят ко второму столу)

Опыт № 2 «У воды нет вкуса».

Воспитатель: Ребята возьмите  по стакану воды и попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.

Вывод: вода не имеет вкуса. Покажите мне картинку с результатом нашего опыта.

 Опыт № 3 «Вода – растворитель».

Воспитатель: А сейчас возьмите ложку сахара, насыпьте его в стакан с водой и размешайте,  в другой насыпьте соль и тоже помешайте ложкой. Что произошло с сахаром и солью?

ПОД: Они растворились.

(После растворения веществ, воспитатель предлагает  попробовать снова воду на вкус.)

Воспитатель: Что изменилось?

ПОД: У воды появился вкус. Вода стала сладкой и соленой.

Воспитатель: Мы можем сделать вывод: что соль сделала воду солёной, а сахар - сладкой.

Лунтик: Ребята, просто настоящие чудеса.

Воспитатель: Капельки вы наверно  немного устали? Поэтому я вам предлагаю, немного отдохнуть.

(Дети проходят за воспитателем на ковёр)

Физкультминутка:

Вы слыхали о воде?

(руки разводятся в стороны)

Говорят, она везде

В луже, в море, в океане

 И в колодце во дворе,

 И в водопроводном кране.

(Руки согнуты на уровне груди, правая ладонь вверху смотрит вниз, левая внизу направлена вверх, затем ладони меняются. Смена осуществляется на каждое слово)

Как сосулька, замерзает.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит

Без нее нам не умыться

 Не наесться, не напиться

(Имитация проговариваемых действий)

Смею вам я доложить

Без нее нам не прожить!

Воспитатель: Немного отдохнули? Тогда приступаем к следующему опыту. (Дети проходят к третьему столу)

Опыт № 3 «Вода прозрачная».

Воспитатель:

Посмотрите, ребята на картинку, что мы видим?

Под:  Загрязнённую речку.

Воспитатель: Ребята давайте сейчас мы с вами поможем нашей речке, очистим её.  У меня на столе две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

ПОД: Нет. Одна чистая, другая – грязная.

Воспитатель: А как вы думаете, чем  можно очистить грязную воду?

Под: Фильтром. 

Воспитатель: Посмотрите, как можно очистить воду. Для этого возьму воронку, вложу в неё сложенный в несколько раз бинт, и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?

ПОД: Вода становится чистой.

Воспитатель:  А что стало с нашим фильтром-бинтом?

ПОД: Стал грязным.

Воспитатель: Итак, ребята, можно ли очистить грязную воду?  С помощью чего? (фильтров, бинта, ваты, салфетки - в домашних условиях; очистных сооружений - на предприятиях.

Лунтик: Вот это да, прямо настоящие спасатели.

Воспитатель: Речке мы нашей помогли, очистили и послушайте (Аудиозапись) Как зажурчала она, быстрые воды побежали всё быстрее и быстрее. Но посмотрите в этой речке, ни кто не живёт. Я вам предлагаю сейчас поиграть в игру, которая называется «Кто, где живёт?» (Дети из предложенных картинок воспитателем должны отобрать, назвать и рассказать только об обитателях  рек.)

3

Закрепление учебного материала:

Цель, которая должна быть достигнута воспитанниками:

    Получить возможность продемонстрировать полученные знания о свойствах воды, осознать степень усвоения пройденного материала, чётко формулировать выводные знания, делать умозаключения.

 

Цель, которую воспитатель хочет достичь на данном этапе:

    Создать условия для закрепления изучаемого материала, оценивать деятельность воспитанников по конечному результату, организовывать и направлять деятельность воспитанников на осознание, обобщение и систематизацию новых знаний, анализировать явления, сделать выводы.

  Задачи:

- Уточнить представления детей об изученном материале;

-Вызвать эмоциональный отклик на прослушанный и увиденный материал;

- Воспитывать любознательность.

   Методы:

- эмоциональный (поощрения, создание ситуации успеха);

- словесный (опрос, беседа, подведение итогов);

  Критерии, позволяющие определить степень усвоения воспитанниками нового материала:

- положительная эмоциональная реакция детей на вопрос педагога;

- правильные ответы детей на вопросы педагога.

Воспитатель: А сейчас я попрошу вас вспомнить и сказать , что нового вы узнали о воде? Давайте  повторим, какими свойствами обладает вода? (Воспитатель показывает картинки с результатами опытов, а дети перечисляют свойства воды.) Есть ли у воды цвет, запах, вкус?  Может ли вода растворять вещества?   Но ещё об одном интересном свойстве я вам сейчас хочу рассказать, показав ещё один опыт. (Дети вместе с воспитателем подходят к четвёртому столу.)

Опыт № 4

Воспитатель: Посмотрите и послушайте, какой звук издаёт пустой бокал. А сейчас я немного налью  из кувшина воду во второй бокал, послушайте, как звучит он. В третий бокал я налью ещё больше воды, чем в предыдущий, послушайте, как звучит он.  Теперь я вам сыграю мелодию (Воспитатель играет небольшую мелодию.) Вам нравится? Что мы можем сказать о воде.

Вывод: Чем больше налито воды в бокал, тем звучание его становится ниже. Вам понравился ребята опыт, а что вам больше всего запомнилось и понравилось? (Ответы детей) Конечно ребята  вода – одно из самых удивительных веществ на планете. (Воспитатель вместе с детьми подходит к экрану и обращается к Лунтику)

Воспитатель: Лунтик тебе понравились опыты с водой. Лунтик: Да. Ребята вы молодцы. Я много узнал о воде, а какие вы интересные опыты проводили с ней.

Воспитатель: Ребята, (Воспитатель берёт конверт) давайте все наши картинки вложим вот в этот конверт и подпишем: Лунтику. Лунтик жди от нас письмо.

Лунтик: Спасибо ребята, я очень, очень буду его ждать.  А когда я его получу, обязательно покажу эти опыты своим друзьям и расскажу им о свойствах воды. А за этот подарок я вам приготовил тоже подарки. (Подарки)

Воспитатель: Давайте поблагодарим Лунтика за подарки. (Дети благодарят и прощаются с Лунтиком).

 Воспитатель: И я вам хочу сказать спасибо, за работу, и хочу пожелать вам некогда не забывать о том, что воду нужно беречь.

                     

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 179 Красноармейского района г. Волгограда

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

        «Чудо вода»

Составила: Рублёва А.В.

воспитатель высшей квалификационной категории

Волгоград 2013

Образовательная область: «Познание»: природный мир

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Продуктивная».

Тип: интегрированное

Вид: коммуникативная, продуктивная, игровая

Возраст: старшая группа (5 – 6 лет)

Формы организации образовательной деятельности группы: беседа, экспериментирование, отгадывание загадок.

Предварительная работа: проведение беседы «Как сохранить воду чистой», «Вода и её роль в жизни человека». Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». Отгадывание загадок, заучивание стихотворений о реке, море.

Оборудование и материалы: мультимедийная  презентация,  аудиозапись со звуком журчащей воды,  эмблемы, шапочка к подвижной игре «Караси и щука», схемы-картинки, иллюстрация, дидактическая игра «Кто, где живёт»  

Материал для проведения опытно-экспериментальной деятельности: лёд,бумажные салфетки, подносы, вода, сахар, соль, одноразовые стаканы, питьевая вода,бинт,вата, пластмассовые прозрачные стаканы, лейка, прозрачный кувшин, одноразовые ложки, бокалы, деревянная палочка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чудо - валенки» (с использованием ИКТ)

НОД в старшей группе разработан в соответствии с тематической неделей: "Одежда, обувь, головные уборы" в рамках проекта "Русский валенок". Цель работы:  активизировать знания детей о  русско...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Огонь и Вода»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Огонь и Вода»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему « Волшебница вода»

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода» Цели:Образовательные:Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.Сформир...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе(познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие).Тема "В ожидании чуда"

Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Детский интерес к познавательно-исследовательской де...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе « Волшебная вода»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе« Волшебная вода»Подготовила Чумакова Е.В.Задачи:-дать детям представления о том, в каком виде существует вода в приро...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебница Вода»

Цель:Формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.Задачи:1. Образовательные:- ознакомить детей со свойствами воды:- отсутствие собственной ...