Проект "Кто не спит ночью"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проект по познавательному развитию, для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_kto_ne_spit_nochyu.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ДЕТСКИЙ САД № 103 « РУСАЛОЧКА» Г. ВОРКУТЫ
ПРОЕКТ «КТО НЕ СПИТ НОЧЬЮ?»
Составитель: Федорук М.В.
воспитатель
МБДОУ « Детский сад № 103» г. Воркуты
Цель: расширение и углубление знаний детей о животных.
Задачи: дать представления детям о ночных животных; расширять представления об окружающем мире; мотивировать к самостоятельному поиску информации по теме; приобщать родителей к совместной работе с детьми; развивать творческие способности, инициативу, познавательную активность.
Вид проекта: познавательный.
Срок реализации: среднесрочный.
Состав участников: групповой.
Итоги освоения темы:
- интегративное качество «Любознательный, активный»: проявляет интеллектуальную активность, познавательный интерес; может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу, решить ее доступными способами (высказать предположение, доказать); проявляет догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует;
- интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: понимает эмоциональное состояние взрослых и других детей, выраженное в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи (радость, огорчение, удивление, обида, доброта и т. п.), проявляет готовность помочь, сочувствие;
- интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»: может самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя
объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия; стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей; проявляет инициативу в общении: делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей;
- интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»: соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил; владеет приемами справедливого распределения предметов: по очереди, по жребию, с помощью считалок; стремится к мирному разрешению конфликтов, сдерживанию негативных проявлений поведения;
- интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»: проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы; может самостоятельно поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели; способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, рассказе; проявляет творчество в развивающих играх и Преобразовательной деятельности; способен к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно-исследовательской деятельности, активно использует доступные средства - поисковые действия, сравнения;
- интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: слушает и понимает взрослого, действует по правилу, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия, может удерживать в памяти правило,
высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания, аргументировать свои суждения; стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, позитивной оценке результата взрослым.
Образова- | Виды | |||
тельные | детской | Осуществляемая | -- | |
области | деятель- | детьми деятельность | ||
проекта | ности | |||
1 | 2 | 3 | ||
«Познание»- | Познава- | Знают и называют животных, ведущих | ||
основная | тельно- | ночной образ жизни, умеют рассказать | ||
образова- | исследо- | об особенностях образа жизни живот- | ||
тельная | ватель- | ного | ||
область | ская | |||
«Коммуни- | Комму- | Умеют взаимодействовать с другими | ||
кация» | ника- | детьми и взрослыми (договариваться, | ||
тивная | обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и т. п.), правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности -в процессе общения со сверстниками и взрослыми, умеют составлять описательный рассказ. Выступают перед аудиторией | |||
«Социали- | Игровая | Принимают поставленную воспитателем | ||
зация» | игровую задачу, действуют по правилам, стремятся к результату; согласовывают свои действия с другими участниками процесса | |||
«Художест- | Продук- | В индивидуальной и коллективной рабо- | ||
венное твор- | тивная | те используют разные виды изобрази- | ||
чество» | тельной деятельности. | |||
Самостоятельно создают индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности. Владеют комплексом технических навыков и умений, необходимых для реализации замысла. Умеют рисовать, повторяя за воспитателем |
Ход проекта
I. Рассказ воспитателя о ночных животных.
- Ребята, все вы знаете диких животных. Назовите их. (Тигр, медведь, слон, рысь, вот и др.)
-Сегодня я расскажу вам о животных, которые активны в основном ночью, а днем они спят или отдыхают.
Ночные обезьяны. Название этого семейства приматов -«ночные обезьяны» - говорит само за себя: в него входят обезьяны, которые активны в темное время суток. Впрочем, изучив строение сетчатки у представителей некоторых видов, ученые пришли к выводу, что некогда эти обезьяны вели дневной образ жизни и лишь впоследствии сменили режим. Днем ночные приматы, которые обитают в Центральной и Южной Америке, отсиживаются в дуплах или густых зарослях, а примерно через 15 минут после захода солнца выходят на поиски еды. В полночь они вновь отдыхают полтора-два часа, а затем опять приступают к трапезе. Перед восходом солнца обезьяны снова забираются в дупла или заросли, где и спят до следующей ночи. Впрочем, в полной темноте обезьяны ничего не видят, поэтому в те ночи, когда наступает новолуние, они почти не выходят наружу.
Койоты. Представить просторы американских прерий без ночного воя койотов просто невозможно. Когда наступает темное
время суток, эти самые «музыкальные» представители псовых начинают свои песнопения. И это не искусство ради искусства: таким образом койоты подают различные сигналы своим сородичам. Впрочем, в последнее время, когда города наступают на прерии, койоты живут вплотную к человеческой цивилизации и порой за вой своих собратьев принимают звук полицейской или пожарной сирены.
Летучие мыши - настоящие вампиры. Ночь, как известно, время вампиров. В это время суток маленькие крылатые существа, которые питаются одной только кровью, вылетают в поисках очередной жертвы. Они устраивают пиршества, подстерегая крупных млекопитающих, в основном лошадей или рогатый скот, а порой нападая и на людей. Добычу они находят с помощью эхолокации и датчиков температуры. В их слюне есть анестетики и антикоагулянты, которые делают укус безболезненным и не позволяют крови сворачиваться. Вампиры не способны голодать более двух суток подряд. Поэтому зачастую к ранке на теле жертвы выстраивается целая очередь из, зверьков. Распространено также своеобразное «переливание» крови, когда одна летучая мышь кормит другую изо рта в рот. У вампиров хорошая память - они запоминают, кто поделился с ними пищей и кто не делился, и в дальнейшем не делятся с «жадинами», когда тем самим требуется пища.
Львы. Львов нельзя назвать полностью ночными животными, однако в темноте они чувствуют себя прекрасно. Когда на землю спускаются сумерки, лев-вожак обходит дозором свои владения. Он метит границы территории, а также сообщает о своем присутствии звучным ревом. Львицы тоже времени не теряют -они отправляются на охоту. Притом что львы охотятся ночью, они очень любят поспать - эти животные могут проводить во сне до двадцати часов в сутки!
Рыжие волки, коренные обитатели Северной Америки, с 1980 по 1987 г. считались исчезнувшими с лица земли. К счастью, оказалось, что вид существует и по сей день, и люди взяли его под неусыпную охрану, делая все возможное для восстановления популяции. Рыжие волки обладают уникальным слухом, острым зрением и обонянием - они способны видеть, слышать и различать запахи несравнимо лучше людей. Эти чувства помогают им в ночной охоте - именно в это время рыжие волки, словно бесшумные призраки, преследуют свою добычу. Лишь редкое завывание в темноте выдает их присутствие. Рыжий волк может неделю ничего не есть, если охота не удалась, но обычно ему удается поживиться как минимум пару раз в неделю.
Африканские слоны днем, как правило, отдыхают, а ночью всем стадом приступают к трапезе. С помощью хобота они, руководствуясь в первую очередь обонянием, вырывают охапки травы, снимают с деревьев плоды и листья, обдирают кору, а порой и выкорчевывают дерево целиком, чтобы было удобнее поедать вкусную зелень. После того как стадо слонов пройдется по равнине, она обретает весьма плачевный вид. Все внимание слонов в это время направлено на поиски пищи, а своими тяжелыми ногами слоны ступают практически бесшумно, не привлекая внимания хищников. Дело в том, что животные касаются земли только кончиками пальцев, а на подошве под кожей у них есть особая желеобразная прослойка, укрепленная эластичными волокнами. Эта жировая подушка и делает поступь слонов неслышной. Впрочем, если хищники все же рискнут на них напасть, им не поздоровится - слоны всегда готовы пустить в ход свои тяжелые бивни, да и весовые категории явно будут разными!
Жирафов сложно назвать ночными животными - они наиболее активны в светлое время суток, но каждую ночь несколько животных в стаде несут сторожевую вахту. Как только садится солнце, на охоту выходят львы, леопарды и другие хищники, которые могут схватить теленка или даже взрослого жирафа. Поэтому, пока все спят, «вахтенные» обходят стадо, чтобы дать сигнал при малейшей опасности. На зрение они не полагаются -ночью жирафы видят не так уж хорошо, но зато слух у них очень острый. И как только часовой даст сигнал о появлении хищника, в ход пойдут сильные ноги - жирафы могут убежать от хищника со скоростью 40-50 км/ч, а могут и лягнуть нападающего с такой силой, что мало не покажется!
Ямкоголовые гадюки - многочисленное семейство, представленное почти двумястами видов, но всех их объединяет уникальная способность. Эти ядовитые змеи способны распознать потенциальную добычу даже в кромешной тьме - такая способность жизненно необходима для ночных охотников. Ш голове ямкоголовых гадюк находятся две терморецепторные ямки -между ноздрей и глазом. Эти ямки чувствуют даже очень слабые изменения температуры - до 0,1 градуса. Грызуны и птицы, которыми питаются змеи, имеют гораздо более высокую температуру, чем окружающая среда, и ямкоголовые гадюки нападают на жертву, точно зная, где та находится.
Гиппопотам, который почти неподвижно лежит в воде, Дремлет на солнышке и время от времени разевает огромную пасть, - привычная картинка, не правда ли? Между тем за этой идиллией скрыта другая жизнь, которая начинается ночью. Именно в это время гиппопотамы выбираются из водоемов, чтобы запастись провизией - или, иначе говоря, съесть как можно больше. Жить по такому графику они вынуждены из-за африканской жары - днем животному слишком жарко, и лишь ночью, когда температура становится ниже, он позволяет себе отказаться от водных процедур.
Кальмар Гумбольдта день проводит в океанских глубинах, но когда наступает ночь, он поднимается на поверхность и начинает свою охоту. Эти огромные животные обладают прекрасным зрением и видят практически в полной темноте. Кроме того, они умеют моментально менять окраску - от жемчужно-белой до кроваво-красной, благодаря чему получили прозвище «красный дьявол». Ученые предполагают, что это помогает животным маскироваться - ведь не только они хорошо видят ночью — и делает незаметными как для добычи, так и для тех, кто не прочь полакомиться самими кальмарами. Для человека кальмары Гумбольдта, скорее всего, безопасны, хотя периодически появляются неподтвержденные рассказы о том, как трехметровые гиганты нападают на рыбаков. А вот на кого кальмары действительно могут напасть, так это на своих собратьев: «красных дьяволов» не без основания подозревают в каннибализме.
Вопросы:
- Ребята, вам понравился рассказ?
- Кто из животных оказался для вас интереснее всего?
- Назовите причины, по которым разные животные не спят ночью. (Из-за жары днем, необходимости поиска пищи, охраны сородичей.)
П. Сбор информации о животных, ведущих ночной образ жизни.
- Вместе с родителями найдите информацию (в Интернете,
энциклопедиях) о других животных, ведущих ночной образ
жизни. Составьте о них рассказ и оформите на листе формата А4.
На сбор информации отводится 3 дня.
Щ. Рисование животных. Организация выставке рисунков.
Пока дети и родители занимаются сбором информации, воспитатель и дети учатся рисовать уже известных им по проекту животных, параллельно с этим вспоминая ранее полученную информацию из беседы.
Занятие 1.
Материал: листы для рисования, цветные карандаши; иллюстрации с изображением жирафа.
Беседа.
- Посмотрите на иллюстрации. Кто на них изображен? (Жираф.)
- Рассмотрим его повнимательнее. Какого он цвета?
- Что у него на голове? (Уши, рожки.)
- Какая у вето шея, туловище, ноги?
- Чем питается жираф?
- Почему жираф не спит ночью?
- Сегодня вы будете рисовать жирафа.
Дети рисуют жирафа по инструкции воспитателя.
Занятие 2.
Материал: листы для рисования, цветные карандаши, иллюстрации с изображением слона. Беседа.
- Посмотрите на иллюстрации. Кто на них изображен? (Слон)
- Рассмотрим его повнимательнее. Какого он цвета?
- Что у него на голове? (Хобот, бивни.)
- Какая у него шея, туловище, ноги?
- Чем питается слон?
- Почему слон не спит ночью?
- Сегодня вы будете рисовать слона.
- Дети рисуют слона по инструкции воспитателя.
IV. Рассказы детей о животных.
- Педагог организует выступления детей, которые представляют информацию о животных, ведущих ночной образ жизни, например о еже.
- Вот такой колючий еж!
- Еж - хищное ночное животное небольших размеров. На спине у него колючие иголки. Он защищается или во время встречи с другими зверями. Ежи живут в лесу. Днем еж прячется, а ночью выходит на поиски пищи. Все думают, что еж ест только желуди и грибы, но на самом деле пищей ему служат еще и жуки, дождевые черви, моллюски, лягушки, жабы, ящерицы, змеи, мыши и птицы. Еж очень любит яблоки. Если он находит груду яблок, катается по ним до тех пор, пока не наколет их на свои колючки. После этого он относит их в свое гнездо. На зиму еж впадает в спячку.
По окончании выступления детей информация собирается в единую энциклопедию «Кто не спит ночью?».
V. Игры и развлечения.
1. Развлечение «Неспящие зверюшки».
- Ребята! Вы много узнали о животных, которые не спят по ночам, сегодня будете их вспоминать и веселиться.
- Отгадайте загадку.
Такого роста нет ни у кого, Длиннее шеи нет его. Сорвет листок с любой он высоты. Он зверь необычайной красоты, Имеет милый, кроткий нрав. Так кто же этот зверь? (Жираф.)
- Кто помнит, почему жираф не спят ночью? (Ответы детей.)
-А теперь давайте поиграем под музыку Е. Железновой
«Жираф».
-Отгадайте еще одну загадку. Отгадка спряталась в нашей предыдущей песенке.
Поднимает великан
Груз тяжелый к облакам.
А если станет душно,
Себя польет из душа. (Слон.)
Дети садятся на стульчики.
- Ребята, на какой звук начинается слово слон? (На звук [с].) Придумайте еще слова, которые начинаются со звука [с]. (Ответы' детей.)
- А вот еще загадка:
Гладишь - ласкается, Дразнишь - кусаете».' (Собака.)
- Как вы думаете, почему собака не спи* яочью? (Ответы детей.)
- Ребята, давайте поиграем в игру «Лохматый пес».
2. Игра «Лохматый пес».
Выбирается ребенок на роль пса. По счету воспитателя дети стараются убежать от пса, а пес их ловит. Пойманный становится псом, и игра продолжается.
3. Беседа о волке и льве.
-Вспомните, кто из животных является диким сородичем собаки. (Волк.) Почему рыжий волк не спит ночью? (Ответы детей.)
- Отгадайте загадку:
Уж очень вид у них чудной: У папы - локоны волной, А мама ходит стриженой. За что она обижена? Недаром часто злится На всех мамаша... (львица).
-Что интересное вызнаете о львах? (Ответы детей.)
- Я приготовила вам маленький сюрприз. Сейчас мы будем
слушать веселую песенку и подпевать.
Прослушивание «Песенки львенка и черепахи» из м/ф «Как львенок и черепаха пели песенку» {ся. С. Козлова, муз. Г. Гладкова).
- Ребята, вы замечательно пели песенку!
VI. Рисование животных.
- Нарисуйте понравившееся вам животное. (Дети рисуют
животных, организуется выставка рисунков.)
VII. Итог проекта.
Выставка рисунков животных, ведущих ночной образ жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. « Если ваш ребёнок плохо спит ночью»
Консультация для родителей.« Если ваш ребёнок плохо спит ночью»...
Кто не спит ночью?
Проект с детьми старшей группы....
Проект " Кто не спит ночью?"
Проект " Кто не спит ночью?"...
Проект на тему: "Кто не спит ночью"
Дети знают и называют животных, ведущих ночной образ жизни, умеют рассказать об особенностях образа жизни животного; умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договариваться, обменива...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. "Кто ночью не спит".
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. "Кто ночью не спит"....
Проект "Кто не спит ночью?"
Проект " Кто не спит ночью?"Цель: расширение и углубление знаний детей о животных.Задачи педагогической деятельности:дать представления детям о ночных животных;расширять представления об окр...