Конспект познавательного занятия «У природы зимой нет тайн. Следы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект познавательного занятия «У природы зимой нет тайн. Следы»
(Старшая группа)
Цель: закрепить представление о снежинках; познакомить с жизнью разных животных и птиц по их следам. (По следам можно изучить образ жизни многих животных и птиц.)
Материалы: изображения следов разных животных; куклы для кукольного спектакля, ширма; верёвки для каждого ребёнка или для нескольких групп детей.
Ход занятия:
- Вспомнить «Снежные слова»
Загадка «Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные – вырезные,
А возьмёшь – вода в руке»
(Снежинки)
- Рассматривание снежинок
- Игра – задание «На что или на кого похожа снежинка?»
- Игра – задание «Найди свою снежинку»
- Игра – задание «Собери снежинку из частей»
- Игра – задание «Всё ли правильно на доске?»
- Игра – задание «Вы – снежинки и где бы вы хотели приземлиться?»
3. «Всё укутал пухлый снег.
Словно тёплый, белый мех» (А. Фетисов)
«Точки, крестики, кружочки
Под окошком на снегу
Мне понятны эти строчки
Прочитать я их могу.
Это мне письмо прислали
На заре друзья мои
«С добрым утром! Написали,
А вот кто они, скажи?» (Следы животных, птиц)
Пословица «Где снег, там и след».
Показ детям книги следов: разнообразие следов животных зависит от строения их ног. По следам можно изучать образ жизни многих животных.
4.Просмотр спектакля «Что я вижу на снегу».
Ваня :(поёт песенку) «Снежок рассказы стал писать
Совсем не так, как мы,
Он пишет грамотно всегда
Про разные следы».
Коля: (кричит) Ваня! Здравствуй!
Ты куда собрался? А что это у тебя в руках?
Ваня: Коля! Я направляюсь в лес, а это у меня альбом и я туда зарисовываю всё, что делается в лесу. Сегодня я иду посмотреть на следы птиц и зверей. По ним я узнаю много интересного про животных.
Коля :(просит) Ваня! Возьми меня с собой, я тоже хочу посмотреть, что делается в лесу зимой.
Ваня: Хорошо! Только не отставай! Посмотри кругом! Сколько снегу! А солнце! Снег всю ночь шёл, а с утра небо чистое. Это хорошо!
Когда свежий снег выпадет и ровным слоем ляжет, это называется ПОРОША, потому что снег, как белый порошок, всё поле запорошил. По пороше очень хорошо рассматривать всякие следы. Вот он – чей – то след. Похоже, будто кто – то в маленьких туфельках прыгал. Два узеньких отпечатка, как от подошвы, и сзади 2 кругленьких, как от каблучка.
Коля : Ваня, Ваня! А вот опять парочка туфелек, и опять парочка. Чьи это следы?
Ваня: Это белка бежала. Скачками. Доскакали следы до ёлочки – и пропали. Значит, на ёлку забралась. Надо зарисовать след белки: 2 узеньких отпечатка – впереди, и 2 кругленьких – позади.(показ следа белки).
Коля: Посмотри, опять чьи – то следы. Только не беличьи. Ямочка – чёрточка, ямочка – чёрточка.
Ваня: Это лесная мышка прыгала. Искала еловые семечки, которые белка роняла, когда шишку грызла.
Коля: «Ну, ямочки, Ваня, это понятно, а почему от каждой ямочки чёрточка идёт? Не понятно.
Ваня : Тоже понятно – это мышиный хвостик.
Коля: Я пойду по следу, а ты пока зарисуй след в свой альбом. Так ямочка с хвостиком, ямочка с хвостиком, ямочка с хвостиком.
А здесь почему то расстояние между ямочками больше?
Ваня: Это значит след рассказывает о том, что здесь мышка торопилась скорее через полянку перескочить. И прыжки от скорости длинные получились.
Ваня: На полянке – то мышь заметнее. Как бы кто не схватил. Врагов у неё много. Лисица может схватить, а ночью сова, либо филин. Лесные мыши больше по ночам бегают.
Коля: Только никто мышь не поймал. Следы дальше по лесу идут. Ямочка с хвостиком, ямочка с хвостиком. Прыжки опять стали короче, значит, успокоилась мышь и куда – то за можжевельник завернула. Ну как получился след у тебя? (показ следа мыши).
Ваня: Посмотри впереди пенёк, в пеньке расщелина, а в ней еловая шишка торчит. Вся шершавая, чешуйки в разные стороны торчат. Это станок для дятла. Отгрызёт дятел еловую шишку, прилетит к этому станку, воткнёт шишку в заранее приготовленную расщелину и шелушит чешуйки. Я об этом слышал, но никогда не видел сам. А теперь меня к станку мышиные следы привели. Давай спрячемся за можжевельником. Подождём, может дятел прилетит.
Коля: Гляди, гляди прилетел с еловой шишкой в клюве. Пёстрый, в красной шапочке.
Коля: Прилетел. Взял принесённую шишку в лапу, вытащил клювом из Щёлки старую шишку, новую в ту же самую щёлку воткнул и стал чешуйки раздвигать и семена выклёвывать.
Ваня: Погляди, откуда взялись синицы. Зачем они здесь? Сели под самым пнём и ждут, когда дятел какое-нибудь семечко уронит. Как уронил, тут же одна синица это семечко и клюнула.
Коля: Значит Ваня, и мышь сюда прибегает еловые семечки подбирать.
Ваня: А ты видел когда-нибудь след лисы?
Коля: Нет, не видел.
Ваня: «Лисий будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется.
Коля: «А это кто кору обгрыз? И следы оставил: от задних лап следок вытянутый, длинный, от передних – круглый, маленький.
Ваня: Это заячий след: спереди 2 больших отпечатка лап, а позади – один за другим – 2 маленьких. Я его нарисую! (показ следа зайца)
Коля: Далеко мы зашли по этим следам. Заблудились.(Коля стал плакать).
Ваня: Не плачь, вот эти следы нас выведут из леса и приведут к дому.
Коля: А что это за следы?
Ваня: Это собачьи следы. Собачьи следы всегда к дому выводят. Поэтому, что сколько ни бегает собака по лесу – обязательно домой прибежит. Так меня дедушка учил. Пойдём по этим следам!
5.Игра – задание: разделите детей на группы и дайте каждой группе верёвку. Попросите детей, чтобы они, разложив на полу верёвку, изобразили следы фантастического животного и рассказали о нём. Предложите детям нарисовать следы хорошо знакомых им животных: кошек, собак, воробья, вороны, мышки.
6.Игра «Разукрась след животного и покажи»(белка, мышка, заяц).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по познавательному развитию "Как мы следы зимы искали"
Занятие по познавательному развитию " Как мы следы зимы искали"...
Зима и тайны снега
занятие с проведением опытов...
Конспект интегрированного занятия по математике и ознакомлению с природой "Зимующие птицы"
Конспект интегрированного занятия по математике и ознакомлению с природой "Зимующие птицы"...
Конспект занятия по ознакомлению с природой " Зимующие птицы"
Конспект занятия открытого урока.Предмет: Ознакомление с природой.Тема: «Зимующие птицы»Цель: Обобщить представления о птицах, полученные при наблюдениях за птицами.Задачи:Активизиров...
Педагогический проект «Мы – робинзоны или книга природы открывает свои тайны»
Паспорт проекта № п/п Структурные компоненты проекта 1. Тема проекта «Мы – робинзоны или Книга природы раскрывает свои тайны» 2. Автор проекта Клименко Т.Ф. 3. Сроки реализации проекта В те...
2020г. План мероприятий по теме самообразования: Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного поселка «Тайны нашего леса»
Перспективный план мероприятий по теме самообразования:Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного поселка«Тайны нашего лес...
Конспект занятия «Явления природы зимой»
Цель: создание условий для расширения представления детей о зимних явлениях в природе. Задачи: Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зим...