2020г. План мероприятий по теме самообразования: Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного поселка «Тайны нашего леса»
календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Перспективный план мероприятий по теме самообразования:
Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного поселка
«Тайны нашего леса»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2020.plan_po_samoobrazovaniyu_mladshaya_gruppa.docx | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 6.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новозоринская средняя общеобразовательная школа»,
дошкольное отделение д/с «Родничок»
Перспективный план мероприятий по теме самообразования:
Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного поселка
«Тайны нашего леса»
Младшая группа №1
Воспитатели:
Кострецова Марина Владимировна
Киндт Любовь Владимировна
2020-2021г
Актуальность:
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души! »
Богат и многообразен мир природы. Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать детей не только смотреть, но и видеть.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Задачи:
- формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
- расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях;
- развитие познавательных интересов и наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
- воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы через художественную литературу.
сроки | тема | Задачи | Совместная деятельность | Работа с родителями | РППС |
Сентябрь 1 неделя | «Осень золотая в гости к нам пришла». | Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету. учить определять время года по сезонным признакам | Разучивание стихотворений об осени. «Цветочные фантазии» - конкурс осенних букетов. Беседа «Что нам осень подарила.» «что растет на грядках, что растет в саду? | Оформление папки-передвижки «Экологическое воспитание детей в семье». Консультация родителей. Осенняя выставка поделок совместно с родителями. | |
2 неделя | «Съедобные и несъедобные грибы» | познакомить с понятием «Съедобное и несъедобное»; расширить знания о грибах | Рисование «Золотая осень» | Пополнение Экологических игр, презентаций. | |
Октябрь 1 неделя | «Путешествие в лес» | расширить представления детей о лесе и его обитателях (в лесу кроме зайца и лисы обитают волк и медведь; медведь спит в берлоге, волк бегает по лесу, охотиться за зайцем). | Рассказ воспитателя «Какие животные живут у на в лесу».Рассматривание иллюстраций на тему: "Жители леса".Чтение произведения В. Бианки «Как звери готовятся к зиме» Чтение В.Кудрявцевой «Зайчишка», «Лисица», «Белка» Слушание музыки: «Зайчик дразнит медвежонка» (Д.Кабалевский) | изготовление панно «Животные леса» | Изготовление альбома «Домашние и дикие животные» |
Ноябрь 1 неделя | Зимующие птицы | Продолжать знакомить с птицами, которые прилетают на кормушку. Вызвать интерес к поведению птиц, привлекать к подкормке зимующих птиц. | Наблюдение за птицами «Кто прилетает на кормушку?» Кормление птиц на участке. П/И «Воробышки и автомобили», «Птички в гнездышке» Подвижная игра «Птичка и птенчики» Рассматривание иллюстрации Е. Чарушина к книге С. Маршака «Детки в клетке». | Предложить сделать кормушки для птиц вместе. | |
2 неделя | Лесные звери поздней осенью | Формировать у детей элементарные представления о жизни лесных зверей (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); все они могут жить в лесу, потому что находят там пищу поздней осенью. Познакомить детей с внешним видом, с некоторыми особенностями образа жизни зимой зайца, лисы, волка, медведя (что едят, как добывают корм, как спасаются от врагов); с моделью маскировки; воспитывать доброжелательное отношение к лесным зверям.
| Коллективная аппликация «Лесные звери»
Рассматривание картин о диких и диких животных в лесу зимой. .Рассматривание картин «Зимующие птицы». 4.Чтение сказок: «Заюшкина избушка».
| Папка-передвижка «Воспитываем юных экологов» | |
Декабрь 1 неделя | Покорми птиц зимой | Закреплять знание детей о зимних явлениях природы. Познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицы, снегири, вороны, голуби; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям. | Наблюдения за птицами, прилетающими на участок. Кормление птиц. Подвижные игры «Птички в гнездышках», «Воробушки и кот». Рисование «Украсим дымковскую уточку». | Оформление уголка для родителей на тему «Воспитание у детей доброжелательного отношения к животным и птицам» | |
2 неделя | Наблюдение «Белый снег пушистый» | Уточнить знания о зимних явлениях природы (снег идет, намело сугробы, мороз на улице, лед на реке). Снег очень нужен природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. познакомить со свойствами снега (белый, холодный, тает в руках). | Заучивание стихов о зиме, загадки. | Конкурс - выставка поделок «Зимушка-зима» | Конкурс - выставка поделок «Зимушка-зима» |
Январь 1 неделя | «Ель – красавица наших лесов». | Показать особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период. Рассказать о том, как долго растут деревья. Воспитывать бережное отношение к деревьям, чувство красоты зимнего убранства. Воспитывать бережное отношение к живому дереву, желание помогать ему (стряхивать снег с веток, не ломать ветки) | Рисование «Елочка красавица» Экологические игры: «Дерево в разное время года» «С какого дерева лист?».
| Новогодняя выставка «Ёлочка - красавица». | |
2 неделя | Путешествие в зимний лес | Цель: закреплять знание о елке, об обитателях леса. | Предложить родителям поговорить с детьми дома о том, какие животные живут в наших лесах? Сходить в Лес и понаблюдать за белочками, | ||
Февраль 1 неделя | Наблюдение «Как снег становиться водой»
|
Наблюдение «Как снег становиться водой» «Зимние забавы» Изготовление цветных льдинок Д/и «Загадки и отгадки» Опыт. Свойствами снега (белый, холодный, тает в руках). Опыт. Снег тает в тепле и становиться водой. | Фотовыставка «Мои зимние каникулы» | ||
2 неделя | «Огород на подоконнике» - посадка лука. Наблюдение за посаженным луком, изучение условий для оптимального роста растений. | Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным. | Подготовка фотографий детей для фотовыставки «Наши добрые дела» (уголок природы, огород на подоконнике, птичья столовая). Беседа «Сезонные изменения в природе». Экологические игры | Конкурс рисунков «Птицы возле нашего дома». | |
Март 1 неделя | Жизнь под снегом. | Цель: дать знания о том, что жизнь под снегом продолжается. Цель: расширить знания о жизни растений весной и других сезонных изменениях. Изучение информации об основных природных сообществах (лес, луг, водоем). | Показ детям сказки «Подснежники Беседа «Как правильно вести себя в природе». «Стихи и рассказы о растительном мире». | Консультация для родителей на тему: «Экологическая культура детей»). | |
2 неделя | Лесные животные | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. | Рассматривание альбома «Дикие животные». Д/И «Кто живет в лесу»? игра «Больница для животных». Просм. Презентации «Жизнь животных в лесу». Альбом для рассматривания. | Конкурс рисунков «Весна-красна» | |
Апрель 1 неделя 2 неделя | Рассказ воспитателя о жизни лесных зверей весной. День Земли | Уточнить и расширить представления детей о внешнем виде взрослых животных и их детенышах (заяц, медведь, белка, лиса, волк), некоторых особенностях их образа жизни весной и летом; познакомить с двумя-тремя правилами поведения в лесу; формировать бережное отношение к лесным обитателям, выполнять правила поведения в лесу. Продолжать знакомить о характерных признаках сезона. Дать детям первые знания о планете Земля. Рассказать, что нужно делать для того, чтобы Земля жила вечно и расцветала. Рассказать о том, что даже маленькие дети могут помочь Земле (не бросать фантики от конфет, не ломать ветки у деревьев, не пугать птиц и т. д.) Прививать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле. | Рассматривание картинок на весеннюю тематику. Рассматривание картинок на тему: «Жизнь весеннего леса». Рассматривание иллюстраций на тему : «Весна» д. и. «Опиши, мы отгадаем». | ||
3 неделя | Наблюдение за веткой тополя в вазе с водой. | учить замечать изменения, происходящие с веткой тополя: набухание почек, появление листьев. Дать понять, что листья распустились, потому что в группе тепло и есть вода в вазе. |
| ||
Май 1 неделя | Насекомые | Познакомить с названиями насекомых, их особенностями, упражнять в употреблении существительных множественного числа. Обогатить словарь детей по данной теме. Формировать устойчивые представления о цвете, количестве, величине, форме. Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры, определять положение предметов (середина, край). Продолжать учить слушать произведения о насекомых. | Отгадывание загадок, | Мастер-класс «Насекомые на пальчик» | |
2 неделя | «Лето» «Здравствуйте, травушка-муравушка и золотой одуванчик» | Расширить и углубить знания детей об изменениях в живой и неживой природе летом Уточнить знания детей о весенней траве (зеленая, нежная, шелковистая) и одуванчике (желтый, круглый, похожий на солнышко, длинные узкие лепестки, зубчатые листья), об условиях, необходимых для роста (солнце, свет, тепло, вода, земля); дать знания о связях в природе: бабочки пьют сладкий сок цветов не будет цветов – не будет и бабочек; воспитывать бережное отношение ко всему живому. | Беседа «Лето красное пришло» Наблюдение за живой и неживой природой на прогулке Рисование «Цветочки» | Родительское собрание «Подведение итогов учебного года. Рекомендации по организации летнего отдыха и воспитания экологической культуры детей. Выставка фотографий «Наши добрые дела». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»
.Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края...
Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края».
Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края»....
Рабочая программа «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой села Мамонтово».
Рабочая программа «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой села Мамонтово»....
Педагогический проект Тема: «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»
Педагогический проект Тема: «Развитие экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с дикими животными Алтайского края»...
представление опыта работы «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий»
Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий. Знакомство с кейс-технологией. Виды кейс-технологий. Использование кейс-технологии в...
План работы по самообразованию «Формирование экологических начал у детей младшего дошкольного возраста»
План работы по самообразованию«Формирование экологических начал у детей младшего дошкольного возраста»...
Программа саморазвития на тему: "Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного края" на 2023-2024 учебный год.
Программа саморазвития на тему: "Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с природой родного края" на 2023-2024 учебный год....