Образовательная программа дополнительного образования. Кружок "Я-исследователь" Курс проектной деятельности. Подготовительная группа
проект (подготовительная группа)

Цветкова Анастасия Владиславовна

Образовательная программа дополнительного образования. Кружок "Я - исследователь" Курс проектной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, 6-7 лет". ГБОУ Школа №1503 г. Москва

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы
 «Школа № 1503»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Я - исследователь»

Утверждено и введено в действие

директором ГБОУ Школа № 1503
Приказ № ____/01 от __.08.20__

Заместитель директора

______________

Принято решением
Педагогического совета
Протокол № ____ от __.08.20__

Секретарь Совета

______________  

Аннотация к программе

Паспорт программы

Полное наименование программы

«Я – исследователь»

Код программы в соответствии с принятой классификацией программ

Тип программы

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

Направленность программы

Естественнонаучная

Уровень программы

Ознакомительный

Объем программы в часах

32 занятия по 30 минут

Нормативный срок освоения

8 месяцев

Возраст начала обучения по программе

 6-7 лет

Количество обучающихся в группе

15-23

Разработчики программы

Филимонова В.Г., Цветкова А.В.

Руководитель группы разработчиков

Лабай О.В.

Согласование с предметно-методическими объединениями

Утверждение и ввод в действие

Используемые при реализации программы учебно-методические комплекты

Рекомендуемая дополнительная литература по программе

1.З.А.Михайлова, Т.И.Бабаева ,Л.М. Кларина, З.А.Серова Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников

Издательство «Детство-пресс», 2012

2.Л.А.Королева «Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ»Издательство «Детство-пресс», 2014

3.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста»

Издательство «Детство-пресс», 2009


Пояснительная записка

 Детский интерес служит источником вдохновения для реализации серьезных и увлекательных задач. Проектная деятельность — метод реализации личностно-ориентированного подхода к обучению, использующий продуктивную, творческую, познавательную или исследовательскую деятельность воспитанников и направлена на поддержку детской познавательной инициативы, в ходе которой развиваются

познавательные способности и творческое мышление, повышается самооценка, дети учатся искать информацию и использовать полученные знания в самостоятельной деятельности. Проекты в детском саду — результат совместной деятельности взрослых и детей, направленный на: развитие предметных навыков и знаний у дошкольников; формирование компетентностей, необходимых для успешного обучения в школе (формируется умение ставить задачи, находить пути и оптимальные средства их решения); гармоничное развитие личности ребенка (дети учатся работать в коллективе, находить компромиссы, добиваться поставленных целей, демонстрировать лидерские качества и инициативность, уверенно себя вести в ситуации неопределенности). 

Особенности проектной деятельности:

1.Проектная деятельность возникает только тогда, когда ребенок видит проблему и задумывается над его решением

2.В процессе проектной деятельности ребенок исследует различные варианты решения и выбирает наиболее оптимальный

3.Проектная деятельность опирается на субъектность ребенка, на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности

4.Проектная деятельность предполагает реализацию идеи и замыслов ребенка

5.Проектная деятельность имеет адресный характер

Цель данного курса- с помощью проектной и исследовательской деятельности активизировать творческую познавательную деятельность ребенка.

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты

Ребёнок научится:

  1. проявлять поисковую и интеллектуальную инициативу
  2. находить проблему
  3. самостоятельно выбирать способ решения и продуктивно его осуществлять

Ребёнок олучит возможность научиться:

  1. прогнозировать
  2. экспериментировать и исследовать
  3. систематизировать полученные результаты

Метапредметные результаты

По результатам освоения программы у ребёнка будут сформированы следующие виды универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия

  1. Уметь работать по инструкции педагога.
  2. Уметь планировать свои действия в соответствии с конкретной задачей (выбирать последовательность действий в работе).
  3. Контролировать и оценивать свои результаты (адекватно смотреть на свою законченную работу. Видеть, что получилось, а над чем ещё следует поработать).
  4. Уметь адекватно понимать и принимать оценку взрослого и сверстников.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  1. Уметь слушать и правильно воспринимать информацию.
  2. Приобретать опыт работы в коллективе.  Ребёнок будет уметь договариваться со сверстниками.
  3. Уметь отстаивать свою точку зрения.
  4. Приобретать навык взаимопомощи и поддержки ребят в группе.

Познавательные универсальные учебные действия

  1. Уметь анализировать, обобщать, делать выводы
  2. Уметь устанавливать причинно-следственные связи между объектами
  3. Уметь проявлять инициативу и творчество в проблемно-поисковой деятельности
  4. Уметь работать самостоятельно, ориентируясь на собственные знания.
  5. Уметь применять правила

Личностные результаты

По завершении освоения курса у учеников Школы будут сформированы:

  1. Интерес к исследовательской деятельности.
  2. Стремление к саморазвитию.
  3. Способность самостоятельно ставить цели.
  4. Мотивация к обучению.

Используемые технологии обучения

При подборе форм, методов, способов реализации Программы для достижения планируемых результатов, описанных в Стандарте в форме целевых ориентиров, учитываются общие характеристики возрастного развития детей и задачи развития для возрастного периода.

Образовательная деятельность с детьми носит интегративный, проблемно-игровой характер, предполагает познавательное общение педагога и детей, самостоятельность детей и личностно-ориентированный подход педагога. Активно используются разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели.

Организация образовательного процесса заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность детей и взрослых, смысл которой заключается в том, что педагог не передает детям готовые образцы действий, поведения, нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками.

При осуществлении образовательного процесса используются следующие формы его организации:

индивидуальные, подгрупповые и групповые

Курс реализуется через серию практических и теоретических занятий в форме кружка познавательно-исследовательской деятельности учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки соответствуют результатам обучения по основной общеобразовательной программе в соответствии с ФГОС ДО.

Методы и формы оценки результатов освоения

Формы оценки результатов

Основными формами и видами контроля результатов являются:

  1. Вводный контроль в начале года не проводится.
  2. Текущий контроль познавательно-исследовательской деятельности в процессе усвоения каждой изучаемой темы проводится в форме наблюдений и бесед с детьми.
  3. Контроль полугодия выполняет поэтапное подведение итогов (проводится в конце января в форме анализа творческой и исследовательской деятельности детей
  4. В конце года также проводится анализ творческой и исследовательской деятельности детей

Дополнительными формами и видами контроля результатов являются:

  1. Учёт результатов участия в конкурсах на базе Школы, а также межрайонного и городского уровней.

Содержание курса и календарно-тематическое планирование

Даты занятий

Тема,
Содержание

Объем содержания,
в занятиях

Продолж. занятия, мин.

07.10.2022

14.10.2022

21.10.2022

28.10.2022

«Если видишь на картине…»

1.Организация и проведение экспериментов (с красками)

2.Изучение познавательно - справочной литературы

4.Проведение эвристической беседы «Где живут мировые шедевры?»

5.Просмотр презентаций «Добро пожаловать в картинную галерею», «Как художник рисует картину», «Виды живописи»

6.Продуктивная деятельность

7.Рассматривание репродукций картин

8. Детские рассказы о полюбившихся произведениях живописи.

1

1

1

1

30

30

30

30

04.11.2022

11.11.2022

18.11.2022

25.11.2022

«Человек умел мечтать, человек хотел летать»

1.Организация и проведение экспериментов «Почему парашют замедляет падение. Изготовление и испытание парашюта»

2.Изучение познавательно - справочной литературы

4.Проведение эвристической беседы «Кто как летает?»

5.Просмотр презентаций «Кто такой Икар?», «Какие бывают летательные аппараты, история воздухоплавания»

6.Продуктивная деятельность

1

1

1

1

30

30

30

30

02.12.2022

09.12.2022

16.12.2022

23.12.2022

30.12.2022

«Самый удивительный организм»

 1.Организация и проведение экспериментов («Путешествие пирожка», «Много ли в легких воздуха».)

2.Изучение познавательно - справочной литературы

4.Проведение эвристической беседы «Чем удивителен человеческий организм?»

5.Просмотр презентаций «Как устроен человек?», «Удивительные факты о человеческом организме.

6.Продуктивная деятельность

7. Детско - родительские проекты «Зачем человеку пупок?», «Для чего человеку нос?», «Есть ли у человека хвост?» и т.д.

1

1

1

1

1

30

30

30

30

30

13.01.2023

20.01.2023

27.01.2023

«Мусорная» проблема»

1.Организация и проведение эксперимента («Вторая жизнь бумаги»)

2.Изучение познавательно - справочной литературы

4.Проведение эвристической беседы «Может ли мусор быть «полезным?»

5.Просмотр презентаций «Много ли мусора на планете?», «Утилизация отходов», «Переработка мусора»

6.Детско - родительские проекты «Переработка мусора»

1

1

1

30

30

30

03.02.2023

1002.2023

17.02.2023

24.02.2023

«Многообразная планета»

1.Изучение познавательно - справочной литературы

2.Проведение эвристических беседы: «Что я бы хотел увидеть своими глазами на нашей Земле?»

3.Просмотр детско-родительских презентаций «Самый интересный уголок планеты Земля»

4.Продуктивная деятельность

5.Чтение художественной литературы

1

1

1

1

30

30

30

30

03.03.2023

10.03.2023

17.03.2023

24.03.2023

31.03.2023

«Листая страницы красной книги»

2.Изучение познавательно - справочной литературы

4.Проведение эвристической беседы «Кто может попасть в «Красную книгу»?»

5.Просмотр детско-родительских презентаций «Обитатели Красной книги»

6.Продуктивная деятельность

7.Чтение художественной литературы

1

1

1

1

1

30

30

30

30

30

07.04.2023

14.04.2023

21.04.2023

28.04.2023

«Если звезды зажигаются…»

1.Организация и проведение экспериментов «Метеоритная пыль», «Вращение луны»

2.Проведение наблюдений «Звезда, которую видно днем»

3.Изучение познавательно - справочной литературы

4.Проведение эвристических бесед («Что есть в космосе?» …)

5.Просмотр детско- родительских презентаций «Космическая азбука»

6.Продуктивная деятельность

1

1

1

1

30

30

30

30

12.05.2023

19.05.2023

2605.2023

«Магия камней»

 1.Организация и проведение экспериментов («Теплопроводимость камня», «Рисующие камни», «Как вода камень разрушает»)

2.Изучение познавательно - справочной литературы

4.Проведение эвристической беседы «Какие бывают камни?»

5.Просмотр презентаций «Свойства камней», «Классификация камней», «Камни с «историей»

6.Продуктивная деятельность

1

1

1

30

30

30

Система условий реализации программы

Материально-техническая база и средства обучения

Требования к помещению

Для проведения занятий необходимы помещения, удовлетворяющие следующим требованиям:

1.        Помещение с хорошим освещением.

2.        Наличие столов и стульев, размер которых подобран согласно возрасту и росту детей.

3.        Наличие раковины для соблюдения санитарно-гигиенических норм ребёнка.

Перечень необходимых средств обучения

Для проведения занятий требуется следующее оборудование и инвентарь из расчета на 15 человек

Наименование

Краткие характеристики

Количество

Доска

Доска магнитная

1 шт.

Экран

Экран для мультимедийного оборудования

1 шт.

Магниты

Набор магнитов для доски

20 шт.

Ноутбук

1

Мультимедийное оборудование

1

Набор для экспериментирования

1 компл.

Перечень необходимых расходных материалов

Для проведения занятий требуются следующие расходные материалы из расчета на 15 человек.

Наименование

Краткие характеристики

Количество

Клеёнка полиэтиленовая

Размер 60 см х 1м 20 см

10 шт.

Фартук

Клеёнчатый детский фартук на тканевой основе

15 шт.

Предметы индивидуального использования, предоставляемые обучающимися (родителями, законными представителями)

Для проведения занятий обучающийся или родители (законные представители) должны приобрести следующие предметы индивидуального использования, не подлежащие повторному использованию и остающиеся в собственности обучающегося (родителей, законных представителей)

Наименование

Краткие характеристики

Количество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Азбука безопасности» для детей подготовительной группы

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Задача педагогов и родителей, по мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной,...

Образовательная программа дополнительного образования. Кружок "Я-исследователь" Курс проектной деятельности

Образовательная программа дополнительного образования. Кружок "Я-исследователь" Курс проектной деятельности ГБОУ школа № 1503 г. Москва...

Рекомендации родителям по усвоению детьми основной образовательной программы дошкольного образования на период дистанционного обучения (подготовительная группа)

Рекомендации родителям по усвоению детьми основной образовательной программы дошкольного образования на период дистанционного обучения (подготовительная группа)...

Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог» для детей подготовительной группы

Рабочая программа дополнительного образования «Юный эколог» для детей подготовительной группы...

Программа дополнительного образования "Ступеньки творчества" для детей подготовительной группы

Программа дополнительного образования "Ступеньки творчества" для детей подготовительной группы...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на основании ФОП ДО) подготовительная группа 6-8 лет

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на основании ФОП ДО) подготовительная группа 6-8 лет...

Образовательная программа дополнительного образования «В гостях у сказки» Возрастная группа: средняя группа

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, разв...