Экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему
Статья "Экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_eksperimentirovaniyu.docx | 16.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментирование как вид деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Автор: воспитатель гр. « Непоседы» К. А. Медведева
Мнение родителей. Все дети – экспериментаторы, они всегда найдут, что исследовать ,точнее сломать и посмотреть – что там внутри. Однако, родителям, спокойнее, если ребенок просто спросит о том, что его интересует – и мы это просто объясним, без негативных для порядка в квартире последствий экспериментов и опытов.
Мнение психологов. У детей 5-го года жизни преобладает наглядно-действенное мышление. Основным признаком наглядно-действенного мышления выступает тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, а детское экспериментирование позволяет реализовать данный вид мышления и отойти от готовых схем получения знаний. Поэтому важнейшим и обязательным компонентом познания является этап «проб и ошибок». В ходе развития поисковой деятельности преодолевается боязнь ребенка делать неверные шаги, развиваются смелость и гибкость детского мышления, формируется способность к самостоятельному поиску и детским «открытиям».
Наряду с реальным экспериментированием с окружающими предметами и явлениями у дошкольников начинает развиваться так называемое мысленное экспериментирование, когда ребенок экспериментирует не только с различными предметами и явлениями, но и с собственными знаниями, способами умственных действий. Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения.
Экспериментирование способствует:
- развитию любознательности, стремлению познания окружающего мира (удовлетворение потребности в вопросах);
- осознанию проблемной ситуации (когда возникает противоречие между тем, что ребенок видит (узнает), и его прошлым опытом (знаниями));
- развитию самостоятельности, независимости и оригинальности мышления;
- формированию способов умственной деятельности, к изменению соотношения между практическим и умственным действием, интенсивному развитию мышления.
В 2014-2015 учебном году в нашей группе экспериментированию был посвящён проект «Капитошкина школа», в процессе которого дети экспериментировали с водой. Опытно-экспериментальная деятельность не прекратилась с окончанием проекта. В процессе образовательной деятельности в режимных моментах ребята знакомятся с явлениями природы, природными материалами ; свойствами предметов, изготовленных из различных материалов.
С наступлением весны мы начали проводить новый вид экспериментов - посадки. Для наблюдения влияния воды и света на ветки дерева мы поставили ветки тополя в воду и наблюдали результат. Для знакомства со значением почвы, воды , тепла и света для растений ребята посадили репчатый лук .
Для развития устойчивого познавательного интереса у детей , в том числе и к природе, перед педагогом стоит задача сделать материал для изучения интересным, необычным, даже удивительным, ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания. На помощь приходят Информационно-коммуникационные технологии. Электронные презентации я активно использую в процессе НОД, на открытых мероприятиях как наглядность, дающую возможность выстроить объяснение логично, научно, доступно. Просматривая презентацию, дети быстрее и лучше запоминают информацию, учатся объединять изображение и звук, т. к. презентация объединяет в себе красочное изображение, звуковое сопровождение и динамику.
Экспериментирование – особое, чрезвычайно важное направление познавательного развития детей, которое стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка. Это – свидетельство высокого уровня развития интеллекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в сказочный город».
Совместная опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста....
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста
В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самос...
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов убедительно показано, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изу...
Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста с использованием экспериментальной деятельности "Язычок- помощник".
Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста с использованием экспериментальной деятельности "Язычок- помощник"....
Перспективный план по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
Представлен план работы на год с детьми среднего дошкольного возраста по развитию опытнической деятельности....
Экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста
laquo;Знакомство со свойствами воды»...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Волшебница-Вода»
Цель. Создание условий по формированию умений исследовательских действий окружающего мира у детей среднего дошкольного возраста путем проведения опытов с водой....