Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста с использованием экспериментальной деятельности "Язычок- помощник".
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста с использованием экспериментальной деятельности "Язычок- помощник".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazychok-_pomoshchnik.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Язычок - помощник».
Цель: Расширять представление детей об органе чувств – языке, о его назначении путём экспериментирования.
Задачи:
- Познакомить со строением и значением языка, поупражняться в определении вкусов продуктов.
- Формировать умение определять вкусовые зоны языка, вкусовые ощущения.
- Развивать познавательную активность.
- Развивать связную речь, умение отвечать на вопрос полным предложением.
- Расширять и активизировать словарный запас словами: опыт, грейпфрут, горчица, смайлик, вкусовые сосочки, основание языка.
- Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, готовность к совместной деятельности со сверстниками.
- Формировать умение согласовывать движения с текстом.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Демонстрационный материал:
- Игрушка Незнайка.
- Схематическое изображение языка с вкусовыми зонами.
- Зеркало.
Раздаточный материал:
- Зеркала.
- Набор продуктов питания: дольки мандарина и грейпфрута, кусочки лимона и солёного огурца, сахар.
- Тарелки под продукты.
- Ватные палочки по количеству детей.
- Стаканы с водой (для смачивания палочек) по количеству детей.
- Несколько блюдец с сахаром.
- Несколько блюдец с лимонным соком.
- Несколько блюдец с солью.
- Несколько блюдец с горчицей.
- Весёлые и грустные смайлики по количеству детей.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, дети. Отгадайте мою загадку:
Всегда во рту,
А не проглотишь.
Дети: Язык.
Незнайка: Верно. А зачем он нужен? Уши нужны чтобы слушать, глаза - чтобы видеть, а язык зачем? Скажите мне, я не знаю…
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Незнайке выяснить, для чего нужен язык и почему его называют нашим помощником. Возьмите зеркала, с ними вам сейчас будет легче работать. Проведём такой опыт: прижмите язык к низу рта и попробуйте поговорить без его помощи.
Дети, смотрясь в зеркало, прижимают язык к низу рта и пробуют произнести какое - нибудь слово.
Воспитатель: Произнесите звук «л» и звук «ж».
Дети произносят звуки и определяют положение языка.
Воспитатель: Где находиться язычок, когда мы произносим звук «л»?
Дети: Между зубов.
Воспитатель: А когда звук «ж»?
Дети: Внизу рта.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? Для чего нам нужен язычок?
Дети: Чтобы мы могли говорить.
Воспитатель: Да, язык нужен для того, чтобы мы могли говорить.
Воспитатель: Давайте проведём ещё один опыт - узнаем, для чего ещё нам нужен язык. Вам нужно узнать с закрытыми глазами, что вы съели.
Дети закрывают глаза, воспитатель по очереди даёт им попробовать дольки мандарина.
Воспитатель: Что это?
Дети: Мандарин.
Воспитатель: Правильно. Открывайте глаза. Мандарин был теплый или холодный?
Дети: Тёплый.
Воспитатель: Ребята, что мы выяснили: с помощью языка мы определяем теплоту продукта. А ещё язык помогает переворачивать кусочки пищи при жевании.
Воспитатель: Давайте немножко отдохнём.
Дети встают в круг.
Физкультминутка: « Веселый язычок».
(Скачут как лошадки по кругу):
На меня ты посмотри
И за мной ты повтори:
Цок – цок – цок, мой язычок, (цокают язычком)
Скачет - скачет мой дружок.
Язычок мы свой не прячем,
Как лошадка ловко скачем.
(Руками изображают колокольчик):
На меня ты посмотри
И за мной ты повтори:
Дин – дон - дон, дин – дон - дон,- (произносят вместе с воспитателем)
Язычок мой говорит.
Язычок мой говорит,
Колокольчиком звенит.
(Поднимают руки вверх, качают ими влево - вправо):
На меня ты посмотри
И за мной ты повтори:
У-у-у, у-у-у. (произносят «у-у-у»)
Язычок мой не горюет,
Он, как ветер, дует, дует.
Дети возвращаются на свои места.
Воспитатель: Продолжим наши опыты. Мы знаем, что язык помогает нам говорить, определять теплоту продукта, переворачивать кусочки пищи при жевании, а в чём ещё он нам помогает? (Ответы детей).
Воспитатель: Язык помогает нам определить вкус продуктов. Вот мы сейчас с вами этим и займёмся - будем определять вкус разных продуктов.
Воспитатель по очереди раздаёт детям на пробу кусочки лимона, солёного огурца, сахара и грейпфрута. Вкус каждого продукта выясняется.
Воспитатель: Что это вы попробовали?
Дети: Лимон.
Воспитатель: Какой он на вкус?
Дети: Кислый.
Воспитатель: А это что вы попробовали?
Дети: Сахар.
Воспитатель: Какой он на вкус?
Дети: Сладкий.
Воспитатель: А это что?
Дети: Огурец.
Воспитатель: Какой он на вкус?
Дети: Солёный.
Воспитатель: А это, кто знает, что вы попробовали? (Ответы детей).
Воспитатель: Это грейпфрут. Он какой по вкусу?
Дети: Горький.
Воспитатель: Молодцы. А кто - нибудь знает, что помогает язычку определять вкус? (Ответы детей).
Воспитатель: Язык определяет вкус, а помогают ему в этом вкусовые сосочки, которых очень много на язычке.
Воспитатель открывает схематическое изображение языка.
Воспитатель: Давайте, проведем еще один опыт. Возьмите ватную палочку, смочите её в воде, затем обмакните в блюдце с сахаром и приложите палочку поочередно к основанию языка, к кончику языка, к боковым частям ближе к основанию языка, к боковым частям ближе к кончику языка.
Воспитатель демонстрирует эксперимент, дети повторяют за ним.
Воспитатель: А теперь подумайте и скажите, где живут «сладкие сосочки»?
Дети: На кончике языка.
Воспитатель: Правильно. (Показывается на схеме расположение «сладких сосочков»).
Теперь возьмём другую ватную палочку. Обмакнём её в лимонный сок и опять приложим к тем же местам: к основанию языка, к кончику языка, к боковым частям ближе к основанию языка, к боковым частям ближе к кончику языка.
Воспитатель подсказывает, где находится лимонный сок, дети выполняют задание.
Воспитатель: Скажите, где живут «кислые сосочки»?
Дети: Сбоку, ближе к кончику языка.
Воспитатель: На боковых частях языка, ближе к кончику языка. (Показывается на схеме расположение «кислых сосочков»).
Возьмите следующую ватную палочку, обмакните её в воду, а потом в соль. Приложите ватную палочку к основанию языка, к кончику языка, к боковым частям ближе к основанию языка, к боковым частям ближе к кончику языка.
Воспитатель подсказывает, где находится соль, дети выполняют задание.
Воспитатель: Где живут «соленые сосочки»?
Дети: Сбоку, ближе к основанию языка.
Воспитатель: На боковых частях языка, ближе к основанию языка. (Показывается на схеме расположение «солёных сосочков»).
Возьмите последнюю ватную палочку, обмакните её в горчицу. Приложите ватную палочку к основанию языка, к кончику языка, к боковым частям ближе к основанию языка, к боковым частям ближе к кончику языка.
Воспитатель подсказывает, где находится горчица, дети выполняют задание.
Воспитатель: Где живут «горькие сосочки»?
Дети: У основания языка.
Воспитатель: Правильно, у основания языка. (Показывается на схеме расположение «горьких сосочков»).
Рефлексия:
Воспитатель: Скажи, Незнайка, понял ты теперь, для чего нужен язык и почему его называют помощником?
Незнайка: Понял.
Воспитатель: А вы, ребята, поняли?
Дети: Да.
Воспитатель: И для чего же нужен язык? (Ответы детей).
Воспитатель: Язык нужен для того, чтобы мы могли говорить, с помощью языка мы определяем вкус и теплоту продукта. А ещё язык помогает переворачивать кусочки пищи при жевании.
Воспитатель: У вас на столах лежат два смайлика – весёлый и грустный. Если вам понравилось занятие, выберите весёлый смайлик, а если не понравилось, грустный.
Дети выбирают смайлики.
Воспитатель: Объясните свой выбор.
Воспитатель узнаёт у детей, почему они выбрали соответствующий смайлик.
Воспитатель: Видишь, Незнайка, как много нового мы сегодня узнали.
Незнайка: Да, спасибо, что помогли мне узнать, зачем нужен язык. Я теперь всегда к вам буду приходить, если что- то не пойму. До свидания, ребята! До новых встреч!
Воспитатель: До свидания, Незнайка! Незнайка ушёл и вы, ребята, свободны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием арт-терапии "В стране Вообразилии"
Интегрированное занятие с педагогом-психологом для развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста с элементами арт-терапии....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Рассказывание сказки « Теремок».
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Тема: «Р...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием информационно - компьютерных технологий "Путешествие в зимний лес".
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием информационно - компьютерных технологий....
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием здоровье сберегающих технологий. Интеграция областей: коммуникация, социализация. ОО « Здоровье» с использованием ИКТ.
Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Системы «ТИСА»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Системы «ТИСА»...
Конспект по исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша
Цель: создать условия для открытия новых знаний в исследовательской деятельности. ...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. Образовательная область: «Познание» Тема: «Помощники человека»
Формировать представление о том, как части тела и органы чувств помогают знакомиться с окружающим миром. Воспитывать желание беречь свое здоровье, умение ухаживать за своим телом....