Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Весна и весенние полевые работы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект со стихами,. Главные герои-воспиталь, Весна, дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_-_vesna_i_polevye_raboty.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад 22

Колпинского района Санкт – Петербурга

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

 «Весна и весенние работы»

(подготовительная группа)

Воспитатель 1квалификационной работы

Гриневич Светлана Дмитриевна

Санкт – Петербург

2015г.

Цель:

  1. Воспитывать у детей желание отражать свои впечатления в различных видах деятельности – познавательной, трудовой, художественно- продуктивной.
  2. Закреплять знания о весне и её признаках.
  3. Уточнять знания народных примет, пословиц, закличек о весне и о труде, народных обрядов, упражнять в различных способах посадок.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций р весенних полевых работах
  2. Беседа о весне
  3. Беседа о перелётных птицах
  4. Заучивание загадок об орудиях труда (плуг, борона, сеялка, трактор)
  5. Заучивание пословиц о труде
  6. Заучивание народных примет о весне

Материал к занятию:

  1. Картинки с изображением птиц (грач, ласточка, жаворонок);
  2. Птицы, сделанные из бумаги;
  3. Картинки – подсказки с приметами весны;
  4. Ящики с землёй;
  5. Семена гороха и огурцов;
  6. Садовый инвентарь (грабли, палочки, лейки);
  7. Картинки (трактор, плуг, борона, сеялка)
  8. Венок для «весны», корзинка, испечённые булочки

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята я сейчас загадаю вам загадку, а вы скажите про что эта загадка?

Заря – Заряница,

Красная девица,

Травку выпускает,

Росу расстилает.

Дети:

О весне.

Воспитатель:

Верно. А какое сейчас время года?

Дети:

Весна.

Воспитатель:

По календарю месяц март. В народе говорили: «Март зиму кончает, весну начинает». Но не хочет уходить от нас зима, то и дело начинает напоминать о себе: утренними заморозками, сугробами снега. И вот, чтобы ускорить приход весны, люди придумали обряд заклинания весны. О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гуляния и игры, призывали весну, поскорее растопить зимний снег, чтобы он не мешал крестьянам в весенней работе на полях и огороде.

Давайте и мы свами вспомним заклички и позовём весну:

1ребёнок:

Весна, весна красная

Приди к нам с радостью

С великою милостью

С рожью золотистою

С овсом кучерявым

С ячменём усатым

2 ребёнок

Весна, весна красная

Приди к нам с сохой, бороной

И лошадкой вороной.

3 ребёнок

Весна, весна проснись от сна,

А ты, зима, ступай за моря!

Надоела тынам, наскучила

Наши ручейки заморозила.

Воспитатель:

В старину старики говорили, что хороводы – веснянки зиму замыкают, травы выпускают. Давайте и мы споём веснянку и поможем зиме уйти до следующего года.

Дети встают около стульчиков и поют песню «Ой, бежит ручьём вода, нет ни снега, нет ни льда…»

Воспитатель:

Ребята, а как мы догадаемся о приближении весны?

Дети:

Дни становятся длиннее, солнце светит и греет, птицы возвращаются из тёплых краёв…

Воспитатель:

Верно. Кто помнит, как говорили в народе о том, что птицы являются вестниками весны?

«Сорок сороков птиц летят, весну несут».

Здесь, на картинках, нарисованы птицы, которые первыми прилетают к нам весной.

Дети:

Грач, жаворонки, ласточки, скворцы.

Воспитатель:

Кто может загадать про них загадки?

1 ребёнок

Чёрный, проворный

Кричит «крак»

Червякам враг (грач)

2 ребёнок

Спереди у птички шильце,

Позади у птички вильце,

Сама птичка мала,

Но за морем была (ласточка)

3 ребёнок

Он первым весну несёт

Песни на всю Русь поёт (жаворонок)

Воспитатель:

Больше всего в народе любили звонкого певца жаворонка, который своими трелями переливчатыми заставляли весну пробудиться ото сна. 22 марта, когда день становится равен ночи, в каждом доме лепили жаворонков: кто из теста, кто из тряпок, кто из бумаги. Мы тоже свами делали птиц. Давайте возьмём их в руки и будем, как в старину заклинать весну.

Дети с воспитателем:

Жаворонушки, перелётушки!

Прилетайте к нам

Принесите нам

Весну ясную, весну красную

Воспитатель:

А теперь отпустим наших птичек. Может весна откликнется и придёт к нам в гости. Скажем: «Лети! Неси!»

На волю птичек выпускаем в преддверьях матушки – весны.

Входит взрослый в костюме весны.

Весна:

Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы. Спасибо вам, что меня ждали, звали – позывали. А что вы обо мне можете рассказать? Может кто то из вас вспомнит приметы весны.

Дети:

  1. Длинные сосульки – к холодной весне.
  2. Грач прилетел – скоро снег сойдёт.
  3. Март с водой, апрель – с травой, цветами.
  4. Мартовская вода лечебная – от веснушек
  5. Первым весенним дождём смачивают голову, и волосы растут быстро, ка весенняя трава.
  6. Верба зацвела – последние льдины на реке растают.

Весна:

Так всё хорошо обо мне рассказали, и за это я поиграю с вами в игру «Матушка – весна»

Дети встают в круг и водят хоровод

Идёт матушка – весна

Отворяй ворота

Первый март пришёл

Всех детей провёл

А за ним апрель

Отвори окна и дверь

А уж как пришёл май

Сколько хочешь, гуляй.

Ходит матушка – весна

По полям, лесам одна:

Отворяй, отворяй, отворяй ворота.

Весна:

Весна – это время начала полевых работ. Хочу узнать, знаете ли вы, какие работы проводятся в поле до посева семян. Вот в лукошке у меня картинки, но они перепутались. Сделаем так. Девочки выбирают картинки, относящиеся к труду крестьян в старину. Мальчики выбирают и раскладывают картинки о труде людей в наши дни. Разложите картинки в определённой последовательности из работы.

(Дети раскладывают картинки на столе)

Весна:

Давайте рассмотрим картинки и расскажем, что за орудия труда.

Воспитатель показывает на картинку, дети называют:

Дети:

Плуг, борона, сеялка, трактор

Весна:

Молодцы. А сейчас поиграем в игру «Огородник»

На пеньке я сижу

Мелки колышки тешу

Огород горожу

Разны овощи сажу

Ребята, кто быстрее соберёт овощи в корзинку? Тот и выиграет.

Хорошо поиграли. А сейчас превратимся в огородников и будем сажать семена, которые я вам приготовила. Одевайтесь, берите нужные орудия труда и подходите к нашим грядкам. А что будем сажать – отгадайте.

Раскололся тесный домик

На две половинке

А посыпались оттуда

Бусинки – дробинки.

Дети:

Горох

Весна:

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Крепкие,

зелёные, хороши солёные.

Дети:

Огурцы.

Весна:

А как будем сажать? Кто знает?

Дети:

Граблями разровняем землю, палочкой сделаем неглубокую ямку и положим туда горошину или семечко огуречное, посыплем землёй, польём.

Дети сажают семена

Весна:

Вы трудились, а я смотрела, какие вы все красивые были в это время. Недаром русская пословица гласит: «Труд украшает человека»

Дети всегда были помощниками взрослым, их с любовью называли: «Маленький, да удаленький».

Ребята, какие пословицы о труде вы знаете?

Дети:

  1. Труд кормит, а лень портит.
  2. Маленькое дело лучше большого безделья.
  3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
  4. Сделал дело – гуляй смело.

Весна:

Давайте и мы хоровод заведём, ведь русский народ умел не только работать, но и повеселиться любил после работы.

Дети вместе с весной водят хоровод «Светит месяц».

Весна:

Хорошо поработали, повеселились, пора и подкрепиться. Попробуйте моих пирожков (или выпечными птичками – жаворонками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весенний подарок".

Интегрированное занятие с большим колличеством видов деятельности. Итог -ручной труд....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: «Весеннее путешествие в степь»

Программное содержание:Воспитывать у детей чувство симпатии к родной природе, развивать умение работать сообща (парами), оказывать помощь и поддержку друг другу в трудной ситуации.Развивать речь детей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в весенний лес»

Тема: «Путешествие в лес»Возраст: Вторая младшая группаПриоритетная образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитиеЗадачи: Образовательная: З...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Весенние лоскутки" для детей средней группы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы на тему: "Весенние лоскутки"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие в весенний лес"

Интегрируемые образовательные области:Познавательное развитиеСоциально-коммуникативное развитиеРечевое развитиеХудожественно-речевое развитиеФизическое развитие...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию " Весенний домик для птичек"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию для детей 1 младшей группы – «Весенний  домик  для птиц» «Строим домик для птичек»...