Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему
Здесь привожу примерный план развития кругозора и познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_krugozora_i_poznavatelno-issledovatelskoy_deyat-sti.docx | 37.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКТЯБРЬ.
Развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности.
Живая природа | Дата | Неживая природа | Дата |
|
|
Развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности.
Взаимодействие человека с природой | Дата | Художественное слово | Дата |
Составление коллекции плодов и семян деревьев и кустарников, которые растут на экологической тропинке. Составление коллекции - игры «Кто питается шишками?» Сравнение шишек ели и сосны. Опыты. Опыт по знакомству со свойствами почвы: имеет разный состав (глинистая, песчаная, чернозем). Цель: подвести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав. Содержание. В три стеклянные банки насыпать различную почву, залить водой, взболтать. Дети увидят, что песок скоро осядет, глина долго будет находиться в воде в виде мути. Предложить детям оставить следы на песчаной и глинистой почве. Сделать выводы о том, что песок пропускает воду, а глина задерживает. В третьей банке всплывут оставшиеся в почве корешки растений. Обратить на них внимание детей, уточнить, что через корни растения впитывают из почвы питательные вещества и влагу. | Чтение художественной литературы. В. Бианки «Месяц полных кладовых», «Зима скоро»; А. Майков «Осень»; А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила»; К. Бальмонт «Осень»; А. Блок «Осенний день высок и тих»; С. Есенин «Отговорила роща золотая...»; И. Бунин «Осень в чаще леса»; А. Барто «Перед отлетом", А. Кольцов «Урожай»; Э. Сорби «Осенние колосья», «Прощание с журавлями»; Е. Благинина «Улетают -улетели»; М. Пришвин «Последние грибы», «Птицы и листья»; Сказки: “Сказка о козе лупленой”, русская народная сказка "Кот - серый лоб, козел да баран"; С. В. Михалков “Как старик корову продавал”; К. Ушинский “Слепая лошадь”, “Спор животных”; Пословицы: Кошке игрушки, а мышке слезки. Корова на дворе – еда на столе. Собака человеку неизменный друг. Конь бежит – земля дрожит. Корову палкой бить - молока не пить. Старая собака понапрасну не лает. Через силу и конь не скачет. Загадки про домашних животных; Физминутки: “Корова”, “Козочка”, “Кошка”, “Котик”; Пальчиковая гимнастика: “Два козлика”, “Поросята”; Считалки: “Шла коза по мостику”, “Конь ретивый”, “Свинка ходит по бору”; Потешки: “Привяжу я козликов к белой березке”, “Уж как я ль мою коровушку люблю!”; Дидактические игры: “Я знаю 5 названий домашних животных”, “Кто как говорит”, “Что ты будешь делать”, “Корова с теленком”, “Кто, чем питается”, “Третий - лишний”, “Животное домашнее или дикое”, “Любимые детки”; |
НОЯБРЬ.
Развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Закрепить представление о последнем периоде осени. Ноябрь — это ворота зимы. (Дождь идет часто со снегом; средняя температура становится ниже 0°С. Наблюдения за термометром; дуют холодные ветры. Ввести понятие «снеговей».)
2. Развивать умение устанавливать связи между продолжительностью дня и ночи и освещением (почему ноябрь называют «сумерки года»).
3. Формировать представления об образе жизни зверей в лесу (внешний вид, повадки).
4. Развивать умственную операцию «сравнение», умение составлять описательные рассказы.
5. Воспитывать вдумчивое, осознанное отношение к животным и растениям.
6. Продолжать формировать познавательный интерес к человеку (органы чувств — слух).
Живая природа | Дата | Неживая природа | Дата |
|
|
Развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности.
Взаимодействие человека с природой | Дата | Художественное слово | Дата |
Наблюдение за работой людей -Обратить внимание на то, что продают в овощном ларьке. Спросить, кто вырастил урожай. Напомнить, что люди заготавливают некоторые фрукты и овощи на зиму. Формир. понимание связи между нарастанием холода и состоянием растений. -Обратить внимание на то, что люди оделись в теплую одежду. Беседа о том, что многие животные тоже готовятся к зиме, меняют свои шубки на более теплые и менее заметные. Формировать понимание связи между нарастанием холода и подготовкой животных к зиме. -Наблюдение за работой дворников. Они собирают последнюю опавшую листву в мешки. Беседа о том, почему нельзя листву жечь в городе. Экскурсии, наблюдение за окружающим: 1-я неделя: Пройти по участку, отметить изменения произошедшие в нем: деревья стоят без листвы, исчезли насекомые, на улице пасмурно, холодно, люди оделись в теплую одежду. Систематизировать представления детей о сезонных изменениях в природе. 2-я неделя: Обратить внимание на тонкий лед на лужах. Формировать представления о переходе веществ из жидкого состояния в твердое. Закрепить знания о свойствах льда. 3-я неделя: Наблюдение за строительными работами на крыше. Что там могут делать рабочие? Какие меры предосторожности надо соблюдать при работе на высоте? 4-я неделя: Попросить детей назвать приметы надвигающейся зимы. Сравнить зиму и осень. Беседа о том, какие развлечения несет нам новое время года. | Чтение художественной литературы. В. Бианки «Месяц зимних гостей», «Смотрины зимы»; Л. Кубарев «Кому, где тепло?»; С. Есенин «Нивы сжаты»; Н. Слад-ков «Синичкин запас», «Почему ноябрь пегий»; А. Пушкин «Дни поздней осени...»; Е.Чарушин «Собака», «Лиса»; А. Барто «Лиса»; Б.Заходер «Лиса и крот»; В. Сухомлинский «Старый пес»; Т. Снегирев «Топ». Фольклор Загадки о домашних и диких животных, скороговорки, поговорки. Беседы. «Как следы осени искали» (предложить детям на прогулке заметить «следы» осени, а в группе зарисовать; Объяснить и разучить пословицу «Первый снежок не лежок». Объяснить и разучить примету «Если вороны садятся на нижние ветки деревьев, будет ветер». Разучить скороговорку «Сени в лесу встретят лису». Пальчиковая гимнастика «Кормушка» Обучающая ситуация «Айболит рассказывает о пользе комнатных растений» . Дидактические игры. «Какое небо» , «Узнай растение» . |
ДЕКАБРЬ.
Развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности.
Живая природа | Дата | Неживая природа | Дата |
Наблюдение за зимующими птицами. Цели:
Наблюдение за березой зимой. Цели:
Наблюдение за елью. Цель: закреплять умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев. Наблюдение за вороной. Цели:
Наблюдение за снегирем. Цели: — формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них; знакомить с характерными особенностями снегиря. Наблюдение за голубями. Цель: закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними). Наблюдение за ивой. Цели:
| Наблюдение за снегом и льдом. Цели: — формировать реалистическое понимание неживой природы; — закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). Наблюдение за солнцем. Цели: — продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза; — формировать интерес к неживым объектам природы. Наблюдение за снегопадом. Цели:
Наблюдение за состоянием природы. Цели: — учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях; — закреплять умения воспринимать описание узоров на окне. Наблюдение за ветром. Цели: —- формировать представление об одном из признаков зимы — метели; — учить определять направление ветра. |
Развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности.
Взаимодействие человека с природой | Дата | Художественное слово | Дата |
Наблюдение за автокраном. Цели:
Наблюдение за работой дворника. Цели:
— прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде. Уборка снега на своём участке, постройки из снега. Подкормка птиц "Птичья столовая" Измерение температуры воздуха на солнечной стороне и в тени, есть ли разница? Украшение деревьев цветными льдинками. Опыт: "Как работает термометр" | Чтение художественной литературы. 1.С.Маршак. Декабрь. Январь. Февраль. 2.И.Никитин. Встреча зимы. 3.С.Есенин. Поет зима аукает. 4.А.Пушкин. Вот север тучи нагоняя. Идет волшебница зима. Зимнее утро. 5.Н.Носов. На горке. 6.И.Токмакова. Как на горке снег, снег. 7.Е.Явецкая. Зима-рукодельница. 8.И.Токмакова. Оттепель в городе. 9.А.Блок. Ветхая избушка. 10.И.Соколов-Микитов. Зима вьюжная. 11.В.Бианки. Холодно в лесу, холодно! 12.И.Суриков. Зима. 13.В.Лунин. Зима. 14.Н.Артюхова. Белый лёд. 15.Г.Скребицкий. На лесной полянке (Зима). 16.С.Козлов. Мне приснились морозы. 17.Л.Чарская. Зима. Зимние загадки Хоть сама и снег, и лёд, А уходит — слёзы льёт. (Зима)
Снег на полях, Лёд на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зима)
Укрыла землю пуховым одеялом, Сковала реки крепким льдом, Узоры на окне нарисовала Искристым белым серебром. (Зима)
Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. (Зима)
Седая хозяйка Тряхнёт перинки — Над землёй снежинки. (Зима) |
МАРТ.
Развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности.
Живая природа | Дата | Неживая природа | Дата |
1.Птицы: чувствуют весну, весело скачут, чирикают, стайками купаются в лужах, греются на солнце. Вороны начинают постройки гнёзд, синицы поют. Наблюдение за воробьем Наблюдение за сорокой 2.Комнатные растения: активный рост, оживление. 3.Деревья: на вербе и сирени набухают почки. Сравнить их с почками на ветках в вазе. 4.Длительные наблюдения за ростом овса, перцев, лука и рассады цветов. 5.Насекомые: просыпаются сонные мухи. | 1. Наблюдение за увеличением светового дня (графические модели). Дать понятие о дне весеннего равноденствия (21 марта) - день равен ночи. 2. Наблюдение за сезонными изменениями 3.Наблюдение за сосульками 4. Наблюдение за проталинами 5. Солнце греет ярче и сильнее. 6. Небо голубое и высокое, разновидности облаков. 7. Снег оседает, становится рыхлый, ноздреватый. Обратить внимание, где снег тает быстрее. 8. Сосульки: как образуются, почему днём тают? С какой стороны их больше? 9.Ручьи: откуда они берутся? В каком направлении бегут и почему? 10.Капель: откуда берётся? |
Развитие кругозора и познавательно - исследовательской деятельности.
Взаимодействие человека с природой | Дата | Художественное слово | Дата |
1. Уборка снега и льда с территории участка. 2.Развешивание скворечников (совместно с родителями). 3.Уборка участка от опавших веток. 4. Посев овса и семян цветов. 5. Пересадка и черенкование комнатных цветов. 6. Наблюдение за работой дворника 7. Наблюдение за легковым автомобилем Опыт: «На свету и в темноте» Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Материалы. Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей. Процесс. Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак. Итоги. Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось питание). | Загадки о весне Старый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса - Вот и к нам пришла ... (Весна)
Была белая да седая, Пришла зелёная, молодая. (Зима и весна)
Пословицы, поговорки, приметы о весне
Весна длинным днем красна. Весна красная, а лето страдное. Весна красна цветами, а осень снопами. Весной дождь парит, а осенью мочит. Весенний день – что ласковое слово. Стихи о весне
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование по теме: Развитие у детей кругозора и познавательно - исследовательской деятельности в природе.
В помощь другим педагогам....
Образовательная область «Познание».Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы.Тема: «О чем поют птицы весной?»
Дети вместе с воспитателем в ходят в группу украшенную зелеными листочками, цветочками, бумажными птичками.Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по весеннему лесу.Воспитатель пр...
Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности.
Здесь привожу примерный план развития кругозора и познавательно-исследовательской деятельности для старшей группы....
Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста по программе "Детство"
Задачи, методы и приемы для развития кругозора и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего возраста по программе "Детство"....
Конспект образовательной деятельности «Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе»
Конспект образовательной деятельности «Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе» Тема: « Творческий конкурс экскурсоводов» (презентация проекта «Картинная ...
Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе по развитию кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе Тема: «Воздух».
Цель: развивать познавательную, исследовательскую активность умение экспериментировать и получать результат. Задачи:1.Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе.2.Познак...
Развитие кругозора и познавательно исследовательской деятельности в природе у детей дошкольного возраста
Задачи: Формирование познавательных действий, становление сознания; развития воображения и творческой активности.Формирование первичных представлений об объектах а свойствах и отношениях в ...