"Сказка о грибах"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
методическая разработка занятия по ознакомлению детей с природой. дать знания детям о грибах съедобных и не съедобных, познакомить с правилами поведения в лесу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_o_gribah.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка о грибах
Цели: Познакомить детей с названиями грибов, цветов, деревьев.
Расширять и закреплять знания детей о природных объектах.
Развивать познавательную активность детей.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: шапочки цветов, грибов, знаки запрещающие плохого поведения в лесу.
Ход мероприятия:
ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА ЛЕСНЫХ ЗВУКОВ
1. Стихотворение «Храм природы»
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
( С.Смирнов)
Ведущий:Сегодня мы совершаем путешествие по замечательной « Книге природы», оживим ее некоторые страницы. Первая наша страница «деревья», (показываю плакат с изображением дерева).
Ребенок: Березы желтою резьбою
Блестят в лазури голубой.
Как вышки елочки темнеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца….
(стихотворение « Дедушка Дерево»)
Ведущий: А теперь угадайте, что это за деревья?
1.Стоит Аленка- платок зеленый
Тонкий стан, белый сарафан ( березка)
2.Листья этого дерева имеют форму сердечка.
Из цветов этого дерева получается вкусный чай.
А из лыка в старину плели лапти. ( липа)
3. Это дерево- долгожитель.
Из веток этого дерева получаются хорошие банные веники (дуб)
4.Какие кустарники цветут еще до распускания листьев?
( ольха, ива, орешник)
Ведущий: Перевернем страничку нашей книги, поговорим о цветах.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное « стой!»
Нам казалось все мало, все мало
А потом в толпе городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
Ведущий: А теперь отгадайте, что это за цветы?
1.Он у дороги к дому весь в пыли торчит,
И путнику больному, ранки заживит. (подорожник)
2.Белая корзинка- золотое донце,
в ней лежит росинка и сверкает солнце (ромашка)
3.Белые горошки на зеленой ножке ( ландыш)
4.Какое растение в народе называют « ветродуйка» (одуванчик)
5.Эх звоночки, синий цвет, с язычком а звону нет.(колокольчик)
Ведущий: Переворачиваем следующую страничку и видим на ней грибы.
Поговорим о грибах.
Разноцветные поганки.
Сами лезут на полянке.
Нам не надо ни одной,
Мы обходим стороной.
Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор.
Нам не нужен мухомор,
Не пойдем на косогор.
Вот и гриб- боровик!
И красив он, и велик!
В толстой шляпке на бекрень,
Ножка крепкая. Как пень.
Ведущий: На этой странице немного остановимся поговорим о грибах. Сейчас мы вам покажем сказку о грибах.
Ведущий:Жили-были сестрица Аленушка и братец Иванушка (входят Иванушка и Аленушка)
Аленушка: Смотри, братец, Иванушка,
В избе светлым-светло1
Какой денек хороший:
Солнечно, тепло.
Берем с тобою по лукошку-
И скорее в путь дорожку,
За ягодами и грибами.
( дети начинают искать грибы)
Ведущий: Потом тропинкою лесною
Они свернули в лес,
Туда, где сосны рослые
Касаются небес.
Где сказки шепчут если,
Березы и дубы,
Где ягоды поспели
И выросли грибы.
Аленушка: Иванушка, не отходи от меня далеко,а то заблудишься.
( Иванушка убегает за бабочкой, остается один).
Иванушка: Ой где я? Сестрица Аленушка, где ты?Ау! Ау!
(появляются Ромашка и Гвоздичка)
Ромашка: Кого ты так громко зовешь?
Иванушка: Кто вы? Откуда?
Ромашка: Стоит в поле кудряшка, белая рубашка,
Сердечко золотое, что это такое?
Иванушка: Я знаю,это ромашка!
Гвоздичка: А теперь отгадай мою загадку:
Красные звездочки по земле рассыпались.
Что это такое?
Иванушка: Это цветы гвоздики. Скажите, а почему в лесу нельзя громко кричать?
Ромашка: Наступило красное лето. Июнь- месяц тишины: птицы на гнездах, у зверей появились детеныши. В лесу надо вести себя тихо, чтобы не напугать лесных жителей.
Гвоздичка: А еще не надо рвать лесные цветы. Их так мало осталось. Пусть цветы украшают наши поля.
Иванушка: Мне об этом рассказывала сестрица Аленушка!
Ромашка: Много любителей лесных прогулок приходит к нам, но не все знают, как надо вести себя в лесу.
Гвоздичка: Иванушка. Мы знаем, что ты заблудился.И мы поможем тебе.
Иванушка: Вот спасибо! Но я хочу есть. Вот и гриб с красной шляпкой. Наверное сыроежка.(тянется к грибу)
Ромашка и Гвоздичка: Нельзя, Иванушка, это гриб ядовитый.
Иванушка:Почему все нельзя да нельзя? А я съем.(Иванушка дотрагивается до гриба, тот хватает его за руку).
Мухомор: Ага,попался! Ты не узнал даже мухомора. Я уведу тебя в царство королевы Бледной поганки.(уводит)
(Ромашка и Гвоздичка уходят за помощью)
Появляется Аленушка и зовет братца.
Аленушка:Ау, Иванушка,где ты? (выходит боровик)
Боровик: НЕ печалься, Аленушка, мы найдем твоего братца Иванушку.
Аленушка: А кто ты?
Боровик: Отгадай кто я: Под старой сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею
Первый найден…..
Аленушка: Вспомнила-боровик! А откуда ты знаешь мое имя?
Боровик: Я все знаю. Белый гриб- мечта всех грибников.
Растем мы в березовых рощах, в сосновых борах,
Дубовых и еловых лесах.
Боровик называют царем грибов.
Аленушка: Ты не видел ли моего братца Иванушку.
Боровик: Нет, не видел. Но может, мои друзья его видели. Вот они идут.
(появляются лисички)
Лисички: Девочка, отгадай нашу загадку:
Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах.
Осень в лес приносят летом
Золотистые….
Аленушка: Лисички! Вас легко узнать!
Лисички: Мы растем в смешанных лесах. Лисички можно варить, жарить.
Они не крошатся, не мнутся. Очень редко встретишь червивые
грибы. Вот каие мы!
( появляются две сыроежки, спорят)
1сыроежка: Я самая красивая!
2сыроежка: Нет, я самая красивая!
1сыроежка: У меня шляпка желтая, как солнышко.
2сыроежка: Подумаешь, а у меня синяя, как голубое небо. Девочка откуда ты?
Аленушка: Я в лесу грибы собирала, зовут меня Аленушкой.
Сыроежки: Отгадай, кто мы:
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных,
Собирай не мешкай,
Это …..
Аленушка: Сыроежки!
1Сыроежка: Правильно! В лесу растет больше всего сыроежек.
Свое название мы получили за то, что при засоле очень скоро
через сутки, становимся готовыми к употреблению. Сыроежки-
друзья малоопытных грибников.
2Сыроежка: Грибы растут всюду. Сыроежки хрупкие грибы.
Аленушка: Дорогие мои Сыроежки и Лисички, скажите, не видели ли вы
моего братца Иванушку?
Лисички: Мы не видели.
Сыроежки: А мы, видели, он в ядовитом, поганом царстве.
Аленушка: А разве такое царство бывает?
1Сыроежка: Есть такое царство,Королевой там Бледная поганка.
В ее царство попадают те, кто не знает грибы.
Аленушка: А как туда пройти?
2сырокжка: Там очень опасно,не ходи туда Аленушка.
Аленушка: А как же Иванушка? Нет пойду за ним. Кто меня туда проводит?
(сыроежки спорят)
Боровик: Не спорьте, мы все пойдем выручать Иванушку из беды.
(покои королевы Бледной поганки, посреди стоит трон)
Шампиньон: Добрый день! Я- главный советник королевы Бледной поганки.
А знаете почему? Ведь я съедобный гриб. Не в лесной чаще мне
расти, а в чистом поле или даже на огороде, на жирной земле.
Шампиньон часто путают с Бледной поганкой.
У поганки пластины под шляпкой белые, а шампиньона- розовые
или даже черные. А теперь- внимание- сюда идет Его
величество Мухомор!
(Входит Мухомор)
Сюда идет Ее величество королева « Бледная поганка»
Бледная поганка: Я королева Бледная поганка.
Я самая опасная из всех грибов, самая ядовитая.
Эти грибы не едят даже черви.
Малые дозы яда бледной поганки использовали в старину
для борьбы со страшной болезнью-холеры.
Мухомор: Я гриб Мухомор. В отличии от поганки, природа наградила меня
Необыкновенной красотой, но красота моя обманчива: яд мой
Вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используются как
средство уничтожения мух.
Бледная поганка: Ваше величество, не было ли в нашем королевстве
каких-либо проишествий?
Мухомор:Было,ваше величество. Сегодня я нашел мальчика, который не знал
даже, кто такой мухомор.
Бледная поганка: Какое невежество! Позвать сюда этого мальчика я хочу
посмотреть на него.
(раздается шум, спорят Сыроежки, выходят грибы, Аленушка)
Шампиньон: Что за шум в покоях королевы?
Бледная поганка: Откуда ты пришла девочка? Зачем пожаловала в наше
опасное царство?
Аленушка: Поклон тебе, королева Бледная поганка.Меня зовут Аленушкой.
Я пришла за своим братцем Иванушкой. Я знаю, он у тебя,
Верни мне его пожалуйста.
Бледная поганка: Хорошо, я отпущу твоего братца, если ты отгадаешь мои
загадки.(шампиньон читает загадки)
Шампиньон: Какой гриб лето кончает?
Аленушка: Это белый груздь. Он пояляется в августе, а это последний месяц
лета.
Шампиньон: Какие грибы лечат?
Аленушка: Гриб чага, мухомор, зеленая плесень.
Шампиньон: Молодец девочка! Загадка третья. Какие грибы летают?
Аленушка: Грибы не летают. Птицу чемгу за ее невкусное мясо называют
еще поганкой.
( Грибы радуются, королева улыбается)
Бледная поганка: Наша гостья хорошо знает грибы. Я сдержу свое слово.
Привести Иванушку(входит Иванушка)
Постойте. Перед расставанием я хочу устроить ему
небольшое испытание. Если Иванушка справится,
забирай его. Не зря меня зовут Бледной поганкой.
(два гриба читают стихотворение)
1гриб: Разноцветные поганки сами лезут на полянки
Нам не надо ни одной, их обходим стороной.
Пучеглазый мухомор боком сел на косогор,
Не пойдем на косогор, нам не нужен Мухомор.
Рядышком с иголками, рыжики под елками,
Не малы не велики и лежат, как пятаки.
2гриб: А во мху, как на подушке, чье-то беленькое ушко,
Это грузь, надо взять, а за ним еще штук пять.
Под осинами, на кочке, гриб в малиновом платочке,
И его придется взять, вот и гриб боровик!
И красив он, и велик, в толстой шапке набекрень,
Ножка крепкая как пень.
Бледная поганка: Иванушка перечисли все названные грибы.
Молодец! Аленушка забирай своего братца!
Шампиньон: Но, а теперь пришло время веселья.
Грибы, Аленушка, Иванушка примите участие в нашем
празднике.
1(исполняется хороводная песня « Во поле береза стояла»)
2. Дети читают стихи о грибах.
Сидит на полянке семейство лисичек-
Полдюжины рыжих- прерыжих сестричек.
Ничуть не боятся их звери и птицы-
Такие веселые эти сестрицы.
Любуются сосны на них и осинки.
А хитрым лисичкам охота в корзинки.
Встану вместе с солнышком, к лесу час ходьбы,
Там в траве под листьями ждут меня грибы.
Здравствуй, лес Березович!
Здравствуй, и клен! А тебе. Боровичок до земли поклон.
Ведущий: А теперь небольшая викторина о грибах.
1.задание (на сцену выходят дети с рисунками грибов)
Назовите все эти грибы и разделите их на две группы:
съедобные и не съедобные.
2.задание Ответьте на мои вопросы:
1. Когда начинается грибная пора?(конец лета,осень)
2.Как правильно собирать грибы?( срезать ножом)
3.Каой гриб называют царем грибов? ( белый гриб)
4.Какие грибы родятся в березняке?( подберезовики)
5. Какие грибы растут на пне? ( опята, ложные опята)
6. Какой гриб считается самым опасным для человека?
( бледная поганка)
7.Какие птицы едят грибы? (глухари)
А теперь веселые частушки
1.Ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно.
Про грибы споем частушки очень замечательно.
2.Шоколадная папаха,белый шелковый мундир
Посмотрев,опенок ахнул: настоящий командир.
3. Не играйте вы, опятки, до темна с Ванюшей в прятки;
Окажите Ване честь- в кузовке местечко есть!
4. Сколько лет тебе, сморчок? Ты по виду- старичок.
Удивил грибок меня: возраст мой всего два дня.
5.Кабы- кабы да кабы, на носу росли грибы,
Сами бы варилися да и в рот катилися.
6.По лесочку шла я,шла, много я грибов нашла
Как увидела медведя, еле ноги унесла.
7.Мы с подружкой в лес ходили, там огромный гриб нашли.
Мы в двоем его тащили, домой еле донесли.
8.Мы частушки вам пропели хорошо ли плохо ли,
А теперь мы вас попросим чтобы нам похлопали.
Ведущий:А в конце нашего мероприятия давайте вспомним о том что мы гости в лесу. И прежде чем, сорвать цветок, сломать ветку дерева,поймать бабочку или уничтожить какого-либо зверя, птицу-остановитесь.Лес легко раним. Он страдает от вмешательства людей в егожизнь. Не причиняйте ему вред.
(выходят дети со знаками в руках, каждый говорит о своем запретном знаке)
НЕЛЬЗЯ:
- разбрасывать мусор в лесу;
- топтать муравейники;
- разорять костры;
-ломать ветки деревьев, кустарников;
-срывать цветы;
- уничтожать зверей, птиц, насекомых.
(дети говорят все хором « БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ»)
Звучит фонограмма лесных звуков
ДЕДУШКА ДЕРЕВО
У дедушки Дерева добрые руки, большие, зеленые, добрые руки…
Какая-то птица на плечи садится, какая-то птица в руках суетится,
Жучище примчался и сел. Качался и все восхищался,
И все восхищался. Стрекозы примчались и тоже качались.
И все свиристели в пуховой постели. Смеялись,качались, качались, свистели.
Дедушка Дерево пчел подхватил и на ладони свои усадил.
У Дедушки Дерева добрые руки.
Наверно их сто или сто двадцать пять.
Чтоб всех покачать, чтоб всех покачать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕТСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОСЕННЯЯ СКАЗКА – ПО ГРИБЫ»
ДЕТСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОСЕННЯЯ СКАЗКА – ПО ГРИБЫ»...
«Игра-драматизация сказки «Под грибом» В.Г. Сутеева
КОНСПЕКТорганизация непосредственно-образовательной деятельности «Игра-драматизация сказки «Под грибом» В.Г. СутееваОбразовательная область «Социализация»...
Развлечение: ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗКИ «Под грибом» в средней группе
Цель: создать условия для заинтересованности детей в театрализованной игреЗадачи:• Побуждать детей к активному участию, использовать все окружающее пространство при игре-драмматизации.• Развива...
Конспект открытой совместной деятельности. Игра - сказка "Под грибом"
Данная работа представляет собой план-конспект открытого занятия с детьми средней группы с использованием прищепок. за основу взята сказка В.Сутеева "Пдо грибом". Игра направлена на развитие мелкой мо...
Сценарий сказки «Под грибом» (по мотивам сказки В.Сутеева Под грибком ). для театрализованного представления детьми старшего дошкольного возраста.
Развивать исполнительские способности детей: умение изменять голос, мимику, изображать героев знакомой сказки. ...
Авторская экологическая сказка "Под грибом" (по мотивам сказки В.Сутеева)
Сказка объясняет детям какой вред может нанести природе человек. Воспитывает бережное отношение к природе....
Драматизация сказки «Под грибом» (в стихах по сказке В. Г. Сутеева)
Цель: Способствовать формированию навыков социального взаимодействия детей средствами игровой деятельности.Задачи:- Обогащать духовный мир ребенка, приобщая его к творчеству, к театральной культу...