Конспект НОД"Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пилигримова Елена Александровна

Познавательно-речевое занятие "Зимующие птицы" для старшей группы. 

Цель: формировать и закреплять знания о зимующих птицах.

Задачи. Образовательные: закреплять знания о зимующих птицах; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы». Воспитательные: формировать доброе и заботливое отношение к зимующих птицам. Развивающие: совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»

Конспект

познавательно-речевого занятия

в старшей группе

по теме: «Зимующие птицы»

Разработала: воспитатель

первой квалификационной категории

 Пилигримова Е. А.

г. Горняк

                                                     2014 г.

Цель: формировать и закреплять знания о зимующих птицах.

Задачи. Образовательные: закреплять знания о зимующих птицах; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы». Воспитательные: формировать доброе и заботливое отношение к зимующих птицам. Развивающие: совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.

Материал. Презентация с картинками и голосами птиц; цветные силуэты птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, свиристель, сова, клест, дятел) с подставками; деревянная кормушка; поднос с ягодами рябины и шиповника, семенами клена, подсолнечника и тыквы; пшено, гречневая крупа, хлебные крошки, сало; письмо от сороки и конверт. Для детей: раскраски по теме, подносы со схематичными деталями частей сороки из бумаги черного (клюв, крыло, голова, лапы, хвост) и белого цвета (туловище). На стене плакаты: «Зимний лес», «Зимняя избушка», под ними кормушка из картона и ветка дерева.

Ход игры

Звучит запись с голосами птиц леса. Дети подходят к воспитателю.

Воспитатель. Чьи голоса вы слышите?

Дети. Голоса птиц.

Воспитатель. Правильно. Было лето, и птицы пели звонко и красиво. Наступила осень, и многие птицы улетели в теплые края. Как называют таких птиц? Верно, перелетные. Назовите перелетных птиц.

Дети. Гуси, грачи, журавли, скворцы, ласточки и другие.

Воспитатель. А некоторые птицы остались зимовать. Как их можно назвать?

Дети. Зимующие.

Младший воспитатель (входит).

Вам пришло письмо от мороки! Вручает воспитателю большой конверт с адресом  детский сад «Сказка».

Воспитатель (читает письмо).

«Дорогие ребята! Приглашаю вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы? Тогда садитесь!».

Дети садятся за столы и выполняют первое задание Сороки: «Сложи птицу!». На столах лежат детали частей тела птицы, из которых дети собирают птицу (на желтом фоне). Ребенок, выполнивший задание первым, делает то же на доске.

Воспитатель. Какую птицу вы сложили?

Дети. Сороку.

Воспитатель. Из каких частей вы её составили?

Дети. Туловище, голова, крылья, хвост, лапки.

Воспитатель. Давайте подумаем: для чего птичке клюв, крылья, лапки, перышки, хвост, коготки, глазки, шейка? (Ответы детей). А все ли птицы одинаковые? Чем они отличаются? (Ответы). Верно, размером, окраской, формой частей тела и т.д. Молодцы! С первым заданием справились. А теперь давайте пройдем на лесную полянку. Для этого надо встать, повернуться направо и сделать шесть шагов вперед, три раза хлопнуть за спиной и сесть полукругом на коврик.

Дети выполняют инструкцию упражнение на ориентировку в пространстве и выполняют второе задание Сороки: «Отгадай загадки и расскажи об отгадке!». Дети отгадывают загадки, воспитатель достает цветной силуэт птицы и ставит его на стол. Дети рассказывают о птицах. Воспитатель дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц.

Первая загадка

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит.

Дятел – врач лесного царства, очищает кору деревьев от личинок вредных насекомых. Крепким, прямым, острым клювом добывает из-под коры жуков-короедов и гусениц и слизывает их длинным языком, покрытым липкой слизью. А еще дятел любит полакомиться: срывает с ветки еловую или сосновую шишку, закрепляет ее в развилке дерева и вылущивает вкусные семена. У дятла жесткие перья хвоста и короткие лапки, с обращенными назад двумя пальцами. Это помогает ему передвигаться вертикально по стволу дерева.

Вторая загадка

Спят деревья, спит трава,

Но не спит всю ночь она.

Учит мама малышей

По ночам ловить мышей.

Сова – хищная птица. Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись в глубоком дубле. Великолепно видит в темноте. А слух у нее в пятьдесят раз лучше, чем у человека. Пышное оперение защищает ее от холода, а закругленные крылья и широкий короткий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти совы устроены так, что птица может крепко хватать добычу и ловко лазить по стволам деревьев.

Третья загадка

Птичка на большой сосне

Нам стрекочет: «Кле-кле-кле!».

Твердый клюв похож на крест,

Семена из шишек ест.

У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенками, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама-клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа-клест.

Воспитатель. Где живут эти птицы?

Дети. В лесу.

Воспитатель. Как их можно назвать?

Дети. Это лесные птицы.

Затем дети выполняют третье задание Сороки: «Поиграй-ка!» (организуется подвижная игра «Птички»).

Птички в гнездышке сидят (дети приседают)

И на улицу глядят (поворачивают голову в сторону).

Погулять они хотят

И тихонько все летят (дети разлетаются, машут руками, как крыльями).

Снова в гнездышке сидят (дети приседают).

Затем проводится пальчиковая гимнастика «Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек – стайка». Дети произносят слова, загибают пальцы, начинаю с мизинца; в конце сжимают пальцы в кулачки.

Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек - стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – Совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко,

Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички, по домам! Дети садятся полукругом на свои места и выполняют четвертое задание Сороки: «Отгадай и назови!».

Воспитатель.

Различаемся мы цветком,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем –

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите!

Дети называют зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, свиристель), воспитатель выставляет их цветные силуэтные изображения. Дети отмечают характерные признаки птиц, воспитатель дополняет ответы при необходимости.

У снегиря ярко-красная грудка, а крылья, хвост и шапочка черные. Кормится ягодами, добывая из них семена.

Синица – небольшая птичка, брюшко у нее желтое, спинка зеленоватая, головка черная, щечки белые. Летом питается насекомыми, семенами растений, а зимой прилетает поближе к жилью человека.

У воробья спинка коричневая, с широкими  продольными черными полосами, хвост и крылышки темно-бурые, а голова серая.

У сороки голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, длинный и прямой как стрела. Сороки – птицы нужные и полезные. Они деревья от жуков и личинок спасают, всякий мусор, как дворники, клювом своим подбирают.

Ворона – крупная птица. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а грудка и спинка серые. Вороны – всеядные птицы.

У свиристелей оперение нарядное, розовато-коричневого цвета. Голову украшают задорные серебристо-розовые хохолки. А на крыльях ярко-красные ровные полоски. Свиристели любят спелые ягоды рябины, боярышника.

Затем дети выполняют пятое задание Сороки: «Расставь птиц!». На стене висят плакаты «Зимний лес» и «Зимняя избушка», под ними кормушка, сделанная из картона, ветка дерева.

Воспитатель. Ребята, выбираете по одной птице, называете ее и находите ей место в лесу или на кормушке, около человеческого жилья.

Образец: «Клест живет в лесу, он питается семенами сосновых и еловых шишек».

Воспитатель (рассказывает о том, почему некоторые птицы зимой перелетают ближе к человеку и человеческому жилью). Зимующие птицы питаются не только насекомыми и червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят крошки хлеба, крупу и в холодное время года могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка, и тогда зимняя подкормка спасает их от гибели. Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам? (Ответы).

А теперь встанем, повернемся направо, сделаем пять шагов вперед, посмотрим сначала наверх, потом налево, наклонимся, заглянем в шкаф.

Дети выполняют шестое задание Сороки: «Найти предмет!». Находят деревянную кормушку и поднос с заготовленной подкормкой для птиц: ягодами шиповника, несоленым салом, пшеном, семечками, белым хлебом, овсом и т.д.

Воспитатель (вместе с детьми проговаривает, что находится на подносе). Здесь корм на любой вкус: мягкие хлебные крошки, сытные, аппетитные семечки, полезный геркулес, вкусные спелые ягоды, питательно свежие сало.

Дети несут кормушки к столику, где стоят фигурки птиц, и выполняют седьмое задание Сороки «Наполни кормушки для зимующих птиц!». Наполняют кормушку, проговаривая, кого хотят угостить и чем.

Образец: «Насыплю для воробья семечек, потому что они аппетитные, сытные».

Затем дети выполняют восьмое задание Сороки: «Назовите правила подкормки птиц!». Называют правила (воспитатель при необходимости помогает): кормушки вешают в тихих местах на ветках деревьев, кустарниках; наполняют их каждый день; во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпают больше; кормушки регулярно очищают от шелухи, сора, снега; никогда не кормят птиц черным хлебом и соленым салом.

Воспитатель. Настало время выполнить последнее, девятое задание Сороки: « Не зевай – на вопросы отвечай!». И так вопросы.

- Как называют птиц, которые не улетает в теплые края? (Зимующие).

- Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу).

- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест).

- Кого называют «доктором лесного царства»? (Дятел).

- Почем зимой нужно подкармливать птиц? (Зимой корма птицам не хватает).

- Понравилось вам путешествие? (Ответы).

Воспитатель (читает вторую часть письма Сороки). «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы, разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму. И я надеюсь, что вы расскажете о нас другим детям. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша Сорока».

Воспитатель раздает детям подарки от Сороки – раскраски «Птицы».

Воспитатель. Выполним пожелания Сороки? Отнесем эту кормушку к нам на участок. А еще, я думаю, нужно рассказать детям из других групп о зимующих птицах. Давайте сделаем альбом «Птицы» и подарим его ребятам. В этот альбом поместим ваши рисунки, аппликации и рассказы о птицах и о том, как нужно заботиться о них.

Кормушку дети относят на участок, находят для нее место и подкармливают птиц ежедневно. Постепенно создают альбом «Птицы» и дарят его детям старшей и средней группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Знатоки зимующих птиц"

Конспект открытого занятия....

Конспект НОД "Зимующие птицы"

Данный материал содержит стихи, малоподвижные, речевые игры и упражнения, разнообразные виды работы с детьми по теме "Зимующие птицы". Конспект подробный.           ...

Конспект занятия "Зимующие птицы"

На занятии дети знакомятся с основными представителями зимующих птиц Астраханского края....

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия «Зимующие птицы»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недо...

Конспект НОД "Зимующие птицы"

Цель: Развитие познавательных и творческих способностей детей,  формирование  отзывчивости, любови к природе, птицам, желание помогать им.  Задачи:  1.Расширить, закрепит...