Открытое занятие по экспериментальной деятельности "Удивительные камни"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Оробец (Лихачёва) Валентина Александровна

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

 

Задачи:

Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький);  поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Развивающие: развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

 

Демонстрационный и раздаточный материал:

·        Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.

·        Сундучок ощущений.

·        Камни на каждого ребенка.

·        Лупы.

·        Стакан с водой, ложка.

·        Большие подносы.

·        Салфетки маленькие.

·        Салфетки большие.

 

Предварительная работа:

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.

 

Словарная работа: жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

г. Мичуринска Тамбовской области

Конспект интегрированного занятия

по экспериментальной деятельности и математике

Тема: "Удивительные камни"

старшая группа от 5 до 6 лет

Провела и подготовила

                                               Воспитатель: Оробец В. А.

Мичуринск – Наукоград 2015

Тема: "Удивительные камни"

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи:

Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький);  поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Развивающие: развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

Демонстрационный и раздаточный материал:

  • Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.
  • Сундучок ощущений.
  • Камни на каждого ребенка.
  • Лупы.
  • Стакан с водой, ложка.
  • Большие подносы.
  • Салфетки маленькие.
  • Салфетки большие.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.

Словарная работа: жёсткий, плотный, шершавый, ш ероховатый.

Ход занятия:

Дети встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит сундучок ощущений, воспитатель достает из сундучка камень.

Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами побудем немножко учеными. Мы будем делать опыты с камнями. Прошу вас занять свои места. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов?

(Воспитатель  напоминает предназначение каждого предмета).

Для 1 Опыта вам нужно повнимательней рассмотреть камни и определить их цвет. Покажите мне пожалуйста у кого есть  белый камень,  у кого коричневый, у кого серый и т.д.

Какой же цвет у камней может быть?

Ответы детей: разноцветные.

Вывод: камни по цвету бывают разноцветные.

А сейчас на ваших столах лежат 2 листа бумаги. Один красные, другой белый. На красный лист вы разложите круглые камни, а на белый угловатые иои похожие на многоугольники.

Какая же форма у камней?

Ответы детей: разная.

Вывод: камни имею разную форму.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).


Для 2 Опыта я предлагаю вам разложить на столе перед собой камни от маленького к большому.

Ребята, какого размера бываю камни?

Ответы детей: разного.

Вывод: камни бывают разных размеров.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

Камни

Большой                             Средний                           Маленький

Для 3 Опыта я предлагаю вам стать весами. Возьмите в одну ладошку самый большой, а в другую ладошку самый маленький камень. Какой тяжелее камень большой или маленький.

Ответы детей:

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске). 

Опыт № 4. Возьмите понравившейся вам камень. Погладьте его. Какой он  на ощупь гладкий или шершавый?

Ответы детей:

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

Камни

Оформление аквариума

          Гладкий                                                          Шероховатый

Опыт № 5. В одной руке у вас камень, а в другую руку возьмите лупу. Давайте рассмотрим камень через лупу. Посмотрите, какие крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры на камнях. Какие красивые камни? Правда?

А геологи рассматривают их по своему. Они знают как использовать их на благо человека.

Уголь – его используют в виде топлива для разжигания огня.

Мрамор - самое широкое применение, получил мрамор в строительстве в производстве строительных материалов и предметов интерьера.

Гранит - в строительном  дизайне камень является одним из главных элементов. Ценится он, прежде всего, за долговечность и прочность.

Известняк - это осадочная порода. Благодаря своей природной привлекательности, гибкости и многочисленным преимуществам в качестве материала для строительной и отделочной отраслей, он используется как дизайнерами и озеленителями в качестве напольного покрытия в виде плиток или плит, чтобы украсить подъезды, ванные комнаты и кухни.

Ученые используют камни для разных целей, а мы их будем использовать как гантели.

Физкультминутка.


           Для следующего Опыта № 7 я предлагаю те камешки, которые у вас в ладошках положить в стакан с водой, что с ними случилось?

Ответы детей:

Вывод: Да, ребята камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

(Воспитатель показывает схему – рисунок, прикрепляет на доске).

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо написано  в рисунках и схемах. А сейчас я назначу среди вас одного ученого, попрошу  надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней?

 (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.)

Воспитатель: Но на этом наши опыты не заканчиваются. Я хочу вам дать задание.  Сегодня, когда мы выйдем на прогулку, вы  соберете в ведерко камни по признакам, которые сегодня вы запомнили на нашем занятии. А вечером вы самостоятельно определите их свойства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Удивительный магнит" (открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе.)

Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяяя выраженные качества и свойства....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: « Волшебный воздух»

Открытое занятие по экспериментально познавательной деятельности поможет педагогам ДОУ сформировать знания детей о свойствах воздуха....

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности "Воздух, которым мы дышим" (с использованием методов ТРИЗ)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНОВАТЕЛЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ«ВОЗДУХ, КОТОРЫМ МЫ ДЫШИМ» (с использованием методов ТРИЗ)Алдашкина Н.П.воспитатель МАДОУ д/с № 29городского округа г. НефтекамскВозраст:...

Конспект открытого занятия по экспериментально - познавательной деятельности в старшей группе " Удивительные свойства воздуха"

Это занятие позволяет познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения . Развивает познавательную активность в процессе эксперементирования ....

Открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие в мир камней»

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование....

Открытое занятие . Исследовательская деятельность " Свойства Камней"

Конспект открытого занятия  в подготовительной группе " Какие бывают камни"...