Открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие в мир камней»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti_v_starshey_gruppe.docx | 28.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе
«Путешествие в мир камней»
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни);
- Классифицировать камни по разным признакам, выявлять их свойства и особенности;
- Формировать представления детей о магните;
- Расширять представления детей опытным путём о свойствах камня (твердый, тонет в воде) и магнита (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).
Развивающие:
- Развивать исследовательские навыки: принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и навыки.
- Поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас детей различными терминами, умение строить доказательную речь.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе;
- Вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.
- Формировать навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием.
Материал и оборудование: коллекция камней; изделия из янтаря, жемчуга; емкости с водой, лупы; магниты, различные предметы для опытов (скрепки, монеты, предметы из пластмассы, дерева, ткань, стеклянные камни, куски резины), стеклянные стаканы с водой, картон; «Чудесный мешочек» с камнями; картинки для игры «притягивает – не притягивает».
Ход занятия
Организационный момент: «Приветствие»
Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости!
Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуй небо (руки вверх)
Здравствуй земля (приседают)
Здравствуйте мои друзья (руки в перед)
1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)
Вместе будем мы играть. (беремся за руки)
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно и отгадайте загадку.
В сережках у мамы огнем он горит,
В пыли на дороге ненужным лежит,
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Воспитатель: Ребята, о чём это загадка? (О камнях). Сегодня мы с вами вспомним все, что мы узнали в этом году о камнях. А в этом нам помогут истинные знатоки камней - герои сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Сегодня гномы у нас в гостях.
Воспитатель: А давайте дадим гномам наши имена. Например, по дням недели.
Это гном по имени Понедельник. Он любит строить и всё знает о камнях - строителях. Вспомните, из чего построили свои домики три брата - поросёнка (Ответы детей).
А из чего строят дома люди? (Из дерева, хвороста, камня, досок и т.д.). Всё правильно, дома можно строить из чего угодно, но самые надёжные дома получаются из камня.
Демонстрирует булыжник, известняк, ракушечник, песчаник.
Какой круглый камень! А что это за камень? (галька). А где можно раздобыть гальку? Интересно, почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок - острые углы постепенно исчезают, камешки становятся округлыми).
У нас в Крыму на Южном побережье очень много галичных пляжей.
Гном по имени Вторник увлекается драгоценными камнями. Всё своё время он посвящает драгоценным камням. Он знает о камнях все мифы, легенды, сказания. В основном все драгоценные камни используют для украшения ювелирных изделий, таких как кольца, серьги, различные подвески, колье и браслеты. (Обращает внимание на презентацию, коллекцию). В древние времена различные драгоценные камни различались лишь по их цветам. Название «рубин» было дано всем камням красного цвета. Все зеленые камни называли изумрудами, а все голубые – сапфирами и топазами. Установилось, что ценность драгоценного камня зависит не только от его цвета, блеска и редкости, но также и от его твердости. Самый твердый драгоценный камень – алмаз. Из – за твердости его также применяют в приборостроении.
Это гном Среда. Он интересуется камнями, которыми можно писать. Ребята, а кто назовёт мне камни, которыми можно писать и рисовать? (показывает мел, уголь). Ими действительно легко рисовать на асфальте. А на бумаге, вы, чем рисуете? (Карандашами). Если быть точными, его грифелем, изготовленным из графита - тёмно- серого мягкого минерала.
Гном по имени Четверг изучает камни, образовавшиеся из растений и животных. Что это за камни? (Янтарь, жемчуг (демонстрация камней)
Ребята, покажите мне, пожалуйста, знакомые вам камни и расскажите, чем они вам запомнились? (Дети дают ответы, как зародилась жемчужина (из песчинок). Янтарь – окаменевшая ископаемая смола, затвердевшая живица древнейших хвойных деревьев).
Гном по имени Пятница приглашает вас в свою лабораторию для проведения научных экспериментов.
Но прежде, давайте вспомним привила поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов.
-Не толкаться,
- не кричать,
- в рот не чего не брать и не пить,
- в лабораторию заходить в специальной одежде.
Правильно, ребята. Давайте оденем фартуки.
Опыт № 1 «Что видно на камне?».
Рассмотреть разные камни через лупу. Что вы видите?
Вывод: камень имеет кристаллики, трещины, узоры, крапинки, ямочки, узоры и др.
Опыт № 2 «Твердость камня»
В одну руку взять камень, в другую - пластилин. Сжать обе ладони. Сравнить, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему?
Вывод: Камень твёрдый.
Опыт № 3 «Тонет - не тонет».
Что произойдёт, если мы опустим камень в воду? Может ли он плавать? Возьмём гальку и с окатыш керамзита. Сравним их по весу, затем одновременно опустим в воду. Что произошло с каждым из них? Почему?
Вывод: Камни тонут в воде, а в керамзите много пузырьков воздуха. Поэтому он не тонет.
Опыт № 4 «Могут ли камни издавать звуки?»
Постучим разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются?
А может ли камень шипеть? Возьмём кусочек мела и капнем на него соком лимона. Что происходит? (Камень злиться, «Шипит» - ему не нравится лимонный сок).
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек»
(В мешочке только камни). Дети достают камень и описывают его.
(самый маленький, круглый камень, похожий на пуговичку; овальный, самый лёгкий камень; тяжёлый, шершавый камень.
А сейчас я предлагаю вам немного размяться.
Физкультминутка
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (наклоны в стороны).
Катятся, катятся камешки прочь (приседают медленно на корточки)
Раскатились камешки, и с той самой поры (поворот вокруг себя)
Ничего не осталось от нашей горы! (садятся на корточки)
Гном по имени Суббота изучает магниты. Он знает одну старую легенду о том, как появился магнит. Хотите ее послушать?
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнес пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к черным камням, которые в изобилии лежали под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Тогда он снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнес понял, что эти камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и удивил этими камнями соседей. От имени пастуха и появилось название «Магнит».
Понравилась вам легенда? (Ответы детей) Вот теперь можно приступать к изучению магнита.
Воспитатель: Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?
Ответы детей: Магнит притягивает предметы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, все ли предметы притягивает магнит?
Ответы детей: Нет, магнит притягивает только железо.
А теперь посмотрите, какие предметы лежат у нас на столах?
Дети перечисляют:
1. кусочек ткани,
2. деревянный карандаш,
3. пластмассовая пуговица,
4. ластик резиновый
5. стеклянный камень
6. металлические монетка и ключ.
Опыт № 1. «Что притягивает магнит?»
Воспитатель: Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит. Дети выполняют задание…
Как проверить правильный ли выбор вы сделали? Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита).
Какие предметы притянул магнит? (монета, ключ).
А какие не притянул? (Кусочек ткани, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу).
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
Воспитатель: давайте продолжим знакомство с другими свойствами магнита.
Опыт №2. «Задача на смекалку»
- Бросьте в стакан с водой монету. А теперь попробуйте достать монету, не намочив при этом рук. Как мы сможем это сделать (Предположения детей) (прислоняем магнит к стакану на уровне монеты и двигаем магнит с монетой по стенке стакана вверх).
Из этого опыта, что мы узнали о магните?
Вывод: Магнит притягивает через препятствия. Он может действовать через стекло и воду.
Опыт № 3 «Танец скрепок»
(на картон высыпаются скрепки, под картоном магнит).
Скрепки лежат спокойно, смотрите внимательно: я магнит ставлю под картон и вожу им, что вы заметили?
Дети: скрепки двигаются за магнитом.
(Дети выполняют задание)
— Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнит действует через картон.
Ребята, гном по имени Воскресенье любит играть. Давайте поиграем вместе с ним.
Игра «Притягивает - не притягивает»
Вы магниты – я буду показывать картинки с предметами, если предмет примагничивается – руки вперед, если нет – руки за спину.
Молодцы! (картинки – ножницы, мяч, кастрюля, , карандаши, самовар, замок, сапоги, тетрадь и т. д.)
Подведение итогов
Воспитатель: Мы с вами сегодня провели много интересных опытов и даже научились делать чудеса. На этом мы с вами не остановимся, ещё много опытов проведём в дальнейшем. Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии? Что было сложным и вы испытывали трудности с выполнением?
Мне тоже понравилось, как вы занимались и я вам приготовила небольшие подарки, вот такие магнитики – смайлики. (раздача подарков).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Маши»
Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Маши» Цели и задачи.· Продолжать формировать у детей инт...
Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности в старшей группе "Путешествие в страну Вообразилию"
Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи: - побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, вообра...
Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Маши»
Цели и задачи.Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.Продолжать формировать у детей способы обследования разных материалов и предметов (бумага, песок, вода, магнит).По...
Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Маши»
Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе...
Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие в лес-чудес»
Цели и задачи.Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.Продолжать формировать у детей способы обследования разных материалов и предметов (бумага, песок, вода, магнит).По...
Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности в старшей группе "Путешествие в страну сказок и фантазии»
Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности в старшей группе "Путешествие в страну сказок и фантазии»...
Конспект открытого занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе «Путешествие Капельки»
Конспект открытого занятия по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие Капельки» Цель;Познакомить со свойствами воды,создать целостное пре...