Занятие с детьми старшей группы по познавательному развитию: «Вода - волшебница».
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
- расширить и закрепить знания детей о роли воды в жизни человека;
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность
- воспитывать умение действовать в коллективе, воспитывать чувство взаимопомощи;
- воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу;
- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение;
- развивать логическое мышление;
- стимулировать познавательную активность детей, вовлекать в диалог, побуждать высказываться на данную тему из личного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_puteshestvennitsa.doc | 1.91 МБ |
"Развитие любознательности у детей" из опыта работы. | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Развитие любознательности у детей на занятиях
Любознательность ребенка может являться основой возникновения устойчивого познавательного интереса, направленного на определенный предмет и определенную деятельность. Любознательность позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.
В развитии любознательности детей дошкольного возраста решающее значение имеет их игровая и практическая деятельность, осуществляющаяся , прежде всего в ходе учебных занятий, предусмотренных программой ДОУ. Любознательность дошкольников выражается, в их многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Побуждению вопросов и познавательной активности содействует такая форма работы с детьми, когда они предстают перед новой ситуацией, новым явлением, или материалом, в котором еще не все объяснено педагогом. С помощью вопросов дети стремятся познать то, что им еще не известно и не совсем понятно. Вопросы носят познавательный характер и свидетельствуют о развитии любознательности, стремлении познать окружающий мир. В процессе воспитания и учения мир, окружающий ребенка раскрывается постепенно - от познания конкретных фактов и явлений к пониманию и установлению связей. И прежде всего это проходит в процессе поисково-исследовательской, деятельности путем проведения экспериментов и проектов. Я вижу, что это вызывает у детей восторг. Ведь в процессе исследования раскрывается причина наблюдаемого явления, дети самостоятельно подходят к умозаключениям , приобретая знания о свойствах и качествах объектов. Так, например, в процессе работы над проектами «Космос», «Деревья нашего участка», «Зеленая аптека», «Выращиваем фасоль в комнатных условиях», «История моей семьи» дети проявили свою любознательность и заинтересованность, в результате чего появились такие продукты детской деятельности, как: рисунки, поделки из бумаги и бросового материала, придуманные детьми истории, сказки, презентации, фотоальбомы.
В процессе такой деятельности подвожу ребенка ребенка к тому, чтобы он увидел и сформулировал проблему - поставил вопрос и получил возможность узнать ответ. К каждому детскому вопросу отношусь, как к самому значимому. Предоставляю ребенку возможность самостоятельного поиска ответов, что учит его думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Считаю, что это открывает путь к формированию самостоятельности и критичности детской мысли .
Моя задача состоит в том, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие интеллектуальную активность ребенка и умение задавать вопросы. Например: «Смотрите, на стене солнечный зайчик!». Дети обращают внимание и сразу же после восторга куча вопросов: «а как?», «а почему?» и т. д. ». Или побуждаю к новым вопросам: "Зачем человеку ресницы?", "Откуда появляются слезы?" О человеческих взаимоотношениях, например: "Почему взрослых надо слушаться?", "Что такое чувства?", "Как я появился?" Если вопрос оказался сложным, отвечаю точно и доступно. Обязательно хвалю ребенка за хороший вопрос и желание узнать « Ребята, какой молодец Миша, что заметил такую интересную деталь!» Стараюсь не только отвечать на вопросы детей, но и обращаться с вопросами к самим детям, активизируя тем самым мысль ребенка, побуждая к сравнениям, вызывающим припоминание прошлого или рассуждения.
Обязательным условием, возникновения познавательного интереса, считаю, должны быть дидактически продуманные занятия и игры.
В подготовке к занятиям использую различные яркие, красочные, эстетические пособия, материалы, дидактические, развивающие, подвижные, пальчиковые, театрализованные игры, способствующие познавательной активности. Ведь у дошкольников на данном этапе присутствует наглядно - образное мышление. Ребенку необходимо рассмотреть предмет, изобразить его, домыслить, используя мимику, речь, движения. Для развития интеллектуальной активности и любознательности применяю такие игры, как «Чудесный мешочек», «Доскажи словечко», «Что лишнее?», «Где спрятан предмет?», «Изобрази животное» и т.д.
Детям пяти-шести лет любопытно узнать об образе жизни человека, о способах передвижения человека и животных в разных сферах (на земле, в воде, воздухе, под землей), о труде взрослых, о разных профессиях. Они готовы представить себя на месте другого человека и понять, что именно трудно или легко сделать, как нужно поступить в той или иной ситуации, запомнить некоторые правила и нормы поведения в определенных обстоятельствах. Они могут воспроизвести длинные цепочки разных действий, направленных на достижение осмысленного результата. В данном случае это происходит через сюжетно – ролевые игры, дающие детям первичную социализацию, в результате – приобретение знаний, житейского опыта на их уровне.
Чем большими знаниями ребёнок обладает, тем больше растёт и его любознательность. Самые лучшие ученики получаются из детей любознательных, так как процесс получения знаний им интересен.
Моя практика показывает, что любознательные дети более инициативны, целеустремленны, трудолюбивы, настойчивы, уверены в себе, и все это способствует успеваемости в школе. Следовательно, развитие любознательности выступает в качестве одной из важных задач современного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника
Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....
Перспективный план работы с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию
Перспективный план работы с детьми старшей группы по познавательно речевому развитию...
НОД взрослого с детьми старшей группы по "Познавательному развитию" воспитателя Рассказовой Натальи Владимировны, тема "Друзья спешат на помощь"
НОД взрослого с детьми старшей группы по "Познавательному развитию", тема "Друзья спешат на помощь"...
Конспект НОД с детьми старшей группе по познавательному развитию на тему: "Зимующие птицы".
Конспект НОД с детьми старшей группы по познанию на тему: "Зимкющие птицы"....
Развивающее занятие для детей средней группы по познавательному развитию "Вода-помощница"
Дошкольники знакомятся с явлениями неживой природы – водой. Расширяются представления о свойствах воды и ее значении для человека. Проводятся с водой элементарные опыты. Формируются поняти...
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию « Былинные богатыри земли русской» с использованием здоровьезберегающих педагогических технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи:Обучающие:Познакомиться с оружием богатырей;Сформи...
Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию «Вода-водичка»
Конспект был разработан с целью дать детям представление о значении воды в нашей жизни....