Конспект НОД «Свойства воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Дубакова Валентина Владимировна

-Развивать у детей познавательный  интерес через знакомство с техникой проведения опытов с водой, актуализировать знания воспитанников о том, кому нужна вода, формировать на основе опытов представление о следующих свойствах воды: «замерзает - тает - испаряется», «прозрачность», «вода – растворитель». Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проведение опытов с водой38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           НОД «Свойства воды»

Цель: формирование навыков экспериментирования с водой, прививать интерес к исследовательской деятельности.

Задачи:

-Развивать у детей познавательный  интерес через знакомство с техникой проведения опытов с водой, актуализировать знания воспитанников о том, кому нужна вода, формировать на основе опытов представление о следующих свойствах воды:

«замерзает - тает - испаряется», «прозрачность», «вода – растворитель»;

-Развивать  речь, наблюдательность, логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать и делать выводы, умение общаться друг с другом во время проведения опыта.

-Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Интегрирование областей: ОО «Познание», ОО «Чтение художественной литературы», ОО «Труд», ОО «Физическая культура».

Оборудование: Ландграф, компьютер, слайды, вырезанные картинки с изображением всего живого на земле, и «Как использует человек воду», стакан с водой, стакан с молоком, пуговицы, кусок льда, краски, ложечки, голубая ткань, аудио запись звука воды, медальки с капелькой воды.

                                                              Ход  НОД:  

В: Ребята, сегодня, мы свами будем проводить опыты, а с чем мы будем экспериментировать и о чем говорить, вы должны отгадать. Предлагаю внимательно послушать стихотворение:

 « Если руки ваши в ваксе, если на нос сели кляксы,

    Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

    Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

    Без чего мы скажем прямо, человеку умирать?

    Чтобы лился  дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

    Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,

    Чтобы не было беды  – жить нельзя нам без воды».

В: Дети, о чем  говориться в стихотворении? (Ответы детей: о воде)

В: Кому нужна вода?  Я предлагаю создать модель «Кому нужна вода?». Нужно выложить на  голубую ткань-это будет вода, картинки с изображением тех, кому нужна вода. ( Дети  по очереди выкладывают картинки, перечисляют, кому нужна вода).

В: Вода необходима всему живому на земле. Без воды не было бы жизни на земле. Так как вода очень важна в жизни человека, предлагаю вспомнить, как человек использует воду. (Звучат звуки льющейся воды). Давайте на ландграфе выложим картинки с изображением использования воды человеком, а затем сравним с картинкой на компьютере. (Дети выполняют задание).

                      Опыт 1:

В: Ребята, что значит «прозрачный»? Найди в группе прозрачный предмет. (Ответы детей). Перед вами стаканчики с водой и с молоком, набор мелких пуговиц. Ребята,  что вы можете сказать о воде? Какая она? Какого цвета? (Ответы детей:  вода не имеет цвета, прозрачная)

В: Давайте проверим. Возьмите пуговицу и опустите в стакан с водой. Вы ее видите? (Да) Какого она цвета? (Дети называют цвет пуговицы) Значит, какая вода?  (Ответы детей: вода прозрачная)

В: А молоко, какого цвета? (Ответы детей:  белого) Молоко прозрачное или нет? (Ответы детей: молоко непрозрачное)

В: Давайте проверим. Закройте глаза, а я опущу в молоко пуговицы, ваша задача отгадать какого цвета пуговицы я опустила. Открываем глаза. Какого цвета пуговица в вашем стакане с молоком, вы можете сказать? (Нет) Почему? (Ответы детей: молоко непрозрачное) Теперь предлагаю взять ложечки и вытащить пуговицы. Можете, теперь сказать, какого они цвета? (Ответы детей)

В: Всегда ли вода бывает прозрачной? Вспомните, вчера на прогулке мы рассматривали воду в луже, какая была вода? (Дети отвечают: смотрели на свое отражение в луже и не видели его). А почему вода мутная?

В: А где можно увидеть свое отражение? Давным-давно, в старину, когда не было зеркала, люди рассматривали себя, наклонившись над рекой, бочкой с водой. Появляется слайд: предметы отражаются в воде.

                 Опыт2:

В: Ребята, а как вы думаете, как из воды получить лед? (Ответы детей:  зимой вынести на улицу, вода от холода замерзнет, или поместить воду в холодильник, в морозилку.)

В: Первое свойство воды: от холода замерзает (Появляется слайд с изображением льда).

В: Ребята, посмотрите, я беру баночку с горячей водой, накрываю ее крышечкой с дырочками и кладу лед сверху крышечки. Посмотрите, у нас в баночке пошел дождик. А как вы думаете, почему? ( Ответы детей: лед начал таять, и вода начала капать в баночку). Ребята, положите кусочки льда на ладошку. Дети, что произошло? (Дети отвечают: лед начал таять от тепла рук).

В: А почему весной тает лед и снег? (Дети отвечают: солнышко припекает, становится тепло). Появляется слайд на весеннюю тему.

В: Второе свойство воды: тает.

В: Дети, есть еще одно свойство воды. Вы, наверное, видели, когда чайник кипит, то из него идет пар. (Показывается слайд с кипящим чайником). Под воздействием очень высокой температуры вода испаряется. Это третье свойство воды.

                                Физкультминутка  «Дождик»

В: Предлагаю немного отдохнуть, повторяйте за мной движения и слова.

  «Капля первая упала – кап!                      (Присаживаются показывают первую каплю на дорожке)

  И вторая прибежала – кап!                        (То же самое)

  Мы на небо посмотрели,                           (Встают, смотрят вверх)

  Капельки кап-кап запели,                          (отбивают капли пальчиками на   коленях)

  Намочились лица. Мы их вытирали.       (движения согласно тексту)

  Туфли – посмотрите – Мокрыми стали.                (Показывают руками вниз и смотрят)

  Плечами дружно поведем (Движение плечами) И все капельки встряхнём.           (Встряхивают кистями рук)

  От дождя мы убежим,                                               (Бег на месте)

  Под кусточком посидим                                            (Нагибают голову, прикрывая её руками)

                          Опыт3:

В: Ребята, перед вами вода и сухие краски, я предлагаю высыпать их воду. (Дети высыпать краски, ложечкой размешивают воду).

В: Дети, какая вода была до добавления красок? (ответы детей: прозрачная, бесцветная) Какого цвета вода стала сейчас? (ответы детей) Что произошло с краской? (ответы детей: она растворилась, перемешалась с водой)

В: Правильно, краски смешались с водой и окрасили воду в разные цвета. Вода – очень хороший растворитель.

В: Перейдем к другому столу и посмотрим, как краски будут растворяться в молоке. Краскам что-то не дает раствориться в молоке.

В: Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет? Молоко начнет двигаться, а краска перемешиваться. А заставили мы молоко двигаться с помощью обычного моющего средства, оно растворило жир в молоке, который не давал краскам раствориться. В воде краски растворялись лучше, поэтому вода –  лучший растворитель, чем молоко

В: А теперь, подведем итог:

Я предлагаю вспомнить, о каких свойствах воды мы сегодня узнали. (Ответы детей: вода не имеет цвета, она прозрачная; в холоде вода застывает, в тепле – тает; при кипении превращается в пар, вода – хороший растворитель).

За вашу помощь в опытах дарю вам капельки воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Свойства воды"

Опытно-исследовательская деятельность с детьми 3-4 лет...

Конспект занятия "Свойства воды"

Опытно-экспериментальная деятельность...

Конспект занятия "Свойства воды"

Конспект занятия "Свойства воды" для детей старшего возраста....

конспект НОД "Свойства воды. Проделки Каркуши"

использование опытно-экспериментальной деятельности в процессе воспитания и обучения дошкольника....

Конспект НОД "Свойства воды"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  «Вода. Свойства воды»Программное содержание:§  Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.§  Учит...

Конспект Нод "Свойства воды" для детей среднего дошкольного возраста

Этот материал могут использовать воспитатели для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект НОД "Свойства воды и воздуха" в старшей группе

развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде....